Судья Хафизова Р.Ш. | Дело № 33-15945/2019 |
Учет 072 г |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 сентября 2019 года | город Казань |
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего Гаянова А.Р.,
судей Гиниатуллиной Ф.И., Новосельцева С.В.,
при секретаре судебного заседания Галиевой Р.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Гаянова А.Р. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Салихзяновой Л.Г. – Фалаховой А.Ф. на решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 21 июня 2019 года, которым постановлено:
иск удовлетворить частично;
признать решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Нижнекамском районе и городе Нижнекамске Республики Татарстан об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью Салихзяновой Л.Г. недействительным в части не включения в специальный стаж периода работы с 1 сентября 1992 года по 30 сентября 1992 года в качестве учителя английского языка в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10 с углубленным изучением отдельных предметов» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, а также периодов нахождения в служебных командировках в период работы заместителем директора по учебной работе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №10 с углубленным изучением отдельных предметов» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан с 14 марта 2011 года по 18 марта 2011 года, 29 февраля 2012 года, 18 мая 2012 года, 14 декабря 2012 года, 25 апреля 2013 года, 14 мая 2014 года;
обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Нижнекамском районе и городе Нижнекамске Республики Татарстан включить в трудовой (специальный) стаж Лилии Григорьевны Салихзяновой, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности, следующие периоды: с 1 сентября 1992 года по 30 сентября 1992 года в качестве учителя английского языка в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10 с углубленным изучением отдельных предметов» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, с 14 марта 2011 года по 18 марта 2011 года, 29 февраля 2012 года, 18 мая 2012 года, 14 декабря 2012 года, 25 апреля 2013 года, 14 мая 2014 года в качестве заместителя директора по учебной работе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №10 с углубленным изучением отдельных предметов» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан;
взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Нижнекамском районе и городе Нижнекамске Республики Татарстан в пользу Салихзяновой Л.Г. расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей;
в удовлетворении остальной части исковых требований Салихзяновой Л.Г. отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Салихзяновой Л.Г. – Фалаховой А.Ф. на решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 21 июня 2019 года, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Салихзянова Л.Г. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Нижнекамском районе и городе Нижнекамске Республики Татарстан (далее – Управление) о возложении обязанности включить в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию, периодов работы, о взыскании судебных расходов.
В обоснование заявленных требований указано, что 13 сентября 2018 года она обратилась в Управление за назначением досрочной трудовой пенсии в связи с достижением стажа педагогической деятельности 25 лет.
Решением ответчика истице было отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа 25 лет. Из педагогического стажа исключены периоды с 1 сентября 1992 года по 30 сентября 1992 года, с 1 марта 1994 года по 31 мая 1994 года, с 14 марта 2011 года по 18 марта 2011 года, 29 февраля 2012 года, 18 мая 2012 года, 14 декабря 2012 года, 25 апреля 2013 года, 14 мая 2014 года. В указанный период Салихзянова Л.Г. работала в должности учителя английского языка в школе № 10 города Нижнекамска на условиях внешнего совместительства.
Истец полагает, что спорные периоды подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Просит признать решение Управления об отказе в назначении льготной пенсии незаконным в части не включения в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии вышеуказанных периодов работы, обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности, периоды работы с 1 сентября 1992 года по 30 сентября 1992 года, с 01 марта 1994 года по 31 мая 1994 года, периоды командировок с 14 марта 2011 года по 18 марта 2011 года, 29 февраля 2012 года, 18 мая 2012 года, 14 декабря 2012 года, 25 апреля 2013 года, 14 мая 2014 года, взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Определением Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 21 мая 2019 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечено муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 10 с углубленным изучением отдельных предметов».
В судебном заседании истец Салихзянова Л.Г. иск поддержала.
Представитель ответчика Гайсарова Н.Ю. исковые требования не признала.
Представитель третьего лица МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10 с углубленным изучением отдельных предметов» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан Селезнева Н.А. в судебном заседании исковые требования поддержала.
Суд принял решение в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе Салихзянова Л.Г. ставит вопрос об отмене решения суда в части не включения в специальный педагогический стаж для назначения досрочной пенсии периода нахождения в отпуске по беременности и родам с 1 марта 1994 года по 31 мая 1994 года ввиду незаконности и необоснованности. При этом указывает, что в указанный период, работая в должности учителя английского языка в школе № 10 города Нижнекамска на условиях внешнего совместительства, она находилась в отпуске по беременности и родам. Ребенок рожден 21 апреля 1994 года. Считает, что отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных до родов.
Салихзянова Л.Г., представитель МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10 с углубленным изучением отдельных предметов» в заседание суда апелляционной инстанции не явились.
Извещения о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции направлены, судебная коллегия на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участвующих в деле лиц.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии с пунктом 19 части 1, частями 1.1, 2, 3, 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившего в силу с 1 января 2015 г., страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 указанной статьи.
Страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 указанной статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к указанному Федеральному закону. Данным приложением установлена отсрочка назначения пенсии в зависимости от года возникновения права на пенсию.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 указанной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу указанного Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающими право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу указанного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Из материалов дела видно и по делу установлено, что Салихзянова Л.Г. 13 сентября 2018 года обратилась в Управление с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии.
26 сентября 2018 года решением комиссии пенсионного органа ей было отказано в установлении пенсии в связи с недостаточностью специального стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности, вместо требуемых 25 лет имелось на момент обращения 23 года 10 месяцев 28 дней.
Разрешая спор, суд первой инстанции, основываясь на толковании и применении действующего пенсионного законодательства, установив обстоятельства, имеющие значение для дела, пришел к выводу о частичном удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о признании решения Управления об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью Салихзяновой Л.Г. недействительным в части не включения в специальный стаж периода работы с 1 сентября 1992 года по 30 сентября 1992 года в качестве учителя английского языка в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10 с углубленным изучением отдельных предметов» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, а также периодов нахождения в служебных командировках в период работы заместителем директора по учебной работе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №10 с углубленным изучением отдельных предметов» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан с 14 марта 2011 года по 18 марта 2011 года, 29 февраля 2012 года, 18 мая 2012 года, 14 декабря 2012 года, 25 апреля 2013 года, 14 мая 2014 года, возложении обязанности на Управление о включении указанных периодов в специальный стаж истца, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности, по мотивам, подробно приведенным в решении суда. В данном случае имеются правовые основания для удовлетворения иска в данной части.
Однако судебная коллегия считает неправильным вывод суда в части отказа во включении в специальный педагогический стаж для назначения досрочной пенсии периода нахождения в отпуске по беременности и родам (период временной нетрудоспособности) с 1 марта 1994 года по 31 мая 1994 года в силу следующего.
Согласно пункту 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516) периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено данными Правилами и иными нормативными правовыми актами.
При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
По данным акта проверки от 24 июля 2018 года № 90 Управления следует, что приказом от 7 сентября 1992 года № 39 Салихзянова Л.Г. принята по совместительству учительницей английского языка в Средней общеобразовательной школы, нагрузка 11 часов.
Согласно справке от 20 июля 2018 года № 196, выданной МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10 с углубленным изучением отдельных предметов» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, Салихзянова Л.Г. (Абдряшева) была принята в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10 с углубленным изучением отдельных предметов» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан с 1 сентября 1992 года учителем английского языка по совместительству (приказ № 39 §8 от 7 сентября 1992 года) с недельной нагрузкой 11 часов, уволена с 20 июня 1994 года (л.д. 44).
Из справки № 194 от 20 июля 2018 года, выданной МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10 с углубленным изучением отдельных предметов» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, следует, что за период с октября по декабрь 1992 года учителю английского языка на условиях внешнего совместительства Салихзяновой Л.Г. (Абдряшевой) была начислена и выплачена заработная плата. Справка составлена на основании лицевых счетов и платежных ведомостей (л.д. 43).
Справкой № 65 от 23 октября 2018 года подтверждается, что Салихзянова Л.Г. работала в ГОРОНО, получала денежное довольствие в период отпуска по беременности и родам с февраля 1994 года по май 1994 года, отчисления в пенсионный орган по установленным тарифам проводились в полном объеме (л.д.8).
Вышеперечисленным подтверждается, что в спорный период временной нетрудоспособности отчисления в пенсионный орган работодателем производились.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что период нахождения истца в отпуске по беременности и родам с 1 марта 1994 года по 31 мая 1994 года подлежит включению в специальный стаж истца, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
В остальной части решение участвующими в деле лицами не обжалуется и предметом проверки суда апелляционной инстанции не является.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает решение суда подлежащим частичной отмене с принятие нового решения.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329, пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 21 июня 2019 года по данному делу отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований Салихзяновой Лилии Григорьевны к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Нижнекамском районе и в городе Нижнекамске Республики Татарстан о включении в специальный педагогический стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости периода нахождения в отпуске по беременности и родам (временная нетрудоспособность) с 1 марта 1994 года по 31 мая 1994 года и принять в этой части новое решение об удовлетворении данного искового требования.
В остальной части обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи