Решение по делу № 2а-565/2020 от 10.08.2020

УИД 05RS0013-01-2020-003063-54 2а-65/2020г

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

09 сентября 2020 г. г. Дербент

Дербентский районный суд Республики Дагестан в составе председа-тельствующего судьи Сурхаева М.Р., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Рабадановой А.Г.,

с участием представителя административного истца Гаджиахмедова Р.Р. по доверенности Гаджиахмедова К.Р. и представителя административного ответчика Отдела Архитектуры и Градостроительства Администрации МР «Дербентский район» по доверенности Ширалиева А.Ш.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Дербенте админис-тративное дело № 2а-565/2020г. по административному иску Гаджиах-медова Рашида Рамазановича, проживающего по адресу: <адрес> к Отделу Архитектуры и Градостроительства Администрации Муниципального района «Дербентский район» располо-женного по адресу: <адрес> о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство,

установил:

    12.08.2020 г. Гаджиахмедов Р.Р. обратился в суд с административным иском к Администрации МР «Дербентский район» РД, о признании неза-конным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство, и об обязании выдать разрешение на строительство производственных поме-щений.

    Указывая, что им в Администрацию МР «Дербентский район» было подано заявление о выдаче разрешения на строительство, производственных помещений на земельном участке площадью 2500 кв.м с кадастровым номером из земель населенных пунктов с разрешенным использованием для размещения и обслуживания производственных помещений, расположенный по адресу: <адрес>.

     02 июня 2020 года административным ответчиком было принято Решение № 69 об отказе в выдаче разрешения на строительство с указанием, о необходимости получить технические условия на проектирование и согласовать место размещения объекта капитального строительства с Управлением автомобильных дорог «Кавказ» согласно Приказа Минтранса РФ от 13.01.2010г. N4 «Об установлении и использовании придорожных полос автомобильных дорог федерального значения» и «согласно правилам землепользования и застройки территорий сельского поселения «сельсовет Зидьян-Казмалярский», земельный участок с кадастровым номером расположен в зоне СХ-1».

    Считает, указанные основания необоснованными, поскольку с заявлением административному ответчику была представлена проектная документация и документы, предусмотренные ч. 7 ст. 51 ГРК РФ, а также необходимые технические условия, а также им     соблюдены требования градостроительного регламента для получения разрешения на строительство.

     С учетом уточнений административных исковых требований, просит признать незаконным и отменить решение Отдела Архитектуры и Градостроительства Администрации Муниципального района «Дербентский район» от 02.06.2020 года № 69 об отказе в выдаче Гаджиахмедову Р.Р. разрешения на строительство производственных помещений на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>.

    Обязать Отдел Архитектуры и Градостроительства Администрации Муниципального района «Дербентский район» выдать разрешение на строительство производственных помещений на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>

    Определением Дербентского районного суда РД от 21.08.2020 года произведена замена ненадлежащего административного ответчика Админис-трации МР «Дербентский район» РД надлежащим административным ответчиком Отдела Архитектуры и Градостроительства Администрации МР «Дербентский район»

    В судебном заседании представитель административного истца Гаджиахмедов Р.Р. по доверенности Гаджиахмедов Р.Р. поддержал админис-тративные исковые требования своего доверителя, ссылаясь на доводы, изложенные в административном иске.

    В судебном заседании представитель административного ответчика Отдела Архитектуры и Градостроительства Администрации МР «Дербентский район» по доверенности Ширалиев А.Ш., административный иск не признал, просил в его удовлетворении отказать. Пояснил, что согласно правилам землепользования и застройки территорий сельского поселения «сельсовет Зидьян-Казмалярский», земельный участок с кадас-тровым номером , расположен в зоне СХ-1», и в связи с этим в выдаче разрешения на строительство административному истцу отказано.

    Выслушав объяснения административного истца и представителя административного ответчика, и исследовав и проанализировав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

    Согласно выписке из ЕГРН от 19.08.2019 Гаджиахмедову Р.Р. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером общей площадью 2500 кв.м., расположенный на землях населенных пунктов, с разрешенным использованием: для размещения производственных помещений, по адресу: <адрес>. Ограничение прав не зарегистрировано.

    Гаджиахмедов Р.Р. обратился в Администрацию МР «Дербентский район» с заявлением о выдаче разрешения на строительство производ-ственных помещений.    02 июня 2020 года административным ответчиком было принято Решение №69 об отказе в выдаче разрешения на строительство с указанием следующих оснований: а) необходимо получить технические условия на проектирование и согласовать место размещения объекта капитального строительства с Управлением автомобильных дорог «Кавказ» согласно Приказа Минтранса РФ от 13.01.2010г. N4 «Об установлении и использовании придорожных полос автомобильных дорог федерального значения»; б) « согласно правилам землепользования и застройки терри-торий сельского поселения «сельсовет Зидьян-Казмалярский», земельный участок с кадастровым номером расположен в зоне СХ-1».

    Эти обстоятельства следуют из содержания административного иска, представленных сторонами документов, сторонами фактически не оспари-ваются и подтверждаются представленными и исследованными доказатель-ствами.

    В силу части 1 статьи 218, пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требова-ний о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

    В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту также – КАС РФ) по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препят-ствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

    Следовательно, для признания судом незаконным решения органов местного самоуправления связанного с отказом в согласовании схемы планировочной организации земельного участка, с выдачей разрешения на строительство необходимо наличие следующих условий: незаконность решения, а также нарушение прав и свобод гражданина, либо создание препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод, при этом, удовлетворение требований заявителя возможно только при доказанности всей совокупности юридически значимых обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела.

    Гаджиахмедов Р.Р. обратился в Отдел Архитектуры и градостроительства Администрации МР «Дербентский район» с заявлением о выдаче ему разрешения на строительство производственных помещений.

    На основании ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту также - ГК РФ), административный истец, являясь собственником земельного участка, вправе по своему усмотрению совершать в отношении земельного участка любые действия, не противоречащие закону и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

    В соответствии со статьей 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 ГК РФ).

    В силу пункта 2 статьи 260 ГК РФ, целевое назначение земель определяется на основании закона и в установленном им порядке, при этом использование земель для других целей не допускается или ограничивается, при этом пользование земельным участком, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.

    Согласно ст. 40 ЗК РФ, собственники земельных участков имеют право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

    Согласно положениям статьи 42 ЗК РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.

    Таким образом, одним из обязательных условий застройки земельного участка является осуществление строительства в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием.

    В судебном заседании установлено, что истцу на праве собственности принадлежит земельный участок, площадью 2500 кв.м, кадастровый номер , расположенным по адресу: <адрес>, который согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ находится на землях населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения и обслуживания производственных помеще-ний.

     Согласно Градостроительному плану земельного участка № 05512000ГП кадастровый номер , основной вид разре-шенного использования земельного участка строительная производственная промышленность; условно разрешенный вид использования земельного участка - строительство производственных объектов.

    Информация об ограничениях использования данного земельного участка, в том числе, если земельный участок полностью или частично расположен в границах зон с особыми условиями используемой территорией отсутствует.

     Рассматривая правомерность направления истцу уведомления о недопустимости размещения объекта производственных помещений на земельном участке, суд отмечает следующее.    Так, основным мотивом для вынесения уведомления о недопустимости размещения объекта – производственных помещений на земельном участке явилось: необходимость получить технические условия на проектирование и согласовать место размещения объекта капитального строительства с Управлением автомобильных дорог «Кавказ» согласно Приказа Минтранса РФ от 13.01.2010г. N4 «Об установлении и использовании придорожных полос автомобильных дорог федерального значения» и «согласно правилам землепользования и застройки территорий сельского поселения «сельсовет Зидьян-Казмалярский», земельный участок с кадастровым номером 05:07:000070:13 расположен в зоне СХ-1».

     Из пункта 2 статьи 7 ЗК РФ следует, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

    Согласно положениям статьи 83 ЗК РФ, землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и разви-тия населенных пунктов.

     Согласно пункту 4 статьи 85 ЗК РФ с учетом положений пункта 8 статьи 36 ГрК РФ несоответствие земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости градостроительным регламентам признается таковым в двух случаях: если виды использования земельных участков не входят в перечень видов, предусмотренных градостроительным регламентом, либо если их размеры (как минимальные, так и максимальные), равно как и иные предельные параметры, не соответствуют предельным значениям, определенным в регламентах (в данном случае это относится к предельным параметрам строительства, реконструкции на земельных участках).

     Использование каждого конкретного земельного участка должно осуществляться в соответствии с требованиями градостроительного регла-мента для определенной территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреации-онного и иных видов использования земельных участков).

    Таким образом, противоречий между разрешенным использованием земли и предполагаемым правовым режимом использования админис-тративным истцом земельного участка не усматривается.

    Истец получил уведомление о недопустимости размещения объекта производственных помещений на земельном участке.

    Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных Градостро-ительным кодексом Российской Федерации (часть 1 статьи 51 Градостро-ительного кодекса Российской Федерации).

    Частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Феде-рации установлен перечень документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство.

    Согласно части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство (пункт 1); проверку соответствия проектной документации требованиям градостро-ительного плана земельного участка, а также красным линиям (пункт 2); выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (пункт 3).

    Перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство приведен в части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации и содержит указание на отсутствие документов, предусмо-тренных частью 7 данной статьи Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также на несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка либо требова-ниям, установленным в разрешении на отклонение от предельных пара-метров разрешенного строительства, реконструкции.

    Пункты 2 и 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривают, что виды разрешенного использования земельных участков определяются градостроительным регламентом, который для каждой территориальной зоны устанавливается правилами землепользования и застройки индивидуально, кроме того, градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

    Таким образом, усматривается конфликт частного и публичного интереса, в котором судом приоритет предоставлен собственнику земельного участка, имеющему в соответствии со ст. 209 ГК РФ право свободного пользования, владения и распоряжения собственностью.

    Аналогичные права собственника земельного участка закреплены в ст. 260 ГК РФ. Как, земельное, так и гражданское законодательство допускает ограничение прав собственника земельным участком только в предусмотренных законом случаях.

     Как усматривается из материалов дела, в отношении земельного участка, принадлежащего заявителю на праве собственности, какие-либо ограничения его прав в период заключения договора на приобретение земельного участка не существовало, что усматривается из выписки из ЕГРН, в которой каких-либо ограничений в использовании участка не имеется.

    В соответствии с ч. 9 ст. 227 КАС РФ, в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов админис-тративного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано: соответствующее административное исковое заявле-ние, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

    При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что уведомление Отдела Архитектуры и градостроительства Администрации МР «Дербентский район» от 02.06.2020 г. №69 о недопустимости разме-щения производственных помещений на земельном участке по адресу: <адрес>, безусловно, нарушает права истца, является незаконным и необоснованным.

     Поскольку отказ административных ответчиков оспаривается истцом по правилам главы 22 КАС РФ, то в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 данного Кодекса устранение допущенного нарушения обусловлено непосредственной обязанностью уполномоченного органа, повторно рассмотреть вопрос о выдаче разрешения на строительство, что согласуется с положениями статьи 10 Конституции Российской Федерации, пункта 1 части 2, пункта 1 части 3 статьи 227 КАС РФ.

    При изложенных обстоятельствах суд полагает необходимым обязать Отдел Архитектуры и Градостроительства Администрации МР «Дербентский район» повторно рассмотреть документы, представленные в Отдел Архитектуры и Градостроительства Администрации МР «Дербентский район», в порядке и сроки, установленные Градостроительным кодексом РФ, в связи с чем, требование административного истца о понуждении Отдел Архитектуры и Градостроительства Администрации МР «Дербентский район» выдать разрешение на строительство производственных помещений на земельном участке, с кадастровым номером расположенном по адресу: <адрес> не подлежит удовлетворению.

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177- 180 КАС РФ, суд

решил:

    Административные исковые требования Гаджиахмедова Рашида Рамазановича к Отделу Архитектуры и Градостроительства Администрации МР «Дербентский район» о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство и об обязании выдать разрешение на строительство удовлетворить, частично.

    Признать незаконным уведомление Отдела Архитектуры и Градостроительства Администрации МР «Дербентский район» от 02.06.2020 года № 69, об отказе в выдаче Гаджиахмедову Рашиду Рамазановичу разрешения на строительство производственных помещений на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>

    Обязать Отдел Архитектуры и Градостроительства Администрации МР «Дербентский район» повторно рассмотреть документы, представленные Гаджиахмедовым Р. Р. в Отдел Архитектуры и Градостроительства Администрации МР «Дербентский район» за входящим номером № 392-3, от 02.06.2020 г., в порядке и сроки, установленные Градостроительным кодексом РФ.

    В удовлетворении остальных административных исковых требований Гаджиахмедова Р.Р. отказать.

    Сообщить суду и административному истцу Гаджиахмедову Р.Р. об исполнении настоящего судебного решения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РД через Дербентский районный суд РД через Дербентский районный суд в РД в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                   М.Р. Сурхаев

Решение в окончательной форме принято 11.09.2020 г.

Судья                                   М.Р. Сурхаев

2а-565/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Гаджиахмедов Рашид Рамазанович
Ответчики
Отдел Архитектуры и градостроительства администраии МР «Дербентский район»
Суд
Дербентский районный суд Республики Дагестан
Судья
Сурхаев Мугутдин Ризванович
Дело на странице суда
derbent-rs.dag.sudrf.ru
10.08.2020Регистрация административного искового заявления
10.08.2020Передача материалов судье
12.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
12.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.08.2020Подготовка дела (собеседование)
01.09.2020Подготовка дела (собеседование)
01.09.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.09.2020Судебное заседание
11.09.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.09.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее