Судья Джабраилов Н.А.
Дело № 33- 3790/2013 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Бейтуллаевой З.А.
судей Джарулаева А.К. и Загирова Н.В.
при секретаре Саладихановой С.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Махачкале от <дата> дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Министерства обороны РФ ФИО7 на решение Буйнакского районного суда РД от <дата>, которым постановлено: «Исковые требования ФИО1 удовлетворить. Взыскать в пользу ФИО1 с Министерства обороны Российской Федерации за счёт средств федерального бюджета единовременное пособие в размере 300 000 (триста тысяч) рублей в связи с получением им увечья при осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом, повлекшее наступление инвалидности».
Заслушав доклад судьи ФИО3, объяснения представителя истца ФИО8 (на сновании доверенности № от <дата>), просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Представитель ФИО1 ФИО8, действуя на основании доверенности № от <дата>, обратился в суд с иском к Министерству обороны РФ о взыскании единовременного пособия, в связи с получением им увечья при осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом в размере <.> руб. Исковые требования мотивированы тем, что он с <дата> служил по контракту в должности командира отделения, имеет специальное воинское звание старшины. <дата> при выполнении боевого задания в н.<адрес> республики получил военную травму, в связи с чем ему долго пришлось лечиться и пройти курс реабилитации. После лечения он был направлен на освидетельствование. По результатам освидетельствования он признан «Д» - негодным к военной службе, установлена <.> инвалидности вследствие военной травмы и назначена пенсия. Приказом командира в/ч <.> от <дата> № он исключён из списков личного состава по состоянию здоровья. При увольнении он, как лицо, получившее увечье при проведении контртеррористической операции пособия не получил, ему не разъяснили о причитающихся выплатах. Он направлял ответчику заявление с приложением необходимых документов на выплату пособия, но никакого ответа не получил. Истец полагает, что имеет право на получение единовременного пособия в размере <.> рублей, которые просит взыскать с Министерства обороны Российской Федерации за счёт средств федерального бюджета.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представителя ответчика Министерства обороны РФ ФИО7 содержится просьба об отмене решения суда. Статьей 21 Федерального закона «О противодействии терроризму» и ст. 18 Федерального закона «О статусе военнослужащих» установлены совпадающие основания для выплаты однородных по своей сути (имеющих целью возмещение вреда здоровью в случае гибели военнослужащего, причинения военнослужащему увечья (ранения, травмы, контузии)) единовременных пособий.
При этом, как предусмотрено п.6 ст.21 Федерального закона «О противодействии терроризму», при одновременном возникновении в соответствии с законодательством Российской Федерации нескольких оснований для указанных единовременных выплат выплата осуществляется по одному основанию по выбору получателя. Такая правовая позиция подтверждается обзором судебной практики Верховного Суда РФ за 2-й квартал 2011 года, утвержденным Президиумом ВС РФ <дата> года. В связи с этим военнослужащим и членам их семей, имеющим право на получение единовременного пособия как на основании Федерального закона «О статусе военнослужащих», так и на основании Федерального закона «О противодействии терроризму», выплачивается по их выбору одно единовременное пособие.
Судом первой инстанции неправомерно не приняты во внимание доводы представителя МО РФ о том, что ФЗ «О противодействии терроризму» вступил в законную силу с <дата> года, а ст. 21 указанного Закона вступила в силу с <дата> года. При этом указаний о применении ст.21 Закона к отношениям, возникшим до его вступления в силу, названный Закон не содержит.
Порядок обращения за получением выплат определен Правилами возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью лиц в связи с их участием в борьбе с терроризмом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от <.>. № «О возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью лиц в связи с их участием в борьбе с терроризмом». Согласно указанным Правилам для получения единовременного пособия, установленного ст.21 Закона, в случае получения увечья, повлекшего за собой наступление инвалидности, это лицо представляет в федеральный орган исполнительной власти (военный комиссариат по месту регистрации), в котором он проходил службу, необходимые документы, указанные в Правилах.
Суд первой инстанции, принимая решение об удовлетворении требований истца, основывался лишь на доводах истца о том, что он обращался с заявлением о выплате компенсации в Министерство обороны РФ. Однако доказательств отказа Министерства обороны РФ в её выплате истец не представил.
Как следует из материалов дела, истец не обращался с соответствующим заявлением в уполномоченный орган, а именно в уполномоченные органы МО РФ за получением установленных действующим законодательством выплат, соответственно, должностные лица не отказывали истцу в реализации его законных прав, ввиду чего МО РФ не допущено каких-либо нарушений законодательства в данной сфере.
Порядок возмещения вреда лицам, участвующим в борьбе с терроризмом, установлен постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> № «О возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью лиц в связи с их участием в борьбе с терроризмом», в соответствии с п.2 которого расходы, связанные с возмещением вреда, причиненного жизни и здоровью лиц в связи с их участием в борьбе с терроризмом, производятся в пределах средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на соответствующий год федеральным органом исполнительной власти, участвующим в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом, на финансовое обеспечение расходов, осуществляемых в рамках специальных программ и специальных мероприятий.
Указанным Постановлением утверждены Правила возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью лиц в связи с их участием в борьбе с терроризмом, пунктом 3 которых определено, что для получения единовременного пособия, установленного ч.2 статьи 21 ФЗ «О противодействии терроризму», в случае получения вреда здоровью лица, участвовавшего в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, члены его семьи и (или) лица, находившиеся на его иждивении, представляют в федеральный орган исполнительной власти, в котором он проходил службу, работал, исполнял обязанности, письменное заявление о выплате указанного единовременного пособия и необходимый пакет документов.
Федеральный орган исполнительной власти в течение 30 рабочих дней с даты получения документов проводит служебное расследование обстоятельств причинения вреда здоровью или гибели (смерти) лица, участвовавшего в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, по итогам которого составляется заключение, и руководитель федерального органа исполнительной власти принимает решение о выплате либо об отказе в выплате единовременного пособия (п.5 Правил). Единовременные пособия выплачиваются за счет средств федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов, учтенных на лицевых счетах соответствующих получателей средств федерального бюджета, открытых в территориальных органах Федерального казначейства (п.8 Правил).
При таких обстоятельствах, судебные инстанции не могут подменить собой деятельность федерального органа исполнительной власти, на который возложена функция по реализации выплат единовременных пособий, установленных ст. 21 Закона, что соответствует принципу разделения полномочий исполнительной и судебной власти, установленной статьей 10 Конституции Российской Федерации.
Более того, судом первой инстанции установлено, что войсковой частью <.> истцу в <.> году были произведены все положенные выплаты.
В соответствии с ч.1 ст.4 Гражданского кодекса РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим до введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Тем самым, положения федерального закона «О противодействии терроризму» не могут применяться при разрешении данного спора. Федеральный закон от <дата> № «О борьбе с терроризмом» в редакции, действовавшей в <дата> году, установил, что возмещение вреда, причиненного в результате террористической акции, производится за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, на территории которого совершена эта террористическая акция, с последующим взысканием сумм этого возмещения с причинителя вреда в порядке, установленном гражданско-процессуальным законодательством.
При этом на основании вышеупомянутого закона, действующего на момент получения ранения (увечья) истцом, статьей 20 установлено, что в случае, если лицо, принимавшее участие в борьбе с терроризмом, при проведении контртеррористической операции получило увечье, повлекшее за собой наступление инвалидности, этому лицу выплачивается единовременное пособие в размере <.> рублей и назначается пенсия в соответствии с законодательством Российской Федерации, в связи с чем требования о взыскании <.> рублей являются незаконными и необоснованными.
На основании вышеизложенного, в соответствии с Федеральным законом РФ от <.> № «О противодействии терроризму», который был принят Государственной Думой <дата> и одобрен Советом Федерации <дата> года, право военнослужащего на получение единовременного пособия в связи с получением травмы в размере <.> рублей действительно исключительно с <дата> г., поскольку вышеуказанный закон в соответствии со ст.27 вступает в законную силу со дня его официального опубликования, за исключением статей 18,19,21 и 23 настоящего Федерального закона, которые вступают в силу с <дата> года.
Согласно пунктам 1 и 2 Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента РФ от <.>. №, Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти и органом управления Вооруженными Силами РФ, на основании чего Министерство обороны РФ от уплаты государственной пошлины освобождено.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, как законное и обоснованное.
Исследованием свидетельства о болезни № от <дата>. судом установлено, что <дата> ФИО1 при выполнении боевого задания в н.<адрес> республики получил военную
травму при исполнении обязанностей военной службы, которая согласно заключению ВВК признана «военной травмой», ФИО1 признан «Д» - не годным к военной службе.Согласно выписке из приказа командира в/ч № № от <дата>., что ФИО1 уволен с военной службы по состоянию здоровья в связи с признанием ВВК негодным к военной службе.
Согласно удостоверениям серий ГФ за №, серии ГФ за №, выданным Военным комиссариатом РД, что ФИО1 является инвали<адрес>-й группы по военной травме и ему назначена пенсия по инвалидности с <дата>
Справками серии МСЭ-2009 №, серии МСЭ-2007 №, серии МСЭ-2011 №, серии МСЭ-2012 № также подтверждается установление ФИО1 инвалидности 3-ей группы вследствие военной травмы с <дата> по <дата>
Согласно удостоверению серии БК № ФИО1 является ветераном боевых действий.
Факт получения травмы ФИО1 при осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом и последующего установления инвалидности вследствие военной травмы представителем ответчика в суде первой инстанции не оспаривался.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от <дата> № - ФЗ «О статусе военнослужащих» в редакции, действовавшей до <дата>, при досрочном увольнении военнослужащих с военной службы (отчислении с военных сборов граждан, призванных на военные сборы) в связи с признанием их негодными к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы, им выплачивается единовременное пособие в размере: военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, 60 окладов денежного содержания, установленных на день выплаты пособия.
Пунктом 3 статьи 20 Федерального закона от <дата> № «О борьбе с терроризмом», действовавшим до <дата>, предусматривалось, что в случае, если лицо, принимавшее участие в борьбе с терроризмом, при проведении контртеррористической операции получило увечье, повлекшее за собой наступление инвалидности, этому лицу выплачивается единовременное пособие в размере 50 000 рублей.
Согласно части 1 ст. 20 Федерального закона от <дата> № «О противодействии терроризму», лица, участвующие в борьбе с терроризмом, находятся под защитой государства и подлежат правовой и социальной защите. К указанным лицам относятся, в том числе, военнослужащие, сотрудники и специалисты федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов, осуществляющих борьбу с терроризмом.
Согласно п. 3 ст. 21 Федерального закона от <дата> № «О противодействии терроризму» военнослужащим, принимавшим участие в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом и получивших увечье при проведении контртеррористической операции, повлекшее за собой наступление инвалидности, выплачивается единовременное пособие в размере трехсот тысяч рублей. Названное единовременное пособие входит в гарантированный государством объем возмещения, призванного компенсировать последствия изменения материального и (или) социального статуса военнослужащих в результате причинения вреда жизни или здоровью этих лиц при прохождении военной службы.
В соответствии с пунктом 5 ст. 20 действовавшего до <дата> Федерального закона от <дата> № «О борьбе с терроризмом» (в ред. Федерального закона от <дата> №), а также в соответствии с частью 6 ст. 21 Федерального закона от <дата> № «О противодействии терроризму» при одновременном возникновении в соответствии с законодательством Российской Федерации нескольких оснований для указанных единовременных выплат выплата осуществляется по одному основанию по выбору получателя.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции обоснованно признал за ФИО1 право на получение вышеупомянутого единовременного пособия.
Из копии заявления ФИО1, адресованного МО РФ, квитанции о почтовом отправлении указанного заявления от <дата>, почтового уведомления о получении заявления Министерством обороны РФ следует, что ФИО1 обращался в Министерство обороны РФ с заявлением о выплате единовременного пособия с приложением всех предусмотренных в Правилах документов, заявление ответчиком получено <дата>., однако какие-либо выплаты истцу до его обращения в суд с иском ответчиком не произведены.
Данное заявление было получено ответчиком <дата>, подтверждается представленным в суд уведомлением о получении письма ФИО9 экспедицией № Минобороны РФ, которое исследовано судом апелляционной инстанции в подлиннике (копия уведомления имеется в материалах дела).
Довод апелляционной жалобы о том, что истец не обращался в военкомат по месту своего жительства с заявлением о выплате единовременного пособия, не может служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Судом первой инстанции установлено, что единовременное пособие в связи с причинением вреда здоровью истцу не выплачивалось. В материалах дела отсутствуют доказательства получения истцом ФИО9 единовременного пособия. Судебная коллегия полагает, что указанное пособие истцу по ранее действовавшим нормам не могло быть выплачено, поскольку хотя травма и получена ФИО9 в марте 2001 году, инвалидность вследствие военной травмы впервые установлена ему лишь в <дата> году.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доводы апелляционной жалобы представителя ответчика о том, что войсковой частью № истцу в 2009 году были произведены все положенные выплаты, не подтвержден доказательствами.
Довод представителя ответчика о том, что истец получил страховые выплаты, в связи с чем другие выплаты ему не должны выплачиваться, не основан на действующем законодательстве.
Единовременное пособие, предусмотренное Федеральным законом от <дата> № «О противодействии терроризму», не является однородной выплатой по отношению к страховым суммам, которые выплачиваются на основании пункта 2 статьи 5 Федерального закона Российской Федерации от <дата> № «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции».
В соответствии с частью 1 ст. 21 названного Федерального закона возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу лиц, указанных в ст. 20 данного Федерального закона, в связи с их участием в борьбе с терроризмом, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок возмещения вреда лицам, участвующим в борьбе с терроризмом, установлен постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> № «О возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью лиц в связи с их участием в борьбе с терроризмом», в соответствии с п. 2 которого расходы, связанные с возмещением вреда, причиненного жизни и здоровью лиц в связи с их участием в борьбе с терроризмом, производятся в пределах средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на соответствующий год федеральным органам исполнительной власти, участвующим в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом, на финансовое обеспечение расходов, осуществляемых в рамках специальных программ и специальных мероприятий.
Указанным выше постановлением утверждены Правила возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью лиц в связи с их участием в борьбе с терроризмом, пунктом 3 которых определено, что для получения единовременного пособия, установленного частью 2 статьи 21 Федерального закона «О противодействии терроризму», в случае гибели лица, участвовавшего в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, члены его семьи и (или) лица, находившиеся на его иждивении, представляют в федеральный орган исполнительной власти, в котором он проходил службу, работал, исполнял обязанности, письменное заявление о выплате указанного единовременного пособия и необходимый пакет документов.
Федеральный орган исполнительной власти в течение 30 рабочих дней с даты получения документов проводит служебное расследование обстоятельств причинения вреда здоровью или гибели (смерти) лица, участвовавшего в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, по итогам которого составляется заключение, и руководитель федерального органа исполнительной власти принимает решение о выплате либо об отказе в выплате единовременного пособия (п. 5 Правил).
Единовременные пособия выплачиваются за счет средств федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов, учтенных на лицевых счетах соответствующих получателей средств федерального бюджета, открытых в территориальных органах Федерального казначейства (п. 8 Правил).
Следовательно, надлежащим ответчиком в рассматриваемых правоотношениях является Министерство обороны Российской Федерации как главный распорядитель средств федерального бюджета и уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, участвующий в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом.
Нельзя признать состоятельным и довод представителя ответчика о неподсудности данного спора Буйнакскому районному суду, поскольку в соответствии со ст. 29 ГПК РФ истец имеет право на обращение в суд по своему выбору по месту своего жительства.
Довод апелляционной жалобы о том, что Федеральный закон от <дата> № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» в указанной части вступил в силу с <дата> и на возникший спор не распространяется, основан на неправильном толковании норм материального права. При удовлетворении заявленных требований суд исходил из того, что право на единовременное пособие в размере 300 000 тысяч рублей у истца возникло с момента наступления инвалидности вследствие полученной военной травмы (впервые инвалидность истцу установлена в 2010 году).
Поскольку единственным правовым основанием выплаты единовременного пособия на момент рассмотрения настоящего дела судом является Федеральный закон «О противодействии терроризму», то размер единовременного пособия должен быть определен в соответствии Федеральным законом, действующим на момент рассмотрения дела. Аналогичная позиция по данному вопросу выражена в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2011 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ <дата>.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Буйнакского районного суда Республики Дагестан от 2 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства Обороны РФ Дудина С.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: