Судья Севостьянова И.Б. № 33-6236/2021
№ 2-1352/2021
22RS0067-01-2021-001366-31
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 августа 2021г. Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе
председательствующего Секериной О.И.
судей Попова С.В., Шипунова И.В.
при секретаре Подлужной А.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя Алтайской таможни Головина А.В.
на решение Октябрьского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 20 мая 2021 г. по делу по иску Барнаульского транспортного прокурора в интересах Хышовой Н. В. к Алтайской таможне о взыскании компенсации при увольнении, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации за просрочку выплаты заработной платы,
Заслушав доклад судьи Секериной О.И.,
УСТАНОВИЛА:
Барнаульский транспортный прокурор обратился в суд с иском в интересах Хышовой Н.В. к Алтайской таможне, с учетом уточнения исковых требований просил взыскать задолженность компенсации при увольнении в виде четырехмесячного денежного содержания в размере *** руб., компенсацию за неиспользованный отпуск в размере *** руб., компенсацию за задержку выплаты, причитающейся работнику при увольнении за период с 02.10.2020 по 17.05.2021 в размере *** руб.
В обоснование иска указано, что Барнаульской транспортной прокуратурой проведена проверка по обращению Хышовой Н.В. Установлено, что Хышова Н.В. до 01.10.2020 состояла на государственной гражданской службе в Алтайской таможне в должности ***.
Приказом начальника Алтайской таможни от 30.09.2020 № 304-К Хышова Н.И. освобождена от замещаемой должности и уволена с государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы в государственном органе в соответствии с пунктом 8.2 части статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 79- ФЗ).
Алтайской таможней при увольнении Хышовой Н.В. произведена выплата, причитающаяся ей в связи с увольнением вследствие сокращения должности государственной гражданской службы в государственном органе и предусмотренная пунктом 3.1 части 3 статьи 37 Федерального закона № 79-ФЗ, в виде компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания - ***, а так же выплачена денежная компенсация за неиспользованный отпуск (8 календарных дня) в размере *** руб.
Однако при расчете оплаты неиспользованных 8 дней отпуска, компенсации увольнении в связи с сокращением Хышовой Н.В. Алтайской таможней не были учтены выплаты материального стимулирования, что повлияло на размер выплаченной компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, также на размер компенсации за неиспользованный отпуск.
Ссылаясь на положения ст.ст.14,37,50 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562 прокурор полагает, что денежное содержание гражданского служащего помимо месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, включает в себя дополнительные выплаты, к которым относятся помимо прочих премии за выполнение особо важных и сложных заданий; материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Правительством Российской Федерации принимались постановления о выделении федеральным государственным органам, в том числе ФТС России, дополнительных бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих сверх установленных фондов оплаты их труда, в том числе в 2019 году - постановление от 06.03.2019 № 188-5, в 2020 году - постановление от 12.02.2020 №211-3.
В постановлениях предусмотрены бюджетные ассигнования на материальное стимулирование гражданских служащих территориальных органов ФТС России в общем годовом объеме, без распределения между управлениями ФТС, а также без деления по категориям и группам должностей федеральной государственной гражданской службы.
Из приведенных нормативных положений следует, что указанное материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
Приказами Сибирского таможенного управления от 27.06.2019 № 229, от 19.09.2019 № 249-П, от 11.12.2019 № 466, от 08.04.2020 № 105-П, от 11.06.2020 № 181-П утверждено распределение лимитов бюджетных ассигнований, направленных на материальное стимулирование государственных гражданских служащих таможенных органов Сибирского таможенного управления, в том числе Алтайской таможни на 1-4 кварталы 2019 года, на 1 квартал 2020 года.
Во исполнение данных приказов Алтайской таможней на основании изданных приказов от 27.09.2019 № 292-П, от 23.12.2019 № 407-П, от 27.04.2020 № 114-П, от 25.06.2020 №150-П Хышовой Н.В. выплачены суммы материального стимулирования в сумме - ***.
Однако данные суммы материального стимулирования не учитывались при расчете её среднего заработка для компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, а также компенсации при увольнении в связи с сокращением штатной численности.
Решением Октябрьского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 20 мая 2021 г. постановлено: иск Барнаульского транспортного прокурора в интересах Хышовой Н. В. к Алтайской таможне удовлетворить.
Взыскать с Алтайской таможни в пользу Хышовой Н. В. задолженность по компенсации при увольнении в размере ***., компенсацию за неиспользованный отпуск в размере ***., компенсацию за задержку выплаты, причитающейся работнику за период с 02.10.2020 по 17.05.2021 в размере ***
В апелляционной жалобе представитель Алтайской таможни Головин А.В. просит решение отменить, принять новое об отказе в удовлетворении требований. Анализируя фактические обстоятельства дела и нормы права, регулирующие возникшие правоотношения указывает на то, что суд при расчете денежного содержания принял во внимание часть 10 ст. 50 Закона № 79-ФЗ, указав, что гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Данное суждение суда является ошибочным. Перечень дополнительных выплат, входящих в состав денежного содержания гражданского служащего, исходя из которого производится начисление компенсации при увольнении и за неиспользованный отпуск, является ограниченным. В ч.2 ст. 50 Федерального закона № 79-ФЗ, п. 2 Правил исчисления денежного содержания государственных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562, перечислены дополнительные выплаты, входящие в денежной содержание, их перечень исчерпывающий, и его расширение не предусмотрено. Алтайской таможней при расчете компенсаций Хышовой Н.В. были учтены все предусмотренные законом дополнительные выплаты. Другие выплаты, не включенные в этот перечень, которые упоминаются в ч.10 ст. 50 Федерального закона № 79-ФЗ, не могут учитываться при расчете компенсации при увольнении. Выплаты, указанные прокурором, являются единовременными поощрениями, носят характер материального стимулирования, не входят в состав денежного содержания и не учитываются при расчете компенсаций, не могут быть оценены как премии за выполнение особо важных и сложных заданий. Указанные выплаты не входят в фонд оплаты труда, они выплачиваются в соответствии с ежегодными решениями Правительства РФ как материальное стимулирование и не являются гарантированными выплатами в структуре денежного содержания.
Данная позиция отражена в письме Минтруда России от 5 мая 2021 г., полученное Алтайской таможней 15 июня 2021 г., в котором прямо указано, что выплаты, предусмотренные ч. 10 ст. 50 Закона № 79-ФЗ к составным частям денежного содержания не относятся. Это также очевидно в силу того, что законодатель разграничил понятие «ежемесячные и иные дополнительные выплаты» и понятие «другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами».
Применительно к Хышовой Н.В., Алтайская таможня рассчитала компенсацию при увольнении с учетом выплат, перечисленных в подп. «а» - «ж» п. 2 Правил, что соответствует п. 8 Правил. Суд неправильно определил правовую природу средств материального стимулирования. Премия за выполнение особо важных и сложных заданий является прогнозируемой выплатой, которая учитывается при формировании фонда оплаты труда. Единовременное поощрение является не запланированной и не гарантированной выплатой, которую запланировать в фонде оплаты труда невозможно. ФТС России предписывает выплачивать средства материального стимулирования гражданским служащим в виде единовременного поощрения, а не в виде премий за выполнение особо важных и сложных заданий. Министерство финансов Российской Федерации в своем письме от 15 января 2021 г., адресованном в ФТС сообщил, что выплачиваемое в соответствии с ежегодным решением Правительства материальное стимулирование не является гарантированной выплатой в структуре денежного содержания
В письме Министерства финансов Российской Федерации от 27 апреля 2021 г., полученного Алтайской таможней 15 июня 2021 г, указано на то, что исчисление денежного содержания гражданских служащих в части учета произведенных в отчетном периоде выплат материального стимулирования, регулируется в соответствии с ведомственными нормативными актами государственного органа в зависимости от порядка осуществления такой выплаты (в рамках премирования за выполнение особо важных заданий или в форме иной выплаты).
Приказы таможни о материальном стимулировании издаются на основании Приказов Сибирского таможенного управления, в которых указывается, что выплата средств материального стимулирования гражданским служащим осуществляется в виде единовременного поощрения, предусмотренного подп. «е» п.9 Порядка выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий и единовременных поощрений федеральным государственным гражданским служащим таможенных органов Российской Федерации, утвержденного приказом ФТС России от 30 октября 2006 г. № 1058. Данный нормативный акт судом не применен. Учитывая указанное, правовых оснований для удовлетворения требований транспортного прокурора, не имелось.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу прокурор просит решение суда оставить без изменения.
Представитель ответчика Головин А.В. настаивал на удовлетворении жалобы, процессуальный истец помощник транспортного прокурора с доводами жалобы не согласился.
Иные лица, участвующие в деле в Алтайский краевой суд не явились при их надлежащем уведомлении. С учетом п.3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), судебная коллегия полагает возможным рассматривать дело в отсутствии неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Разрешая спор, суд установил, что Хышова Н.В. до 01.10.2020 состояла на государственной гражданской службе в Алтайской таможне в должности ***
Приказом начальника Алтайской таможни от 30.09.2020 № 304-К Хышова Н.И. освобождена от замещаемой должности и уволена с государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы в государственном органе в соответствии с пунктом 8.2 части статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 79- ФЗ).
Приказами Сибирского таможенного управления от 27.06.2019 № 229, от 19.09.2019 № 249-П, от 11.12.2019 № 466, от 08.04.2020 № 105-П, от 11.06.2020 № 181-П утверждено распределение лимитов бюджетных ассигнований, направленных на материальное стимулирование государственных гражданских служащих таможенных органов Сибирского таможенного управления, в том числе Алтайской таможни на 1-4 кварталы 2019 года, на 1 квартал 2020 года.
Во исполнение данных приказов Алтайской таможней на основании изданных приказов от 27.09.2019 № 292-П, от 23.12.2019 № 407-П, от 27.04.2020 № 114-П, от 25.06.2020 №150-П Хышовой Н.В. выплачены суммы материального стимулирования в сумме - ***.
Поскольку данные суммы материального стимулирования не учитывались ответчиком при расчете денежного содержания Хышовой Н.В. для компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, а также компенсации при увольнении в связи с сокращением штатной численности, Барнаульский транспортный прокурор обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, исходил из того, что средства материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих входят в состав денежного содержания гражданского служащего, являются дополнительной выплатой, предусмотренной частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», осуществляемой за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда, в связи с чем подлежат учету при расчете среднего заработка государственного служащего для выплат по ежегодным оплачиваемым отпускам, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации при увольнении в связи с сокращением.
Судебная коллегия полагает, что указанные выводы суда соответствуют закону и фактическим обстоятельствам дела.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ) установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ).
Размеры должностных окладов и окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих устанавливаются указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации. По отдельным должностям гражданской службы указом Президента Российской Федерации может устанавливаться денежное содержание в виде единого денежного вознаграждения, в котором учтены должностной оклад, оклад за классный чин и ежемесячные надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, за особые условия гражданской службы, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, но не учтены премии и ежемесячное денежное поощрение (часть 3 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ).
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562 (далее - Правила № 562).
Пунктом 2 указанных Правил предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Согласно абзацу первому пункта 6 Правил № 562 при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
Абзацем 1 пункта 8 Правил № 562, в частности, определено, что в случае, предусмотренном подпунктом «д» (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.
Согласно абзацу 2 пункта 8 Правил № 562 месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется, в том числе, за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. № 14-04-05/34482 о дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. N 238-7 (действующее в период спорных правоотношений), для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенный статьей 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. № 238-7.
На основании принятых в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» постановлений Правительства Российской Федерации от 6 марта 2018 г. № 229-6, от 19 марта 2019 г. № 283-14 и от 17 февраля 2020 г. № 168-8 в 2018, 2019 и 2020 годах предусматривались объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих, их центральных аппаратов и территориальных органов.
Как следует из материалов дела, Приказами Федеральной таможенной службы России от 21 июня 2019 г. № 488-П, от 11 сентября 2019 г. № 1437, от 3 декабря 2019 г. № 1836, от 3 апреля 2020 г. № 359, от 9 июня 2020 г. № 507, от 24 августа 2020 г. № 732, от 27 ноября 2020 г. № 1038 утверждено распределение лимитов бюджетных ассигнований, направленных на материальное стимулирование государственных гражданских служащих таможенных органов Российской Федерации за достижение показателей результативности и эффективности деятельности в 1-4 кварталы 2019 года, 1-4 кварталы 2020 года (л.д.50).
