Дело в 1-й инст. №2-1847/2019 Судья суда 1 инстанции – Котешко Л.Л.
Дело в апел. инст. №33-3394/2019 Судья - докладчик в суде апелляционной инстанции - Сулейманова А.С.
категория 2.209
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
07 октября 2019 года судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего судьи Григоровой Ж.В.,
судей Сулеймановой А.С., Козуб Е.В.,
при секретаре Малаховой Н.В.,
с участием представителя ответчика Варченко Т.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному образовательному учреждению города Севастополя "Севастопольский политехнический лицей", Департаменту образования и науки города Севастополя о понуждении к исполнению обязанности по устранению нарушений законодательства о противодействии терроризму,
с апелляционной жалобой ответчика Департамента образования и науки города Севастополя на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 19 июля 2019 года,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор обратился в суд с исковым заявлением, в котором просит обязать Департамент образования и науки города Севастополя выделить денежные средства ГБОУ «СПЛ» для выполнения мероприятий по антитеррористической защищенности, а именно: для оснащения образовательной организации системой контроля и управления доступом и охранной сигнализацией, обязать ГБОУ «СПЛ» в течение 3 месяцев со дня выделения денежных средств обеспечить выполнение работ по оснащению образовательной организации системой контроля и управления доступом и охранной сигнализацией.
В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии терроризму в ГБОУ «СПЛ», в результате которой установлено несоблюдение требований антитеррористического законодательства, что создает предпосылки для совершения противоправных действий в отношении людей находящихся в образовательном учреждении, а также возможную угрозу безопасности Российской Федерации.
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 19 июля 2019 года исковые требования заместителя прокурора Ленинского района города Севастополя удовлетворены частично. Департамент образования и науки города Севастополя обязан в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу выделить необходимые денежные средства ГБОУ «СПЛ» для выполнения мероприятий по антитеррористической защищенности, а именно: для оснащения образовательной организации, расположенной по адресу: <адрес> системой контроля и управления доступом и охранной сигнализацией. ГБОУ «СПЛ» обязано в течение 3 месяцев со дня выделения денежных средств Департаментом образования и науки города Севастополя на цели, указанные в первом пункте исковых требований, обеспечить выполнение работ по оснащению образовательной организации, расположенной по адресу: <адрес>, системой контроля и управления доступом и охранной сигнализацией, а также в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить выполнение работ по оснащению образовательной организации, расположенной по адресу: <адрес>, системой контроля и управления доступом и охранной сигнализацией.
В апелляционной жалобе ответчик Департамент образования и науки города Севастополя просит отменить решение суда первой инстанции, в части исковых требований к Департаменту и вынести новое решение, а также освободить Департамент от уплаты государственной пошлины.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ответчик указал, что решение суда первой инстанции в части требований к Департаменту принято с нарушением норм материального и процессуального права. Денежные средства выделены на оснащение лицея охранной сигнализацией, а также системой контроля и управления доступом СКУД, которые будут осуществлены после проведения капитального ремонта здания.
В письменных пояснениях ГБОУ «СПЛ» доводы апелляционной жалобы поддержало.
В письменных возражениях прокуратур Ленинского района города Севастополя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить без изменения решение суда первой инстанции.
Ответчик ГБОУ «СПЛ» в лице представителя Варченко Т.Г. апелляционную жалобу поддержала, просила отменить решение суда первой инстанции и вынести новое решение.
Ответчик Департамента образования города Севастополя надлежаще уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя не направил, уважительной причины своей неявки суду не предоставил и не просил отложить судебное заседание.
Прокурор в судебное заседание не явился, надлежаще уведомлен о времени и месте рассмотрения дела.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся прокурора города Севастополя и представителя Департамента образования и науки города Севастополя.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, заслушав представителя ГБОУ «СПЛ», судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Как установлено судом и следует из материалов гражданского дела, в результате проведенного категорирования объекта ГБОУ «СПЛ» присвоена 1 категория опасности.
Прокуратурой Ленинского района города Севастополя проведена проверка исполнения требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности в ГБОУ «СПЛ», в результате которой установление нарушение требований антитеррористического законодательства ГБОУ «СПЛ», расположенного по адресам: <адрес>, которое не оснащено системой контроля и управления доступом, охранной сигнализацией.
ГБОУ «СПЛ» является государственным бюджетным образовательным учреждением, действующим на основании устава.
Согласно п. 5.7 Устава ГБОУ «СПЛ», утвержденного приказом Главного управления образования и науки города Севастополя от 11 декабря 2014 № 1439 (с последующими изменениями и дополнениями), источниками финансового обеспечения образовательной организации являются: субсидии из бюджета города Севастополя, доходы учреждения, полученные от приносящей доход деятельности, иные источники, не запрещенные федеральным законом.
Здания образовательного учреждения находятся в собственности города Севастополя и переданы школе в оперативное управление.
Несмотря на внесенное прокуратурой района 15 ноября 2018 года в адрес директора ГБОУ «СПЛ» представление, выявленные нарушения до настоящего времени не устранены, в связи с отсутствием необходимого финансирования из бюджета города Севастополя.
Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции, руководствуясь нормами Гражданского кодекса РФ, Федеральным законом «О противодействии терроризму», Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Постановлением Правительства РФ «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки РФ, и формы паспорта безопасности этих объектов», Законом города Севастополя № 107- ЗС, Положением о Департаменте образования и науки <адрес>, учитывая частичное выделение финансирования на мероприятия по антитеррористической защищенности, пришел к выводу об обоснованности требований истца в части, которые не исполнены ответчиками. При этом районный суд указал, что выделение денежных средств для реализации указанных мероприятий в здании учреждения, расположенного по <адрес>, в 2020-2021 году, не является основанием для отказа прокурору в иске.
С такими выводами соглашается судебная коллегия, полагая их законными и обоснованными.
В силу части 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 9 Закона "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно подпункту 2 части 3 статьи 28 Федерального закона от Закона «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
В силу пункта 8 части 1 статьи 41 указанного Закона «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий (пункт 3 статьи 5 Федерального закона от 06 марта 2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2017 № 1235 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» (далее – Требования), а также постановлением Правительства Севастополя от 18.12.2014 № 594 «О мерах и требованиях по обеспечению антитеррористической защищенности объектов с массовым пребыванием людей, расположенных на территории города Севастополя» определены мероприятия по антитеррористической защищенности образовательных организаций.
В соответствии с п. 10.6, пп. 1, 3, 5 п. 10.10, пп. 27 п. 11 Положения о Департаменте образования и науки города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 01.09.2016 № 828-ПП Департамент образования и науки города Севастополя выполняет функции и полномочия учредителя государственных учреждений в соответствии с законами города Севастополя и иными правовыми актами Губернатора города Севастополя и Правительства Севастополя, осуществляет контроль за деятельностью подведомственных государственных учреждений; осуществляет функции главного распорядителя средств бюджета города Севастополя, предусмотренных на содержание Департамента и реализацию возложенных на него функций, а также функции главного администратора доходов бюджета города Севастополя; полномочия собственника в порядке и в пределах, определенных федеральным законодательством и законодательством города Севастополя в отношении имущества города Севастополя, необходимого для обеспечения реализации возложенных на Департамент функций, в том числе имущества, переданного подведомственным ему организациям города Севастополя; контроль над целевым использованием бюджетных средств подведомственными организациями и учреждениями, внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит. Департамент образования и науки города Севастополя осуществляет мероприятия по противодействию терроризму в установленной сфере деятельности. Контролирует состояние антитеррористической защищенности объектов (территорий), выделенных для размещения подведомственных организаций.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что ненадлежащее оснащение образовательной организации системой контроля и управления доступом и охранной сигнализацией влечет нарушение прав неопределенного круга несовершеннолетних лиц на охрану здоровья в период их нахождения в образовательном учреждении, что в свою очередь может повлечь соответствующую ответственность образовательного учреждения в случае причинения вреда жизни и здоровью воспитанников.
Исходя из вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что доводы апелляционной жалобы о том, что денежные средства выделены, однако установка системы контроля и сигнализации запланирована после проведения капитального ремонта здания, на законность вынесенного решения не влияют, поскольку не свидетельствуют о фактическом исполнении требований иска, учитывая выделение денежных средств в 2020-2021гг., что препятствует реализации мероприятий по устранению нарушений требований законодательства по антитеррористической защищенности образовательного учреждения в настоящее время.
При рассмотрении спора судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для его разрешения, дана надлежащая оценка представленным доказательствам. Повода для иной оценки судебная коллегия не усматривает. Доказательств, опровергающих выводы суда, в суд апелляционной инстанции не представлено.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, в том числе и тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено. При таком положении оснований к отмене или изменению решения суда первой инстанции по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда города Севастополя от 19 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Департамента образования и науки города Севастополя - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в кассационном порядке.
Председательствующий: Ж.В. Григорова
Судьи: А.С. Сулейманова
Е.В. Козуб