№ 2-56/2018г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
8 февраля 2018 года
Островский районный суд (<адрес> в составе:
председательствующего судьи Гурова А.В.,
при секретаре Фетисове А.В.,
с участием помощника прокурора <адрес> Кулаковой А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах Баданина А.А. к администрации Судиславского муниципального района Костромской области о возложении обязанности предоставить Баданину А.А. жилое помещение на основании договора найма специализированного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Павинского района обратился в суд с указанным иском, мотивируя его тем, что прокуратурой Павинского района проведена проверка исполнения законодательства, направленного на защиту жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В ходе проведения проверки установлено, что Баданин ФИО, ДД.ММ.ГГГГ г.р., является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Он родился в <адрес> муниципального района <адрес>. Мать Баданина А.А. - ФИО ДД.ММ.ГГГГ г.р., лишена родительских прав на основании решения Вохомского районного суда от 28.10.2013. Отец Баданина А.А. - ФИО ДД.ММ.ГГГГ г.р., лишен родительских прав на основании решения Павинского районного суда от 25.05.2012 г.
Родители Баданина А.А., до его совершеннолетия в родительских правах не восстанавливались. Баданин А.А., имеет регистрацию по месту жительства в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>. Указанное жилое помещение предоставлено колхозом им. Жданова матери Баданина А.А., по договору найма от 07.06.2010 №42 на период ее работы в колхозе. Распоряжением председателя колхоза имени Жданова от 16.10.2012 №45 указанное жилое помещение закреплено за Баданиным А.А., и его 4 братьями и 2 сестрами. Распоряжением председателя колхоза имени Жданова от 30.04.2013 №25 распоряжение от 16.10.2012 №45 отменено на основании протеста прокурора Павинского района от 22.04.2013 №2-2013. Первые 13 лет Баданин А.А., проживал в указанном жилом помещении на территории Павинского муниципального района, с 12.09.2012 по 03.01.2015 являлся воспитанником ГОКУ «Волжский специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья Костромской области» (ГОКУ Волжский детский дом). С января 2015 года по сентябрь 2016 Баданин А.А., проживал в приемной семье ФИО в д. <адрес> Костромской области, с сентября 2016 года по настоящее время обучается в Судиславском филиале Областного государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Костромской автодорожный колледж», и окончит обучение летом 2020 года. Баданин А.А., не является собственником жилого помещения, а также нанимателем жилого помещения по договору социального найма. Проживание Баданина А.А., в закрепленном жилом помещении признано органом опеки невозможным еще в 2014 году, так как площадь дома составляет 76 кв. м, в нем зарегистрированы и проживает 11 человек кроме Баданина А.А. В случае заселения Баданина А.А., в указанный дом площадь на 1 человека составит около 6 кв. м, что значительно ниже установленной на территории <адрес> учетной нормы площади жилого помещения (12 кв.м).
С учетом указанного, в соответствии с приказом директора Департамента социальной защиты населения от 18.04.2014 №225 Баданин А.А., включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Таким образом, Баданин является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, достигшим 18-го возраста и нуждающимся в предоставлении жилого помещения.
На основании ч. 1 ст. 155.3 СК РФ дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно ч. 1 ст. 109.1. Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 2 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ), настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Согласно пп. 14.2. п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
На основании п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признано невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии со ст.4 Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В силу п. 7 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Статьей 6 Закона Костромской области от 19.12.2005 № 348-ЗКО «О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области» установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, по месту жительства указанных лиц, в порядке, установленном Законом Костромской области от 5 октября 2007 года № 196-4- ЗКО «О специализированном жилищном фонде Костромской области», однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Костромской области по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
На основании ч. 2 ст. 19 указанного закона, наделение органов местно
го самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Закона Костромской области от 23.12.2014 № 620-5-ЗКО
(в редакции от 25.12.2015) «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с наделением органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Костромской области (далее - органы местного самоуправления) отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
В силу требований ст. 3 указанного Закона органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок отдельными государственными полномочиями Костромской "области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по
договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Государственные полномочия, которыми наделяются органы местного
самоуправления в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, включают в себя:
1)формирование муниципального специализированного жилищного фонда для
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
2) принятие решений о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключение договоров найма специализированного жилого помещения на срок пять лет.
В силу ч. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин преимущественно проживает. Местом постоянного проживания Баданина А.А., является Судиславский муниципальный район Костромской области, так как там он прожил последние полтора года, получает образование, на территории района у него установились прочные социальные связи, до прибытия на территорию Судиславского района он везде проживал временно, после обучения планирует трудоустроиться и продолжить жить на территории данного района.
В соответствии с требованиями ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.
Просит суд возложить на администрацию Судиславского муниципального района Костромской области обязанность предоставить Баданину А.А. ДД.ММ.ГГГГ г.р., с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории Судиславского муниципального района Костромской области, изолированное жилое помещение на основании договора найма специализированного жилого помещения.
В судебном заседании помощникпрокурора Кулакова А.М., исковые требования поддержала в полном объеме, суду пояснила, что Баданин переведен со специальности «тракторист-машинист» на специальность «повар-кондитер» с 2017 года, его обучение заканчивается в 2021 году.
Истец Баданин А.А., в судебном заседании поддержал требования прокурора, просил их удовлетворить, суду пояснил, что после окончания учебы собирается и планирует проживать в Судиславском районе. В Павино нет возможности проживать, крыша дома скоро упадет, бани нет, работы нет. С приемными родителями не общается, у них свой дом в деревне в Кадыйском районе. В администрацию Судиславского района с заявлением о предоставлении жилья не обращался, обращался только в Костромскую областную прокуратуру.
Из представленного ответчиком отзыва следует, что общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон).
В силу статьи 8 Закона жилые помещения по договору найма специализированных жилых помещений предоставляются лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).
Таким образом, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В силу указанной нормы права момент, с которого возникает обязанность по предоставлению жилого помещения, в том числе, является завершение получения профессионального образования.
Как указано в исковом заявлении прокурора, Баданин А.А., обучается в ОГБПОУ «Костромской автодорожный колледж», обучение оканчивает летом 2020 году.
Следовательно, на момент предъявления иска и рассмотрения дела в суде у ответчика не наступила обязанность по предоставлению Баданину А.А., жилого помещения, поскольку соответствующие обстоятельства, с которым закон связывает эту обязанность, может возникнуть лишь в 2020 году.
В силу части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 8 Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Законодатель в указанной норме установил, что жилое помещение специализированного жилищного фонда должно предоставляться по месту жительства детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно пункту 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации место жительства гражданина определяется, как место его постоянного или преимущественного проживания.
Место жительства в том понимании, как это установлено абз. 8 статьи 2 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах российской Федерации"- жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Баданин А.А., зарегистрирован по адресу <адрес>, уроженец <адрес>, первые 13 лет проживал в указанном жилом помещении, с 12.09.2012 г., по 03.01.2015 г., воспитывался в ГОКУ <адрес> детском доме, с января 2015 г. по сентябрь 2016 г. проживал в приемной семье ФИО в <адрес>.
В исковом заявлении прокурор указывает, что местом проживания Баданина А.А., является Судиславский район, где он проживает последние полтора года, получает образование и у него установились прочные социальные связи.
Администрация района не согласно с данными доводами прокурора, считает, что они не свидетельствуют о сложившихся устойчивых социальных связях в данном муниципальном образовании. Баданин А.А., обучается в ОГБПОУ «Костромской автодорожный колледж» филиал которого расположен на территории Судиславского района, что свидетельствует о его временном нахождении на территории района. В исковом заявлении указаны всего лишь предположения прокурора, что Баданин А.А., после окончания обучения в 2020 году планирует трудоустроиться и проживать на территории Судиславского района.
Достаточных и достоверных доказательств, свидетельствующих об устойчивых социальных связях Баданина А.А., на территории Судиславского района, прокурором Павинского района Костромской области не представлено.
В соответствии с Законом Костромской области от 25.12.2015г. № 45-6-ЗКО «О внесении изменений в Закон Костромской области «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», вступившим в силу с 1 января 2016 года, органы местного самоуправления муниципальных районов наделены отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 4 Закона Костромской области от 29.12.2014 г. № 620-5-ЗКО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениям», органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение переданных государственных полномочий за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов (городских округов) Костромской области субвенций из областного бюджета.
В 2016, 2017 и 2018 годах средства из областного бюджета Судиславскому муниципальному району на указанные цели не предусматривались и не представлялись, в связи с чем муниципальный район не имеет возможности исполнять возложенные Законом полномочия по обеспечению жильем детей сирот и исполнить решение суда. В казне муниципального района отсутствуют жилые помещения, которые могли быть представлены сироте по договору найма, в бюджете района средства на эти цели отсутствуют.
В настоящее время на территории района всего 24 сироты, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, у 17 из которых право на получения жилья уже наступило, из них у 1 сироты право на получение жилья наступило по решению суда (решение Островского районного суда Костромской области от 25.11.2016 г., в отношении сироты ФИО, в срок до 01.04.2018 г., обязаны исполнить решение суда).
Согласно пункту 2 Порядка предоставления и учета средств субвенций бюджетам муниципальных районов (городских округов) Костромской области на осуществление отдельных государственных полномочий Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Постановлением Администрации Костромской области от 14.04.2015 г. № 142-а (далее - Порядок), главным распорядителем средств областного бюджета, предоставляемых в виде субвенций, является департамент строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области.
В пункте 3 Порядка указано, что субвенции предоставляются бюджетам муниципальных районов (городских округов) Костромской области в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом Костромской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке департаменту строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области, на осуществление отдельных государственных полномочий.
В силу части 1 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным Федеральным законом № 131 - ФЗ к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
В части 5 статьи 19 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Таким образом, финансирование расходов по обеспечению жильем детей сирот является реализацией мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством, осуществляемых за счет средств из бюджета области.
На основании пункта 3 статьи 20 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Указанные выше доводы подтверждаются правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 05.02.2009г. N 250-О-П, согласно которой обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями. При этом статья 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.
При отсутствии соответствующего финансирования на органах местного самоуправления не лежит обязанность по предоставлению жилья детям-сиротам и лицам, оставшимся без попечения родителей, за счет средств местного бюджета.
Кроме того, возложение Ответчика обязанности по предоставлению Баданину А.А., жилого помещения во внеочередном порядке, повлечет нарушение прав таких же детей-сирот, которые поставлены на учет ранее истца, что является социально несправедливым.
Считает, что прокурор Павинского района не представил доказательств, свидетельствующих об обязанности Ответчика предоставить Баданину А.А., жилое помещение на основании договора найма специализированного жилого помещения; о наступления права материального истца на получения жилья; об устойчивой социальной связи материального Истца на территории Судиславского муниципального района.
Статья 56 ГПК РФ устанавливает, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Просит суд отказать в полном объеме в удовлетворении требований прокурора Павинского района о предоставлении администрацией Судиславского муниципального района Костромской области Баданину А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории Судиславского муниципального района Костромской области, изолированное жилое помещение на основании договора найма специализированного жилого помещения.
Представитель ответчика - администрации Судиславского муниципального района Быстрова А.А., по доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, суду пояснила, что обязанность администрации в предоставлении жилья на территории Судиславского района Баданину не наступила, так как он находится на полном гособеспечении, обучается в филиале автодорожного колледжа, проживет в общежитии. До окончания обучения еще 4 года. Кроме того, прокуратурой не представлены доказательства, свидетельствующие об устойчивых социальных связях Баданина на территории Судиславского района, обучение в колледже этому не свидетельствует. Возможность, что он здесь останется и найдет работу, сомнительна. Предоставление Баданину, который проживал в <адрес> и был выявлен как сирота, жилого помещения, будет ущемлять права и законные интересы других детей-сирот, которые стоят на очереди для получения жилья. В настоящее время 24 сироты, из которых 17 человек подлежат обеспечению жильем и 1 человек подлежит обеспечению жильем по решению суда. Просит суд отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Баданин не состоит на учете в администрации, и не обращался по данному поводу. Имелись случаи, когда предоставленные жилые помещения детям-сиротам, пустовали. К тому же, в соответствии с законодательством, после истечения срока договора социального найма, он сможет в дальнейшем оформить в собственность данное жилое помещение.По поводу срока окончания учебного заведения - в законе четко написано, что по заявлению лица, в данном случае истца, жилое помещения предоставляется по завершению получения образования. В администрацию истец не обращался, считает, что его права не нарушены, и он им не воспользовался.
Представитель третьего лица - Межрайонного комитета социальной защиты населения, опеки и попечительства Суворова И.В., в судебном заседании пояснила, что требования прокурора необоснованны, Баданин действительно относится к числу детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время он обучается на 1 курсе Костромского автодорожного колледжа, имеет регистрацию по адресу: <адрес>, постоянная регистрация по месту жительства - <адрес>. Действительно, приказом Департамента он поставлен в очередь на обеспечение жильем, от 18.04.2014 года и имеет право на обеспечение жильем. Считает, что Баданин не имеет устойчивых социальных связей с Судиславским районом, так как он здесь не работает, никаких секций не посещает, в общественной жизни района не участвует. Весь его круг общения состоит в основном из студентов в общежитии. Все каникулы он проводит за пределами района, у своих братьев. Считает, что Баданин имеет право на предоставление жилого помещения, но на территории <адрес>.
Представитель третьего - лица администрации Павинского муниципального района в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежаще, представил отзыв на исковое заявление, из которого следует, что согласно данным администрации Павинского муниципального района Костромской области, Баданин А.А. не обращался в комиссию Павинского муниципального района Костромской области по рассмотрению вопросов обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений. Поскольку Баданин А.А. планирует оставаться жить на территории <адрес>, то администрация Павинского муниципального района не возражает против искового заявления прокурора <адрес> о возложении на администрацию Судиславского муниципального района <адрес> обязанности предоставить Баданину А.А. <данные изъяты>р. с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории Судиславского муниципального района Костромской области, изолированное жилое помещение на основании договора найма специализированного жилого помещения.
Представители третьих лиц - администрации Костромской области и Департамента финансов Костромской области, в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания уведомлены своевременно и надлежащим образом.
Исследовав материалы гражданского дела, выслушав стороны, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере, в т.ч., обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.
Данное право прокурора предусмотрено и ст.10 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Из материалов дела следует, что Баданин А.А., 16.11.2017 года обратился в прокуратуру Костромской области за защитой своих жилищных прав, указав, что является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей (л.д.14).
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ст. 148 Семейного кодекса РФ дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 2). Согласно ст. ст. 4-5 данного Федерального закона, дополнительные гарантии по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваются и охраняются государством. Дополнительные гарантии для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - детям - сиротам), который введен в действие с 01.01.2013 г.
В соответствии с данным Федеральным законом изложена в новой редакции ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которой детям - сиротам, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям - сиротам, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (п.1). Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз. 1 настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п. 1 настоящей статьи. В список включаются лица, указанные в абз. 1 п. 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с п. 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в п. 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Дополнительные гарантии прав детей - сирот на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей - сирот и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Введенной статьей 109.1 Жилищного кодекса РФ установлено, что предоставление жилых помещений детям - сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Пункт 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» дополнен подпунктом 14.2, согласно которому к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов по обеспечению детей - сирот жилыми помещениями.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ действие положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и ЖК РФ в новой редакции распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети - сироты не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Таким образом, на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе и на Костромскую область, возложена основная ответственность за решение жилищной проблемы детей - сирот, в том числе детей - сирот, право которых на обеспечение жилым помещением возникло до введения нового правового регулирования.
Статьей 6 Закона Костромской области от 19.12.2005 № 348-ЗКО «О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области» с 01.01.2013 г. предусмотрено, что детям - сиротам, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, по месту жительства указанных лиц, в порядке, установленном Законом Костромской области от 05.10.2007 № 196-4-ЗКО «О специализированном жилищном фонде Костромской области», однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Костромской области по договорам найма специализированных жилых помещений. Обеспечение жилыми помещениями лиц, указанных в ч. 1 настоящей статьи, осуществляется за счет средств, предусмотренных в областном бюджете на реализацию полномочий по обеспечению жилыми помещениями данной категории граждан, в порядке, установленном администрацией Костромской области. Порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Костромской области по вопросам обеспечения жилыми помещениями лиц, указанных в ч. 1 настоящей статьи, определяется администрацией Костромской области.
В соответствии со ст. 10.1 Закона Костромской области № 196-4-ЗКО «О специализированном жилищном фонде Костромской области» определено, что однократное предоставление детям - сиротам благоустроенных специализированных жилых помещений производится администрацией Костромской области по месту жительства указанных лиц в порядке, установленном законодательством. Специализированные жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящей части, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Согласно ст. 3 Закона Костромской области от 23.12.2014 № 620-5-ЗКО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Государственные полномочия, которыми наделяются органы местного самоуправления в соответствии с частью 1 настоящей статьи, включают в себя: 1) формирование муниципального специализированного жилищного фонда для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 2) принятие решений о предоставлении детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключение договоров найма специализированного жилого помещения на срок пять лет.
Судом установлено, что Баданин А.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Он родился в <адрес> муниципального района <адрес>. Мать Баданина А.А., - ФИО, ДД.ММ.ГГГГ г.р., лишена родительских прав на основании решения Вохомского районного суда от 28.10.2013 г. Отец Баданина А.А., - ФИО ДД.ММ.ГГГГ г.р., лишен родительских прав на основании решения Павинского районного суда от 25.05.2012 г., (л.д.26-30,43-51).
Родители Баданина А.А., до его совершеннолетия в родительских правах не восстанавливались. Баданин А.А., имеет регистрацию по месту жительства в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>. Указанное жилое помещение предоставлено колхозом им. Жданова матери Баданина А.А., по договору найма от 07.06.2010 №42 на период ее работы в колхозе. Распоряжением председателя колхоза имени Жданова от 16.10.2012 №45 указанное жилое помещение закреплено за Баданиным А.А., и его 4 братьями и 2 сестрами. Распоряжением председателя колхоза имени Жданова от 30.04.2013 №25 распоряжение от 16.10.2012 №45 отменено на основании протеста прокурора <адрес> от 22.04.2013 №2-2013. С 12.09.2012 по 03.01.2015 гг., являлся воспитанником ГОКУ «Волжский специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья Костромской области» (ГОКУ Волжский детский дом).
С января 2015 г., года по сентябрь 2016 г., Баданин А.А., проживал в приемной семье ФИО в д. <адрес> Костромской области, с сентября 2016 года по настоящее время обучается в Судиславском филиале Областного государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Костромской автодорожный колледж», срок окончания обучения 30.06.2021 года.
На основании приказа департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области от 18.04.2014года № 225, Баданин А.А., ДД.ММ.ГГГГ., включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, (л.д.17,21).
На основании свидетельства о регистрации по месту пребывания, Баданин А.А., зарегистрирован по месту пребывания <адрес>, общ., на срок с 12.04.2016 г. по 30.06.2018 г., (л.д.61).
Баданин А.А., не является собственником жилого помещения, а также нанимателем жилого помещения по договору социального найма. Проживание Баданина А.А., в закрепленном жилом помещении признано органом опеки невозможным еще в 2014 году, так как площадь дома составляет 76 кв. м, в нем зарегистрированы и проживает 11 человек кроме Баданина А.А. В случае заселения Баданина А.А., в указанный дом площадь на 1 человека составит около 6 кв.м., что значительно ниже установленной на территории <адрес> учетной нормы площади жилого помещения (12 кв. м), (л.д.18, 22,23,41-42).
Вышеприведенные данные о площади жилого помещения по адресу: <адрес>, с. Meдведица, <адрес> количестве зарегистрированных в ней лиц также свидетельствуют о том, что по месту постоянной регистрации Баданина А.А. (<адрес>, с. Meдведица, <адрес>), не могут быть обеспечены установленные законом условия для проживания.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что Баданин А.А., достигший совершеннолетия, ни к моменту достижения восемнадцатилетия, ни к моменту рассмотрения дела судом жилым помещением в установленном порядке не обеспечен.
Поскольку у Баданина А.А., отсутствует на праве социального найма, в собственности жилое помещение, пригодное для постоянного проживания - он имеет право на обеспечение жилым помещением по договору специализированного найма из специализированного фонда муниципального образования Судиславского муниципального района Костромской области.
В силу п. 7 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ч. 10 ст. 10.1 Закона Костромской области от 05.10.2007 № 196-4-ЗКО «О специализированном жилищном фонде Костромской области» жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений рассматриваемой категории граждан предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора о возложении на администрацию Судиславского муниципального района Костромской области обязанности предоставить Баданину А.А., который является лицом из категории детей, оставшихся без попечения родителей, предоставить на основании договора найма специализированного жилого помещения с учетом нормы предоставления площади жилого помещения благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории Судиславского муниципального района Костромской области изолированное жилое помещение из специализированного жилищного фонда, поскольку на день разрешения спора он не имеет пригодного для проживания жилого помещения по договору социального найма либо в собственности, в связи с чем является лицом, нуждающимся в жилом помещении.
Отсутствие финансирования или недостаточный объем финансирования не освобождает ответчика от исполнения установленной законом обязанности по обеспечению Баданина А.А., жилым помещением специализированного жилищного фонда. Вопросы финансирования и предоставления субвенций из бюджета субъекта органам местного самоуправления для приобретения жилья указанной категории граждан касаются отношений между субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления.
Согласно пункту 1 статьи 20 ГК РФ, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Из смысла статьи 20 ГК РФ следует, что у гражданина не может быть более одного места жительства.
Из содержания статьи 20 ГК РФ, статей 2 и 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" следует, что регистрация не совпадает с понятием "место жительства", и сама по себе не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
В соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированными в сохраняющих свою силу решениях и подлежащими обязательному учету в правоприменительной практике, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
Указанный вывод соответствуют правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2016 г. по делу N 5-КГ16-84.
Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ ("Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями", утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 20 ноября 2013 г.), что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, является место жительства этих лиц.
Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания).
Право истца на предоставление жилого помещения связано исключительно с наличием нескольких условий, а именно: достижение совершеннолетия (если от лица нет заявления об обеспечении жилым помещением в иные сроки); включение в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории Костромской области. В данном случае все условия имеют место быть, Баданин А.А., проживает на территории района, после окончания обучения намерен остаться проживать и работать в Судиславском районе, в связи с чем, исковые требования о предоставлении ему жилого помещения по договору специализированного найма на территории Судиславского района подлежат удовлетворению.
При этом суд учитывает, что предоставление гражданам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих аналогичное право, соблюдения очередности, от наличия или отсутствия жилых помещений специализированного жилищного фонда.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Павинского района Костромской области, выступающего в интересах Баданина А.А. к администрации Судиславского муниципального района <адрес> о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения - удовлетворить.
Обязать администрацию Судиславского муниципального района Костромской области предоставить Баданину А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании договора найма специализированного жилого помещения, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории Судиславского муниципального района Костромской области изолированное жилое помещение из специализированного жилищного фонда.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Островский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: А.В. Гуров