Поступило ... г. 33-169
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕг. Улан-Удэ 23 января 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Ивановой В.А., судей коллегии Вольной Е.Ю. и Васильевой С.Д., при секретаре Архинчеевой Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам ответчиков Правительства Республики Бурятия и Администрации г. Улан-Удэ на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 04 октября 2018 года (с учетом определения суда от 28.11.2018 г.), которым постановлено:
исковые требования удовлетворить;
обязать Правительство Республики Бурятия принять меры по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов общим объемом 1828 куб.м. со следующих земельных участков:
1) расположенного в <...> на площади около 2397 кв.м. (координаты ...) объемом 1198 м3;
2) расположенного в 600 м в <...> объемом 630 м3 (координаты ...) на площади 1260 кв.м.;
обязать администрацию муниципального образования городского округа «Улан-Удэ» принять участие в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов общим объемом 1828 м3 со следующих земельных участков:
1) расположенного в 450 м в <...> на площади около 2397 кв.м. (координаты ... объемом 1198 м3,
2) расположенного в 600 м в <...> объемом 630 м3 (координаты ...) на площади 1260 кв.м.
Заслушав доклад судьи Васильевой С.Д., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Обращаясь в суд с иском к ответчикам Администрации г. Улан-Удэ и Правительству РБ, третьему лицу – Республиканской службе по охране, контролю и надзору в сфере природопользования, истец Восточно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц, с учетом уточнений, просил:
обязать Правительство Республики Бурятия принять меры по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов общим объемом 1828 куб.м. со следующих земельных участков: 1) расположенного в <...> на площади около 2397 кв.м. (координаты ...) объемом 1198 м3; 2) расположенного в <...> объемом 630 м3 (координаты N ...) на площади 1260 кв.м.;
обязать Администрацию муниципального образования городского округа «Улан-Удэ принять участие в организации деятельности по сбору, транспортировании: обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов с указанных выше земельных участков.
Иск мотивирован тем, что по результатам проведенной проверки выявлено захламление твердыми коммунальными отходами вышеуказанных земельных участков. Поскольку организация деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов отнесена к полномочиям субъекта Российской Федерации, а орган местного самоуправления принимает участие в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, то прокурором предъявлен иск в защиту интересов неопределенного круга лиц, так как не соблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления влечет возникновение опасности причинения вреда окружающей природной среде, здоровью и безопасности неопределенного круга лиц.
Определением суда от 30.08.2018 г. к участию в деле в качестве третьего лица, незаявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство природных ресурсов Республики Бурятия.
В судебном заседании представитель истца на основании доверенности Баженов А.Н. исковые требования с учетом уточнений поддержал.
Представители ответчиков Правительства РБ и Администрации МО ГО «Улан-Удэ» Романова О.С. и Булытова И.В. исковые требования не признали.
Представители третьих лиц - Министерства природных ресурсов Республики Бурятия и Республиканской службы по охране, контролю и надзору в сфере природопользования в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд постановил вышеуказанное решение, с которым не согласились ответчики, подали апелляционные жалобы, в которых содержится просьба об отмене решения суда и постановлении нового судебного акта об отказе в удовлетворении иска.
В частности, в апелляционной жалобе представитель Правительства РБ Романова О.С. указывает на то, что суд неправильно применил нормы материального права и неправильно определил обстоятельства, имеющие значение по делу, поскольку организация устранения последствий противозаконного захламления территорий отходами, несанкционированного размещения отходов с нарушением установленных правил, в неразрешенных для этого местах, положениями статьи 6 ФЗ № 89 «Об отходах производства и потребления» не регулируется.
Положения ФЗ «Об охране окружающей среды», Закона РБ «Об отходах производства и потребления в РБ» носят общий характер и не свидетельствуют том, что орган исполнительной власти должен принимать непосредственное участие в организации мероприятий, направленных на очистку земельных участков, расположенных на территории МО ГО «г. Улан-Удэ». По мнению апеллянта, прокурором не представлены доказательства, что Правительством РБ не осуществляется урегулированная ФЗ № 89 организация деятельности в области обращения с отходами на территории РБ. Обращает внимание суда апелляционной инстанции, что реализация изменений, внесенных в ФЗ «Об отходах производства и потребления» отсрочена до 01.01.2019 г., следовательно, в настоящий момент действуют нормы закона, действовавшие до 01.01.2016 г., в связи с чем обязанность организации сбора, вывоза бытовых отходов и мусора должна быть возложена на органы местного самоуправления. Деятельность в области обращения с отходами находится именно в компетенции Администрации г. Улан-Удэ, тем более, что органом исполнительной власти Администрации г. Улан-Удэ выделены денежные средства на очистку территорий муниципального образования, в том числе земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, от отходов, так как полномочия собственника земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляют органы местного самоуправления. Апеллянт обращает внимание вышестоящего суда, что Правительство РБ обладает признаками юридического лица, однако своих счетов в банках не имеет, не является главным распорядителем бюджетных средств, не имеет обособленного имущества, на которое может быть обращено взыскание. Следовательно, отсутствие в решении суда указаний на совершение конкретных организационных действий, делает его неисполнимым.
В апелляционной жалобе представитель Администрации г. Улан-Удэ по доверенности Булытова И.В. указывает на то, что вывод суда о том, что органы местного самоуправления осуществляют функции собственника земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, противоречит законодательству, так как такие земельные участки всегда находились в государственной собственности, в собственность органов местного самоуправления такие земельные участки не передавались.
Также апеллянт обращает внимание вышестоящего суда, что в статью 7 Закона № 7-ФЗ, где полномочие по участию органа местного самоуправления в организации деятельности по обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территории соответствующих городских округов, исключено. Следовательно, ссылка суда на статью 7 Закона № 7-ФЗ, является незаконным.
Автор жалобы указывает, что суд не применил региональное законодательство – Порядок сбора твердых коммунальных отходов на территории Республики Бурятия, утвержденный постановлением Правительства РБ, в котором отсутствуют полномочия органов местного самоуправления по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, кроме как при предоставлении субсидии в соответствии с постановлением Правительства РБ от 10.09.2009 г. №337.
Кроме того, постановлением Правительства РБ от 15.03.2018 г. № 123 «О внесении изменений в постановление Правительства РБ от 10.09.2009 г. № 337 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из республиканского бюджета местным бюджетам муниципальных образований в РБ на развитие общественной инфраструктуры, на капитальный ремонт, реконструкцию, строительство объектов образований, физической культуры и спорта, культуры, дорожного хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства» абзац, предусматривающий возможность предоставления субсидии на проведение работ по ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов, был исключен.
Апеллянт полагает, что в ходе проведения прокурорской проверки, не истребована документация о деятельности Администрации г. Улан-Удэ по данному вопросу, тогда как Администрация г. Улан-Удэ в рамках имеющихся полномочий осуществляются мероприятия по участию в организации работ по ликвидации несанкционированных свалок. Как полагает апеллянт, в нарушение ч. 1 ст. 196, ч. 4 ст. 198 ГПК РФ при разрешении спора положения Порядка, регулирующие спорные правоотношения, судом не учтены и не применены, оценка доводу Администрации о применении указанных норм, судом не дана, не указаны мотивы, по которым довод не принят, что является грубым нарушением норм материального права.
В возражениях и.о. Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора Баженов А.Н. просит оставить решение суда без изменения, апелляционные жалобы Правительства РБ, Администрации г. Улан-Удэ без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции представители ответчиков Правительства Республики Бурятия Таханов Б.В. и Администрации г. Улан-Удэ Булытова И.В. доводы апелляционной жалобы поддержали, представитель Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора Баженов А.Н. возражал против отмены решения суда.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав участников процесса, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с абз. 16 ст. 6 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, и захоронению твердых коммунальных отходов.
В соответствии с п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Часть 3 ст. 7 Федерального закона "Об охране окружающей среды" к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 51 ФЗ от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 2 ФЗ N 52-ФЗ от 30 марта 1999 года "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" органы местного самоуправления обязаны обеспечивать соблюдение требований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Право граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, закреплено в ст. 42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В силу ч.1 ст.22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст.13 ФЗ от 24.06.1998 г № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с указанным выше Федеральным законом.
Таким образом, анализ вышеприведенных правовых норм свидетельствует о том, что организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов отнесена к полномочиям субъекта Российской Федерации, а орган местного самоуправления принимает участие в деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, собственность на земельные участки, на которых находятся несанкционированные свалки, не разграничена.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Восточно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратурой с привлечением специалистов Республиканской службы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, контролю и надзору в сфере природопользования была проведена проверка исполнения законодательства об отходах производства и потребления, природоохранного законодательства в пос. Забайкальский г. Улан-Удэ, относящегося к территории муниципального образования г. Улан-Удэ, в ходе которой было выявлено захламление твердыми коммунальными отходами земельных участков, в том числе, расположенного в <...> на площади около 2397 кв.м. (координаты ...) объемом 1198 м3, расположенного в <...> объемом 630 м3 (координаты ...) на площади 1260 кв.м.
Выявленное скопление коммунальных и бытовых отходов не соответствуют требованиям «Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 г. №80. Складирование отходов вне специально оборудованных объектов, даже в целях их последующего вывоза и дальнейшего размещения и использования считается несанкционированным размещением и является опасным для окружающей среды и здоровья человека.
Рассматривая спор, суд первой инстанции пришел к выводу, что доводы прокурора о захламлении земельного участка в пос. Забайкальский г. Улан-Удэ, отнесенного к неразграниченным земельным участкам, нашли своего подтверждения в суде, в связи с чем иск Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора подлежит удовлетворению.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, поскольку захламление земельного участка твердыми коммунальными отходами, прежде всего, нарушают права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Кроме того, обязанность по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов в силу вышеприведенных норм возложена на исполнительный орган государственный власти Республики Бурятия, то есть на Правительство Республики Бурятия.
Администрация же г. Улан-Удэ, как правильно указал суд, обязана принимать участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов в соответствии с п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Оснований для освобождения ответчиков от обязанностей, предусмотренных Федеральными законами "Об отходах производства и потребления", «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» "Об охране окружающей среды", суд первой инстанции правомерно не усмотрел.
Действительно суд первой инстанции применил положения статьи 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» в недействующей редакции, так как Федеральным законом от 31.12.2017 г. № 503- ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления и отдельные законодательные акты РФ» были внесены изменения в статью 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды».
Однако данное обстоятельство на решение суда не влияет.
Не влияет на решение суда и выводы о том, что земельные участки, захламленные твердыми бытовыми отходами, являются собственностью муниципального образования, поскольку данные территории относятся к территории муниципального образования г. Улан-Удэ и должны подвергаться очистке в силу вышеприведенных норм.
Какой либо необходимости в применении Порядка сбора твердых коммунальных отходов на территории Республики Бурятия, утвержденного постановлением Правительства РБ, у суда не имелось, поскольку участие Администрации г. Улан-Удэ в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов прямо предусмотрено п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Подлежит отклонению и довод представителя Администрации г. Улан-Удэ, что возможность предоставления субсидии на проведение работ по ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов, исключена постановлением Правительства РБ от 15.03.2018 г. № 123, поскольку вопросы о недостаточности финансировании или об его отсутствии не являлись предметом судебного спора.
Не состоятельны и доводы жалобы представителя администрации г. Улан-Удэ о не истребовании истцом документов в ходе проведенной прокурорской проверки, так как ответчик не был лишен возможности предоставить их в суде первой инстанции.
Таким образом, апелляционная жалоба не содержит доводов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основаниями для отмены решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 04 октября 2018 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы ответчиков – без удовлетворения.
Председательствующий: В.А.Иванова
Судьи: С.Д.Васильева
Е.Ю.Вольная