11RS0009-01-2022-002143-95 Дело № 12-3/2023
(дело № 5-428/2022)
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного Суда Республики Коми Машкина И.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 11 января 2023 года в городе Сыктывкаре Республики Коми жалобу лица, в отношении которого ведется производства по делу об административном правонарушении, Сакулиной С.Е. на постановление судьи Княжпогостского районного суда Республики Коми от 05 декабря 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - начальника управления муниципальным хозяйством администрации муниципального района «Княжпогостский» Сакулиной С.Е.,
установил:
постановлением судьи Княжпогостского районного суда Республики Коми от 05 декабря 2022 начальник управления муниципальным хозяйством администрации муниципального района «Княжпогостский» Сакулина С.Е. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с данным судебным актом, Сакулина С.Е. обратилась в Верховный Суд Республики Коми с жалобой, в которой ставит вопрос об отмене постановления судьи, указывая на отсутствие в ее действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ в редакции Федерального закона от 17.06.2019 № 141-ФЗ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3.1 настоящей статьи и статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, в виде административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Из материалов дела следует, что <Дата обезличена> в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», протокола подведения итогов аукциона в электронной форме от 11 ноября 2021 года между Администрацией муниципального района «Княжпогостский» в лице начальника управления муниципальным хозяйством администрации муниципального района «Княжпогостский» Сакулиной С.Е. и ... заключены муниципальные контракты <Номер обезличен>, <Номер обезличен> предметом которых является выполнение работ по сносу нежилого здания, расположенного по адресу: <Адрес обезличен> для нужд заказчика в соответствии с техническим заданием и локальной сметой. Подрядчик обязуется выполнять все работы собственными, привлеченными силами и средствами в соответствии с условиями контракта, включая возможные работы по настоящему контракту. Срок выполнения работ-по <Дата обезличена>.
В техническом задании к указанным контрактам указаны виды работ по разборке зданий, погрузка, вывоз и утилизация строительного мусора, образовавшегося в процессе производства работ.
Из актов о приемке выполненных работ от <Дата обезличена> в отношении нежилого здания по адресу: <Адрес обезличен> и от <Дата обезличена> в отношении нежилого здания по адресу: <Адрес обезличен>, а также договора <Номер обезличен>, заключенного <Дата обезличена> между ... и ..., счетов-фактуры от <Дата обезличена>, следует, что работы по сносу нежилых зданий выполнены, ... оказаны услуги по приемке и размещению на полигоне ТБО отходов 4-5 класса опасности, образовавшихся после выполнения работ по сносу в рамках контракта. ... является оператором по обращению с отходами, владеющий объектом размещения отходов, осуществляющий деятельность по размещению (захоронению) отходов на основании лицензии <Номер обезличен>.
Должностными лицами ОМВД России по Княжпогостскому району 12 и 16 декабря 2021 года было установлено транспортирование автомобильным транспортом строительного мусора (мусор от сноса и разборки зданий несортированный, древесные отходы от сноса и разборки зданий (код отхода по ФККО 81210101724), куски кирпича (код отхода по ФККО 812 20101205), куски штукатурки затвердевшей малоопасные (код отхода по ФККО 82491111204) с мест сноса зданий, находившихся на <Адрес обезличен>, без наличия паспорта отходов, что явилось поводом для составления <Дата обезличена> ... двух протоколов об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ.
Судьей районного суда протоколы об административном правонарушении объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
Основанием привлечения начальника управления муниципальным хозяйством администрации муниципального района «Княжпогостский» Сакулиной С.Е. к административной ответственности по части 1 статьи 8.2 КоАП РФ, явилось то, что она, как должностное лицо допустила транспортировку отходов, образовавшихся в результате сноса муниципальных зданий, в отсутствии паспорта отходов 4 класса опасности.
Вывод судьи районного суда о наличии в действиях начальника управления муниципальным хозяйством администрации муниципального района «Княжпогостский» Сакулиной С.Е. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ, представляется ошибочным.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия).
Согласно пункту 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ).
Статьей 1 Закона № 89-ФЗ определено, что отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 14 Федерального закона № 89-ФЗ, индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I-V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I-IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Паспорт отходов I-IV классов опасности представляет собой документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности и содержащий сведения об их составе. Паспортизация отходов I-IV классов опасности осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности (пункт 1 и 3 Порядка паспортизации отходов I-IV классов опасности, утвержденных Приказом Минприроды России от 08 декабря 2020 года № 1026 «Об утверждении порядка паспортизации и типовых форм паспортов отходов I - IV классов опасности»).
Статьей 16 Закона № 89-ФЗ определено, что транспортирование отходов осуществляется с соблюдением экологических требований, санитарно-эпидемиологических требований и иных требований, установленных законодательством Российской Федерации об автомобильном, железнодорожном, воздушном, внутреннем водном и морском транспорте (часть 1).
Организация транспортирования отходов осуществляется при следующих условиях:
наличие паспорта отходов при транспортировании отходов I - IV класса опасности;
наличие документации для транспортирования и передачи отходов, оформленной в соответствии с правилами перевозки грузов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования;
соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов транспортными средствами;
наличие на транспортных средствах, контейнерах, цистернах, используемых при транспортировании отходов, специальных отличительных знаков, обозначающих определенный класс опасности отходов (часть 2).
Проанализировав выше приведенное законодательство, судья районного суда, правильно указал, что обязанность изготовить паспорт отходов лежит на их собственнике, в процессе деятельности которого они образовались, и обеспечить данным паспортом отходов перевозчика данных отходов до места их утилизации. Муниципальный район «Княжпогостский» является собственником отходов, образованных в результате сноса нежилых зданий по заданию собственника, поэтому должностное лицо, заключившее муниципальный контракт на снос зданий обязано было осуществить паспортизацию образуемых отходов и обеспечить исполнителя контракта паспортом отходов.
Наряду с этим, признавая Сакулину С.Е. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ, судьей районного суда не учтено, что неисполнение обязанности по составлению паспортов отходов I - IV классов опасности является самостоятельным составом административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 8.2 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, в действиях должностного лица администрации района могут усматриваться признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 8.2 КоАП РФ.
Вместе с тем, переквалификация действий начальника управления муниципальным хозяйством администрации муниципального района «Княжпогостский» Сакулиной С.Е. невозможна, поскольку это ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, так как частью 9 статьи 8.2 КоАП РФ предусмотрено более строгое административное наказание, чем часть 1 статьи 8.2 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах обжалуемое заявителем постановление судьи подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении прекращению на основании пункта 2 части 1 ст. 24.5 КоАП РФ, за отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Княжпогостского районного суда Республики Коми от 05 декабря 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ, в отношении должностного лица - начальника управления муниципальным хозяйством администрации муниципального района «Княжпогостский» Сакулиной С.Е., отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника управления муниципальным хозяйством администрации муниципального района «Княжпогостский» Сакулиной С.Е. прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Судья И.М. Машкина