Судья Гаранина С.А. Дело № 33-555
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 марта 2018 года г. Иваново
Судебная коллегия по гражданским делам Ивановского областного суда в составе:
председательствующего судьи Добыш Т.Ф.,
судей Рогожиной Е.В., Дорофеевой М.М.,
при секретаре Синицыной О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Добыш Т.Ф.
дело по апелляционной жалобе Донкова Алексея Александровича
на решение Ленинского районного суда г. Иваново от 27 декабря 2017 года
по иску Донкова Алексея Александровича к Главному управлению МЧС России по Ивановской области о признании незаконным отказа в предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании незаконным решения жилищной комиссии о снятии с очереди на получение единовременной социальной выплаты для приобретения жилья, возложении обязанности выдать единовременную социальную выплату для приобретения жилья,
У С Т А Н О В И Л А:
Истец обратился в суд с иском к ответчику о признании незаконным отказа в предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании незаконным решения жилищной комиссии о снятии с очереди на получение единовременной социальной выплаты для приобретения жилья, возложении обязанности выдать единовременную социальную выплату для приобретения жилья.
Иск мотивирован тем, что он являлся сотрудником Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий, стихийных бедствий в период с 1 сентября 2004 года по 5 июня 2017 года.
Приказом Главного управления МЧС России по Ивановской области от 1 июня 2017 года № он был уволен по п. 2 ч. 2 ст. 83 ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», то есть по своей инициативе.
В период прохождения службы, 12 марта 2015 года, по решению комиссии по рассмотрению вопросов о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения истец был признан имеющим право на единовременную социальную выплату в соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 4 ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 283 от 30 декабря 2012 года.
Ежегодно он подавал документы, подтверждающие право на получение единовременной социальной выплаты. Однако за весь период службы единовременная выплата произведена не была.
14 июня 2017 года он получил выписку из протокола заседания жилищной комиссии (приказ № от 24 мая 2016 года) о том, что вновь признан лицом, имеющим право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения составом семьи 4 человека. Потребность в общей площади 72 кв.м, то есть заседание жилищной комиссии о признании у него права на получение единовременной социальной выплаты состоялась уже после увольнения.
13 октября 2017 года он обратился с заявлением к ответчику о предоставлении единовременной социальной выплаты.
18 октября 2017 года был получен отказ, из которого он узнал, что 7 июля 2017 года решением жилищной комиссии (приказ № от 24 мая 2016 года) он был снят с очереди на получение единовременной социальной выплаты на основании подп. «д» п. 15 раздела II Постановления Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года № 369, согласно которому сотрудник подлежит снятию с учета для получения выплаты в случае увольнения со службы, за исключением увольнения с правом на пенсию.
О данном решении ему известно не было, копию выписки из протокола получил одновременно с отказом в предоставлении единовременной социальной выплаты. Он полагает, что отказ Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ивановской области является необоснованным и подлежит отмене.
Его право на получение единовременной социальной выплаты, за реализацией которого он обратился в период прохождения службы в Главном управлении МЧС России по Ивановской области, не может быть поставлено в зависимость от надлежащего исполнения уполномоченным органом государственной власти обязанности по предоставлению такой выплаты.
На дату первоначального обращения за получением указанной выплаты (9 декабря 2014 года) он отвечал требованиям, предъявляемым ч. 1 ст. 4 ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии с п.п. 23 п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369 (ред. от 28.03.2017) «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации» (вместе с «Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации») единовременная социальная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия их на учет.
При этом на протяжении более 2-х лет указанная выплата ему не была произведена.
О номере в списке очередников ему не сообщалось.
Поданные им до увольнения со службы документы были рассмотрены комиссией в срок, предусмотренный вышеуказанными нормативными актами.
При этом в указанный период был издан приказ об увольнении, однако комиссия, несмотря на увольнение, поставила его на учет для получения единовременной социальной выплаты с указанием в протоколе заседания Комиссии основания принятого решения.
Последующее решение жилищной комиссии от 7 июля 2017 года № № противоречит ранее принятому решению этой же комиссией решения.
Довод комиссии о том, что он подлежит снятию с учета в связи с увольнением из МЧС не может быть принят во внимание в связи с тем, что при вынесении решения о постановке на учет уже был известен факт увольнения, и данный документ уже был оценен комиссией.
Истец просил суд признать незаконным отказ жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Ивановской области от 18 октября 2017 года в предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признать незаконным решение жилищной комиссии от 7 июля 2017 года о снятии с очереди на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязать Главное управление Министерства Российской Федерации по делам Гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ивановской области выдать единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения.
Решением суда в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе истец просит отменить решение и принять по делу новое решение об удовлетворении иска, мотивируя его необоснованностью, нарушением судом норм материального права и норм процессуального права.
В соответствии с ч. 3 ст. 167, ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствии истца и представителя третьего лица – Министерства Российской Федерации по делам Гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, извещенных о дате, времени и месте судебного заседания своевременно и надлежащим образом.
Выслушав представителя истца – Полунину Л.В., поддержавшую доводы жалобы, представителя ответчика – Старкову М.В., возражавшую на жалобу, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений на нее, судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным.
Из материалов дела, ссылки на которые имеются в решении, судом первой инстанции правильно установлено, что истец проходил службу в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам Гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в период с 1 сентября 2004 года по 5 июня 2017 года.
Приказом Главного управления МЧС России по Ивановской области от 1 июня 2017 года № он был уволен по пункту 2 части 2 статьи 83 ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации» по инициативе сотрудника.
В период прохождения службы, 12 марта 2015 года, по решению комиссии по рассмотрению вопросов о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения истец был признан имеющим право на единовременную социальную выплату в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 4 ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Из текста пункта 6 протокола заседания жилищной комиссии от 14.06.2017 года № следует, что комиссией рассматривался вопрос о внесении изменений в учетное дело истца в связи с изменением состава его семьи – рождением ДД.ММ.ГГГГ сына ФИО7 (л.д. 40).
Решением комиссии он был признан лицом, имеющим право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения составом семьи 4 человека, потребность в общей площади 72 кв.м(л.д. 40).
13 октября 2017 года истец обратился с заявлением к ответчику о предоставлении единовременной социальной выплаты.
Письмом от 18 октября 2017 года ему было в этом отказано по мотиву наличия решения жилищной комиссии от 7 июля 2017 года о снятии с очереди на получение единовременной социальной выплаты.
Отказывая истцу в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия для этого правовых оснований.
Мотивы, по которым суд пришел к такому выводу, в решении приведены. Судебная коллегия соглашается с мотивами и выводом суда, поскольку они основаны на доказательствах, представленных сторонами в дело, исследованных и оцененных судом по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют правильно примененным нормам материального права, ссылки на которые также в решении приведены.
Довод жалобы о том, что в связи с признанием решением комиссии от 14 июня 2017 года за ним права на получение единовременной социальной выплаты, он признан таковым лицом, несмотря на увольнение со службы по Приказу Главного управления МЧС России по Ивановской области от 1 июня 2017 года №, является не состоятельным, основанным на ошибочном понимании норм действующего законодательства.
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (ч. 7 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты).
Данные правила устанавливают порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, а также в установленных Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ случаях членам семей сотрудников и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (п. 1 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Согласно п. 4 Правил предоставления единовременной социальной выплаты принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В п. 5 названных правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со ст. 31 и 69 ЖК РФ, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. Данный пункт также содержит перечень документов, представляемых в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения.
На основании заявления и документов, поименованных в указанном п. 5, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения (п. 7 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
В соответствии с п. 14 Правил предоставления единовременной социальной выплаты право на получение единовременной социальной выплаты сохраняется за гражданами Российской Федерации, принятыми на учет для получения единовременной социальной выплаты в качестве сотрудников и уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию, с учетом сохранения за ними права, указанного в п. 19 этих правил, имевшегося у них на день увольнения.
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения у сотрудников МЧС возникает при наличии обязательных условий, предусмотренных ч.ч. 1 и 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ. В целях реализации этого права сотрудники принимаются на учет для получения единовременной социальной выплаты, и такое право за ними сохраняется при увольнении со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы с правом на пенсию.
Поскольку одним из необходимых условий для подтверждения за лицом права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения у сотрудников МЧС при его увольнении является увольнение с правом на пенсию, а это условие в данном конкретном случае не соблюдено, то оснований для утверждения о наличии соответствующего социального права у истца не имеется.
При этом не является юридически значимым обстоятельством, сам по себе, факт признания истца (по тексту выписки из протокола заседания жилищной комиссии от 14 июня 2017 года №), имеющим право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения составом семьи четыре человека, потребность в общей жилой площади 72,00 кв.м, в период после его увольнения без права на пенсию.
В этой связи довод жалобы о несоответствии фактическим обстоятельствам дела вывода суда о том, что 14 июня 2017 года жилищная комиссия рассмотрела вопрос о внесении изменения в его личное дело, а не о признании права на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения, правового значения не имеет.
Довод жалобы о нарушении ответчиком положений Постановления Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года № 369 в той его части, в которой указано, что о решении жилищной комиссии он должен был быть уведомлен письменно в течение 10 дней с момента принятия решения жилищной комиссией, однако он не был поставлен в известность о решении от 7 июля 2017 года о снятии с очереди на получение единовременной социальной выплаты, на законность решения суда не влияет, поскольку неисполнение жилищной комиссией обязанности по направлению заинтересованному лицу решения жилищной комиссии, само по себе, в соответствии с Правилами предоставления единовременной социальной выплаты не влечет за собой признание такого решения жилищной комиссии не законным.
Поскольку судебной коллегией не установлено нарушение судом первой инстанции при принятии решения нарушений норм материального права и норм процессуального права, влекущих в соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отмену решения, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы истца не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Ленинского районного суда г. Иваново от 27 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Донкова Алексея Александровича – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: