11RS0001-01-2022-007990-50 |
Дело № 2-6436/2022 |
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 июня 2022 года |
город Сыктывкар |
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Губаевой Д.Ф.,
при секретаре судебного заседания Новикове А.И.,
при участии:
истца Лобанове Д.Я.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Лобанова Данила Яковлевича к администрации МО ГО «Сыктывкар» о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору специализированного найма,
УСТАНОВИЛ:
Лобанов Д.Я. обратился в суд с иском к администрации МО ГО «Сыктывкар» с требованием о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного найма. В обоснование указано, что истец является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Жилое помещение истцу не было предоставлено, в связи с чем истец был вынужден обратиться в суд.
Истец в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель ответчика в суд не явился, надлежащим образом извещены.
Исследовав письменные материалы дела, заслушав истца, суд находит настоящее исковое заявление подлежащим удовлетворению в силу следующего.
Судом по делу установлено, что Лобанов Д.Я., ..., является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. ...
С 08.12.2000 Лобанов Д.Я. зарегистрирован по месту жительства по адресу: г.... Указанное жилое помещение определено как место жительство Лобанова Д.Я. распоряжением Управления опеки и попечительства Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми по г.Сыктывкару от 10.02.2016 №87 «О назначении попечительства на несовершеннолетним Лобановым Д.Я. и опеки на несовершеннолетней ... А.Я.».
По сведениям ЕГРН жилое помещение, закрепленное за истцом, имеет общую площадь 41,1 кв.м., права на него ни за кем не зарегистрированы. Из справки ООО «Наш Дом» от 14.06.2022 следует, что жилое помещение является муниципальный, в нём зарегистрированы по месту жительства восемь человек, в том числе истец и его мать ... В.А. Кроме того, по сведениям сайта www.dom.gosuslugi.ru, являющимся общедоступными, жилой многоквартирный дом №... введен в эксплуатацию в 1966 году и 08.10.2021 был признан аварийным.
Жилых помещений в собственности истец не имеет, нанимателем по договору социального найма не является.
Постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от 03.10.2020 №10/2602 утвержден протокол заседания общественной комиссии по жилищным вопросам, согласно пункту 11 которого Лобанов Я.Д. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет и которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений. Комиссией также установлен факт невозможности проживания Лобанова Д.Я. в жилом помещении, расположенном по адресу: г.Сыктывкар, ул.Трактовая, д.75, кв.11, в связи с тем, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения.
Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, конституционное право на жилище предполагает обязанность создания органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления, для предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (определения от 22 марта 2012 года N 509-О-О, от 25 февраля 2013 года N 192-О и др.)
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Так, согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В силу п. 4 той же статьи проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:
лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса РФ);
страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;
2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;
3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.
Согласно Закону Республики Коми от 01.12.2015 № 115-РЗ (вступившим в силу 01.01.2016) органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов и городских округов в Республике Коми наделены государственными полномочиями Республики Коми по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии со ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ и ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, и по формированию Списка.
Кроме того, к настоящему времени на органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов и городских округов в Республике Коми возложены указанным Законом государственные полномочия Республики Коми по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, и установлению факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона Республики Коми от 25.12.2015 № 134-РЗ «О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан» список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, (далее - список) формируется органом местного самоуправления, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Граждане, указанные в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
В силу ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений подлежат только те лица, из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, которые не обеспечены жилыми помещениями либо сохраняют право пользования жилыми помещениями, проживание в которых признается невозможным.
Лобанов Д.Я., ... остался без попечения единственного родителя, не является собственником и нанимателем по договору социального найма жилого помещения, родился и постоянно проживает на территории г.Сыктывкар. В силу ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ он имеет право на однократное обеспечение жилым помещением на территории МО ГО «Сыктывкар». Проживание истца по месту регистрации по адресу: ..., невозможно в силу пп. 1, 2, 3 п.4 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Решением Совета МО «Город Сыктывкар» от 28.11.2005 № 20/11-282 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения» установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 13,5 квадратных метров общей площади жилого помещения.
С учетом изложенного суд полагает, что требования подлежат удовлетворению, Лобанов Д.Я. должен быть обеспечен жилым помещением специализированного жилищного фонда, общей площадью не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления по месту нахождения предоставляемого жилого помещения в пределах МО ГО «Сыктывкар».
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Лобанова Данила Яковлевича удовлетворить.
Обязать администрацию МО ГО «Сыктывкар» предоставить Лобанову Данилу Яковлевичу ... жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, пригодное для постоянного проживания, в виде отдельной квартиры на состав семьи один человек, площадью не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления по месту нахождения предоставляемого жилого помещения в пределах г.Сыктывкар Республики Коми.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарской городской суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Д.Ф. Губаева
Мотивированное решение составлено 27.06.2022.