Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
г. Симферополь Дело № 2а-56/2021
27.05.2021 г.
Верховный Суд Республики Крым в составе:
судьи Верховного Суда Республики Крым Яковлева С.В.
при секретаре Медведевой А.М.,
при участии представителя ООО «Производственно-коммерческая фирма «Виза» Киселёва А.В., представителя Совета министров Республики Крым Вакуленко Я.А., представителя Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Панова А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «Производственно-коммерческая фирма «Виза» к Совету Министров Республики Крым, Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, заинтересованное лицо Администрация г.Джанкоя Республики Крым об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости путем установления его рыночной стоимости, выслушав пояснения представителей участников процесса, явившихся в судебное заседание,
У С Т А Н О В И Л
Общество с ограниченной ответственностью «Производственно-коммерческая фирма «Виза» (далее истец) обратилось в Верховный Суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просит установить кадастровую стоимость в отношении земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 2248 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости, в размере 5326000 рублей.
Определением от 09.03.2021 года административное исковое заявление принято к производству Верховного Суда Республики Крым.
Определением от 17.03.2021 года по результатам рассмотрения ходатайства представителя истца назначена судебно-оценочная экспертиза, производство по делу приостановлено до получения заключения эксперта.
После возврата материалов дела с заключением эксперта определение от 29.04.2021 года производство по делу было возобновлено, привлечена к участию в деле в качестве заинтересованного лица Администрация г.Джанкоя Республики Крым ( далее Администрация).
Руководствуясь ст.46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), представитель истца в судебном заседании 20.05.2021 года предоставил заявление об уточнении исковых требований, просил установить в отношении земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 2248 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровую стоимость, равную его рыночной стоимости, в размере 4564000 ( четырех миллионов пятисот шестидесяти четырех тысяч) рублей.
В судебном заседании 27.05.2021 года представитель истца настаивал на удовлетворении исковых требований ( с учетом ходатайства), представители Совета Министров Республики Крым и Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (далее Комитет) указали на отсутствие замечаний к экспертному заключению, просили рассмотреть заявленные требования с учетом всех представленных доказательств.
Администрация не представила письменные пояснения на административное исковое заявление ( с учетом ходатайства), явку своего представителя в судебные заседания не обеспечила, о днях и времени их проведения была извещена надлежащим образом.
Выслушав мнения представителей участников процесса, явившихся в судебное заседание, руководствуясь ст.150,151,247 КАС РФ, Верховный Суд Республики Крым определил продолжить рассмотрение дела в отсутствие представителя Администрации.
Исследовав материалы дела, изучив доводы административного искового заявления, экспертное заключение, выслушав пояснения представителей участников процесса, Верховный Суд Республики Крым пришел к следующим выводам.
Одним из основных принципов земельного законодательства является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (подпункт 7 п.1 ст.1 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (п.5 ст.65 ЗКРФ).
В соответствии с п. 2 и п. 3 ст. 66 ЗКРФ ( в редакции действующей на момент установления кадастровой стоимости земельного участка) для установления кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности проводится государственная кадастровая оценка земель. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, нормами федерального законодательства предусмотрена возможность определения кадастровой стоимости земельного участка либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления его рыночной стоимости, определенной индивидуально для этого земельного участка.
Федеральным законом от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее Закон №135-ФЗ) регламентированы правовые основы регулирования деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим и юридическим лицам.
Ст. 24.12 Закона №135-ФЗ предусмотрено, что для определения кадастровой стоимости отдельных объектов недвижимости на основании решения исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления проводится государственная кадастровая оценка, результаты которой вносятся в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с положениями ст. 24.18 Закон № 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В силу ст. 3 Закона №135-ФЗ под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Ч. 1 ст. 245 КАС РФ закреплено право юридических лиц на обращение в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены административным истцом в судебном порядке посредством предъявления, в том числе, требования об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Материалы дела свидетельствуют о том, что между истцом и управлением Администрации 21.11.2016 года заключен договор аренды земельного участка № в соответствии с п.п.1 – 3 которого первому передан на срок до 19.06.2022года во временное платное пользование находящийся в коммунальной собственности земельный участок с кадастровым номером № общей площадью 2248 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, для обслуживания здания магазина (далее Земельный участок).
Порядок внесения арендной платы, оговорен в п. 8- 14 указанного договора.
В соответствии с п. 2.3 Постановления Совета Министров Республики Крым от 28.12.2019 года № 821 «О порядке определения размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым, и признании утратившим силу постановления Совета министров Республики Крым от 12 ноября 2014 года N 450» ( в редакции, действовавшей на момент обращения истца в суд) годовой размер арендной платы за земельные участки рассчитывается по формуле, в основу которой положена величина его кадастровой стоимости.
