Решение по делу № 33-5170/2023 от 04.09.2023

Судья: Ивонинская И.Л.                                               УИД 39RS0002-01-2023-001070-91

Дело № 2-2394/2023

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

№ 33-5170/2023

27 сентября 2023 года                                                                                      г.Калининград

Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:

председательствующего         Чашиной Е.В.

судей                                 Алексенко Л.В., Уосис И.А.

при секретаре               Юдиной Т.К.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ОСФР по Калининградской области на решение Центрального районного суда г.Калининграда от 10 апреля 2023 года по иску Лаптева Владимира Алексеевича к ОСФР по Калининградской области о включении периодов работы в страховой и специальный стаж.

Заслушав доклад судьи Алексенко Л.В., объяснения представителя истца Лаптева В.А. - Гукова И.И., возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Лаптев В.А. обратился в суд с иском ОСФР по Калининградской области о включении периодов работы в страховой и специальный стаж.

В обоснование иска указал, что 14.01.2022 обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, предусмотренной п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях», в связи с осуществлением лечебной деятельности. Однако в установлении такой пенсии ему было отказано ввиду отсутствия требуемой продолжительности специального стажа не менее 30 лет. По подсчетам ответчика специальный стаж истца составил 25 лет 06 месяцев 13 дней.

    Полагал, что ответчиком в страховой и специальный стаж необоснованно не были включены подтвержденные документально периоды его работы на территории Республики Казахстан с 13.03.1992 по 30.06.1995 в должности врача скорой и неотложной медицинской помощи в городской станции скорой медицинской помощи г.Караганда, а также курсы повышения квалификации с 07.04.2008 по 04.05.2008, с 27.05.2008 по 27.05.2008, с 18.01.2009 по 04.04.2009 в период его работы в Калининградской психиатрической больнице.

    Просил обязать ответчика включить в страховой и специальный стаж период работы с 13.03.1992 по 30.06.1995, а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации. Также просил взыскать в его пользу судебные расходы по оплате госпошлины в размере 300 руб.

Рассмотрев дело, суд принял решение, которым исковые требования Лаптева В.А. удовлетворены.

    На ОСФР по Калининградской области возложена обязанность включить в страховой и специальный стаж Лаптева В.А. периоды работы с 13.03.1992 по 30.06.1995 в должности врача скорой и неотложной медицинской помощи в городской станции скорой медицинской помощи г. Караганда Республики Казахстан, а также периоды нахождения командировке с 07.04.2008 по 04.05.2008, с 27.05.2008 по 27.05.2008, с 18.01.2009 по 04.04.2009.

С ОСФР по Калининградской области в пользу Лаптева В.А. взысканы судебные расходы по оплате госпошлины в размере 300 руб.

В апелляционной жалобе ОСФР по Калининградской области просит решение суда отменить в части включения в страховой и специальный стаж истца период его работы на территории Республики Казахстан с 13.03.1992 по 30.06.1995 и принять в этой части новое решение об отказе в удовлетворении указанных исковых требований.

Считает, что суд необоснованно применил к спорным правоотношениям Соглашение от 13.03.1992, которое было денонсировано в соответствии с Федеральным законом от 11.06.2022 №175-ФЗ с 01.01.2023.

Полагает, что поскольку спорный период работы истца на территории Республики Казахстан не подтвержден в порядке, установленном Соглашением о пенсионном обеспечении трудящихся государств – членов ЕАЭС от 20.12.2019 и Порядком взаимодействия между уполномоченными органами, компетентными органами государств-членов ЕАЭС и Евразийской экономической комиссией по применению норм Соглашения от 20.12.2019, утвержденному решением Совета Евразийской экономической комиссии 23.12.2019, соответствующий формуляр О стаже работы не представлен, этот период не может быть включен в страховой и специальный стаж.

Кроме того, ссылается на отмену с 01.01.1998 существовавших в Республике Казахстан льготных (досрочных) пенсии отдельным категориям граждан.

В судебном заседании представитель истца Лаптева В.А. - Гуков И.И., возражая против доводов апелляционной жалобы, просил оставить решение без изменения. Истец Лаптев В.А. и представитель ответчика ОСФР по Калининградской области, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились по неизвестным суду причинам, что с учетом статьи 167 ГПК РФ дает суду основания рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального или процессуального права.

Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела допущено не было.

В соответствии со ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) при наличии не менее 15 лет страхового стажа, величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) - не менее 30.

В силу п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

При досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в спорный период, применяется Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781 (подп. «н» п.1 постановления Правительства РФ от 16.07.2014 №665).

При исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781, а в части, не урегулированной настоящими Правилами, - Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 №516.

В соответствии с разделом «Наименование должностей» Списка №781 право на досрочную трудовую пенсию по старости предоставлено врачам-специалистам всех наименований (кроме врачей-статистиков), работающим в учреждениях, перечисленных в том же списке в разделе «Наименование учреждений», в том числе скорой медицинской помощи, скорой и неотложной медицинской помощи.

Разрешая заявленные требования, суд установил, что 14.01.2022 Лаптев В.А. обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, предусмотренной п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.

Однако в установлении такой истцу было отказано в связи с отсутствием требуемого специального медицинского стажа 30 лет. По подсчетам пенсионного органа льготный стаж составил 25 лет 06 месяцев 13 дней.

    При подсчете страхового и специального стажа спорный период работы истца на территории Республики Казахстан с 13.03.1992 по 30.06.1995 учтен не был со ссылкой на отказ в предоставлении компетентным органом Республики Казахстан формуляра «О стаже работы».

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные истцом требования о включении спорного периода работы в страховой и специальный стаж, суд, руководствуясь положениями Соглашения о гарантиях прав граждан государств – участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992, нормами Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ, правильно исходил из того, что работа истца в период с 13.03.1992 по 30.06.1995 носит льготный характер и подтверждена документально.

Такой вывод суда первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, не противоречит обстоятельствам дела и правовым нормам, регулирующим спорные правоотношения.

В соответствии со ст.11 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ (ч.1).

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Аналогичные положения были предусмотрены Федеральным законом от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действовавшим в период с 01.01.2002 до 01.01.2015.

Согласно п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 №516, периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.

Таким образом, периоды работы, имевшие место за пределами Российской Федерации до 01.01.2002, учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения, за пределами Российской Федерации после 01.01.2002 могут быть включены в подсчет страхового стажа только при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства.

В стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (п.4 Правил №516).

С 01.01.2015 вступили в силу Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 №1015. В соответствии с указанными Правилами основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, включаемые в страховой стаж, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, является трудовая книжка установленного образца.

При назначении пенсии периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28.12.2013 №400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (ч.3 ст.2 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ).

С 01.01.2021 вступило в силу Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза от 20.12.2019, статьей 7 которого предусмотрено, что каждое государство-член определяет право на пенсию в соответствии со своим законодательством, исходя из стажа работы, приобретенного на его территории, с учетом положений настоящего Соглашения (п.1). В случае если стажа работы, приобретенного на территории одного государства-члена, недостаточно для возникновения права на пенсию, то учитывается стаж работы, приобретенный на территориях других государств-членов в соответствии с законодательством каждого из государств-членов, за исключением случаев, когда такой стаж работы совпадает по времени (п.2).

В целях реализации Соглашения решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.12.2020 №122 утвержден Порядок взаимодействия между уполномоченными органами, компетентными органами государств – членов ЕАЭС и Евразийской экономической комиссией по применению норм Соглашения.

В соответствии с названным Порядком для определения права на пенсию с применением п.2 ст.7 Соглашения компетентный орган государства-члена запрашивает формуляр «О стаже работы» у компетентного органа другого государства-члена, на территории которого у трудящегося имеется стаж работы (ч.9). Компетентный орган государства-члена, получивший запрос, подтверждает стаж работы в соответствии с законодательством своего государства либо информирует о невозможности подтверждения стажа путем направления формуляра «О стаже работы» в компетентный орган государства-члена, направившего запрос (ч.10).

Компетентным органом в Республике Казахстан, на который возложена реализация законодательства в области пенсионного обеспечения, определено АО «Единый накопительный пенсионный фонд».

По сведениям ОСФР по Калининградской области компетентным органом Республики Казахстан формуляр «О стаже работы» на запрос СФР не представлен, таким образом, стаж работы истца не подтвержден.

Вместе с тем, в силу ст.12 Соглашения от 20.12.2019, назначение и выплата пенсии осуществляются в следующем порядке:

за стаж работы, приобретенный после вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается государством-членом, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы,

за стаж работы, приобретенный до вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств – участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992.

Доводы ответчика о том, что Соглашение от 13.03.1992 не может быть применено к спорным правоотношениям, судебная коллегия находит неубедительными и не основанными на нормах международного права.

Действительно Федеральным законом от 11.06.2022 №175-ФЗ, вступившим в силу с 30.06.2022, было денонсировано Соглашение о гарантиях прав граждан государств – участников СНГ в области пенсионного обеспечения, подписанное в городе Москве 13.03.1992.

Официальным сообщением МИД РФ подтверждено, что действие вышеуказанного Соглашения от 13.03.1992 с другими участниками Соглашения прекращается 1 января 2023 года.

В соответствии со ст.38 Федерального закона от 15.07.1995 №101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» прекращение международного договора Российской Федерации, если договором не предусматривается иное или если не имеется иной договоренности с другими его участниками, освобождает Российскую Федерацию от всякого обязательства выполнять договор в дальнейшем и не влияет на права, обязательства или юридическое положение Российской Федерации, возникшие в результате выполнения договора до его прекращения.

Таким образом, основным последствием денонсации международного договора является освобождение договаривающейся стороны, денонсировавшей договор, от исполнения обязательств по данному договору.

Вместе с тем денонсация не освобождает сторону договора от выполнения обязательств, которые возникли в результате выполнения договора до его прекращения.

Согласно п.2 ст.13 Соглашения от 13.03.1992 пенсионные права граждан государств - участников Содружества, возникшие в соответствии с положениями данного Соглашения, не теряют своей силы и в случае выхода из Соглашения государства - участника, на территории которого они проживают.

Кроме того статьей 12 Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза от 20.12.2019, заключенным между Российской Федерацией, Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, прямо предусмотрено, что назначение и выплата пенсии за стаж работы, приобретенный до 01.01.2021, осуществляются не только в соответствии с законодательством государств-членов, но и в соответствии с Соглашением от 13.03.1992.

Истец обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в период действия Соглашения от 13.03.1992.

С учетом изложенного, Соглашение от 13.03.1992, вопреки доводам ответчика, подлежит применению к спорным правоотношениям в части определения стажа работы, приобретенного до 01.01.2021.

В соответствии со ст.1 Соглашения от 13.03.1992 пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Пунктом 2 ст.6 Соглашения от 13.03.1992 определено, что для установления права на пенсию гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения. Необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 01.12.1991, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации (ст. 11).

Распоряжением Правления ПФР от 22.06.2004 № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР» утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - Республик бывшего СССР.

Согласно пункту 5 названных Рекомендаций для определения права на трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ. Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы по найму после 01.01.2002 могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13.03.1992 подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

В любом случае документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13.03.1992, является, прежде всего, трудовая книжка установленного образца, а при отсутствии трудовой книжки, либо в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13.03.1992.

Согласно записям в трудовой книжке Лаптев В.А. 31.05.1991 принят на работу в должности врача скорой и неотложной медицинской помощи на Октябрьскую подстанцию Городской станции скорой медицинской помощи г. Караганда (приказа №103-к от 30.05.1991), откуда был уволен 30.06.1995 (приказ № 14-к от 28.06.1995).

Вышеуказанный период работы истца подтверждается архивной справкой КГП «Областная станция скорой медицинской помощи» (правопреемник работодателя) от 05.03.2021 №8-2-557.

С учетом изложенного, суд обоснованно включил спорный период работы истца в страховой и специальный стаж без учета уплаты работодателем страховых взносов, поскольку спорный периоды трудовой деятельности имел место до 01.01.2002.

При этом судебная коллегия учитывает, что период работы истца в той же должности и в том же учреждении до 12.03.1992 в специальный и страховой стаж истца пенсионным органом включен на основании представленных истцом документов.

Ссылки в апелляционной жалобе на отмену 01.01.1998 института досрочных (льготных) пенсий Республике Казахстан правового значения для разрешения спора не имеет, поскольку спорный период работы имел место до 30.06.1995.

При разрешении спора суд верно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил представленные доказательства в совокупности по правилам статьи 67 ГПК РФ, правильно применил материальный закон. Процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, судом не допущено.

Доводы апелляционной жалобы в целом основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, не содержат указаний на обстоятельства, которые не были исследованы судом и нуждаются в дополнительной проверке, фактически направлены на переоценку установленных судом обстоятельств. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции не имеется, поскольку выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела, и спор по существу разрешен верно.

Оснований для отмены или изменения решения суда, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, с учетом доводов апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г.Калининграда от 10 апреля 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 28.09.2023.

Председательствующий:

Судьи:

33-5170/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Лаптев Владимир Алексеевич
Ответчики
Отделение Фонда Пенсионного и Социального страхования Российской Федерации по Калининградской области
Другие
Гуков Илья Игоревич
ФКУ Калининградская психиатрическая больница (стационар) специализированного типа с интенсивным наблюдением Министерства здравоохранения РФ
Суд
Калининградский областной суд
Судья
Алексенко Людмила Валентиновна
Дело на сайте суда
oblsud.kln.sudrf.ru
07.09.2023Передача дела судье
27.09.2023Судебное заседание
03.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.10.2023Передано в экспедицию
27.09.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее