Дело № 11-167/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Хабаровск 20 июня 2024 года
Центральный районный суд г. Хабаровска в составе председательствующего судьи Мальцевой Л.П.,
при секретаре судебного заседания Соловьевой А.П.,
с участием представителя истца Бубновой Т.В.,
представителя ответчика Петрова В.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Хабавтотранс ДВ» к Дрюкову Виктору Владимировичу о взыскании задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами,
по апелляционной жалобе представителя ответчика Дрюкова Виктора Владимировича – Воропаевой Е.П. на решение мирового судьи судебного участка №24 судебного района «Центральный район г. Хабаровска» от 25.03.2024,
установил:
истец ООО Хабавтотранс ДВ» обратился в суд с иском к ФИО1 о взыскании задолженности по оплате услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, судебных расходов. В обоснование заявленных требований указал, что у ответчика образовалась задолженность за предоставленные услуги по обращению с ТКО за период с 07.2022 по 02.2023. Ранее мировым судьей вынесен судебный приказ, который был отменен. До настоящего момента задолженность ответчиком не погашена. Услуги по обращению с ТКО оказывались надлежащим образом. Расчет платы за коммунальные услуги по обращению с ТКО определяется исходя из общей площади жилого помещения на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов. В связи с чем, просит взыскать с ответчика в пользу Общества сумму задолженности за предоставленную услугу по обращению с ТКО в размере 14 559,43 руб., а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 582 руб.
В судебное заседание первой инстанции представитель истца ФИО4 заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении и дополнении к исковому заявлению. Согласно отчета геозон посещения, в спорный период специализированный автотранспорт выезжал по месту жительства ответчика для оказания услуги, отсутствие лица по месту нахождения жилого помещения не является основанием для перерасчета размера платы коммунальных платежей по обращению с ТКО.
В судебное заседание первой инстанции представитель ответчика исковые требования не признала, дав пояснения аналогичные изложенным в письменных возражениях, дополнив, что фактически услуга по обращению с ТКО региональным оператором ответчику не оказывалась, ответчик является собственником <адрес>, но по указанному адресу не проживает, дом является частным, имеет ограниченный доступ к жилому помещению, контейнерная площадка на указанной частной территории дома не предусмотрена. Пакеты для вывоза мусора не предоставлялись. Просила отказать в удовлетворении исковых требований.
Ответчик, извещенный о дне и времени слушания дела надлежащим образом в судебное заседание первой инстанции, не явился. На основании ст. 167 ГПК РФ, дело рассмотрено в их отсутствии.
Решением мирового судьи судебного участка № судебного района «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Общества с ограниченной ответственностью «Хабавтотранс ДВ к ФИО1 – удовлетворены, постановлено: Взыскать с ФИО1 (паспорт серия 0809 №) в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Хабавтотранс ДВ» (ИНН 2723187548) сумму задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 07.2022 г. по 02.2023 г. в размере 14 559 руб. 43 коп., судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 582 руб. 00 коп., всего взыскать 15 141 руб. 43 коп.
В апелляционной жалобе представитель ответчика ФИО5 ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда, просит его отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ООО «Хабавтотранс» к ФИО1 о взыскании задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами - отказать в полном объеме.
В доводах жалобы ссылается на то, что фактически услуга по обращению с ТКО ответчику истцом не оказывалась. Реестр размещения мест (площадок) накопления ТКО, а также территориальная схема не содержат сведений об источнике образования отходов – жилом доме по адресу: <адрес>, корпус 2, и также не содержат сведения о соответствующем месте накопления ТКО. Пакетный способ сбора не применяется, со слов представителя истца, прибывал спец автотранспорт регионального оператора, для вывоза ТКО с объекта по <адрес>, однако, предоставленный истцом отчет ГЛОНАСС лишь подтверждает, что региональный оператор осуществлял вывоз ТКО с территории школы № и никак не доказывает факт оказания услуг ответчику. Начисление платы за услугу, которая не оказывалась в спорный период, является необоснованным. Кроме того, указано, что ФИО1 временно не проживает (временно отсутствует) по спорному адресу, в связи с проведением в жилом помещении капитального ремонта. Ответчик письмом от ДД.ММ.ГГГГ просил истца произвести перерасчет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, на что истцу было отказано.
В суде апелляционной инстанции представитель истца решение мирового судьи судебного участка № судебного района «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ просил оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика без удовлетворения, также предоставил письменные возражения на апелляционную жалобы, доводы которого поддержал.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение мирового судьи судебного участка № судебного района «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ отменить, в удовлетворении исковых требований ООО «Хабавтотранс» к ФИО1 о взыскании задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами - отказать в полном объеме.
В суд апелляционной инстанции ответчик, не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещался своевременно, надлежащим образом.
С учетом положений части 1 статьи 327, частей 3, 4 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, принимая во внимание, что участвующие в деле лица знали о рассмотрении дела в суде, извещены о времени и месте судебного заседания по имеющимся в материалах дела адресам за срок достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, не ходатайствовали об отложении судебного заседания, отсутствие ответчика и его представителя не препятствует рассмотрению дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о возможности рассмотрения апелляционной жалобы при установленной явке.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Согласно части 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе и возражениях относительно жалобы.
В соответствии с абз.3 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы вправе изменить решение мирового судьи, отменить его и принять новое.
В соответствии с п.2, 4 ч.1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии с ч.3 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены решения суда первой инстанции, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения.
Согласно разъяснениям, данным в постановлении Пленума Верховного суда РФ № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значения для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса РФ и ч. 3 ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Согласно п. 5 ст. 30 Жилищного кодекса РФ, собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
Из пояснений сторон и материалов дела следует, что ФИО1 является собственником жилого помещения - <адрес> корпуса 2 по <адрес>.
Статья 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» устанавливает, что твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам, также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также основания, по которым юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - региональный оператор) установлены Правилами обращения с ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156.
Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (п. 3 раздел I Правил обращения с ТКО).
При этом обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями (п. 4 раздел I Правил обращения с ТКО). К правоотношениям, связанным с оказанием физическим лицам такой услуги, как сбор и вывоз ТКО применимы правила Гражданского кодекса Российской Федерации о публичном договоре.
Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно п. 1 ст. 426 Гражданского кодекса РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
На основании и. 2 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (ч. 4, 5 ст. 24.7 Закона об отходах).
В соответствии с подпунктом «а» пункта 148 (23) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами имеет право требовать внесения платы за потребленную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 148 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148 (4) - 148 (6) настоящих Правил.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами (пункт 148 (2) вышеуказанных Правил).
В соответствии с пунктом 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора.
Такой договор может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия).
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем, с даты начала предоставления коммунальных услуг (абзац 2 пункта 30 Правил).
Фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны считается в соответствии с п. 3 ст. 438 ГК РФ, как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы).
Действующее законодательство Российской Федерации предусматривает безусловную обязанность потребителя, совершившего конклюдентные действия, вносить плату за услуги, в том числе при отсутствии оформленных в письменной форме договора и платежных документов.
Пунктом 8(17) Правил обращения с ТКО предусмотрено, что региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации.
ООО «Хабавтотранс ДВ» осуществляет деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории городского округа «<адрес>» и муниципального района им. <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Соглашением об осуществлении деятельности по обращению с ТКО на территории <адрес> в зоне деятельности № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между министерством жилищно-коммунального хозяйства <адрес> и ООО «Хабавтотранс ДВ».
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил.
Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил. В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Таким образом, с учетом приведенных правил, если потребитель не направил региональному оператору заявку и документы, договор на оказание услуг считается заключенным и вступает в силу на 16-й рабочий день после публикации на официальном сайте регионального оператора.
Во исполнение данной нормы, предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора были размещены ООО «Хабавтотранс ДВ» в газете «Тихоокеанская звезда» за 13-ДД.ММ.ГГГГ, также оферта договора была опубликована на официальном интернет сайте ООО «Хабавтотранс ДВ». Договор на обращение с ТКО является публичным, составлен на основании типового договора, утвержденного Правилами обращения с ТКО, что является требованием законодательства, предусмотренным п. 5. ст. 24.7 Закона об отходах.
С учетом изложенного, мировой судья верно пришёл к выводу о том, что договор на оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами между региональным оператором ООО «Хабавтотранс» и ответчиком был заключен, в связи с чем, у ФИО1 возникла обязанность по оплате услуг по обращению с ТКО.
Исходя из положений ч. 1 ст. 155 Жилищного кодекса РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
Согласно п. 4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ плата за обращение с твердыми коммунальными отходами является коммунальной услугой.