В силу изложенного становится очевидным, что у истца имеется правовая заинтересованность в установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере равном его рыночной стоимости.
Распоряжением Совета министров Республики Крым от 21.11.2019 года №1492-р «О внесении изменений в распоряжение Совета министров Республики Крым от 29 ноября 2016 года N 1498-р и применении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Республики Крым» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участок, расположенных на территории Республики Крым по состоянию на 01.09.2016 года, в том числе результаты государственной кадастровой оценки Земельного участка, переданного в аренду истцу.
Сведения о кадастровой стоимости Земельного участка, утвержденной распоряжением Совета министров Республики Крым от 29.11.2016 года №1498-р, внесены 07.12.2019 года Единый государственный реестр недвижимости, которая по состоянию на 01.09.2016 года 7405316,64 руб. (семь миллионов четыреста пять тысяч триста шестнадцать рублей 64 копейки ).
Согласно отчету об оценке № 205/2/10/2020, составленному 05.10.2020 года оценщиком Забашта М.В. ООО «Северин» рыночная стоимость Земельного участка по состоянию на 01.09.2016 года составляет 5326000 (пять миллионов триста двадцать шесть тысяч) рублей.
Истец 28.12.2020 года обратился в Комиссию по рассмотрению споров об определении кадастровой стоимости при Комитете, предоставив отчет об оценке №205/2/10/2020 от 05.10.2020 года.
Решением комиссии от 22.01.2021 года №8 заявление истца о пересмотре размера кадастровой стоимости Земельного участка отклонено.
В ходе судебного заседания, состоявшегося 17.03.2021 года, представителем истца заявлено ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы с целью разрешения вопроса соответствия отчета №205/2/10/2020 от 05.10.2020 года, подготовленного оценщиком Забашта М.В. ООО «Северин», требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки, определения рыночной стоимости Земельного участка по состоянию на 01.09.2016 года.
В соответствии с разъяснениями, данными в п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 г.№ 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении, в том числе и вопрос об установлении рыночной стоимости (статьи 79, 80 ГПК РФ, статьи 77, 78 КАС РФ). С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности (статьи 12 и 13 Закона об оценочной деятельности).
Верховный Суд Республики Крым, принимая во внимание не согласие представителей Совета Министров Республики Крым и Комитета с размером рыночной стоимости Земельного участка, определенной в предоставленном истцом отчете №205/2/10/2020 от 05.10.2020 года, подготовленном оценщиком ЗабаштаМ.В. ООО «Северин», определением от 17.03.2021 года удовлетворил ходатайство представителя истца, назначил по делу судебно-оценочную экспертизу, производство которой поручил экспертам Автономной некоммерческой организации «Крымский республиканский центр судебной экспертизы», поставив на их разрешения вопрос соответствия отчета №205/2/10/2020 от 05.10.2020 года, подготовленного оценщиком Забашта М.В. ООО «Северин», требованиям законодательства об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки, а также вопрос установления величины рыночной стоимости этого Земельного участка по состоянию на 01.09. 2016 года.
Согласно выводам, содержащимся в заключении эксперта судебной оценочной экспертизы №846 от 26.04.2021 года, проведенной во исполнение определения Верховного Суда Республики Крым от 17.03.2021 года, отчет №205/2/10/2020 от 05.10.2020 года, составленный оценщиком Забашта М.В. ООО«Северин», выполнен сжато, в объеме, позволяющем получить полную информацию об объекте оценки, обоснование выбора примененных подхода и метода и отказ от других подходов и методов выполнен корректно и в объеме, достаточном для понимания, метод сравнения продаж технически реализован корректно, факторы, влияющие на стоимость объекта оценки, определены в полном объеме, аналоги подобраны корректно, однако, информация по объектам-аналогам, приведенная в приложении, не содержит точную дату публикации, что не позволяет установить опубликованы объявления до даты оценки или после, приведенные в отчете ссылки на момент проведения экспертизы неактивны, имеет место нарушение требований п.8 ФСО №1 в части использования информации о событиях, произошедших после даты оценки, поэтому полученный в отчете результат является некорректным, с нарушением требований ФСО, и не может быть использован, рыночная стоимость Земельного участка по состоянию на 01.09.2016 года составляет 4564000 (четыре миллиона пятьсот шестьдесят четыре тысячи) рублей.
Руководствуясь ст.46 КАС РФ, истец уточнил исковые требования, просил установить в отношении Земельного участка по состоянию на дату оценки – 01.09.2016 года, рыночную стоимость в размере 4564000 ( четырех миллионов пятисот шестидесяти четырех тысяч) рублей.
Представители Комитета и Совета Министров Республики Крым после изучения указанного экспертного заключения не установили наличие каких-либо сомнений в правильности определения размера рыночной стоимости Земельного участка по состоянию на дату оценки – 01.09.2016 года.
Верховный Суд Республики Крым, изучив содержание заключения судебной оценочной экспертизы №846 от 26.04.2021 года, проведенной во исполнение определения Верховного Суда Республики Крым от 17.03.2021 года, принимая во внимание позицию, изложенную представителями Комитета и Совета Министров Республики Крым в ходе судебного заседания, состоявшегося 27.05.2021 года, приходит к выводу, что указанное заключение в полной мере соответствует требования Закона №135-ФЗ, Федерального закона от 31.05.2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», федеральным стандартам оценки, ст. 82 КАС РФ, основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных, это заключение содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости Земельного участка.
Приведенные в заключении выводы не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение, профессиональное суждение эксперта относительно рыночной стоимости Земельного участка полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами.
В соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки экспертом проведен детальный анализ рынка недвижимости в соответствующем сегменте, который изложен в заключении судебной оценочной экспертизы №846 от 26.04.2021 года, проведенной во исполнение определения Верховного Суда Республики Крым от 17.03.2021 года.
Рыночная стоимость Земельного участка определена с использованием сравнительного подхода при отборе объектов-аналогов, имеющих характеристики, максимально приближенные к характеристикам Земельного участка. Сведения обо всех объектах проанализированы с учетом совокупности всех ценообразующих факторов с применением правильно определенных корректирующих коэффициентов. Применение каждой из корректировок, их величина или отказ от введения поправок по тем или иным признакам объяснены экспертом.
Материалы дела не содержат каких-либо доказательств, свидетельствующих о занижении экспертом рыночной стоимости Земельного участка либо о наличии объективных сомнений по поводу достоверности выводов, содержащихся в заключении судебной оценочной экспертизы №846 от 26.04.2021 года.
Выводы эксперта, имеющего необходимую квалификацию, предупрежденного об уголовной ответственности по ст. 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, проводившего исследование материалов дела, не опровергнуты какими-либо доказательствами.
Материалы дела также не содержат каких-либо доказательств, свидетельствующих о занижении рыночной стоимости Земельного участка либо о наличии объективных сомнений по поводу достоверности выводов, содержащихся в заключении судебной оценочной экспертизы №846 от 26.04.2021 года.
Верховный Суд Республики Крым считает, что указанное заключение судебной оценочной экспертизы является объективным и полным, а изложенные в нем выводы - обоснованными и последовательными, установленный экспертом размер рыночной стоимости Земельного участка - достоверным.
При таких обстоятельствах кадастровая стоимости Земельного участка подлежит установлению равной его рыночной стоимости в размере 4564000 (четырёх миллионов пятисот шестидесяти четырех тысяч ) рублей.
Верховным Судом Республики Крым установлено, что кадастровая стоимость земельного участка установлена по состоянию на 01.09.2016 года.
Согласно ст.24.18 Закона №135-ФЗ в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии со ст. 24.20 Закона № 135-ФЗ кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня начала применения кадастровой стоимости, изменяемой, в том числе, вследствие установления кадастровой стоимости в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» указано, что Законом № 135-ФЗ для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в Комиссию.
Как указано выше, материалы дела свидетельствуют о том, что истец 28.12.2020 года обратился в Комиссию по рассмотрению споров об определении кадастровой стоимости при Комитете с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости Земельного участка, решением которой от 22.01.2021 года №8 это заявление было отклонено.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с п. 11 ч. 2 ст. 7 Закона №135-ФЗ.
Руководствуясь статьями 20, 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
Р Е Ш И Л
административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «Производственно-коммерческая фирма «Виза» к Совету Министров Республики Крым, Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, заинтересованное лицо Администрация г.Джанкоя Республики Крым об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости путем установления его рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 2248 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости, по состоянию на 01.09.2016 года в размере 4564000 (четырёх миллионов пятисот шестидесяти четырех тысяч ) рублей.
Датой подачи заявления считать 28.12. 2020 года.
Решение суда, является основанием для внесения соответствующих изменений в сведения государственного кадастра недвижимости, о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 2248 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.
Решение суда может быть обжаловано и опротестовано в третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 31 мая 2021 года.
Судья подпись С.В. Яковлев
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>