Решение по делу № 2-33/2023 (2-1712/2022;) от 07.09.2022

          УИД 38RS0-18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 февраля 2023 года                                                                               г. Братск

Падунский районный суд города Братска Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Ковалевой И.С.,

при помощнике судьи Полониной Л.А.,

с участием представителя истца прокурора Падунского района г. Братска в интересах Ковалевой О.В., Федотовой Т.В. – заместителя прокурора Самойлова Д.Н.,

представителя ответчика ООО «БЭК», представителя третьего лица ООО «Иркутскэнергосбыт» Астафьевой С.П., действующей на основании доверенностей,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Падунского района г. Братска в интересах Ковалевой О. В., Федотовой Т. В. к Обществу с ограниченной ответственностью «Байкальская энергетическая компания» о признании отказа в перерасчете платы за коммунальную услугу по отоплению жилых помещений незаконным и обязании произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по отоплению жилых помещений,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Падунского района г. Братска обратился в суд в защиту интересов Ковалевой О.В., проживающей по адресу: (адрес), и Федотовой Т.В., проживающей по адресу: (адрес), с исковым заявлением к ООО «Иркутскэнергосбыт», Братскому отделению ООО «Иркутскэнергосбыт», в котором просил признать незаконными действия Братского отделения ООО «Иркутскэнергосбыт» в части отказа в производстве перерасчета платы за коммунальную услугу по отоплению в отношении жилых помещений №№ и многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: (адрес), а также в части непринятия исчерпывающих мер к устранению нарушений законодательства; возложить на Братское отделение ООО «Иркутскэнергосбыт» обязанность произвести проверку и перерасчет платы за коммунальную услугу по отоплению в отношении жилых помещений №№ и многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: (адрес), в соответствии с представлением прокуратуры Падунского района г. Братска от (дата) исх. № и предостережением Службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области о недопустимости нарушения обязательных требований от (дата) .

Впоследствии истец уточнил заявленные требования. Просит признать незаконными действия ООО «БЭК» в части отказа в производстве перерасчета платы за коммунальную услугу по отоплению за 2021 год в отношении жилых помещений №№ и многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: (адрес), а также в непринятии исчерпывающих мер к устранению нарушений законодательства; возложить на ООО «БЭК» обязанность произвести проверку и перерасчет платы за коммунальную услугу по отоплению за 2021 год в отношении жилых помещений №№ и многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: (адрес), в соответствии с расчетами, отраженными в уточненном исковом заявлении и уточненными расчетами Службы государственного жилищного и строительного надзора (адрес).

В обоснование иска указано, что прокуратурой Падунского района г. Братска при участии Службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области проведена проверка исполнения жилищного законодательства в части обоснованности расчетов и взимания платы за жилищно-коммунальные услуги, в том числе с учетом поступивших обращений граждан, по результатам которой в деятельности Братского отделения ООО «Иркутскэнергосбыт» выявлены нарушения требований законодательства.

05.05.2022 по результатам проверки, проведенной по обращениям граждан, в связи с нарушениями при предоставлении коммунальных услуг, допущенными должностными лицами Братского отделения ООО «Иркутскэнергосбыт», прокуратурой Падунского района г. Братска в адрес начальника Братского отделения ООО «Иркутскэнергосбыт» направлено представление об устранении нарушений требований законодательства в сфере предоставления коммунальных услуг (исх. № ).

27.05.2022 в прокуратуру Падунского района г. Братска из Братского отделения ООО «Иркутскэнергосбыт» поступил ответ от 26.05.2022 (исх. № ) о результатах рассмотрения представления прокурора, из которого следует, что нарушений в действиях должностных лиц отделения не установлено.

В соответствии с требованиями указанного выше представления прокурора Братскому отделению ООО «Иркутскэнергосбыт» необходимо произвести проверку и перерасчет платы за коммунальную услугу по отоплению в отношении всех помещений многоквартирных домов, расположенных по адресу: (адрес), в том числе жилых помещений №№ и многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: (адрес).

Нарушения, связанные с необоснованной корректировкой платы за коммунальную услугу по отоплению Братским отделением ООО «Иркутскэнергосбыт» в отношении указанных многоквартирных домов, установлены прокуратурой района в результате проведенной совместно со Службой государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области проверки на основании мотивированных заключений Службы.

С учетом ответа на представление прокурора, в соответствии с которым Братским отделением ООО «Иркутскэнергосбыт» прокурору района отказано в удовлетворении его требований в части производства перерасчета платы за коммунальную услугу по отоплению в отношении всех помещений многоквартирных домов, расположенных по адресу: (адрес), а также в связи с тем, что исчерпывающие меры к устранению нарушений законодательства Братским отделением ООО «Иркутскэнергосбыт» не приняты, прокуратурой района осуществлен возврат к рассмотрению представления.

После повторного рассмотрения представления требования прокурора также признаны необоснованными, в их удовлетворении отказано, меры к устранению выявленных нарушений со стороны Братского отделения ООО «Иркутскэнергосбыт» не приняты.

Вместе с тем, нарушения требований законодательства, допущенные Братским отделением ООО «Иркутскэнергосбыт» подтверждены материалами прокурорской проверки, проведенной совместно со специалистами Службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области, которой установлено следующее.

Согласно постановлению администрации муниципального образования города Братска от 08.09.2021 № 1868 «О начале отопительного периода 2021/2022 года в городе Братске» установлена дата начала отопительного периода 2021/2022 – 13.09.2021, постановлению администрации муниципального образования города Братска от 31.05.2021 № 1143 «Об окончании отопительного периода 2020/2021 года» установлена дата окончания отопительного периода 2020/2021 – 02.06.2021.

То есть, в период с 13.06.2021 по 12.09.2021 коммунальная услуга по отоплению в многоквартирные дома г. Братска не подавалась.

При этом, после окончания отопительного сезона общедомовой прибор учета продолжает фиксировать объем тепловой энергии, в данном случае это показания, которые идут на горячее водоснабжение и не имеют отношение к коммунальной услуге отопление, за которую было произведено начисление потребителям многоквартирных домов г. Братска.

Таким образом, при проведении корректировки по отоплению за 2021 год в период с 03.06.2021 по 12.09.2021 объем тепловой энергии на отопление должен быть принят равным 0, так как отопление в многоквартирных домах отсутствовало.

Потребители должны оплачивать только те услуги, которые были им фактически предоставлены, в ином случае это будет являться необоснованным обогащением со стороны ресурсоснабжающей организации, тем самым будут нарушены законные права граждан.

Включение в расчет корректировки объема тепловой энергии после окончания отопительного периода неправомерно, что подтверждается правовой позицией Верховного суда РФ, изложенной в определении от 12.02.2020 № 307-ЭС19-27709.

Однако при проведении корректировки в период с 03.06.2021 по 12.09.2021 ООО «БЭК» применяло фактический объем тепловой энергии, потребленный МКД, что является неправомерным.

Так как отопительный сезон 2020/2021 в г. Братске завершен 02.06.2021, Службой расчет объема тепловой энергии за июнь 2021 года определен в соответствии с ведомостью учета параметров потребления тепла за период с 20.05.2021 по 02.06.2021, так как показания за май 2021 года сняты 19.05.2021.

Начало отопительного периода 2021/2022 в г. Братске установлено с 13.09.2021, Службой расчет объема тепловой энергии за сентябрь 2021 года определен в соответствии с ведомостью учета параметров потребления тепла с 13.09.2021 по 19.09.2021, так как показания общедомового прибора учета за сентябрь 2021 года сняты 19.09.2021.

Решением Верховного суда РФ от 02.07.2020 № 309-ЭС20-8728 определено, что при корректировке платы за коммунальную услугу отопление в неполные месяцы отопительного сезона необходимо учитывать количество дней наличия ресурса, а период, не охваченный отопительным сезоном, подлежит исключению при расчете средней величины объема поставленного ресурса.

В соответствии с информацией, представленной Отделением, многоквартирный (адрес), расположенный по адресу: (адрес) (далее – МКД ), оснащен ОДПУ марки , что подтверждается актом периодической проверки узла учета тепловой энергии, теплоносителя от (дата).

Согласно акту контрольной проверки узла учета тепловой энергии и теплоносителя от (дата) срок проверки ОДПУ в МКД истек (дата).

Сведения о допуске ОДПУ к отопительному сезону 2021/2022гг., а также документы, свидетельствующие о том, что ОДПУ прошел очередную проверку, в Службу не предоставлены.

Таким образом, ОДПУ в МКД в период с 20.03.2021 по 31.12.2021 находился в неисправном состоянии.

Анализ информации, предоставленной ООО «БЭК», показал, что при расчете корректировки платы за коммунальную услугу по отоплению за 2021 год объем тепловой энергии на отопление в период с 01.04.2021 по 02.06.2021 определен по показаниям ОДПУ, срок поверки которого истец 20.03.2021, что является нарушением пункта 42(1), 59(1) Правил № 354, подпункта «е» пункта 75 Правил № 1034.

Согласно информации, предоставленной ООО «БЭК», в 2021 году начисление платы за коммунальную услугу по отоплению собственникам (пользователям) МКД осуществлялось исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии, определенного по показаниям ОДПУ за 2020 год, который составил 0,0094 Гкал на м2 в месяц, что подтверждается данными платежных документов по квартире № в МКД № за 2021 год. Общая площадь жилых помещений (данные изъяты), нежилые помещения отсутствуют.

Помещения, в которых не предусмотрено наличие приборов отопления либо переустройством предусмотрена установка индивидуальных источников тепловой энергии, в МКД отсутствуют, индивидуальные приборы учета тепловой энергии в МКД отсутствуют.

Итого за период с 01.01.2021 по 31.12.2021 по МКД начислена плата за 379,31 Гкал.

При выполнении корректировки платы по отоплению по МКД № за 2021 год объем тепловой энергии на отопление определен Службой следующим образом: в период с 01.01.2021 по 31.03.2021 - по показаниям ОДПУ; в период с 01.04.2021 по 02.06.2021 - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление, определенного по показаниям ОДПУ, в соответствии с пунктом 59 (1) Правил №354; в период с 03.06.2021 по 31.08.2021 - объем тепловой энергии на отопление принят равным 0 (в связи с окончанием отопительного сезона).

Согласно постановлению администрации муниципального образования г. Братска от 08.09.2021 № 1868 «О начале отопительного периода 2021/2022 года в городе Братске» установлена дата начала отопительного периода 2021/2022 – 13.09.2021, и на основании постановления администрации г. Братска от31.05.2021 № 1143 «Об окончании отопительного периода 2020/2021 года» установлена дата окончания отопительного периода 2020/2021 года – 02.06.2021.

Таким образом, в период с 03.06.2021 по 12.09.2021 коммунальная услуга по отоплению в многоквартирные дома г. Братска не подавалась, соответственно в июне 2021 года объем тепловой энергии, потребленной на нужды отопления, должен быть рассчитан на 2 дня отопительного периода в сентябре 2021 года – на 18 дней отопительного периода.

В период с 01.09.2021 по 31.12.2021 – исходя из норматива потребления тепловой энергии на отопление, пересчитанного на количество месяцев отопительного периода, в течение которого применялись такие нормативы (0,03*12 мес./9 мес.), в размере 0,04 Гкал на м2 в месяц. Норматив в размере 0,03 Гкал на м2 утвержден постановлением администрации муниципального образования г. Братска от 16.11.2009 № 2027 «О нормативах потребления коммунальных услуг на 2010-2012 годы».

Итого, фактический объем тепловой энергии, предоставленной в 2021 году на отопление по МКД , согласно расчету Службы, составил 818,69 Гкал.

    Уточненный расчет корректировки платы по отоплению за 2021 год по многоквартирному дому , расположенному по адресу: (адрес) (далее – МКД ) представлен в Таблице .

Согласно расчету Службы, размер корректировки платы за коммунальную услугу по отоплению за 2021 год по МКД составил 509 074,30 руб. в сторону увеличения (152,20 руб. на м2), что по (адрес) МКД общей площадью 35 м2 составило 5 327 руб. в сторону увеличения.

Согласно платежному документу по квартире № за февраль 2022 года, в феврале 2022 года собственнику (пользователю) квартиры № выполнена корректировка платы за коммунальную услугу по отоплению в размере 2 663,03 руб. в сторону увеличения, что не соответствует расчету Службы и является нарушением пункта 42(1) Правил № 354.

В соответствии с информацией, предоставленной Отделением, многоквартирный дом № , расположенный по адресу: (адрес) ( далее – МКД ), оснащен ОДПУ марки , что подтверждается актом периодической проверки узла учета тепловой энергии, теплоносителя от (дата), следующий срок поверки – 27.09.2021.

Согласно акту контрольной проверки узла учета тепловой энергии и теплоносителя от (дата) ОДПУ снят с коммерческого учета, в связи с выходом из строя – некорректные показания. В январе и феврале 2021 года ОДПУ отразил некорректные показания, что подтверждается ведомостями параметров учета тепловой энергии и теплоносителя за январь и февраль 2021 года.

Сведения о допуске ОДПУ в МКД к отопительному сезону 2021/2022 гг., а также документы, свидетельствующие о том, что ОДПУ прошел очередную поверку, в Службу не предоставлены.

Таким образом, ОДПУ в МКД в период с 01.01.2021 по 31.12.2021 находился в неисправном состоянии.

Согласно информации, предоставленной ООО «БЭК», помещения, в которых не предусмотрено наличие приборов отопления либо переустройством предусмотрена установка индивидуальных источников тепловой энергии в МКД отсутствуют, индивидуальные приборы учета тепловой энергии в помещениях МКД отсутствуют. Общая площадь жилых помещений (данные изъяты), нежилых (данные изъяты), в том числе: (данные изъяты) - помещение комитета по управлению Падунским районом г. Братска; (данные изъяты) до (дата) - мастерский участок МУП «ЖКС».

Анализ информации, предоставленной ООО «БЭК», показал, что при расчете корректировки платы за коммунальную услугу по отоплению за 2021 год, объем тепловой энергии на отопление распределяется, в том числе и на нежилые помещения, пропорционально обшей площади нежилых помещений» что соответствует требованиям действующего законодательства.

Согласно информации, предоставленной ООО «БЭК», в 2021 году начисление платы за коммунальную услугу по отоплению собственникам (пользователям) МКД осуществлялось исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии, определенного по показаниям ОДПУ за 2020 год, который составил - 0,0237 Гкал на м2 в месяц, что подтверждается данными платежных документов но квартирам , в МКД за 2021 год.

Итого за период с 01.01.2021 по 31.12.2021 по МКД начислена плата за 975,92 Гкал.

На основании документов, предоставленных ООО «БЭК», Службой выполнен расчет корректировки платы по отоплению по МКД № за 2021 год. Расчет Службы по МКД представлен в таблице №2.

    При выполнении корректировки платы по отоплению по МКД № за 2021 год объем тепловой энергии на отопление определен Службой следующим образом: в период с 01.01.2021 по 31.03.2021 - в связи с тем, что в январе и феврале 2021 года ОДПУ в МКД отразил некорректные показания (что подтверждается ведомостями параметров учета тепловой энергии и теплоносителя за январь и февраль 2021 года), фактический объем тепловой энергии на отопление в период с 01.01.2021 по 31.03.2021 определен на основании данных ООО «БЭК» в размере 110,96 Гкал в месяц, который в свою очередь определен ООО «БЭК» исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление, определенного по показаниям ОДПУ только за месяцы отопительного 2021 года, в соответствии с пунктом 59 (1) Правил № 354; в период с 01.04.2021 по 02.06.2021 – исходя из норматива потребления тепловой энергии на отопление в размере 0,04 Гкал на м2 в мес., в соответствии с пунктами 60 (1) Правил № 354; в период с 03.06.2021 по 12.09.2021 – объем тепловой энергии на отопление принят равным 0, в связи с окончанием отопительного сезона; в период с 13.09.2021 по 31.12.2021 - исходя из норматива потребления тепловой энергии на отопление в размере 0,04 Гкал на м2 в месяц.

    Итого, фактический объем тепловой энергии, предоставленной в 2021 году на отопление по МКД , согласно расчету Службы составил 1110,69 Гкал.

    Согласно расчету Службы, размер корректировки платы за коммунальную услугу по отоплению за 2021 год по МКД составил 152 592,72 руб., в том числе по нежилым помещениям – 5363,08 руб. в сторону увеличения (44,47 руб. на м2), что по квартире № в МКД общей площадью (данные изъяты) составило 1 534,21 руб. в сторону увеличения, а по квартире № в МКД общей площадью (данные изъяты) составило 1 556,45 руб. в сторону увеличения.

    Согласно платежному документу по квартире № за февраль 2022 года, в феврале 2022 года собственнику (пользователю) квартиры № выполнена корректировка платы за коммунальную услугу по отоплению в размере 2877,77 руб. в сторону увеличения, а по квартире № в МКД в размере 2919,27 руб. в сторону увеличения, что не соответствует расчету Службы и является нарушением пункта 42(1) Правил № 354.

    С учетом изложенного, определение объема тепловой энергии на отопление при проведении корректировки по отоплению за 2021 год в неотопительный период, когда услуга по отоплению потребителю не оказывалась, является нарушением части 1 статьи 157 ЖК РФ.

    Коммунальная услуга горячее водоснабжение должна предоставляться круглосуточно по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам, а коммунальная услуга по отоплению – круглосуточно в течение отопительного периода по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии.

    Общедомовой прибор учета тепловой энергии и теплоносителя учитывает общий объем тепловой энергии и теплоносителя, поступивший в многоквартирный дом.

    Объем тепловой энергии, распределяемый на отопление и подогрев воды в целях оказания услуг горячего водоснабжения, фиксируется общедомовым прибором учета в целом, раздельного учета тепловой энергии, использованной на нужды отопления и для приготовления горячей воды, не ведется.

    Таким образом, в отопительный период общедомовой прибор учета фиксирует расходы потребленной тепловой энергии на нужды отопления и тепловой энергии и теплоносителя, потребленных при приготовлении горячей воды, а в неотопительный период учитывает используемые объемы теплоносителя тепловой энергии, потребленной в целях предоставления коммунальной услуги только по горячему водоснабжению.

    Определением Верховного суда РФ от 02.07.2020 № 309-ЭС20-8728 определено, что при корректировке платы при отсутствии показаний в неполные месяцы отопительного сезона необходимо учитывать количество дней    наличия ресурса, а период, не охваченный отопительным сезоном, подлежит исключению при расчете средней величины объема поставленного ресурса.

    Начисление платы за отопление при способе оплаты равномерно в течение календарного года осуществляется исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за предыдущий календарный год.

    Указанное решение также подтверждает тот факт, что в неотопительный период никакие объемы тепловой энергии не могут быть отнесены на отопление.

    Если прибор учета работал бесперебойно в течение всего календарного года, необходимо высчитывать объем тепловой энергии, определенный по общедомовому прибору учета за вычетом объема тепловой энергии, потребленной на нужды горячего водоснабжения, за точное количество дней отопительного периода.

    В случае, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовый) прибор учета либо истек срок его эксплуатации, объемы тепловой энергии, потребленные на нужды отопления, за расчетные периоды отопительного периода необходимо определять в соответствии с требованием пунктов 59(1), 60(1) Правил № 354. При этом расчет данным порядком необходимо выполнять строго по количеству дней, охваченных отопительным периодом.

    Вместе с тем, порядок определения объема потребления тепловой энергии на отопление, предусмотренный пунктами 59(1), 60(1) Правил № 354, применяется при способе оплаты равномерно в течение календарного года только при расчете корректировки за истекший календарный год при определении фактических объемов тепловой энергии.

    В случае, когда прибор учета работал бесперебойно и в течение всего календарного года, а также в случаях, когда по каким-либо причинам был утрачен, объем тепловой энергии, отнесенный на коммунальную услугу отопление, за дни и месяцы, попадающие в неотопительный период, должен быть равен 0.

    В судебном заседании представитель истца заместитель прокурора Падунского района г. Братска Самойлов Д.Н. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске, а также в письменных пояснениях Службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области.

    Истцы Ковалева О.В., Федотова Т.В. в судебное заседание не явились, будучи уведомлены о дате, времени и месте рассмотрения дела, просили о рассмотрении дела в их отсутствие, о чем имеются письменные заявления.

В судебном заседании представитель ответчика ООО «БЭК» и третьего лица ООО «Иркутскэнергосбыт» Астафьева С.П., действующая на основании доверенностей, заявленные требования не признала по доводам, изложенным в письменных пояснениях и возражениях, из которых в частности следует, что ООО «БЭК» произвела корректировку размера платы за отопление в соответствии с действующим законодательством РФ, применив норматив потребления за коммунальную услугу по отоплению, утвержденный постановлением Администрации г. Братска № 2027, в связи с отсутствием фактического расхода потребляемой тепловой энергии, т.к. общедомовой прибор учета вышел из строя.

В 2014 году ОДПУ тепловой энергии передан собственникам многоквартирного (адрес), заинтересованность ответчика в расчетах размера платы за коммунальные услуги по одному из определённых законодательством методов отсутствует.

Изменение норматива потребления коммунальной услуги по отоплению предусмотрено Правилами № 354 лишь в случае перехода со способа оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года с применением норматива потребления коммунальной услуги по отоплению, действовавшего по состоянию на 30.06.2012, на способ оплаты в отопительный период. На территории города Братска способ оплаты коммунальной услуги по отоплению в период с 2020 по 2021 год не изменялся.

Истец неверно трактует действующее законодательство, без установленных на то полномочий, изменяет утвержденный постановлением администрации г.Братска норматив потребления коммунальной услуги по отоплению с 0,03 Гкал на 0,04 Гкал, и порядок его применения.

Представитель третьего лица Службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области в судебное заседание не явился, будучи извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела, представил письменные пояснения, в которых полагает заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Как следует из представленных письменных пояснений, методика определения фактических объемов тепловой энергии, потребленной на нужды отопления многоквартирного дома, на основании данных общедомового прибора учета тепловой энергии и теплоносителя одинакова для всех многоквартирных домов, расположенных на территории Иркутской области. Различен лишь способ внесения оплаты коммунальной услуги по отоплению: в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.

Вместе с тем, порядок определения объема потребления тепловой энергии на отопление, предусмотренный пунктами 59 (1), 60 (1) Правил №354, при способе оплаты равномерно в течение календарного года применяется только при расчете корректировки за истекший календарный год при определении фактических объемов тепловой энергии.

Постановлением администрации муниципального образования г. Братска от 16.11.2009 № 2027 «О нормативах потребления коммунальных услуг на 2010 — 2012 годы» утвержден норматив в размере 0,03 Гкал на м2.

Нормативы потребления тепловой энергии на отопление жилых помещений, действовавшие по состоянию на 30.06.2012, установлены органами местного самоуправления из расчета среднегодового потребления, (то есть как 1/12).

На территории Иркутской области количество календарных месяцев, в которые предоставляется коммунальная услуга отопление, соответствует 9 месяцам.

В соответствии с понятием, указанным в Правилах , коэффициент периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению, равен отношению количества месяцев отопительного периода, в том числе неполных, определенных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации для установления соответствующих нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденных на отопительный период в соответствии с Постановлением № 306, к количеству месяцев в календарном году.

    Таким образом, для определения норматива потребления коммунальной услуги по отоплению в расчете на отопительный период необходимо перевести среднегодовой норматив потребления тепловой энергии, установленный в г. Братске, действовавший по состоянию на 30.06.2012, в расчете на 9 месяцев: 0,36 Гкал/м2 в год/9 месяцев = 0,4 Гкал/м2. Данный норматив должен применяться при расчете корректировки платы за коммунальную услугу по отоплению, за отопительные периоды в соответствии с пунктом 60( 1) Правил № 354.

Когда фактические расходы тепловой энергии за один или несколько расчетных периодов календарного года определяются по показаниям общедомового прибора учета тепловой энергии и теплоносителя или пункту 59 (1) Правил , другие расчетные периоды не могут быть рассчитаны исходя из норматива потребления определенного на календарный год, в данном случае необходимо определять затраты тепловой энергии только за отопительные периоды по нормативу потребления в расчете на 9 месяцев.

И лишь при условии полного отсутствия общедомового прибора учета тепловой энергии и теплоносителя, а именно, когда в течение всего календарного года отсутствуют показания общедомового прибора учета тепловой энергии и теплоносителя, а также невозможно произвести расчеты по пункту 59 (1) Правил № 354, применяется норматив, рассчитанный на 12 мес. (в г. Братске - 0,03 Г кал на м2/месяц).

Таким образом, по истечении трех месяцев отопительного сезона после выхода из строя общедомового прибора учета тепловой энергии и теплоносителя для одно-, двух-, трех-, четырех-, пятиэтажных-девятиэтажных многоквартирных и жилых домов до 1999 года постройки на территории Иркутской области, фактический объем тепловой энергии на отопление определяется исходя из норматива потребления тепловой энергии на отопление, действовавшего по состоянию па 30.06.2012, рассчитанного исходя из оплаты указанной коммунальной услуги в течение календарного года и пересчитанного па количество месяцев отопительного периода в соответствующем году, в течение которого применялись такие нормативы.

Таким образом для МКД (-ти этажный дом 1978 года постройки) норматив потребления тепловой энергии на отопление в те месяцы отопительного сезона, когда объем тепловой энергии на отопление определяется в соответствии с пунктом 60 (1) Правил №354, составит 0.04 Гкал на м2 в месяц (0,03 * 12 мес. / 9 месяцев).

    Позиция Службы, изложенная в мотивированном представлении от (дата) , подтверждается правовой позицией Верховного суда РФ, выраженной в Определениях от 12.02.2020 № 307-ЭС 19-27709 и от 02.07.2020 № 309-ЭС20-8728.

Выслушав пояснения сторон, допросив специалиста, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Часть 1 статьи 45 Конституции Российской Федерации гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

Кроме того, статья 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.

Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем возмещения убытков, неустойки и другими способами, предусмотренными законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации ( далее – ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя, а также собственника включает в себя: плату за коммунальные услуги (плата за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плата за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (пункты 2, 3 части 1, пункты 1, 3 части 2, часть 4 статьи 154 ЖК РФ).

Ч. 1 ст. 157 ЖК РФ предусмотрено, что при расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Начисление платы за коммунальные услуги (горячее водоснабжение и отопление) осуществляется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее – Правила № 354), которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, иные вопросы, связанные с предоставлением коммунальных услуг.

В соответствии с п. 42(1) Правил № 354, оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из 2 способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.

В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3(4) приложения № 2 к настоящим Правилам на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.

В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором хотя бы одно, но не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3(1) и 3(4) приложения № 2 к настоящим Правилам на основании показаний индивидуального и (или) общего (квартирного) и коллективного (общедомового) приборов учета тепловой энергии.

Приказом Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области № 117-мпр от 30.09.2016, способ оплаты за коммунальную услугу отопление на территории г. Братска установлен равномерно в течение календарного года, который согласно Федерального закона от 03.06.2011 № 107-ФЗ «Об исчислении времени» составляет период времени с 1 января по 31 декабря продолжительностью триста шестьдесят пять либо триста шестьдесят шесть (високосный год) календарных дней.

В силу п. 59 (1) Правил № 354 плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды за расчетный период, а также плата за коммунальную услугу отопления определяются исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) - начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовый) прибор учета либо истек срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.

В соответствии с п. 60 (1) Правил № 354 по истечении указанного в п. 59 (1) Правил № 354 предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, и плата за коммунальную услугу по отоплению определяются по данным, предусмотренным указанным пунктом, в случае если собственники помещений в многоквартирном доме не обеспечили в установленном порядке восстановление работоспособности вышедшего из строя или замену утраченного ранее и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, а также замену такого прибора учета по истечении срока его эксплуатации, плата за коммунальную услугу по отоплению рассчитывается в порядке, указанном в п. 42 (1) Правил № 354.

Среднемесячный объем тепловой энергии, используемый в формулах 3 (1) и 3 (3) Приложения № 2 к Правилам № 354, определяется за календарный год, предшествующий году корректировки, вне зависимости от того, какое количество месяцев в году корректировки объем тепловой энергии измерялся общедомовым (индивидуальным в жилом доме) прибором учета.

    Расчет корректировки осуществляется в соответствии с пунктом 3(4) Приложения № 2 Правил № 354, согласно которому размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный по формуле 3, при оплате равномерно в течение календарного года корректируются в I квартале года, следующего за расчетным годом, исполнителем по формуле 3(4):

    Pi = Pkpi - Pnpi,

    где:

    Pkpi - размер платы за коммунальную услугу по отоплению, потребленную за прошедший год в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный по формуле 3 исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии. В случаях, предусмотренных 59 (1) и 60 (1) Правил, для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанных пунктов.

    Pnpi - размер платы за коммунальную услугу по отоплению, начисленный за прошедший год потребителю в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный по формуле 3, исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за предыдущий год.

    Постановлением администрации г. Братска от 16.11.2009 № 2027 «О нормативах потребления коммунальных услуг на 2010 - 2012 годы» норматив потребления коммунальной услуги на отопление для граждан, проживающих в жилищном фонде (адрес), установлен в размере 0,03 Гкал на один квадратный метр площади жилых помещений дома в месяц.

    Из материалов дела судом установлено следующее.

    (дата) в Генеральную прокуратуру РФ поступила жалоба от собственников жилых помещений, расположенных по адресу: (адрес) (Ковалевой О.В.) и (адрес) (Федотовой Т.В.)., с просьбой провести проверку ежемесячных платежей за услугу по отоплению с января 2021г. по февраль 2022г.

    Прокуратурой Падунского района г. Братска при участии Службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области проведена проверка исполнения жилищного законодательства в части обоснованности расчетов и взимания платы за жилищно-коммунальные услуги, в том числе с учетом поступивших обращений граждан, по результатам которой (дата) прокурором в адрес Братского отделения ООО «Иркутскэнергосбыт» внесено представление № об устранении нарушений требований законодательства в сфере предоставления коммунальных услуг.

    Как следует из представления, проверкой установлено, что в соответствии с информацией, предоставленной Отделением, многоквартирный дом № , расположенный по адресу: (адрес), оснащен ОДПУ марки , что подтверждается актом периодической проверки узла учета тепловой энергии теплоносителя от (дата), следующий срок поверки – (дата). Согласно акту контрольной проверки узла учета тепловой энергии и теплоносителя от (дата) ОДПУ снят с коммерческого учета, в связи с выходом из строя – некорректные показания. В январе-феврале 2021 года ОДПУ отразил некорректные показания, что подтверждается ведомостями параметров учета тепловой энергии и теплоносителя за январь и февраль 2021 года. Сведения о допуске ОДПУ в МКД к отопительному сезону 2021/2022 гг., а также документы, свидетельствующие о том, что ОДПУ прошел очередную поверку, в Службу не предоставлены. Таким образом, ОДПУ в МКД в период с 01.01.2021 по 31.12.2021 находился в неисправном состоянии. Согласно информации ООО «БЭК», помещения, в которых не предусмотрено наличие приборов отопления либо переустройством предусмотрена установка индивидуальных источников тепловой энергии в МКД отсутствуют, индивидуальные приборы учета тепловой энергии в помещениях МКД отсутствуют. Общая площадь помещений (данные изъяты), нежилых – (данные изъяты). Согласно информации ООО «БЭК», в 2021 году начисление платы за коммунальную услугу по отоплению собственникам (пользователям) МКД осуществлялось исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии, определенного по показаниям ОДПУ за 2020 год, который составил 0,0237 Гкал на м2 в месяц, что подтверждается данными платежных документов по квартирам №, в МКД № 16 за 2021 год.

    Как следует из текста представления, Братскому отделению ООО «Иркутскэнергосбыт» надлежит произвести проверку и перерасчет платы за коммунальную услугу по отоплению в отношении всех помещений многоквартирных домов №, 16 по (адрес), рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности сотрудников, допустивших нарушения.

    По результатам рассмотрения представления Братским отделением ООО «Иркутскэнергосбыт» в адрес прокуратуры Падунского района г. Братска направлена информация от (дата), согласно которой оснований для привлечения сотрудников к дисциплинарной ответственности не имеется, поскольку расчеты с гражданами производятся в программном комплексе по единому методологическому алгоритму, разработанному в соответствии с действующим законодательством. По МКД , (адрес) расчет годовой корректировки по коммунальной услуге отопления соответствует действующему законодательству.

    Письмом прокуратуры Падунского района г. Братска от (дата) Братскому отделению ООО «Иркутскэнергосбыт» предложено вернуться к рассмотрению ранее внесенного представления прокурора, поскольку нарушения требований законодательства объективно подтверждены материалами прокурорской проверки.

    В ответ на указанное письмо Братским отделением ООО «Иркутскэнергосбыт» направлена информация от (дата) о несогласии с доводами, изложенными в представлении.

    В соответствии с постановлением администрации муниципального образования г. Братска от 28.08.2020 № 1651 Обществу с ограниченной ответственностью «Байкальская энергетическая компания» присвоен статус единой теплоснабжающей организации.

    В соответствии с агентским договором от (дата) ООО «Иркутскэнергосбыт» (Агент) от имени и за счет ООО «Байкальская энергетическая компания» (Принципал) совершает юридические и фактические действия, в том числе по обеспечению реализации тепловой энергии.

    По договору управления многоквартирным домом от (дата), заключенному между КУМИ администрации г. Братска (Комитет) и МП «ДГИ» (Управляющая организация), управляющая организация приняла на себя обязательства по управлению многоквартирными домами. Согласно приложению № 1 к указанному договору в перечень передаваемых МКД включен (адрес).

    (дата) ОАО «Иркутскэнерго» (ресурсоснабжающая организация) и ответственный представитель собственников многоквартирного дома МП «ДГИ» (представитель Потребителя) составили акт приема-передачи общедомового узла учета тепловой энергии и теплоносителя (ОДПУ) в общедомовую собственность многоквартирного дома (МКД) по адресу: (адрес) – измерительно-вычислительный блок тепловычислитель .

    По результатам технического осмотра составлен акт повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя по адресу: (адрес), согласно которому узел учета прибор допущен в эксплуатацию.

Согласно акту обследования режима теплопотребления ООО «БЭК» от (дата) , составленному по результатам обследования температурного режима систем теплопотребления по адресу: (адрес), выявлено нарушение режима теплопотребления.

Согласно акту обследования режима теплопотребления ООО «БЭК» от (дата) , составленному по результатам обследования температурного режима систем теплопотребления по адресу: (адрес), выявлено нарушение режима теплопотребления. Превышение температуры ГВС.

Ведомостями учета параметров потребления тепла прибора по адресу: (адрес) за период с 20.12.2020 по 19.01.2021 и за период с 20.01.2021 по 18.02.2021 зафиксирован большой расход тепловой энергии.

Таким образом, судом установлено, что в период возникновения спорных правоотношений ООО «БЭК» являлось теплоснабжающей организацией, реализующей свои функции на основании агентского договора через агента ООО «Иркутскэнергосбыт».

Многоквартирный (адрес) оснащен прибором учета тепловой энергии.

    (дата) и (дата) в результате обследования указанного прибора выявлены нарушения – превышение температуры обратной сетевой воды, в связи с чем, ответчиком при расчете корректировки платы, объем тепловой энергии на отопление для МКД , в том числе (адрес) определялся следующим образом:

- в период с 01.01.2021 по 31.03.2021 исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета;

- с 01.04.2021 по 31.12.2021 исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением администрации г. Братска № 2027 (0,03Гкал на квадратный метр площади жилого помещения).

Исходя из позиции стороны истца, основанной на расчетах Службы государственного жилищного и строительного надзора, при расчете корректировки платы за отопление за 2021 год не должны учитываться показания общедомового прибора учета тепловой энергии в летние месяцы.

    Истцом при проведении поверки совместно со Службой произведен расчет, в строках июль, август указаны нули, в строках июнь и сентябрь указан объем потребления тепловой энергии только за дни, включенные в период отопительного сезона, в связи с чем размер корректировки платы составил 152 592,72 руб., в том числе по нежилым помещениям – 5363,08 руб. в сторону увеличения (44,47 руб. на м2), что по квартире № в МКД общей площадью 34,5 м2 составило 1 534,21 руб. в сторону увеличения, а по квартире № в МКД общей площадью 35 м2 составило 1 556,45 руб. в сторону увеличения.

Вместе с тем, по расчету ответчика по квартире № за февраль 2022 года, в феврале 2022 года собственнику (пользователю) квартиры № выполнена корректировка платы за коммунальную услугу по отоплению в размере 2877,77 руб. в сторону увеличения, а по квартире № в МКД в размере 2919,27 руб. в сторону увеличения.

По мнению суда, доводы стороны истца нельзя признать обоснованными по следующим основаниям.

Как было указано выше, действующим законодательством установлена обязанность производить периодическую корректировку платы за отопление по формуле:

    Pi = Pkpi - Pnpi,

    где:

    Pkpi - размер платы за коммунальную услугу по отоплению, потребленную за прошедший год в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный по формуле 3 исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии. В случаях, предусмотренных 59 (1) и 60 (1) Правил, для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанных пунктов.

    Pnpi - размер платы за коммунальную услугу по отоплению, начисленный за прошедший год потребителю в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный по формуле 3, исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за предыдущий год.

Таким образом, при проведении корректировки должны учитываться все показатели общедомового прибора учета за календарный год. Каких-либо исключений, в том числе исключения показаний летнего периода, вышеуказанная формула не содержит.

    Таким образом, по окончании года размер платы, исчисленной по среднемесячному объему потребления тепловой энергии за предыдущий год, требует приведения в соответствие с данными приборов учета в текущем году и соответствующего увеличения либо уменьшения в зависимости от фактического объема потребленной тепловой энергии.

Исчисленные в установленном порядке показатели объема потребления коммунальной услуги отопление и платы за данную коммунальную услугу принимаются при корректировке размера платы за коммунальную услугу отопление в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, в связи с чем, отсутствие за какой-либо период года показаний прибора, не лишает права потребителей на корректировку платы за этот год.

    Корректировка размера платы за отопление производится в строго установленные законодательством сроки. Иной период проведения корректировки платы за отопление, равно как и применение корректировки платы за отопление за отдельные периоды, кроме года, не предусмотрены.

Вместе с тем, обязанность проведения корректировки возникает именно при использовании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, а не при круглогодичном применении нормативов потребления коммунальных услуг в связи с отсутствием прибора учета.

Ч. 1 ст. 157 ЖК РФ определено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. При оборудовании МКД приборами учета потребители коммунальных услуг в МКД несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний этого прибора учета (п.42 Правил № 354).

Расчет нормативов потребления производится по правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306.

Норматив потребления тепловой энергии на отопление устанавливается в Гкал на 1 м2 площади жилых помещений дома в месяц и определяется путем деления суммарного расхода тепловой энергии на отопление за отопительный период на общую площадь помещений и на 12 месяцев.

Расчет платы за отопление населения определяется исходя из 12 месяцев по среднемесячному тарифу.

Таким образом, норматив потребления гражданами тепловой энергии для отопления устанавливается на каждый месяц с учетом равномерного распределения расходов населения по оплате указанных коммунальных услуг в течение всего календарного года, независимо от того, что ежемесячное потребление тепловой энергии не может быть равномерным в силу климатических и погодных условий.

Судом установлено, что способ оплаты за коммунальную услугу отопление на территории г. Братска равномерно в течение календарного года установлен Приказом Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области № 117-мпр от 30.09.2016. Правом изменения способа оплаты ни теплоснабжающая организация, ни Служба государственного жилищного и строительного надзора не наделены.

В целях проведения корректировки размера платы за отопление размер годовой платы за отопление рассчитывается исходя из фактически потребленного количества тепловой энергии, определенного по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета.

Соответственно объем потребляемой коммунальной услуги подтверждается показаниями общедомового прибора учета и на абоненте лежит обязанность оплатить фактически потребленную коммунальную услугу.

Как указано выше, судом установлено, что в связи с неисправностью прибора учета в МКД расчет платы за отопление в период с 01.04.2021 по 31.12.2021 произведен исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Указанное обстоятельство не оспаривается сторонами и расчеты стороны истца и ответчика произведены со ссылкой на нормативы.

В этой связи суд не может признать правомерной позицию истца, исходя из которой, в период с 01.04.2021 по 31.12.2021 он расчетным путем производит исчисление фактически потребленной тепловой энергии для нужд отопления, а затем и размера платы за отопление при отсутствии каких-либо показаний приборов учета, при этом изменяя установленный норматив потребления в размере 0,03 Гкал на 0,04 Гкал под отопительный период.

По мнению суда, в указанном случае, как истцом, так и Службой при расчете корректировки допускается подмена понятий «размер платы за потребленную услугу» на «размер фактически потребленной услуги», что, по сути, не одно и то же.

Допрошенная в качестве специалиста советник отдела по надзору за формированием платы за жилищно-коммунальные услуги Службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области Щербакова Н.В. полностью поддержала позицию Службы, изложенную в письменных пояснениях, а также указала, что позиция Службы основана на положениях п. 59 (1) Правил № 354, согласно которым плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды за расчетный период, а также плата за коммунальную услугу отопления определяются исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса. По мнению специалиста, толкование указанной нормы позволяет сделать вывод о том, что объем (количество) тепловой энергии, потребленной для нужд отопления в промежутках между отопительными периодами равен нулю. Вместе с тем, специалист не назвала правовую норму, прямо устанавливающую необходимость применения указанного подхода.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что корректировка размера платы за коммунальную услугу по отоплению спорных помещений произведена ответчиком по формуле, установленной пунктом 3(4) Приложения № 2 Правил № 354. Иной расчет не имеет правового обоснования и необходимость его применения стороной истца в соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ не доказана.

Кроме того, суд считает необходимым обратить внимание на следующее. Как следует из пояснений сторон, результаты расчета корректировки (будет ли корректировка в сторону уменьшения, либо увеличения) нельзя спрогнозировать, поскольку они основаны на показателях общедомового прибора учета за календарный год. При таких обстоятельствах, учитывая тот факт, что прибор учета МКД передан ресурсоснабжающей организацией в ведение потребителей, доводы истца о том, что на стороне ответчика может иметь место неосновательное обогащение, нельзя признать обоснованными.

Суд также не может согласиться с доводами о наличии двойного начисления платы за коммунальную услугу горячего водоснабжения и отопления в межотопительный период в связи со следующим.

В соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, для теплоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду с использованием открытой системы горячего водоснабжения, устанавливается двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения и состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.

Согласно разделу VII Приложения 2 к Правилам № 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения многоквартирного дома.

При проведении годовой корректировки по отоплению в случаях, предусмотренных пунктами 59, 59(1) и 60(1) Правил № 354, для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанных пунктов (п. 3(4) Приложения № 2 Правил № 354) (т.е. при выходе из строя приборов учета плата за коммунальную услугу отопление определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного прибора учета за предыдущий год), но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения. По истечении указанного периода, расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению производится по нормативу потребления коммунальной услуги отопления.

Учитывая, что корректировка размеры платы осуществляется только по отоплению, а установленные в МКД приборы учета учитывают общий объем тепловой энергии на нужды отопления и горячего водоснабжения, то в соответствии с п.42(1) Правил № 354, объем тепловой энергии на отопление, на который будет выполнена корректировка по фомуле 3(4) приложения № 2 Правил № 354, определяется как разность объема тепловой энергии исходя из показаний приборов учета (Гкал по прибору учета) и объема тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги горячее водоснабжение (Гкал на ГВС).

При этом объем тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги горячее водоснабжение, определяется как произведение норматива расхода тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги горячее водоснабжение, и объема горячей воды, потребленной по прибору учета в МКД.

Учитывая изложенное, при выполнении корректировки по коммунальной услуге отопление, объем тепловой энергии на горячее водоснабжение из расчетов корректировки исключается.

Суд полагает, что ссылки стороны истца на судебную практику, содержащуюся в определениях Верховного суда РФ от 12.02.2020 № 307-ЭС19-27709 и 02.06.2020 № 309-ЭС20-8728, нельзя признать обоснованными, поскольку фактические обстоятельства по указанным выше спорам не тождественны обстоятельствам, установленным в ходе рассмотрения настоящего дела.

Все иные доводы сторон не заслуживают внимания, юридической оценки, поскольку не влияют на существо принятого судом решения.

Таким образом, проанализировав все представленные доказательства в совокупности, с соблюдением норм процессуального права, в соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, суд считает, что заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

          В удовлетворении исковых требований прокурора Падунского района г. Братска (ИНН ) в интересах Ковалевой О. В. (ИНН ), Федотовой Т. В. (ИНН ) к Обществу с ограниченной ответственностью «Байкальская энергетическая компания» (ИНН 3808229774) о признании отказа в перерасчете платы за коммунальную услугу по отоплению жилых помещений незаконным и обязании произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по отоплению жилых помещений отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами и другими лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Иркутский областной суд через Падунский районный суд города Братска Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

    Судья                                                                                        И.С. Ковалева

Решение суда в окончательной форме изготовлено 17 февраля 2023 года.

    Судья                                                                                        И.С. Ковалева

2-33/2023 (2-1712/2022;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Федотова Татьяна Викторовна
Прокуратура Падунского района г.Братска
Ковалёва Ольга Владимировна
Ответчики
Общество с ограниченной ответственностью «Байкальская энергетическая компания»
Другие
ООО "Иркутскэнергосбыт"
Служба государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области
Братское отделение ООО "Иркутскэнергосбыт"
Суд
Падунский районный суд г. Братска Иркутской области
Судья
Ковалёва Инна Сергеевна
Дело на странице суда
padunsky.irk.sudrf.ru
07.09.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.09.2022Передача материалов судье
09.09.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.09.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.09.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.10.2022Судебное заседание
18.10.2022Судебное заседание
09.11.2022Судебное заседание
22.11.2022Судебное заседание
06.12.2022Судебное заседание
14.12.2022Судебное заседание
18.01.2023Судебное заседание
26.01.2023Судебное заседание
07.02.2023Судебное заседание
17.02.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.02.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее