16RS0049-01-2023-000867-45
2-1294/23
2.086
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
28 февраля 2023 года город Казань
Ново-Савиновский районный суд г. Казани Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Шамгунова А.И.,
секретаре судебного заседания Гурьяновой А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по ... ... об обязании выдать санаторно-курортную путевку,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратилась в суд с иском к государственному учреждению – Региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по ... ... с требованием о выдаче путевки на санаторно-курортное лечение за период 2018-2020 годы.
В обоснование иска указывается, что истец, имея II группу инвалидности, с --.--.---- г. по --.--.---- г. состояла на учёте лиц, имеющих право на предоставление путёвки на санаторно-курортное лечение, однако в течение этих трёх лет путёвка на санаторно-курортное лечение истцу так и не была предоставлена, хотя истец своевременно предоставляла в орган социальной защиты медицинские показания на предоставление путевки.
С --.--.---- г. истец перешла на денежный эквивалент и вместо права на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение стала получать денежную выплату.
Истец полагает, что поскольку в период с --.--.---- г. по --.--.---- г. ей путевка на санаторно-курортное лечение не была выделена, то имеются основания для возложения обязанности по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение в судебном порядке.
В ходе судебного разбирательства произведена замена ответчика - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан заменено на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан.
В судебном заседании истец поддержала исковое требование.
Представитель ответчика в судебном заседании исковое требование не признала.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от --.--.---- г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» правом на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг обладают, в частности, инвалиды.
Согласно ст. 6.2 Федерального закона от --.--.---- г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи" в состав набора социальных услуг входит: 1) обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения; 2) предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации; 3) бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Судом установлено, что ФИО3 является инвалидом II группы по общему заболеванию, инвалидность установлена --.--.---- г. бессрочно. Подтверждается это справкой серии №--.
С --.--.---- г. по --.--.---- г. ФИО3 состояла на учёте лиц, имеющих право на предоставление при наличии медицинских показаний путёвки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
За период с --.--.---- г. по --.--.---- г. ФИО3 ни разу не была обеспечена путёвкой на санаторно-курортное лечение.
С --.--.---- г. ФИО3 на основании личного заявления перешла с социальной услуги в виде предоставления путёвки на санаторно-курортное лечение на денежный эквивалент государственной социальной помощи.
Возражая на исковое требование, представитель ответчика ссылалась на то, что ФИО3 с --.--.---- г. отказалась от предоставления социальных услуг в натуральном виде и перешла на ежемесячную денежную выплату в качестве эквивалента государственной социальной помощи, в связи с чем, по мнению представителя ответчика, право на получение путевки на санаторно-курортное лечение истец утратила.
Суд полагает, что приведенная ответной стороной аргументация не может являться основанием для отказа в удовлетворении иска.
Принимая во внимание, что ФИО3 с --.--.---- г. по --.--.---- г. состояла на учёте лиц, имеющих право на предоставление при наличии медицинских показаний путёвки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, однако ФИО3 такой путёвкой по независящим от неё причинам обеспечена не была, то суд находит обоснованным требование о возложении на ответчика обязанности по предоставлению истцу указанной путёвки за период 2018-2020 годы.
Нахождение ФИО3 в 2018-2020 годы в реестре лиц, имеющих право на предоставление при наличии медицинских показаний путёвки на санаторно-курортное лечение, предполагает реальное обеспечение её указанной путёвкой. Сведений о том, что ФИО3 не предоставляла органу социальной защиты какие-либо документы, требующиеся для предоставления путёвки, сторона ответчика суду не предоставила.
Доказательств наличия объективных причин, препятствовавших предоставлению ФИО3 путёвки на санаторно-курортное лечение в период её нахождения на учёте с --.--.---- г. по --.--.---- г., стороной ответчика не представлено.
Представителем ответчика заявлен довод о том, что отказ ФИО3 от получения государственной услуги в виде предоставления при наличии медицинских показаний путёвки на санаторно-курортное лечение с переходом с --.--.---- г. на денежную выплату является основанием для отказа в предоставлении в настоящее время путевки на санаторно-курортное лечение.
Суд полагает, что данный довод не может являться основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку ФИО3 только с --.--.---- г. перешла с предоставления мер социальной поддержки инвалидов в натуральной форме на денежный эквивалент государственной социальной помощи, а в исковом заявлении речь идёт о неисполнении органом социальной защиты обязанности по предоставлению путёвки за период 2018-2020 годы, когда ФИО3 состояла на учёте лиц, имеющих право на предоставление путёвки на санаторно-курортное лечение. За указанный период (2018-2020 годы) право на предоставление путевки ФИО3 не утратила.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в п. 2.4 определения от --.--.---- г. №---О, установление хронологических границ периода предоставления мер социальной поддержки выступает необходимым элементом названного механизма, а положения ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона "О государственной социальной помощи", определяющие такие границы, направлены на обеспечение его эффективного функционирования. Эти положения сами по себе не регулируют порядок предоставления путевок на санаторно-курортное лечение (как в рамках указанного периода, так и за его пределами), а потому не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права граждан в указанном заявителем аспекте.
Изложенное указывает на то, что Федеральный закон «О государственной социальной помощи» допускает возможность предоставления путевки на санаторно-курортное лечение за пределами предусмотренного им срока.
В п. 2.3 определения от 3 апреля 2014 г. N 686-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. При этом, если гражданин в течение календарного года не был обеспечен путевкой на санаторно-курортное лечение, данная услуга не считается предоставленной, и он сохраняет за собой право на ее предоставление.
Таким образом, суд пришёл к выводу о том, что поскольку с --.--.---- г. по --.--.---- г. ФИО3 состояла на учёте лиц, имеющих право на предоставление при наличии медицинских показаний путёвки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, но за указанный период такой путёвкой по независящим от неё причинам не была обеспечена, то имеются основания для возложения на ответчика обязанности по выдаче ФИО3 путевки на санаторно-курортное лечение за период 2018-2020 годы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковое требование ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан об обязании выдать санаторно-курортную путёвку удовлетворить.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан выдать ФИО1 путёвку на санаторно-курортное лечение за период 2018-2020 годы.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Ново-Савиновский районный суд города Казани в течение одного месяца со дня принятия мотивированного решения.
Судья подпись Шамгунов А.И.