Дело № 2-492.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
гор. Луза Кировской области. 28 октября 2014 года.
Лузский районный суд Кировской области в составе :
председательствующего судьи Першина П.И.,
при секретаре Гондюхиной Ю.А.
с участием представителя прокуратуры Лузского района Кировской области помощника прокурора Кудь В.В.,
истца Кузьмина А.А.,
представителя ответчика ФИО6,
представителя органа опеки и попечительства администрации <адрес> ФИО10,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах ФИО3 к администрации <адрес> о предоставлении истцу жилого помещения по договору найма,
У С Т А Н О В И Л :
<адрес> в интересах ФИО3 обратился в суд с иском к администрации <адрес> о предоставлении истцу жилого помещения по договору найма.
Свои требования прокурор района мотивирует тем, что ФИО3 является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Его родители: мать ФИО7 является инвали<адрес> группы, сведения об отце ребенка в актовой записи о его рождении внесены на основании заявления матери. Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № за ФИО3 закреплено право на меру социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения как лицу из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
Распоряжением администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в МО «<адрес>».
На основании заявления главе администрации <адрес> ФИО3 включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по достижении возраста 18 лет. Жилым помещением он будет обеспечена не ранее 2016 года.
Так как истец обратилась с заявлением в прокуратуру <адрес>, то прокурор района в порядке ст. 45 ГПК РФ вправе обратиться в суд в защиту интересов ФИО3
Поэтому прокурор района просит обязать администрацию <адрес> за счет средств областного бюджета предоставить ФИО3 жилое помещение применительно к условиям соответствующего населенного пункта, исходя из нормы предоставления общей площади жилого помещения не менее 26 квадратных метров на территории <адрес>.
В судебном заседании представитель прокуратуры <адрес> ФИО5 исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям, указанным в заявлении.
Истец ФИО3 полагает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению. Пояснил, что
Представитель ответчика – администрации <адрес> ФИО8, действующий по доверенности, исковые требования прокурора района не признал. Пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 был включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилым помещением по завершению обучения в образовательной организации профессионального образования.
Представитель третьего лица - департамента финансов <адрес> ФИО9 ходатайствует о рассмотрении дела в её отсутствие, считает, что основания для удовлетворения искового заявления отсутствуют.
В отзыве на исковое заявление указывает, что ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ обратился в орган местного самоуправления с заявлением о включении его в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением. ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 был включена в сводный список органа исполнительной власти области, осуществляющего государственное управление в сфере образования – департамента образования <адрес>. Таким образом, на ДД.ММ.ГГГГ срок для формирования списков граждан – получателей жилых помещений в очередном (2014) году уже истек. ФИО3 включен в список для реализации данного права в 2016 году.
Представитель органа опеки и попечительства администрации <адрес> ФИО10 поддержала исковые требования прокурора района. Пояснила, что в случае удовлетворения исковых требований прокурора и по вступлении решения суда в законную силу департаментом финансов могут быть выделены дополнительные финансовые средства на обеспечение жилым помещением ФИО3 в этом, 2014 году.
Выслушав представителя прокуратуры <адрес> ФИО5, истца ФИО3, представителя ответчика ФИО6, представителя органа опеки и попечительства ФИО10, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ установлено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В силу пункта 7 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
На основании статьи 17 Закона Кировской области от 04 декабря 2012 года №222-ЗО «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, попавших в сложную жизненную ситуацию» лицам из числа детей-сирот на территории Кировской области предоставляются жилые помещения в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта исходя из нормы предоставления общей площади жилого помещения не менее 26 квадратных метров.
В соответствии с пунктом «ж» части 1 ст. 72 Конституции РФ, подпункта 24 пункта 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», абзаца 2 пункта 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», во взаимосвязи следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, одним из принципов деятельности которых, в силу подпункта «ж» пункта 1 ст. 1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», является самостоятельное осуществление принадлежащих им полномочий.
Пунктом 2 части 1, частью 5 статьи 23 Закона Кировской области от 04 декабря 2012 года № 222-ЗО «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, попавших в сложную жизненную ситуацию» установлено, что органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области наделяются отдельными государственными полномочиями: по обеспечению прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в соответствии с настоящим Законом. Финансовое обеспечение выполнения органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета, рассчитанных в соответствии с методиками, утвержденными настоящим Законом.
В судебном заседании установлено, что ФИО3, родившийся ДД.ММ.ГГГГ, является лицом из числа детей-сирот, так как его : мать ФИО7 является инвалидом <данные изъяты>, сведения об отце ребенка в актовой записи о его рождении внесены на основании заявления матери.
Распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № опекуном ФИО3 назначена ФИО2 (л.д. 15).
Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № признана необходимость предоставления ФИО3 жилого помещения в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации (л.д. 20).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обратился с заявлением в адрес главы <адрес> о включении в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением, и обеспечении его жилым помещением в <адрес>, указав годом завершения обучения в образовательной организации профессионального образования 2014 год (л.д. 9). К заявлению была приложена копия паспорта, копия свидетельства о рождении, копия распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ № №.
Распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10) ФИО3 включен в список детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в муниципальном образовании «Лузский муниципальный район <адрес>».
Таким образом, по завершению обучения в государственном образовательном учреждении начального профессионального образования профессиональном училище № ФИО3 должно быть предоставлено жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
В 2013 году жилье истцу не было предоставлено, в 2014 - 2015 году обеспечение ФИО3 жилым помещением также не планируется.
Разрешая иск в пределах заявленных прокурором требований, суд приходит к выводу о необходимости его удовлетворения. То, что ФИО3 включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории <адрес> в 2016 году, когда предполагается обеспечить ее жильем, не свидетельствует о незаконности требований прокурора, поскольку на момент подачи заявления соответствующие обстоятельства, с которыми закон связывает предоставление жилья, уже наступили.
При этом суд исходит из того, что удовлетворение исковых требований прокурора не нарушает права других детей-сирот, у которых право на получение жилого помещения возникло раньше, поскольку не предполагает предоставление ФИО3 вне очереди по отношению к такой же категории лиц, включенных в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
Руководствуясь ст.ст. 194 -198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление прокурора удовлетворить.
Обязать муниципальное образование «<данные изъяты>» в лице исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления администрации <адрес> предоставить ФИО3 по договору найма специализированного жилого помещения за счет средств бюджета <адрес>, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта жилое помещение, исходя из нормы предоставления общей площади жилого помещения не менее 26 квадратных метров, на территории <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи жалобы через Лузский районный суд. В окончательной форме решение принято ДД.ММ.ГГГГ.
Судья __________________ Першин П.И.