Судья Гильмутдинова М.М. дело № 33-15702/2016
учёт № 178г
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 сентября 2016 г. г. Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Курмашевой Р.Э.,
судей Абдуллиной Г.А., Гайнуллина Р.Г.,
при секретаре судебного заседания Джураеве Д.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Гайнуллина Р.Г. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Министерства финансов Российской Федерации Новоселовой С.Н. на решение Бавлинского городского суда Республики Татарстан от 2 июня 2016 г. Этим решением постановлено:
иск удовлетворить;
взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Гимрановой Г.М. и в пользу несовершеннолетней Гимрановой А.И., Гимранова И.Т., Ханиповой Д.И. сумму финансовой помощи в связи с утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации в размере по 50 000 рублей в пользу каждого, а также в пользу Гимрановой Г.М. в возврат государственной пошлины в размере 300 рублей, в счет компенсации морального вреда сумму в размере 5 000 рублей.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы представителя Министерства финансов Российской Федерации Новоселовой С.Н. об отмене решения суда, выслушав объяснения представителя Министерства финансов Российской Федерации Полевой Л.М. в поддержку доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Гимранова Г.М., действующая также в интересах несовершеннолетней Гимрановой А.И., Гимранов И.Т. и Ханипова Д.И. обратились в Бавлинский городской суд Республики Татарстан с иском к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании финансовой помощи в размере 200 000 рублей – по 50 000 рублей каждому.
В обоснование иска указали, что в апреле 2012 года в Бавлинском районе Республики Татарстан произошло чрезвычайное стихийное бедствие - наводнение. В результате наводнения пострадало имущество истцов, находящееся в доме по адресу: <адрес>. В установленный законом срок истцы обратились в сельский совет Кзыл-Ярского сельского поселения Бавлинского муниципального района Республики Татарстан за финансовой помощью в связи с утратой имущества, в чём им было отказано. Решением Бавлинского городского суда Республики Татарстан от 14 июня 2013 г. истцам было отказано в удовлетворении заявления о включении их в перечень лиц, имеющих право па получение финансовой помощи в связи с произошедшим повреждением имущества. Апелляционным определением Верховного Суда Республики Татарстан от 19 августа 2013 г. указанное решение суда было отменено в части и за истцами было признано право на включение в список граждан, нуждающихся в получении финансовой помощи. Поскольку спорная денежная сумма является расходным обязательством Российской Федерации, истцы полагали, что данная сумма подлежит возмещению им за счёт казны Российской Федерации, а именно Министерством финансов Российской Федерации, с которого просили взыскать финансовую помощь в размере 2000 рублей – по 50 000 рублей каждому, компенсацию морального вреда в размере 15 000 рублей в пользу Гимрановой Г.М. и судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В суде первой инстанции истец Гимранова Г.М. и её представитель на исковых требованиях настаивали.
Представитель Министерства финансов Российской Федерации на судебное заседание не явился, в отзыве указал, что не являются надлежащим ответчиком по делу, поскольку рассматриваемые правоотношения связаны с деятельностью должностных лиц исполкома Бавлинского муниципального района РТ, незаконность их действий не подтверждена судебным актом.
Представители третьих лиц исполкома Бавлинского муниципального района Республики Татарстан и сельского совета Кзыл-Ярского сельского поселения Бавлинского района РТ в судебное заседание не явились.
Суд постановил решение об удовлетворении иска в приведённой выше формулировке.
В апелляционной жалобе представитель Министерства финансов Российской Федерации Новоселова С.Н. ставит вопрос об отмене решения суда ввиду его незаконности и необоснованности.
При этом в жалобе указывается, что финансовая помощь за счёт средств казны Российской Федерации взыскана необоснованно, поскольку суду не было представлено доказательств исполнения апелляционного определения Верховного Суда Республики Татарстан от 19 августа 2013 г. и включения истцов в список граждан, нуждающихся в получении финансовой помощи в связи с утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации, а также доказательств предпринятых исполкомом Бавлинского муниципального района Республики Татарстан в интересах истцов мер для выплаты им финансовой помощи.
Кроме того, в апелляционной жалобе указывается, что суд первой инстанции пришел к неправильному выводу о том, что обязанность по оказанию истцам финансовой помощи в связи с утратой имущества подлежит возложению на казну Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Дополнительно в апелляционной жалобе указано, что Правительством Российской Федерации предусмотренная законодательством процедура оказания финансовой помощи лицам, пострадавшим в результате паводка в апреле 2012 года в Бавлинском районе Республики Татарстан, полностью реализована.
Далее представитель Министерства финансов Российской Федерации Новоселова С.Н. выражает несогласие с решением суда первой инстанции о взыскании компенсации морального вреда.
Гимранова Г.М. представила возражение на апелляционную жалобу, просила апелляционную жалобу представителя Министерства финансов Российской Федерации Новоселовой С.Н. оставить без удовлетворения, решение суда – без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Министерства финансов Российской Федерации Полевая Л.М. доводы апелляционной жалобы поддержала.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции своих представителей не направили, при этом судебная коллегия в соответствии со статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся лиц, в связи с наличием в материалах дела доказательств их надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции.
Оценив доводы сторон в совокупности с исследованными доказательствами по делу, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда подлежит отмене.
В соответствии с пунктами 1, 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее Закон № 68-ФЗ) чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Статьей 2 Закона № 68-ФЗ предусмотрено, что правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется настоящим Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с абзацем 7 части 1 статьи 18 Федерального Закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 18).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 года № 750 «О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из указанного резервного фонда.
Согласно пункту 2 указанных Правил федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете и бюджетах субъектов Российской Федерации для ликвидации чрезвычайных ситуаций, не позднее одного месяца с даты возникновения чрезвычайной ситуации могут обращаться в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации.
Пунктом 4 Правил предусмотрена необходимость указания данных о количестве людей, погибших или получивших ущерб (вред), причиненный их здоровью, размере материального ущерба и об объемах направленных на ликвидацию чрезвычайной ситуации.
Перечень и правила оформления обосновывающих документов устанавливаются совместным актом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства финансов Российской Федерации (абзац 2 п. 6 Правил).
В случае непредставления обосновывающих документов в установленный срок, вопрос о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации не рассматривается (абзац 2 пункта 7 Правил).
В соответствии с пп. «г, д» пункта 9 Правил бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение оказания гражданам единовременной материальной помощи (из расчёта до 10 тыс.рублей на человека, но не более 50 тыс.рублей на семью), а также оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека).
Решением Бавлинского городского суда Республики Татарстан от 14 июня 2013 г. установлено, что Гимрановы Г.М., И.Т., Д.И., А.И. с 1999 года постоянно проживают по адресу: <адрес>.
Апелляционным определением Верховного Суда Республики Татарстан от 19 августа 2013 г. признано право Гимрановых Г.М., И.Т., Д.И. на включение в список граждан, нуждающихся в получении финансовой помощи в связи с утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера.
Указывая, что в 2012 году во время весеннего паводка пострадало их имущество, истцы обратились в суд с настоящим иском о взыскании суммы финансовой помощи в связи с утратой имущества.
Удовлетворяя заявленные требования и взыскивая сумму финансовой помощи с Министерства финансов Российской Федерации, суд первой инстанции исходил из того, что спорная денежная сумма является расходным обязательством Российской Федерации, а потому имеются основания для удовлетворения иска за счет казны Российской Федерации.
С обоснованностью указанного вывода суда судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
Как указывалось выше, порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий установлен Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 г. № 750, а также Методическими рекомендациями по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утверждёнными 2 ноября 2010 г. заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Выплата финансовой помощи физическим лицам в связи с утратой имущества, предусмотренная подпунктом «д» пункта 9 Правил, регламентируется пунктом 9.2 Методических рекомендаций, которым предусмотрено, что в случае частичной утраты имущества размер финансовой помощи на человека, зарегистрированного на занимаемой площади, составляет 50000 рублей; конкретный размер помощи определяется на основании проведенного обследования имущества граждан комиссиями, созданными для этих целей органом местного самоуправления; по результатам обследования составляются акты, которые подписываются членами комиссии и пострадавшими собственниками имущества; совершеннолетний член семьи ставит свою подпись в строке акта «С заключением комиссии и суммой финансовой помощи согласен»; на основании актов заполняются списки граждан на получение финансовой помощи, в которых указываются все граждане (включая детей), постоянно проживающие и зарегистрированные в жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации.
Доказательств, подтверждающих повреждение либо утрату имущества, причиненный ущерб в результате весеннего паводка, истцами не представлено, как не представлено доказательств исполнения состоявшихся судебных актов и включения истцов в список граждан, нуждающихся в получении финансовой помощи в связи с утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения иска у суда не имелось.
Принимая во внимание изложенное, постановленное судом первой инстанции решение об удовлетворении иска нельзя признать законным и обоснованным в связи с чем оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327-329, пунктами 1,4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Бавлинского городского суда Республики Татарстан от 2 июня 2016 г. по данному делу отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Гимрановой Г.М., действующей также в интересах несовершеннолетней Гимрановой А.И., Гимранова И.Т., Ханиповой Д.И. к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании финансовой помощи в размере по 50 000 рублей каждому, компенсации морального вреда в размере 15 000 рублей и судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.
Председательствующий
Судьи