В силу п. 1 ст. 153 Жилищного кодекса РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение (ч. 3 ст. 153 Жилищного кодекса РФ).
Ответчиком не исполнялись обязательства по оплате услуг обращения с ТКО надлежащим образом, что привело к образованию задолженности, в связи с чем, мировой судья правильно пришел к выводу о том, что исковые требования о взыскании задолженности по оплате услуг по обращению с ТКО, законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Пунктом 148 (36) Правил Утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 (Далее: Правил №354) прямо предусмотрено, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Согласно пункту 56 (2) Правил № 354 при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Неиспользование собственником жилого помещения (не проживание в данном помещении) не тождественно понятию «временное отсутствие потребителя» применяемому в Правилах № 354 для проведения соответствующего перерасчета, и не является основанием для освобождения не проживающего в жилом помещении собственника от оплаты соответствующей коммунальной услуги, в частности услуги по обращению с ТКО.
Таким образом, не проживание в жилом помещении не освобождает его собственника от внесения платы за вывоз ТКО. Данное положение согласуется с ч. 11 ст. 155 Жилищного кодекса РФ, в силу которой неиспользование собственниками помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги (п. 37 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности»).
Исключение из этого правила установлено лишь для лиц, временно (более пяти полных календарных дней подряд) отсутствующих в жилом помещении (п. 148.44 Правил № 354). В этом случае осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО пропорционально количеству дней периода временного отсутствия потребителя, которое определяется исходя из количества полных календарных дней его отсутствия, не включая день выбытия из жилого помещения и день прибытия в жилое помещение (п. 90 Правил № 354).
По смыслу приведенных норм постоянное проживание гражданина по иному месту жительства не является временным отсутствием, а потому такой гражданин под исключение не подпадает и от оплаты коммунальных услуг, коим является и обращение с ТКО, не освобождается.
В ходе рассмотрения дела также установлено, что ТКО с придомовой территории ответчика вывозят ООО «Хабавтотранс ДВ» в пакетах, в связи с отсутствием контейнерной площадки для сбора и накопления ТКО, таким образом, фактически услуга по вывозу ТКО ответчику предоставляется, что подтверждается в том числе представленным отчетом геозона посещения КП.
При таких обстоятельствах, мировой судья верно пришел к выводу о том, что между истцом и ООО «Хабавтотранс ДВ» сложились правоотношения по оказанию истцу услуги по вывозу ТКО, услуга истцу оказывалась в период, за который истцу выставлен счет на оплату оказанных услуг и направлены квитанции для оплаты. Таким образом, основания для перерасчета стоимости услуг по вывозу ТКО отсутствуют.
Произведенный истцом расчет задолженности, суд находит верным, данный расчет задолженности произведен с учетом общей площади жилого помещения на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края от 12.03.2018 № 18 и тарифа, установленного Постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 07.04.2022 № 11/1 по формуле 9(2) Приложения № 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354, и ответчиком не опровергнут.
Также ответчик в отзыве на исковое заявление ссылается, что на территории дома по адресу: <адрес> отсутствует контейнерная площадка, что свидетельствует о том, что услуга по вывозу ТКО ему не предоставляется.
Как следует из п.п.18 ч.1 ст. 14, п.п. 24 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» администрации сельских и городских поселений обязаны принимать меры по обустройству контейнерных площадок и организации накоплений на подведомственных им территориях.
В силу части 3 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Пунктом 3 СанПиН 2.1.3684-21, предусмотрено, что на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления ТКО или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов.
Абзацем 2 п. 15 СанПиН 2.1.3684-21 допускается сбор и удаление (вывоз) ТКО (КТО) с территорий сельских поселений или с территорий малоэтажной застройки городских поселений бестарным методом (без накопления ТКО (КТО) на контейнерных площадках).
Согласно обзору судебной практики Верховного суда РФ по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023), Региональный оператор, выполняя сбор ТКО, обязан соблюдать схему потоков ТКО, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого он осуществляет свою деятельность (пункты 1, 8, 10 статьи 24.6 Закона № 89-ФЗ).
Территориальная схема обращения с отходами разрабатывается, в том числе, в целях организации и осуществления деятельности по сбору ТКО и включает в себя, в частности, данные о нахождении источников образования отходов на территории субъекта Российской Федерации (с нанесением источников их образования на карту субъекта Российской Федерации); схему потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов (пункты 1, 3 статьи 13.3 Закона № 89-ФЗ).
Таким образом, региональный оператор в соответствии с действующим законодательством может осуществлять сбор ТКО от потребителей непосредственно с мест накопления ТКО, данные о которых содержит территориальная схема обращения с отходами. С учетом того, что при складировании ТКО в пакеты или другие емкости, предоставляемые региональным оператором, накопление отходов не осуществляется, муниципальное образование должно определять места их сбора региональным оператором. При этом обустройство площадок накопления ТКО в таком случае не требуется. Истец не может нести ответственность за недостаток или отсутствие контейнерных площадок, поскольку в обязанности регионального оператора в соответствии с действующим законодательством не входит создание и содержание площадок для накопления твердых коммунальных отходов.
Несоблюдение предусмотренных нормативных расстояний между площадками для установки контейнеров и жилым домом не свидетельствует о том, что региональный оператор не оказывает услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляя вывоз с мест (площадок) накопления, расположенных на большем чем 100 м. расстоянии от жилого дома ответчика. Само по себе невыполнение потребителем обязанности по складированию отходов на площадках накопления либо удаленность места (площадки) накопления отходов не является основанием для освобождения от внесения платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Кроме того, согласно письменного отзыва самого ответчика, по адресу: <адрес>, оборудовано место накопления твердых коммунальных отходов, с которого осуществляется вывоз твердых коммунальных отходов, данная площадка расположена на расстоянии примерно № м. от дома ответчика. Следовательно, оснований для освобождения ответчика от оплаты предоставленных услуг не имеется.
При установленных обстоятельствах, установив, что между ответчиком и региональным оператором ООО «Хабавтотранс ДВ» заключен публичный договор на оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с которым ООО «Хабавтотранс ДВ» является исполнителем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, учитывая положения приведенных выше норм права и отсутствие доказательств оплаты оказанных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, оценив представленные мировому судье доказательства в их совокупности, в соответствии с правилами, установленными ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, мировой судья правильно пришел к выводу, что требования истца являются законными и обоснованными.
В связи с изложенным, с ответчика ФИО1 в пользу истца ООО «Хабавтотранс ДВ» подлежит взысканию задолженность по оплате услуг по обращению с ТКО за период с июля 2022 по февраль 2023 в размере 14 559 руб. 43 коп.
Довод представителя ответчика о том, что отчет геозоны Глонасс не является допустимым доказательством присутствия и вывоза коммунальных отходов, что региональный оператор заезжал на территорию школы, но не на их закрытую территории, судом также не принимается во внимание по следующим основаниям.
В соответствии с п. г ст. 1 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS» оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS подлежат следующие транспортные, технические средства и системы: автомобильные и железнодорожные транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, специальных и опасных грузов, транспортирования твердых коммунальных отходов.
Указание законодателем целей использования системы ГЛОНАСС не свидетельствует о закрытом перечне его использования и невозможности использования указанных сведений для установления факта надлежащего исполнения обязанностей по вывозу твердых коммунальных отходов. При надлежащем исполнении своих обязательств, для регионального оператора не составляет особой сложности подтвердить факт оказания услуг, а представленные в таком случае сведения спутниковой навигации, в том числе, системы ГЛОНАСС, как отвечающие пункту 30 Правил №, являются допустимым доказательством факта движения мусоровоза.
Кроме того, действующим законодательством не запрещено складирование ТКО на любых общедоступных контейнерных площадках. В соответствии со статьей 1 Закона №89-ФЗ обращение с отходами – это деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. Таким образом, не имеет правового значения на какие именно близлежащие контейнерные площадки ответчик складировал ТКО, поскольку завершение цикла обращения с ТКО - транспортировка на полигон, обработка, утилизация, обезвреживание и размещение отводов в любом случае осуществляется региональным оператором.
Адрес: <адрес> присутствует в реестре мест накопления твердых коммунальных отходов, способ накопления не выбран, то есть ООО «Хабавтотранс ДВ» руководствуясь в ходе осуществления своей деятельность реестром мест накопления ТКО, который опубликован на сайте администрации <адрес>, учитывает этот адрес для предоставления коммунальной услуги.
Довод представителя ответчика о том, что ООО «Хабавтотранс ДВ» не предоставляет потребителям пакет для сбора ТКО не имеет правового значения, поскольку законодательство Российской Федерации не указывает лиц, которые обязаны приобретать пакеты или емкости для накопления ТКО. Представляется, что такие емкости могут приобретаться собственниками земельных участков с местами накопления ТКО, органами местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством, управляющими организациями, самими потребителями, либо региональным оператором в случае включения соответствующих расходов в тариф.
Доводы представителя ответчика в полном объеме опровергаются доказательствами, представленными стороной истца, и признаются судом несостоятельными. Факт не проживания собственника в жилом помещении, с учетом вышеизложенных положений закона, не освобождает его от обязанности оплачивать коммунальную услугу по обращению с ТКО.
Кроме того, в абзаце 3 пункта 3.1 Постановления Конституционного Суда РФ от 02.12.2022 № 52-П «По делу о проверке конституционности части 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также пунктов 56(2) и 148(36) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобой гражданки ФИО6» отмечается, что даже в случае, когда собственник конкретного жилого помещения в многоквартирном доме не проживает в нем, не предоставляет это жилое помещение в пользование иным лицам, не осуществляет в указанном помещении ремонт или прочие действия, связанные с образованием твердых коммунальных отходов, и потому не испытывает индивидуальной потребности в вывозе такого рода отходов, он тем не менее не должен утрачивать интерес к обеспечению сохранности как принадлежащего ему жилого помещения (комфортных условий для проживания в нем), так и дома в целом, поскольку данное жилое помещение является не только возможным местом жительства самого собственника и (или) членов его семьи, но и потенциальным источником его дохода, а в случае продажи жилого помещения или сдачи его в коммерческий наем на цену договора влияет в том числе общее состояние дома и прилегающей к нему территории. Это означает, что удовлетворение интереса собственника жилого помещения в его сохранности фактически возможно лишь при условии поддержания дома в целом и прилегающей к нему территории (включая места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов) в состоянии, соответствующем санитарно-эпидемиологическим требованиям, которое обеспечивается, помимо прочего, за счет оказания региональным оператором коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
При таких обстоятельствах, отсутствуют основания для фактического освобождения ответчика, как собственника жилья от обязанности оплаты коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными услугами, как и основания для уменьшения размера платы за указанную коммунальную услугу.
Довод апелляционной жалобы о не потреблении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами не имеют правового значения для разрешения спора, и не являются основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку в силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему на праве собственности имущества. Кроме того, отсутствие письменного договора также не может свидетельствовать об отсутствии договорных отношений между региональным оператором, оказывающим услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, и лицом, получающим подобные услуги. Вместе с тем, ответчиком не представлено доказательств, что в спорный период, он утилизировал твердые бытовые отходы иным способом.
Остальные доводы ответчика являются необоснованными, основаны на неверном толковании норм права и не могут служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований. Доказательств, которые могут служить основанием для освобождения ответчика от уплаты задолженности, суду не представлено.
Мировым судьей судебного участка № судебного района «<адрес>» учтены все доводы, правильно определены обстоятельства, имеющие заключения для дела. При таких обстоятельствах, выводы мирового судьи об удовлетворении заявленных требований являются верными.
Решение мирового судьи постановлено с соблюдением норм материального и процессуального права, обстоятельств, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, мировым судьей не допущено.
Мировой судья определил юридически значимые обстоятельства, оценил доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, правильно применил нормы материального и процессуального права.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы мирового судьи и обстоятельства, установленные по делу.
При установленных обстоятельствах оснований для переоценки выводов мирового судьи и отмены в связи с этим решения мирового судьи не имеется.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, направлены на переоценку доказательств и установленных фактических обстоятельств, однако не содержат каких-либо фактов, которые бы не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении данного дела.
Решение мирового судьи вынесено с соблюдением требований процессуального и материального права, является законным и обоснованным.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения мирового судьи судебного участка № судебного района «<адрес>».
Руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
решение мирового судьи судебного участка № судебного района «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску общества с ограниченной ответственностью «Хабавтотранс ДВ» к ФИО1 о взыскании задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами – оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика ФИО1 – ФИО8 – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции, путем подачи кассационной жалобы в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течении трех месяцев со дня вступления в законную силу, через суд первой инстанции.
Мотивированное определение составлено 27.06.2024.
Судья Л.П. Мальцева