Решение по делу № 33а-5214/2021 от 23.04.2021

Судья Подгайная Н.В.

Дело № 2а-928/2021

№ 33а-5214/2021

59RS0004-01-2021-000267-19

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе

председательствующего судьи Никитиной Т.А.,

судей Овчинниковой Н.А., Шалагиновой Е.В.,

при секретаре Греховой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 11 августа 2021 года апелляционную жалобу Управления Росреестра по Пермскому краю на решение Ленинского районного суда г. Перми от 17 февраля 2021 года, которым постановлено:

решение Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Пермскому краю о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество – жилого дома, площадью 183,9 кв.м., расположенного на земельном участке с кадастровым номером ** по адресу ****, изложенное в уведомлении от 06 ноября 2020 № КУВД-001/2020-20656235, признать незаконным.

Возложить на Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Пермскому краю повторно рассмотреть заявление Кривцова Сергея Владимировича об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении недвижимого имущества – жилого дома, площадью 183,9 кв.м., расположенного на земельном участке с кадастровым номером ** по адресу ****.

Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Пермскому краю в месячный срок со дня вступления решения в законную силу сообщить суду, а также административному истцу об исполнении настоящего решения суда.

Заслушав доклад судьи Овчинниковой Н.А., объяснения явившихся лиц, изучив материалы дела, судебная коллегия,

Установила:

Кривцов С.В. обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Пермскому краю (далее – Управление Росреестра по Пермскому краю) о признании незаконным уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 06.11.2020 № КУВД-001/2020-20656235, возложении обязанности по постановке на государственный кадастровый учет и регистрации права на двухэтажный деревянный жилой дом площадью 183,9 кв.м., расположенный на земельном участке с кадастровым номером ** по адресу ****.

В обоснование заявленных требований указано, что административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером **, площадью 1671 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: ведение садоводства, по адресу ****. Земельный участок был приобретен по договору купли-продажи 06.08.2013, который зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю за № 59-59-14/045/2013-631.

В соответствии с требованиями действующего законодательства РФ, на земельном участке с кадастровым номером ** административный истец построил двухэтажный деревянный жилой дом площадью 183,9 кв.м.

Управлением архитектуры и градостроительства администрации Пермского муниципального района 13.10.2020 за № И-59-324-753-2020 выдано уведомление о соответствии построенного жилого дома на земельном участке.

При постановке жилого дома на государственный кадастровый учет и регистрации права, административным истцом получено уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 06.11.2020 за № КУВД-001/2020-20656235 по причине того, что технический план, подготовленный кадастровым инженером Щ., выполнен с нарушением, а именно: при построении по представленным координатам объект учета расположен в пределах земельного участка с кадастровым номером **. Категория – земли сельскохозяйственного назначения. Земельный участок образован путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером ** в свою очередь земельный участок с кадастровым номером ** был выделен в соответствии с утвержденным проектом организации территории землепользования СПК «Хохловка», согласно выписке из протокола № 1 общего собрания владельцев земельных долей. Также, исходя из текста уведомления, следует, что на земельном участке с разрешенным использованием «для садоводства» из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных за пределами границ населенных пунктов, невозможно осуществление строительства садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек.

Кадастровым инженером Щ. обжаловано уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и регистрационной регистрации прав от 06.11.2020 в апелляционную комиссию, которая приняла решение об отклонении заявления.

Согласно сведениям из ИСОГД земельный участок с кадастровым номером **, расположенный по адресу **** находится в границах территориальной зоны СХ-3 – «Зона ведения гражданами садоводства и огородничества», которая позволяет осуществить размещение на земельном участке жилого дома.

Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит Управление Росреестра по Пермскому краю, считает его незаконным и необоснованным. В обоснование жалобы указывает, что земельный участок истца образован из исходного земельного участка, сформированного как сельскохозяйственные угодья. Следовательно, невозможность размещения на данном земельном участке объектов капитального строительства обусловлена тем, что земельный участок относится к сельскохозяйственным угодьям. Для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие чего они не могут быть изменены. Правила землепользования и застройки, предусматривающие возведение жилых домов на сельскохозяйственных угодьях, противоречат целевому назначению земельного участка. Установленный органом местного самоуправления вид разрешенного использования земельного участка без соблюдения необходимых процедур (предшествующего изменения категории) не должен влечь за собой последующие нарушения законодательства при осуществлении учетно-регистрационных действий. Поскольку градостроительные регламенты для земельных участков из состава сельскохозяйственных угодий не устанавливаются, вид разрешенного использования спорного земельного участка не мог быть самостоятельно изменен органом местного самоуправления, соответственно, возведение объектов капитального строительства на земельных участках, принадлежащих истцу, не могло быть осуществлено.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Пермскому краю Евдокимова Ю.Р. в судебном заседании поддержала доводы апелляционной жалобы, просила решение суда отменить.

Представитель административного истца Щербань О.Ю. возражала против удовлетворения доводов апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения.

Выслушав объяснения представителя административного истца и административного ответчика, изучив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 03.08.2020 Кривцову С.В. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером **, площадью 1671 кв.м., расположенный по адресу ****, с категорией земель – земли сельскохозяйственного назначения, видом разрешенного использования – ведение садоводства (л.д. 13-15).

На вышеуказанном земельном участке административным истцом построен садовый дом общей площадью 183,9 кв.м.

Управлением архитектуры и градостроительства администрации Пермского муниципального района выдано уведомление № И-59-324-753-2020 от 13.10.2020 о соответствии построенного жилого дома на садовом участке, указанного в уведомлении и расположенного на земельном участке **, по адресу **** (л.д. 24).

Кривцов С.В. обратился к административному ответчику с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав на объект недвижимости: жилой дом, площадью 183,9 кв.м., расположенный по адресу: ****, приложив технический план (л.д.25-39).

Уведомлением от 06.11.2020 № КУВД-001/2020-20656235/1 принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на основании п.7 ч.1 ст.26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», поскольку технический     план, подготовленный кадастровым инженером Щ. представленный с заявлением от 22.10.2020 подготовлен с нарушением: при построении по представленным координатам объект учета расположен в пределах земельного участка с кадастровым номером **. Категория – Земли сельскохозяйственного назначения. Земельный участок образован путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером ** в свою очередь земельный участок с кадастровым номером ** был выделен в соответствии с утвержденным проектом организации территории землепользования СПК «Хохоловка», согласно выписке из протокола № 1 общего собрания владельцев земельных долей. Учитывая сущность данных определений, следует, что на земельном участке с разрешенным использованием «для садоводства» из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных за пределами границ населенных пунктов, невозможно осуществление строительства садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек. Заявителю предложено представить дополнительные документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в любой удобный офис приема документов Пермского краевого многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг.

Административным истцом уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 06.11.2020 № КУВД-001/2020-20656235/1 обжаловано в апелляционную комиссию (л.д. 42-43).

Апелляционной комиссии принято решение № 90 от 22.12.2020 об отклонении заявления от 04.12.2020 № 59/20-90 об обжаловании решения о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 06.11.2020 № КУВД-001/2020-20656235/1 (л.д. 45).

Разрешая административные исковые требования, суд первой инстанции руководствовался положениями ст.263 ГК РФ, ст.7, п.2 ч.1 ст.40 ЗК РФ, ч.10 ст.40 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Федеральным законом от 29.07.2017 № 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Сводом правил «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения» СП 53.13330.2011, утвержденным приказом Минрегиона России от 30.12.2020 № 849.

Суд пришел к выводу, что оспариваемое решение административного ответчика о приостановлении государственного кадастрового учета не может быть признано законным и обоснованным, поскольку разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером ** и назначение территориальной зоны позволяет возводить на нем объекты капитального строительства.

Тот факт, что спорный земельный участок, образован из земельного участка, который ранее образован из состава сельскохозяйственных угодий, и то обстоятельство, что выбытие земель сельскохозяйственного назначения и образование земельных участков с разрешенным использованием, допускающим возведение объектов капитального строительства, осуществлено в отсутствие земельного контроля со стороны государственных органов и органов местного самоуправления, не может повлечь нарушение права Кривцова С.В. на владение и пользование принадлежащим ей земельным участком в соответствии с установленным видом разрешенного использования.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.

Статьей 29 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

В соответствии с п.5, п.22 ч.1 ст.26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; созданный (создаваемый) объект недвижимости, при строительстве (реконструкции) которого в соответствии с законодательством не требуется выдача разрешения на строительство, разрешения на ввод в эксплуатацию, не соответствует виду разрешенного использования земельного участка, на котором он создан (создается), или не соответствует градостроительному регламенту в случае, если правообладатель такого земельного участка вправе выбрать вид разрешенного использования этого земельного участка без согласований и разрешений.

В соответствии с п.1 ст. 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 указанного Кодекса).

Согласно п. 2 ст. 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов.

В силу п.1 ч.17 ст.51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства, реконструкции на садовом земельном участке жилого дома, садового дома, хозяйственных построек, определенных в соответствии с законодательством в сфере садоводства и огородничества.

Согласно ч.1 ст.3 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» садовым земельным участком является земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей.

Строительство объектов капитального строительства на садовых земельных участках допускается только в случае, если такие земельные участки включены в предусмотренные правилами землепользования и застройки территориальные зоны, применительно к которым утверждены градостроительные регламенты, предусматривающие возможность такого строительства (ч.2 ст.23 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ).

Сводом правил "Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения" СП 53.13330.2011, утвержденным Приказом Минрегиона России от 30 декабря 2010 г. № 849, определено, что на садовом, дачном участке могут возводиться жилое строение или жилой дом, хозяйственные постройки и сооружения, в том числе - теплицы, летняя кухня, баня (сауна), душ, навес или гараж для автомобилей (пункт 6.4). При этом в приложении Б "Термины и определения" к указанному Своду правил, жилое строение определено как здание, возводимое на садовом, дачном земельном участке для временного проживания без права регистрации, жилой дом - здание, возводимое на дачном земельном участке для временного или постоянного проживания с правом регистрации.

Из приведенных норм следует, что не требуется получение разрешения на строительство (реконструкцию) жилого дома на дачном земельном участке.

Согласно ч.10 ст.40 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.

Судебная коллегия исходит из того, что разрешенное использование земельного участка административного истца и назначение территориальной зоны позволяет возводить на нем объекты капитального строительства. Тот факт, что спорный земельный участок образован из земельных участков, которые ранее образованы из состава сельскохозяйственных угодий, и то обстоятельство, что выбытие земель сельскохозяйственного назначения и образование земельных участков с разрешенным использованием, допускающим возведение объектов капитального строительства, осуществлено в отсутствие земельного контроля со стороны государственных органов и органов местного самоуправления, не может повлечь нарушение права истца на владение и пользование принадлежащим ему земельным участком.

При соблюдении административным истцом порядка обращения за государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией права собственности, действия регистрирующего органа по приостановлению в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав не могут быть признаны обоснованными.

Проверка соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, использующими земельные участки, положений ч.6 ст.79 ЗК РФ осуществляется при проведении мероприятий по государственному земельному надзору, а не в при осуществлении органом регистрации государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, соответственно, выводы административного ответчика о нарушении административным истцом положений ч.6 ст.79 ЗК РФ, выразившемся в возведении жилого дома на земельном участке, относящемся к категории «земли сельскохозяйственного назначения», не могли послужить основанием для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.

Кроме того, ч.3 ст.3 Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся:

1) прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;

2) проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти;

3) проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав;

4) государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав;

5) выдача документов, подтверждающих осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

6) ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в нем;

7) принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей;

8) иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.

Таким образом, проверка законности возведения на земельном участке объекта недвижимости не входит в компетенцию органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, не свидетельствуют о неправильном применении им норм материального права и, соответственно, не влияют на законность обжалуемого решения.

Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь ст. 309 КАС Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Ленинского районного суда г. Перми от 17 февраля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Росреестра по Пермскому краю - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции
(г. Челябинск) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи

33а-5214/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Кривцов Сергей Владимирович
Ответчики
Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Пермскому краю
Другие
Администрация Хохловского сельского поселения Пермского района
Администрация Пермского муниципального района Пермского края
Щербань Ольга Юрьевна
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Овчинникова Наталья Александровна
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
23.04.2021Передача дела судье
02.06.2021Судебное заседание
12.07.2021Судебное заседание
11.08.2021Судебное заседание
25.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.09.2021Передано в экспедицию
11.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее