УИД 11RS0001-01-2020-007654-56 Дело № 2-4965/2020
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Платто Н.В.
при секретаре Дроновой Д.А.,
с участием представителя истца Попова Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре
04 августа 2020 года гражданское дело по иску ПАО «САК «Энергогарант» к Кулахметову Михаилу Ибрагимовичу о признании договора страхования недействительным,
установил:
ПАО «САК «Энергогарант» обратилось в суд с иском к Кулахметову М.И. о признании недействительным договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства (страховой полис №...), заключенного с ответчиком 25.01.2020, указав в обоснование иска, что при заключении договора страхователем были сообщены заведомо ложные сведения об обстоятельствах, имеющих существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая, которые могли бы повлиять на оценку степени риска по договору и правильный расчет страховой премии.
В судебном заседании представитель истца настаивал на удовлетворении заявленных требований.
Ответчик и третье лицо Хитрич Р.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались заблаговременно и надлежащим образом, ответчик в том числе посредством направления извещения по электронной почте и смс-извещения, почтовые извещения возвращены в суд с отметками о невручении в связи с истечением срока хранения.
В силу положений статьи 165.1 Гражданского кодекса РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Согласно положениям статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующих равенство всех перед судом, при возвращении почтовым отделением связи судебных повесток и извещений с отметкой «за истечением срока хранения», данное обстоятельство признается волеизъявлением не явившейся стороны, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а поэтому не является преградой для рассмотрения дела.
Ходатайство ответчика об отложении рассмотрения дела в связи с нахождением в командировке в г.Москве судом признается необоснованным, поскольку каких-либо документов, подтверждающих уважительность причин неявки, ответчиком суду не представлено. Направленная к предыдущему судебному заседанию копия маршрутной квитанции электронного билета от 15.07.2020 не свидетельствует о нахождении ответчика в г.Москве в служебной командировке до настоящего времени, также не представлено и документов о направлении ответчика именно в служебную командировку.
С учетом статьи 233 Гражданского процессуального кодекса РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, в порядке заочного производства.
Заслушав объяснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 25.04.2002 №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» /далее также Закон об ОСАГО/ объектом обязательного страхования являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории Российской Федерации.
Статья 15 Закона об ОСАГО предусматривает порядок осуществления обязательного страхования, согласно которому обязательное страхование осуществляется владельцами транспортных средств путем заключения со страховщиками договоров обязательного страхования, в которых указываются транспортные средства, гражданская ответственность владельцев которых застрахована.
Для заключения договора обязательного страхования страхователь представляет страховщику следующие документы: а) заявление о заключении договора обязательного страхования; б) паспорт или иной удостоверяющий личность документ (если страхователем является физическое лицо); в) свидетельство о государственной регистрации юридического лица (если страхователем является юридическое лицо); г) документ о регистрации транспортного средства, выданный органом, осуществляющим регистрацию транспортного средства (паспорт транспортного средства, свидетельство о регистрации транспортного средства, технический паспорт или технический талон либо аналогичные документы); д) водительское удостоверение или копия водительского удостоверения лица, допущенного к управлению транспортным средством (в случае, если договор обязательного страхования заключается при условии, что к управлению транспортным средством допущены только определенные лица); е) диагностическая карта, содержащая сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств; ж) документ, подтверждающий право собственности на транспортное средство (в случае, если договор обязательного страхования заключается в отношении незарегистрированного транспортного средства), либо документ, подтверждающий право владения транспортным средством (в случае, если договор обязательного страхования заключается в отношении арендованного транспортного средства).
В силу пункта 2 статьи 940 Гражданского кодекса РФ договор страхования может быть заключен путем составления одного документа (пункт 2 статьи 434) либо вручения страховщиком страхователю на основании его письменного или устного заявления страхового полиса (свидетельства, сертификата, квитанции), подписанного страховщиком.
В последнем случае согласие страхователя заключить договор на предложенных страховщиком условиях подтверждается принятием от страховщика указанных в абзаце первом настоящего пункта документов.
Таким образом, договор обязательного страхования гражданской ответственности заключается на основании письменного заявления страхователя по установленной форме с предоставлением необходимых для его заключения документов.
В соответствии со статьей 432 Гражданского кодекса РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
К существенным условиям договора страхования гражданской ответственности в соответствии со статьей 942 Гражданского кодекса РФ относятся: имущественные интересы, составляющие объект страхования (статья 4 Закона об ОСАГО); страховой случай (статья 1 Закона об ОСАГО); размер страховой суммы (статья 7 Закона об ОСАГО); срок действия договора.
В соответствии со статьей 944 Гражданского кодекса РФ при заключении договора страхования страхователь обязан сообщить страховщику известные страхователю обстоятельства, имеющие существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая и размера возможных убытков от его наступления (страхового риска), если эти обстоятельства не известны и не должны быть известны страховщику /пункт 1/.
Существенными признаются, во всяком случае, обстоятельства, определенно оговоренные страховщиком в стандартной форме договора страхования (страхового полиса) или в его письменном запросе /пункт 2/.
Если после заключения договора страхования будет установлено, что страхователь сообщил страховщику заведомо ложные сведения об обстоятельствах, имеющих существенное значение для заключения договора, страховщик вправе потребовать признания договора недействительным и применения последствий недействительности сделки, предусмотренных пунктом 2 статьи 179 настоящего Кодекса /пункт 3/.
Согласно пункту 2 статьи 179 Гражданского кодекса РФ сделка, совершенная под влиянием обмана, может быть признана судом недействительной по иску потерпевшего. Обманом считается также намеренное умолчание об обстоятельствах, о которых лицо должно было сообщить при той добросовестности, какая от него требовалась по условиям оборота.
Из содержания приведенных норм следует, что сообщение страховщику заведомо ложных сведений при заключении договора страхования может служить основанием для признания этого договора недействительным при доказанности прямого умысла в действиях страхователя, направленного на введение в заблуждение страховщика, и того, что заведомо ложные сведения касаются обстоятельств, имеющих существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая и размера возможных убытков от его наступления.
Судом установлено, что 25.01.2020 между ПАО «САК «Энергогарант» и Кулахметовым М.И. был заключен договор обязательного страхования владельца транспортного средства /далее также договор ОСАГО/ в отношении транспортного средства Киа №..., в подтверждение чего страхователю был выдан страховой полис №... со сроком действия с 25.01.2020 по 24.01.2020.
В заявлении о заключении договора ОСАГО ответчиком было указано, что владельцем указанного транспортного средства является Хитрич Р.В., в подтверждение чего страховщику представлены копии свидетельства о регистрации транспортного средства и паспорта Хитрича Р.В., зарегистрированного по месту жительства в Корткеросском районе.
С учетом места жительства владельца транспортного средства Хитрича Р.В. рассчитанная страховщиком страховая премия с применением базовой ставки страхового тарифа составила 4 980,86 руб. и была оплачена страхователем в полном объеме.
В дальнейшем на основании обращения Кулахметова М.И. с заявлением о восстановлении КБМ страховщик произвел перерасчет уплаченной страховой премии по договору ОСАГО и возвратил страхователю Кулахметову М.И. часть уплаченной страховой премии в размере 1 992,34 руб., что подтверждается платежным поручением №260 от 13.02.2020.
В период действия договора страхования произошло два дорожно-транспортных происшествия /01.03.2020 и 03.03.2020/, в результате которых транспортному средству Киа Спортаж были причинены механические повреждения.
Кулахметов М.И. обратился в ПАО «САК «Энергогарант» с заявлениями о выплате страхового возмещения по обоим страховым случаям в порядке прямого возмещения убытков. При этом страхователем страховщику был представлен договор купли-продажи транспортного средства от 12.09.2019, из которого следует, что с 12.09.2019 собственником указанного автомобиля фактически является сам Кулахметов М.И.
Сокрытие данного факта при заключении договора страхования 25.01.2020 расценивается истцом как предоставление заведомо ложных сведений, что явилось поводом для инициирования настоящего иска о признании договора страхования недействительным на основании пункта 2 статьи 179 Гражданского кодекса РФ.
При этом согласно представленному истцом расчету, в результате сообщения ответчиком ложных сведений при заключении договора ОСАГО расчет страховой премии был произведен неверно, что привело к существенному ее уменьшению.
Так, при расчете страховой премии коэффициент КТ был применен неверно, поскольку была принята территория использования транспортного средства по месту регистрации собственника Хитрича Р.В. – Корткеросский район, в связи с чем данный коэффициент составил 1.00, а страховая премия – 4 890,86 руб.
В случае применения коэффициента КТ по г.Сыктывкару, то есть по месту регистрации собственника Кулахметова М.И., который составляет 1.6, сумма страховой премии при заключении договора ОСАГО составила бы 7 969,38 руб.
Следовательно, 25.01.2020 при заключении договора ОСАГО Кулахметов М.И. не доплатил сумму страховой премии в размере 2 988,52 руб.
Оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, учитывая, что сведения о собственнике застрахованного транспортного средства являются обстоятельствами, имеющими существенное значение для определения применяемых коэффициентов при расчете суммы оплаты страхования /страховой премии/, суд приходит к выводу, что при заключении договора ОСАГО страхователь Кулахметов М.И. сообщил страховщику заведомо ложные сведения, повлекшие значительное уменьшение суммы страховой премии, что является основанием для признания договора страхования недействительным.
Как указано выше, при заключении договора ОСАГО ответчиком была оплачена страховая премия в размере 4 980,86 руб., а в дальнейшем ее часть в сумме 1 992,34 руб. возвращена ответчику по его заявлению.
Таким образом, в качестве применения последствий недействительности оспариваемой сделки суд полагает необходимым обязать ПАО «САК «Энергогарант» возвратить Кулахметову М.И. уплаченную по договору страховую премию в размере 2 988,52 руб. /4 980,86 – 1 992,34/.
На основании статьи 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца следует взыскать 6 000 руб. в возврат уплаченной государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст.194-199, 235 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Удовлетворить исковое заявление ПАО «САК «Энергогарант»
Признать недействительным договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (страховой полис №...), заключенный между ПАО «САК «Энергогарант» и Кулахметовым Михаилом Ибрагимовичем 25.01.2020.
Обязать ПАО «САК «Энергогарант» возвратить Кулахметову Михаилу Ибрагимовичу уплаченную по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (страховой полис №...) от 25.01.2020 страховую премию в размере 2 988 рублей 52 копейки.
Взыскать с Кулахметова Михаила Ибрагимовича в пользу ПАО «САК «Энергогарант» 6 000 рублей в возврат государственной пошлины.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий Н.В.Платто
Мотивированное решение составлено 07.08.2020.