Решение по делу № 12-280/2016 от 13.07.2016

Дело № 12-280/2016

РЕШЕНИЕ

Город Северодвинск

20 сентября 2016 года

Судья Северодвинского городского суда Архангельской области Чистяков Олег Николаевич, в помещении суда по адресу: Архангельская область, город Северодвинск, улица Ломоносова, дом 107А, рассмотрев дело об административном правонарушении по жалобе защитника Постникова Александра Андреевича на постановление о наложении штрафа по административному делу ..... от 15 июня 2016 года, вынесенное руководителем контрольно-ревизионной инспекции Архангельской области Рыбаковым Александром Юрьевичем в отношении начальника муниципального казенного учреждения «Управление культуры и общественных связей Администрации Северодвинска» Суровцевой Натальи Владимировны,

установил:

постановлением руководителя контрольно-ревизионной инспекции Архангельской области о наложении штрафа по административному делу ..... от 15 июня 2016 года (в редакции определения об исправлении описки от 17 июня 2016года) начальник муниципального казенного учреждения «Управления культуры и общественных связей Администрации Северодвинска» Суровцева Н.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ), с наложением административного штрафа в размере 10000рублей.

Защитник Суровцевой Н.В. – Постников А.А. в поданной жалобе и дополнениях к ней просит отменить постановление, дело возвратить должностному лицу на новое рассмотрение. В суде жалобу поддержал по изложенным в ней основаниям, просил производство по одиннадцати эпизодам прекратить в связи с истечением срока давности привлечения к ответственности, по одному эпизоду – в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Кроме того, просил принять во внимание малозначительность административного правонарушения.

Проверив дело в полном объеме, рассмотрев доводы жалобы, выслушав объяснение защитника, заключение прокурора Бостана Е.И., полагавшего постановление о назначении административного наказания законным и обоснованным, нахожу постановление подлежащим отмене, а производство по делу об административном правонарушении прекращению в силу следующего.

В соответствии с постановлением заместителя прокурора города Северодвинска о возбуждении дела об административном правонарушении от 03.06.2016 Суровцевой Н.В. как должностному лицу – начальнику муниципального казенного учреждения «Управление культуры и общественных связей Администрации Северодвинска» вменялось в вину предоставление в период с 29.01.2015 по 03.09.2015 бюджетных субсидий с нарушением условий их предоставления, а именно невключение обязательных условий, предусмотренных пунктом 3 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в текст двенадцати соглашений о предоставлении субсидий, заключенных муниципальным казенным учреждением 29.01.2015 (соглашение №37), 02.02.2015 (соглашения №41 и №42), 05.02.2015 (соглашение №48), 10.02.2015 (соглашения №49, №50, №51), 24.03.2015 (соглашение №59), 15.04.2015 (соглашение №60), 18.05.2015 (соглашения №69/1 и 69/2), 03.09.2016 (соглашение №73).

Согласно части 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ предусмотрен двухгодичный срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения бюджетного законодательства.

В соответствии с частью 3 статьи 4.5 КоАП РФ за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения.

Анализ приведенного правового регулирования позволяет сделать вывод о том, что срок давности привлечения должностного лица к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ, в соответствии со специальной нормой, содержащейся в части 3 статьи 4.5 данного Кодекса, составляет один год.

Вменяемые в вину Суровцевой Н.В. двенадцать эпизодов предоставления муниципальных бюджетных субсидий с нарушением порядка их предоставления по двенадцати отдельным соглашениям, не образуют единого длящегося административного правонарушения, поэтому с учетом требований части 1 статьи 4.4 КоАП РФ срок давности привлечения её к ответственности подлежит исчислению применительно к каждому событию отдельно со дня, следующего за днем его совершения.

То есть сроки давности привлечения Суровцевой Н.В. к административной ответственности по части 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ истекают 29.01.2016 (соглашение №37), 02.02.2016 (соглашения №41 и №42), 05.02.2016 (соглашение №48), 10.02.2016 (соглашения №49, №50, №51), 24.03.2016 (соглашение №59), 15.04.2016 (соглашение №60), 18.05.2016 (соглашения №69/1 и 69/2), 03.09.2016 (соглашение №73).

В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Таким образом, начальник муниципального казенного учреждения «Управление культуры и общественных связей Администрации Северодвинска» Суровцева Н.В. необоснованно привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ по одиннадцати эпизодам, имевшим место 29.01.2015 (соглашение №37), 02.02.2015 (соглашения №41 и №42), 05.02.2015 (соглашение №48), 10.02.2015 (соглашения №49, №50, №51), 24.03.2015 (соглашение №59), 15.04.2015 (соглашение №60), 18.05.2015 (соглашения №69/1 и69/2).

В данной части дело об административном правонарушении подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности на основании пункта 6 части 1 статьи24.5 КоАПРФ

Проверяя законность привлечения Суровцевой Н.В. к административной ответственности в отношении факта предоставления бюджетной субсидии по соглашению от 03.09.2015 № 73, заключенному муниципальным казенным учреждением «Управление культуры и общественных связей Администрации Северодвинска» в лице начальника с Северодвинской местной молодежной общественной организацией «Военно-исторический клуб «Средневековье», суд приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, в решении представительного органа муниципального образования о местном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями.

Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, а также федеральными законами, предусматривающими создание государственных корпораций и государственных компаний. Указанный порядок должен содержать положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидию, и органами государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий иными некоммерческими организациями, не являющимися государственными (муниципальными) учреждениями.

В силу пункта 3 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации при предоставлении субсидий, указанных в пункте 2 настоящей статьи, обязательным условием их предоставления, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий, является согласие их получателей (за исключением государственных корпораций и компаний) на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления.

В судебном заседании установлено, что Решением Совета депутатов Северодвинска от 12.12.2014 № 105 «О местном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» (приложение № 6) утверждено финансирование муниципальной программы «Молодежь Северодвинска» в 2015 году в размере 21424,7 тыс. руб. Этим же Решением определено, что Управление культуры и общественных связей Администрации Северодвинска является главным распорядителем бюджетных средств.

Пунктом 11 Перечня проектов, подлежащих финансированию в 2015 году по муниципальной программе «Молодежь Северодвинска», утвержденного Постановлением Администрации Северодвинска от 16.01.2015 №3-па, предусмотрено финансирование молодежного историко-спортивного фестиваля «5 часов в Средневековье» за счет средств местного бюджета в сумме 40000 рублей. Исполнителем проекта является СММОО «Военно-исторический клуб «Средневековье», сроки реализации проекта 15.01.2015 – 15.10.2015.

Постановлением Администрации Северодвинска от 16.01.2015 №3-па определено, что соглашения о предоставлении субсидий в рамках муниципальной программы «Молодежь Северодвинска» заключаются Управлением культуры и общественных связей Администрации Северодвинска (пункт 5 Порядка, утвержденного Постановлением Администрации Северодвинска от 16.01.2015 №3-па).

Начальником муниципального казенного учреждения «Управление культуры и общественных связей Администрации Северодвинска» на дату совершения вменяемого правонарушения (03.09.2015) являлась СуровцеваН.В.

Управлением культуры и общественных связей Администрации Северодвинска, по адресу: город Северодвинск, улица Бойчука, дом 2, в лице начальника Управления Суровцевой Натальи Владимировны 03.09.2015 было заключено соглашение о предоставлении бюджетной субсидии № 73 о предоставлении субсидии из местного бюджета на реализацию социального проекта «Молодежный историко-спортивный фестиваль «5 часов в Средневековье» в сумме 40000 руб. Северодвинской местной молодежной общественной организации «Военно-исторический клуб «Средневековье».

Сумма субсидии перечислена получателю субсидии платежным поручением №815820 от 07.09.2015.

При этом, Управлением культуры и общественных связей Администрации Северодвинска в заключенное соглашение не включено условие о согласии получателя на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления, что в силу требований пункта 3 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации является обязательным условием предоставления субсидии.

Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела об административном правонарушении, в том числе текстом соглашения № 73 от 03.09.2015, графиком финансирования проекта, платежным поручением о перечислении субсидии № 815820 от 07.09.2015, итоговым информационным отчетом о реализации социального проекта в рамках муниципальной программы «Молодёжь Северодвинска» на 2014 – 2016 годы, актом сдачи приемки выполненных мероприятий, предусмотренных социальным проектом.

Доводы защитника Постникова А.А. о том, что в разделе 5 соглашения о предоставлении субсидии содержатся все необходимые условия, предусмотренные бюджетным законодательством, опровергается текстом соглашения № 73 от 03.09.2015 и не свидетельствует об отсутствии события административного правонарушения.

Положения пункта 3 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации являются непосредственно действующими, независимо от включения их в соответствующие муниципальные нормативно-правовые акты, определяющие порядок предоставления конкретных бюджетных субсидий. Следовательно, в заключенном соглашении главный распорядитель бюджетных средств обязан был предусмотреть обязательные условия предоставления бюджетной субсидии, но не сделал этого.

Выдача бюджетной субсидии без получения предварительного письменного согласия получателя бюджетных средств (в соглашении о предоставлении субсидии или дополнительном соглашении) на проведение в отношении контрольных мероприятий, установленного пунктом 3 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, является нарушением условия предоставления субсидии.

Таким образом, суд находит доказанным, что главным распорядителем бюджетных средств – Управлением культуры и общественных связей Администрации Северодвинска в лице начальника Суровцевой Н.В. нарушены условия предоставления в рамках муниципальной программы «Молодёжь Северодвинска» бюджетной субсидии Северодвинской местной молодежной общественной организации «Военно-исторический клуб «Средневековье».

Вина должностного лица Суровцевой Н.В. заключается в том, что она, являясь начальником Управления культуры и общественных связей Администрации Северодвинска не обеспечила выполнение главным распорядителем бюджетных средств условий предоставления субсидии из средств местного бюджета, хотя имела необходимые полномочия и возможности обеспечить исполнение требований бюджетного законодательства в полной мере.

Вместе с тем, судья полагает заслуживающими внимания доводы защитника Постникова А.А. о малозначительности совершенного административного правонарушения.

При производстве по делу установлено, что принципы адресности и целевого использования средств местного бюджета Суровцевой Н.В. не были нарушены. Средства местного бюджета на сумму 40000 рублей направлены на цели, которые предусмотрены муниципальной программой «Молодежь Северодвинска» на 2014 – 2016 годы и за счёт тех бюджетных ассигнований, которые были выделены на эти цели. Нецелевого использования бюджетных средств не допущено.

Профинансированный по соглашению от 03.09.2015 социальный проект «Молодежный историко-спортивный фестиваль «5 часов в Средневековье» был проведен исполнителем, что отражено в итоговом информационном отчете о реализации социального проекта в рамках муниципальной программы «Молодёжь Северодвинска» на 2014 – 2016 годы, а также в акте сдачи приемки выполненных мероприятий, предусмотренных социальным проектом.

Более того, предоставление бюджетной субсидии без получения предварительного согласия получателя бюджетных средств на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления, не повлекло фактической невозможности проведения проверки исполнения условий предоставления субсидии и выполнения запланированных мероприятий.

Так, справкой от 22.10.2015 подтверждается, что проверка целевого расходования получателем субсидии на реализацию социального проекта «Молодежный историко-спортивный фестиваль «5 часов в Средневековье» в сумме 40000 рублей в отношении получателя бюджетной субсидии Северодвинской местной молодежной общественной организации «Военно-исторический клуб «Средневековье» была проведена. В ходе проверки нарушений не выявлено.

Прокурор Бостан Е.И. в суде подтвердил, что в ходе прокурорской проверки не было выявлено каких-либо препятствий к осуществлению проверок соблюдения получателем субсидии условий, целей и порядка их предоставления главным распорядителем бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами финансового контроля.

Доказательств того, что получатель бюджетной субсидии воспрепятствовал осуществлению государственного и (или) муниципального финансового контроля в связи с невключением вышеуказанных условий в текст соглашения, в материалах дела нет и суду при пересмотре дела не представлено.

Указанное свидетельствует, что совершенное СуровцевойН.В. правонарушение является малозначительным.

Изложенные в проверяемом постановлении выводы об обратном, не являются убедительными.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

При прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, не ставится под сомнение виновность лица в совершении административного правонарушения, а указанное лицо освобождается лишь от административной ответственности.

В квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного не может быть отказано только на том основании, что в статье КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.

Разрешая вопрос о прекращении производства по делу, судья исходит из того, что при оценке формальных составов правонарушений, последствия деяния не имеют квалифицирующего значения, однако не могут не приниматься во внимание правоприменителем при выборе конкретной меры ответственности.

Пренебрежительное отношение к формальным требованиям публичного порядка как субъективный признак содеянного присуще любому правонарушению, посягающему на общественные отношения.

Вместе с тем, сопутствующие такому пренебрежению условия и обстоятельства подлежат выяснению в каждом конкретном случае при решении вопроса о должной реализации принципов юридической ответственности и достижении ее целей.

Характер и обстоятельства правонарушения, совершенного начальником муниципального казенного учреждения «Управление культуры и общественных связей Администрации Северодвинска» Суровцевой Н.В., свидетельствуют об отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

При этом самим фактом составления протокола и рассмотрением материалов дела об административном правонарушении достигнута предупредительная цель производства, установленная статьей 3.1 КоАП РФ, в связи с чем, применение в данном случае меры административного наказания в виде штрафа, минимальный размер которого составляет 10000 рублей, не соответствует тяжести правонарушения и степени вины должностного лица, привлекаемого к ответственности.

Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

Учитывая, что по рассматриваемому делу истекли сроки давности привлечения к административной ответственности по одиннадцати вышеуказанным эпизодам административных правонарушений, предусмотренные частью 3 статьи 4.5 КоАП РФ, а по эпизоду от 03.09.2015 правонарушение признано судом малозначительным, производство по делу должно быть прекращено в порядке пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ.

Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 и статьей 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

жалобу защитника Постникова Александра Андреевича удовлетворить.

Постановление о наложении штрафа по административному делу ..... от 15 июня 2016 года, вынесенное руководителем контрольно-ревизионной инспекции Архангельской области Рыбаковым Александром Юрьевичем в отношении начальника муниципального казенного учреждения «Управление культуры и общественных связей Администрации Северодвинска» Суровцевой Натальи Владимировны отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Настоящее решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.

Судья

О. Н. Чистяков

12-280/2016

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Другие
Суровцева Н.В.
Суд
Северодвинский городской суд Архангельской области
Судья
Чистяков О.Н.
Дело на странице суда
seversud.arh.sudrf.ru
13.07.2016Материалы переданы в производство судье
13.07.2016Истребованы материалы
22.07.2016Поступили истребованные материалы
08.09.2016Судебное заседание
16.09.2016Судебное заседание
20.09.2016Судебное заседание
23.09.2016Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
30.09.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.10.2016Направленная копия решения (определения) ВЕРНУЛАСЬ с отметкой о НЕВОЗМОЖНОСТИ ВРУЧЕНИЯ (п. 29.1 Пост. Пленума ВС от 19.12.2013 № 40)
27.10.2016Вступило в законную силу
08.11.2016Дело оформлено
20.09.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее