25RS0019-01-2023-000113-83
№ 2-87/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Новопокровка 13 апреля 2023 года
Красноармейский районный суд Приморского края в составе судьи Савенковой Ю.А., при секретаре Дземиной А.Ю., с участием прокурора Красноармейского района Приморского Копаева Т.Т., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Красноармейского района Приморского края в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Красноармейского муниципального района Приморского края, Администрации Измайлихинского сельского поселения о возложении обязанности по оборудованию твердым непроницаемым покрытием и обваловкой мест временного складирования снега,
У С Т А Н О В И Л:
прокурор Красноармейского района Приморского края обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением. В обоснование своих требований истец указал, что прокуратурой Красноармейского района при проведении проверки соблюдений экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства установлено, что постановлением администрации Измайлихинского сельского поселения от 27.12.2022 № 28 определены места для складирования снега на территории Измайлихинского сельского поселения, при этом земельный участок твердым непроницаемым покрытием и обваловкой не оборудован. Альтернатива при выборе места вывоза снега отсутствует, поскольку на территории Ихмайлихинского сельского поселения снегоплавильных установок не имеется. Вышеуказанные нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства приводит к растеканию по рельефу местности загрязняющих веществ, в том числе, дорожных химических реагентов при таянии снежных масс, что приводит к порчи земель, на территории Красноармейского муниципального района. С целью устранения указанных нарушений прокурором района главе администрации Измайлихинского сельского поселения 06.12.2022 вынесено представление с требованием об устранении нарушений, однако земельный участок твердым непроницаемым покрытием и обваловкой до настоящего времени не оборудован. Просит обязать администрацию Красноармейского муниципального района Приморского края произвести финансирование работ по постановке на кадастровый учет земельного участка, а так же связанные с ним работы по оборудованию твердым непроницаемым покрытием и обваловкой. Обязать администрацию Измайлихинского сельского поселения в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать твердым непроницаемым покрытием и обвалкой место складирования снега на территории Измайлихинского сельского поселения Красноармейского района Приморского края.
В судебном заседании прокурор Красноармейского района Приморского края Копаев Т.Т. на заявленных исковых требованиях настоял в полном объеме, просил удовлетворить по приведенным в иске основаниям, полагал возможным предоставить срок в 1 год для исполнения требований. Представитель ответчика администрации Красноармейского муниципального района Приморского края по доверенности ФИО в судебном заседании с исковыми требованиями согласилась, просила увеличить срок исполнения решения суда с 3 месяцев до 1 года.
Ответчик администрация Измайлихинского сельского поселения Красноармейского муниципального района Приморского края надлежащим образом уведомленный о времени и месте проведения судебного заседания своего представителя в суд не направил, глава поселения направила в суд ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, с исковыми требованиями согласна.
Ознакомившись с исковым заявлением, выслушав участников судебного заседания, изучив собранные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу положений статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Статья 42 Конституции Российской Федерации гарантирует право каждому на благоприятную окружающую среду.
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Исходя из положений ст. 7 Земельного кодекса РФ земли населенных пунктов используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Согласно ст. 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся в том числе, установление с учетом требований законодательства РФ правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В силу статьи 12 Земельного кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Как следует из положений ст. 45.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», правила благоустройства территории муниципального образования утверждаются представительным органом соответствующего муниципального образования. Правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать, в том числе вопрос уборки территории муниципального образования, в том числе в зимний период.
Согласно положениям ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения сельского поселения относится утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории поселения, требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами.
Из содержания пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» следует, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации; запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Пунктом 34 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 3, предусмотрено, что собранный хозяйствующими субъектами, осуществляющими вывоз снега, снег должен складироваться на площадках с водонепроницаемым покрытием и обвалованных сплошным земляным валом или вывозиться на снегоплавильные установки; не допускается размещение собранного снега и льда на детских игровых и спортивных площадках, в зонах рекреационного назначения, на поверхности ледяного покрова водоемов и водосборных территориях, а также в радиусе 50 метров от источников нецентрализованного водоснабжения.
Согласно п. 11 ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ утверждение правил благоустройства территории муниципального образования относится к компетенции представительного органа муниципального образования.
Приказом Росреестра от 10.11.2020 № П/0412 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков», зарегистрированном в Минюсте России 15.12.2020 № 61482 определен вид разрешенного использования земельных участков, предназначенных для сбора снега.
Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов», зарегистрированным в Минюсте России 08.06.2017 № 47008, блок 7, собранный загрязненный снег с территории населенного пункта является отходом ФККО 7 31 210 00 00 0 - отходы от зимней уборки.
Судом установлено, что при проведении проверки соблюдений экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства установлено, что постановлением администрации Измайлихинского сельского поселения от 27.12.2022 № 28 определены места для складирования снега на территории Измайлихинского сельского поселения, при этом земельный участок твердым непроницаемым покрытием и обваловкой не оборудован.
06.12.2022 прокуратурой Красноармейского района Приморского края главе Измайлихинского сельского поселения вынесено представление об устранении нарушений действующего законодательства.
Из ответа администрации Измайлихинского сельского поселения от 16.02.2023 следует, что ведутся работы по отведению земли для складирования снега после уборки. Определены места для складирования снега, в Администрацию Красноармейского муниципального района отправлены заявления о предварительном согласовании представления земельного участка.
Таким образом, доказательств, свидетельствующих о том, что на территории Измайлихинского сельского поселения имеются специальные площадки, отвечающие требованиям санитарных правил, на которых может складироваться снег, собранный хозяйствующими субъектами, осуществляющими вывоз снега, в материалах дела не имеется.
Санитарные правила и нормы являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами. Положения приведенного законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства приводит к растеканию по рельефу местности загрязняющих веществ, в том числе, дорожных химических реагентов при таянии снежных масс, что в свою очередь, приводит к порче земель, расположенных на территории Красноармейского муниципального района.
При изложенных обстоятельствах, с учетом приведенного правового регулирования и установленных фактических обстоятельств, заявленные прокурором требования обоснованы и подлежат удовлетворению. С учетом процессуальной позиции участников процесса, а в целях предоставления разумного срока для исполнения решения суда, суд считает возможным предоставить срок в один год для исполнения решения суда.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд –
Р Е Ш И Л:
исковое заявление прокурора Красноармейского района Приморского края в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Красноармейского муниципального района Приморского края Администрации Измайлихинского сельского поселения о возложении обязанности по оборудованию твердым непроницаемым покрытием и обваловкой мест временного складирования снега, удовлетворить.
Возложить на администрацию Красноармейского муниципального района Приморского края обязанность произвести финансирование работ по постановке на кадастровый учет земельного участка, а также связанные с ним работы по оборудованию твердым непроницаемым покрытием и обваловкой.
Возложить на администрацию Измайлихинского сельского поселения Красноармейского района Приморского края обязанность в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать твердым непроницаемым покрытием и обваловкой место складирования снега на территории Измайлихинского сельского поселения Красноармейского муниципального района.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в апелляционном порядке, через Красноармейский районный суд в течение 1 месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 13.04.2023 г.
Судья Ю.А. Савенкова