Решение
Именем Российской Федерации
<дата> <адрес>
Красноглинский районный суд <адрес> в составе председательствующего Берац К.А., при секретаре судебного заседания Патютько М.Н., с участием истца Кривошеева В. А. и его представителя Безгиной Е. Ю., а также ответчика Шальнова Д. Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Кривошеева В. А. к Шальнову Д. Л. о компенсации морального вреда, возмещении убытков и судебных расходов
установил:
Кривошеев В.А. обратился в суд с названным иском к Шальнову Д.Л., мотивировав свои требования тем, что, что вступившими в законную силу постановлениями мирового судьи ответчик признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьи 6.1.1 КоАП РФ, выразившегося в побоях, причинивших физическую боль, но не повлекших последствия, указанные в статье 115 УК РФ, что причинило ему моральный вред и убытки на сумму 5000 рублей в виде затрат на представителя в рамках производства по делу об администиративном правонарушении.
На основании чего, Кривошеев В.А. просил суд взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей, убытки в сумме 5000 рублей, судебные расходы на оплату услуг представителя в сумме 7 000 рублей, и на уплату государственной пошлины в размере 300 рублей.
Кривошеев В.А. и его представитель Безгина Е.Ю. по ордеру от <дата> в судебном заседании требования поддержали, настаивали на их удовлетворении.
В судебном заседании ответчик Шальнов Д.Л. заявленные исковые требования не признал, пояснил, что считает, его действиями не мог быть причинен какой – либо моральный вред Кривошееву В.А.
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав имеющиеся в материалах гражданского дела и представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд находит иск Кривошеева В.А. подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Из статьи 15 Гражданского кодекса РФ следует, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно пункту 1 статьи 1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. В то время как законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда (пункт 2 статьи 1064 Гражданского кодекса РФ).
В соответствии со статьей 150 Гражданского кодекса РФ жизнь, здоровье, достоинство личности, честь и доброе имя, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, подлежат защите в соответствии с Гражданским кодексом РФ.
На основании статьи 151 Гражданского кодекса РФ моральный вред, причиненный гражданину действиями, нарушающими его личные неимущественные права или посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага, подлежат возмещению в денежном выражении за счет нарушителя.
В соответствии со статьей 1101 Гражданского кодекса РФ размер компенсации морального вреда определяется в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий (пункт 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> № «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда».
Из материалов дела усматривается, что вступившим <дата> в законную силу постановлением мирового судьи судебного участка № Красноглинского судебного района <адрес> то <дата> Шальнов Д.Л. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.1.1 КоАП РФ, выразившегося в нанесении потерпевшему Кривошееву В.А. побоев.
Данным постановлением, подтверждается, что <дата> ответчик схватил истца двумя руками за шею, причинив ему физическую боль.
Решением Красноглинского районного суда <адрес> от <дата> постановление мирового судьи от <дата> оставлено без изменений, жалоба Шальнова Д.Л. без удовлетворения.
Согласно пункту 8 постановления Пленум Верховного Суда Российской Федерации от <дата> № «О судебном решении» на основании части 4 статьи 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по аналогии с частью 4 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, следует определять значение вступившего в законную силу постановления и (или) решения судьи по делу об административном правонарушении при рассмотрении и разрешении судом дела о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесено это постановление (решение).
Вступившим в законную силу постановлением судьи по делу об административном правонарушении подтверждается, что ответчик неправомерно применил к истицу насилие, что в силу преюдиции не может быть оспорено или поставлено под сомнение.
Как следует из пункта 2 постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> № «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Поскольку потерпевший в связи с применением насилия во всех случаях испытывает физические или нравственные страдания, факт причинения ему морального вреда предполагается. Установлению в данном случае подлежит лишь размер компенсации морального вреда.
При определении размера компенсации морального вреда учитываются требования соразмерности (пропорциональности), разумности и справедливости, степень нравственных или физических страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред, степени вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> № «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина».
Определяя размер компенсации морального вреда, суд, руководствуясь принципом соразмерности (пропорциональности), разумности и справедливости, с учетом личности истца, конкретных обстоятельств дела, характера физических и нравственных страданий истца и степени вины ответчика, его материального положения считает необходимым взыскать с Шальнова Д.Л. в пользу Кривошеева В.А. компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей, что является достаточным и исчерпывающим.
В силу части 1 статьи 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Поскольку Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не определяет порядок возмещения расходов на оплату представителя потерпевшего по административному делу, то такие расходы, в силу пункта 2 статьи 15 Гражданского кодекса РФ, следует отнести к убыткам лица, которые он вынужден был произвести для защиты принадлежащего ему права и которые подлежат взысканию с лица, привлеченного к административной ответственности.
Установлено, что истцом при рассмотрении указанного выше дела об административном правонарушении понесены расходы по оплате услуг представителя в размере 5 000 рублей, что является для истца убытками.
Учитывая объем оказанных юридических услуг, время на подготовку материалов, количество состоявшихся судебных заседаний, сложность дела, требование о взыскании убытков подлежит удовлетворению в сумме 5 000 рублей.
С учетом изложенного с Шальнова Д.Л. в пользу Кривошеева В.А. подлежат взысканию документально подтвержденные судебные расходы по настоящему гражданскому делу на оплату услуг представителя в разумных пределах в размере 5000 рублей, что определяется правовой и фактической сложностью дела, степенью участия представителя в процессе его вклада в достижение целей иска.
В соответствии со статьей 98 ГПК РФ с Шальнова Д.Л. в пользу Кривошеева В.А. подлежат взысканию судебные расходы на уплату государственной пошлины в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Кривошеева В. А. к Шальнову Д. Л. о компенсации морального вреда и судебных расходов удовлетворить частично.
Взыскать с Шальнова Д. Л. в пользу Кривошеева В. А. в счет возмещения компенсации морального вреда 5000 рублей, убытки в размере 5000 рублей, судебные расходы, связанные с оплатой услуг представителя в размере 5000 рублей и уплатой государственной пошлины в размере 300 рублей, а всего в общей сумме 15300 (Пятнадцать тысяч триста) рублей.
В остальной части в удовлетворении исковых требований Кривошеева В. А. к Шальнову Д. Л., отказать.
Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, то есть <дата>.
Судья подпись К.А. Берац
Копия верна:
Судья К.А. Берац