Дело №2а-470/18
Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
<адрес> 30 ноября 2018 года
Шелковской районный суд Чеченской Республики в составе:
председательствующего – судьи Даудова С.С.,
с участием старшего помощника прокурора <адрес> ЧР ФИО3,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора <адрес> ЧР в порядке ст. 218 КАС РФ в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие администрации Харьковского сельского поселения Шелковского муниципального района ЧР, выразившееся в непринятии мер по публикации сведений о ходе реализации муниципальных программ (с приложением статистических данных), информацию о заключенных договорах(контрактах) на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в рамках реализации муниципальных программ и об обязании его опубликовать сведения о ходе реализации муниципальных программ (с приложением статистических данных), информацию о заключенных договорах (контрактах) на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в рамках реализации муниципальных программ,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора <адрес> ЧР обратился в суд с административными исковыми заявлениями в порядке ст. 218 КАС РФ в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие администрации Харьковского сельского поселения Шелковского муниципального района ЧР, выразившееся в непринятии мер по публикации сведений о ходе реализации муниципальных программ (с приложением статистических данных), информацию о заключенных договорах(контрактах) на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в рамках реализации муниципальных программ и об обязании его опубликовать сведения о ходе реализации муниципальных программ (с приложением статистических данных), информацию о заключенных договорах(контрактах) на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в рамках реализации муниципальных программ.
В обоснование иска заместитель прокурора указал, что прокуратурой района в октябре 2018 года проведена проверка исполнения администрацией Харьковского сельского поселения (далее – Администрация) законодательства, обеспечивающего декриминализацию экономики, в том числе законности использования бюджетных средств при реализации государственных и муниципальных программ, в ходе которой выявлены нарушения закона, требующие принятия мер, направленных на их устранение и недопущение впредь.
Правоотношения в исследуемой сфере регламентированы Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 172-ФЗ), Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее – БК РФ), Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее – Федеральный закон № 8-ФЗ), Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ), Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 209-ФЗ).
В соответствии со ст. 6 Федерального закона № 172-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления в сфере стратегического планирования относятся:
- определение долгосрочных целей и задач муниципального управления и социально-экономического развития муниципальных образований, согласованных с приоритетами и целями социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
- разработка, рассмотрение, утверждение (одобрение) и реализация документов стратегического планирования по вопросам, отнесенным к полномочиям органов местного самоуправления;
- мониторинг и контроль реализации документов стратегического планирования, утвержденных (одобренных) органами местного самоуправления;
- иные полномочия в сфере стратегического планирования, определенные федеральными законами и муниципальными нормативными правовыми актами.
Статьей 11 Федерального закона № 172-ФЗ определено, что документы стратегического планирования разрабатываются в рамках целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования на федеральном уровне, на уровне субъектов Российской Федерации и на уровне муниципальных образований.
К документам стратегического планирования, разрабатываемым на уровне муниципального образования, относятся:
1) стратегия социально-экономического развития муниципального образования;
2) план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования;
3) прогноз социально-экономического развития муниципального образования на среднесрочный или долгосрочный период;
4) бюджетный прогноз муниципального образования на долгосрочный период;
5) муниципальные программы.
Документы стратегического планирования, необходимые для обеспечения бюджетного процесса в муниципальных образованиях, разрабатываются, утверждаются (одобряются) и реализуются в соответствии с БК РФ (ч. 1 ст. 39 Федерального закона № 172-ФЗ).
В соответствии со ст. 179 БК РФ, государственные программы Российской Федерации, государственные программы субъекта Российской Федерации, муниципальные программы утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Сроки реализации государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъекта Российской Федерации, муниципальных программ определяются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования в устанавливаемом ими порядке.
Порядок принятия решений о разработке государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъекта Российской Федерации, муниципальных программ и формирования и реализации указанных программ устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.
По каждой государственной программе Российской Федерации, государственной программе субъекта Российской Федерации, муниципальной программе ежегодно проводится оценка эффективности ее реализации. Порядок проведения указанной оценки и ее критерии устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
По результатам указанной оценки Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования может быть принято решение о необходимости прекращения или об изменении начиная с очередного финансового года ранее утвержденной государственной (муниципальной) программы, в том числе необходимости изменения объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственной (муниципальной) программы.
Создание условий для развития малого и среднего предпринимательства относится к вопросам местного значения сельского поселения (п. 28 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ).
В силу ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 209-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.
Оказание информационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляется органами местного самоуправления в виде создания муниципальных информационных систем, официальных сайтов информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сети «Интернет» и информационно-телекоммуникационных сетей и обеспечения их функционирования в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Статьей 4 Федерального закона № 8-ФЗ определено, что одним из принципов обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления является открытость и доступность такой информации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона № 8-ФЗ, доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления может обеспечиваться, в том числе путем размещения соответствующей информации в сети «Интернет».
Органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация (ст.10 Федерального закона № 8-ФЗ).
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 8-ФЗ, информация о деятельности органов местного самоуправления, размещаемая в сети «Интернет» должна содержать, в том числе сведения об использовании государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления, подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств.
По результатам прокурорской проверки установлено, что Администрацией приняты муниципальные программы в различных сферах деятельности.
Для реализации указанных муниципальных программ из бюджетов различных уровней выделялись денежные средства, заключались договора (контракты) на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и проводились мероприятия в соответствии с муниципальной программой.
Однако обязанность по опубликованию сведений о ходе реализации муниципальных программ Администрацией не исполняется.
Так, в сети «Интернет» на официальном сайте (http://burunskoe-sp.ru) принятые муниципальные программы, сведения о ходе реализации муниципальных программ (с приложением статистических данных), информация о заключенных договорах (контрактах) на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, не опубликованы.
Отсутствие на официальном сайте органа местного самоуправления в сети «Интернет» необходимой информации влечет нарушение прав хозяйствующих субъектов, что в свою очередь препятствует созданию на территории муниципального образования благоприятных условий для развития экономики, а также малого и среднего предпринимательства.
Информация, которая должна размещаться на официальном сайте органов местного самоуправления, необходима не только местным жителям, но и другим заинтересованным лицам, находящимся за пределами поселения и района.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
На основании ч. 4 ст. 218 КАС РФ, прокурор в пределах своей компетенции обращается в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес> ЧР ФИО3 поддержал административное исковое заявление заместителя прокурора и просил удовлетворить его по указанным в иске обстоятельствам в месячный срок со дня вступления решения в законную силу.
В деле имеется заявление, в котором административный ответчик-глава администрации Харьковского сельского поселения ФИО4 просит рассмотреть данное административное дело без его участия, указывая, что он исковые требования прокурора признает в полном объеме. Последствия признания административного иска, предусмотренные ст. 46, 157 КАС РФ разъяснены и понятны.
В соответствии с ч.7 ст. ст. 150 КАС РФ суд рассмотрел дело в отсутствие административного ответчика.
Суд, выслушав представителя административного истца, исследовав в совокупности материалы дела, находит, что требования прокурора законны, обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ч.3 и 5 ст.46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично. Суд не принимает признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.
В соответствии с ч.1 ст.157 КАС РФ заявление о признании административного иска административным ответчиком, его представителем заносятся в протокол судебного заседания и подписываются административным ответчиком, его представителем. Изложенные в письменной форме заявление о признании административного иска приобщается к административному делу, о чем указывается в протоколе судебного заседания.
Заявление о признании административного иска представлено главой администрации Харьковского сельского поселения ФИО4 в письменной форме.
На основании изложенного, суд считает возможным принять признание иска представителем административного ответчика, поскольку оно не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц, удовлетворив тем самым исковые требования административного истца в полном объеме. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление заместителя прокурора <адрес> ЧР к администрации Харьковского сельского поселения Шелковского муниципального района ЧР в порядке ст. 218 КАС РФ о признании бездействия незаконным - удовлетворить.
Признать бездействие администрации Харьковского сельского поселения, выразившиеся в непринятии мер по публикации сведений о ходе реализации муниципальных программ (с приложением статистических данных), информацию о заключенных договорах (контрактах) на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в рамках реализации муниципальных программ – незаконным.
Обязать администрацию Харьковского сельского поселения Шелковского муниципального района в течение месячного срока со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать сведения о ходе реализации муниципальных программ (с приложением статистических данных), информацию о заключенных договорах (контрактах) на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в рамках реализации муниципальных программ.
Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в Верховный Суд Чеченской Республики через Шелковской районный суд Чеченской Республики в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий подпись С.С. Даудов
Копия верна: Судья
Решение вступило в законную силу «____» ___________________ 2018 года
Судья