Приказами Сибирского таможенного управления от 27.06.2019 № 229, от 19.09.2019 № 249-П, от 11.12.2019 № 466, от 08.04.2020 № 105-П, от 11.06.2020 № 181-П утверждено распределение лимитов бюджетных ассигнований, направленных на материальное стимулирование государственных гражданских служащих таможенных органов Сибирского таможенного управления, в том числе Алтайской таможни на 1-4 кварталы 2019 года, на 1 квартал 2020 года.
Издание данных приказов свидетельствует о том, что Федеральная таможенная служба и ее территориальные органы в пределах выделенных им бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих в соответствии с частью 10 статьи 50 Федерального закон № 79-ФЗ ежеквартально производили начисление своим гражданским служащим выплаты стимулирующего характера (материальное стимулирование), относящейся к премиям за выполнение особо важных и сложных заданий, подлежащей включению в состав денежного содержания гражданского служащего.
Из системного толкования вышеприведенных правовых норм следует, что актами Правительства Российской Федерации федеральным государственным органам ежегодно доводятся объемы средств, имеющих целевой характер, - повышение материальной мотивации гражданских служащих, увеличение объема выплат гражданским служащим, обусловленных реальной эффективностью их работы. При этом данными актами правовая форма и (или) механизм выплаты этих средств не установлены. Целевой характер этих мероприятий заключается в повышении уровня оплаты труда указанных категорий лиц, что прямо свидетельствует об отнесении соответствующих выплат к выплатам за профессиональную служебную деятельность.
Таким образом, судом первой инстанции правильно определено, что выплаченные Хышовой Н.В. выплаты материального стимулирования должны входить в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в связи с чем должны учитываться ответчиком при расчете истцу сумм ежегодного отпуска, компенсации при увольнении при увольнении.
Доводы жалобы ответчика об обратном, основаны на ошибочном толковании норм материального права, и не могут являться основанием к отмене решения суда.
Согласно части 5 статьи 36 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в последний день исполнения гражданским служащим должностных обязанностей представитель нанимателя по письменному заявлению гражданского служащего обязан выдать гражданскому служащему трудовую книжку, другие документы, связанные с гражданской службой и пенсионным обеспечением, и произвести с ним окончательный расчет.
Статьей 84.1 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчет в соответствии со статьей 140 настоящего Кодекса. По письменному заявлению работника работодатель также обязан выдать ему заверенные надлежащим образом копии документов, связанных с работой.
Согласно ст. 140 Трудового кодекса Российской Федерации при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.
В случае спора о размерах сумм, причитающихся работнику при увольнении, работодатель обязан в указанный в настоящей статье срок выплатить не оспариваемую им сумму.
Статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации установлена материальная ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику.
Согласно данной норме закона при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
Из буквального толкования положений статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что материальная ответственность работодателя в виде выплаты работнику денежной компенсации в определенном законом размере наступает только при нарушении работодателем срока выплаты начисленных работнику заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику по трудовому договору. Материальная ответственность работодателя за невыплату не начисленной заработной платы данной нормой закона не предусмотрена. Не содержится такой вид ответственности и в Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Таким образом, поскольку оспариваемые в настоящем деле денежные суммы истцу при расторжении служебного контракта не начислялись, в связи с чем положения статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации к спорным правоотношениям не подлежат применению.
При указанных обстоятельствах решение в части взыскания компенсации за задержку выплаты, причитающейся работнику за период с 02.10.2020 по 17.05.2021 в размере *** подлежит отмене с вынесением в данной части нового решения об отказе в удовлетворении требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 20 мая 2021 г. в части взыскания с Алтайской таможни в пользу Хышовой Н. В. компенсации за задержку выплаты, причитающейся работнику за период с 02.10.2020 по 17.05.2021 в размере *** отменить. Вынести в данной части новое решение, которым отказать в удовлетворении данных требований. В остальной части указанное решение оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Алтайской таможни Головина А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное определение изготовлено 24 августа 2021 г.