Решение по делу № 33-3807/2015 от 03.03.2015

Дело № 33-3807/2015

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Уфа                                 10 марта 2015 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего                Мухаметовой Н.М.

судей         Михляевой Г.А.

                                Анфиловой Т.Л.

при секретаре Миграновой Д.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Шариповой С.А. Файзуллиной Л.Р. на решение Кировского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 10.12.2014 года, которым постановлено:

в удовлетворении иска Шариповой С.А. к Администрации Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как лицо, ранее относящееся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигло возраста 23 лет, отказать.

Заслушав доклад судьи Михляевой Г.А., судебная коллегия

установила:

Шарипова С. А. обратилась в суд с иском с учетом уточнения требований к Администрации Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как лицо, ранее относящееся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигло возраста 23 лет, мотивируя свои требования тем, что с 19 февраля 1999 года по 30 августа 2003 года воспитывалась и находилась на полном государственном обеспечении в адрес Республики Башкортостан. Причиной невозможности в возрасте до 23 лет встать на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как лицо, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, явилось отсутствие гражданства, которое получено в 2008 году. Отказ Администрации Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении противоречит пункту 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Шариповой С.А. Файзуллина Л.Р., не соглашаясь с решением суда, просит его отменить полностью ввиду его незаконности и необоснованности. Указала, что Шарипова С.А. получила российское гражданство лишь в сентябре 2008 года и уже в октябре того же года обратилась в администрацию Кировского района ГО г.Уфа РБ с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Однако заявление принято не было ввиду отсутствия постоянной регистрации. Шарипова С.А. была вынуждена обращаться к главе администрации города, уполномоченному по правам человека РБ, в органы прокуратуры, где получила отказ в связи с тем, что до достижения возраста 23 лет не обращалась с заявлением о принятии на учет. Судом необоснованно отклонено ходатайство об истребовании доказательств – журнала личного приема граждан за октябрь 2008 года, личного дела Шариповой С.А. Судом не учтены все обстоятельства, имеющие значение для дела, а именно: отсутствие гражданства до 2008 года, обращение в администрацию района сразу по получении гражданства, несоблюдение руководителем воспитательного учреждения функций опеки, невыполнение органом опеки и попечительства своих обязанностей по выявлению условий жизни детей.

Лица, участвующие в деле надлежащим образом извещены о времени и месте апелляционного рассмотрения.

Проверив материалы дела, выслушав Шарипову С.А., ее представителя Файзуллину Л.Р., поддержавших жалобу, представителя администрации Кировского района ГО г.Уфа РБ Халикову Ю.С., полагавшую решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Статьей 1 Федерального закона РФ № 159 от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ) установлено, что лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяются как лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.121996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

В соответствии с п. 9 ст. 8 Федерального закона РФ № 159 от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ) право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Частью 2 статьи 4 Федерального закона № 15-ФЗ от 29 февраля 2012 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Из материалов дела следует, что Шарипова С.А. родилась дата, ее родителями являются: ФИО2 и ФИО10 ФИО13 Сведения об отце записаны со слов матери.

Мать истца ФИО2 вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г.Уфы РБ от дата лишена родительских прав в отношении ребенка Шариповой С.А. Постановлением главы администрации Ленинского района г.Уфы №... от дата несовершеннолетняя Шарипова С.А. устроена в детский дом. Выдана путевка в адрес РБ.

Согласно сведениям Администрации MP Белорецкий район РБ от 21.10.2014 года Шарипова С.А. с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как лицо из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обращалась, сведения о постановке Шариповой С.А. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отсутствуют.

В настоящее время Шарипова С.А. зарегистрирована и проживает по адресу: адрес

Шарипова С.А. обратилась в Администрацию Кировского района ГО город Уфа РБ по вопросу постановки на учет и предоставления жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в чем ей письмом от 25.10.2013 года отказано, поскольку ее возраст превышает 23 года.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с указанными нормами закона носило заявительный характер и подлежало реализации при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, но истец с таким заявлением до достижения ею возраста 23 лет не обращалась, доказательств наличия препятствий к этому не представлено, то истец утратила право на принятие на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, приведенной в определении от 25.02.2013 №261-0, законодатель, в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, т.е. лиц, не достигших 18-летнего возраста (п. 1 ст. 54 Семейного кодекса Российской Федерации), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста, и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан (аналогичный возрастной критерий установлен пенсионным законодательством, законодательством об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, о социальной защите отдельных категорий граждан).

Однако предоставление жилого помещения лицам указанной категории носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Правоотношения в сфере социального обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации возникают между гражданином и государством исключительно после присвоения гражданину определенного статуса лица, в том числе статуса ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей. С указанного момента у гражданина возникает право на социальную поддержку со стороны государства. При этом право носит заявительный характер. С момента заявления гражданином о реализации своего права у государства возникает обязанность по предоставлению данному гражданину социальной поддержки в порядке, установленном законом.

В силу части 2 статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня его вступления в силу, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Из анализа приведенных правовых норм следует, что истец на момент вступления в законную силу Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ должна была обладать нереализованным правом на обеспечение жилым помещением как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, т.е. при наличии доказательств ее обращения в уполномоченные органы о постановке на учет для предоставления жилого помещения.

До 23 лет Шарипова С.А. с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не обращалась, на учете нуждающихся в жилых помещениях в данном органе местного самоуправления в списке «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей» не состояла, как указано выше, в Администрацию Кировского района ГО г.Уфа РБ с заявлением о предоставлении жилья как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обратилась лишь в октябре 2013 г., когда ей исполнилось 27 лет, что препятствует льготному обеспечению ее жилыми помещениями как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Доказательства более раннего обращения с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в материалах дела отсутствуют.

Судебная коллегия полагает, что суд, оценив в совокупности доказательства, собранные по делу, установленные по делу фактические обстоятельства, разрешая по существу спор, возникший между сторонами, пришел к обоснованному выводу об отсутствии уважительных причин необращения с указанным заявлением до достижения возраста 23 лет.

Доводы стороны истца о том, что такими уважительными причинами являются в том числе ненадлежащее выполнение функции опекуна воспитательным учреждением, ненадлежащее исполнение органом опеки своих обязанностей, не являются основанием к отмене решения.

Отсутствие гражданства также не являлось препятствием для обращения с заявлением о постановке на учет.

Кроме того, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о пропуске срока обращения с заявлением об оспаривании отказа администрации района в постановке истца на учет. Данное обстоятельство подтверждается материалами дела, доказательств обратного либо доказательств наличия уважительных причин пропуска срока суду не представлено.

Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Кировского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 10.12.2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Шариповой С.А. Файзуллиной Л.Р. – без удовлетворения.

Председательствующий     Н.М. Мухаметова

Судьи         Т.Л. Анфилова

          Г.А.Михляева

Справка: судья Индан И.Я.

33-3807/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Шарипова С.А.
Ответчики
Администрация Кировского района ГО г. Уфа РБ
Суд
Верховный Суд Республики Башкортостан
Судья
Михляева Галина Анатольевна
Дело на сайте суда
vs.bkr.sudrf.ru
10.03.2015Судебное заседание
31.03.2015Передано в экспедицию
31.03.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.03.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее