Решение по делу № 2-78/2022 от 20.01.2022

Дело № 2-78/2022

УИД 44RS0013-01-2021-000861-75

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 февраля 2022 года

Красносельский районный суд Костромской области в составе

председательствующего судьи Сидорова Н.Ф.,

при ведении протокола помощником судьи Полтаевой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Костромского межрайонного природоохранного прокурора к Урухову Ш.А. о возложении обязанности прекратить использование земельного участка с нарушением условий его разрешенного использования и приведение земельного участка в состояние, пригодное для целевого использования,

У С Т А Н О В И Л:

Костромской межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к Урухову Ш.А. о возложении обязанности прекратить использование земельного участка с кадастровым номером , расположенного <адрес>, с нарушением условий его разрешенного использования, а именно в целях производства древесного угля, приведение земельного участка в состояние, пригодное для целевого использования, а именно очистить его от отходов производства и потребления, освободить от пиролизных установок (углетомильных печей) и провести рекультивацию земельного участка на основании разработанного в установленном порядке проекта рекультивации.

Требования истец обосновывает тем, что Костромской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного законодательства при осуществлении деятельности по производству древесного угля в районе <адрес> на земельном участке с кадастровым номером площадью <данные изъяты> м2, в ходе которой установлено следующее.

Указанный земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения имеет вид разрешенного использования: для обслуживания здания минеральных удобрений и ядохимикатов; для иных видов сельскохозяйственного использования. Собственником указанного земельного участка является Урухов Ш.А., ДД.ММ.ГГГГ, уроженец <данные изъяты>.

На данном земельном участке расположено 13 металлических бочек (пиролизных установок) для производства древесного угля, 11 из которых - внутри каркаса демонтированного здания, 2 - снаружи здания, у его торца.

Процесс изготовления древесного угля в пиролизных установках заключается в термическом воздействии высоких температур на отходы древесины до состояния угля. Сырьем для производства угля является березовый «карандаш», топливом - отходы деревообработки (горбыль, рейка, кусковые отходы).

Готовая продукция (древесный уголь) фасуется в бумажные мешки различного объема, которые хранятся в расположенном на данном участке складском помещении.

Факт осуществления производственной деятельности на данном земельном участке зафиксирован в ходе обследований, проведенных ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ (в том числе с участием сотрудников Управления Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям, департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области).

Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности.

Подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 ЗК РФ в целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.

Согласно ч. 1 ст. 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).

Вместе с тем, производство древесного угля не может служить целям осуществления сельскохозяйственной деятельности, в связи с чем, указанный земельный участок эксплуатируется с нарушением условий его разрешенного использования. Сам факт нахождения на данном участке пиролизных установок (углетомильных печей), использующихся для осуществления данного вида деятельности, свидетельствует о нарушении условий целевого использования земельного участка.

Кроме того, земельный участок захламлен отходами производства и потребления (древесные отходы, отходы бытового происхождения), а также загрязнен золой и жидкими отходами пиролиза древесины.

Изложенное противоречит вышеуказанным требованиям Земельного кодекса Российской Федерации, а также ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», согласно которой отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации, ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», в соответствии с которой территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями, а также ч. 2 ст. 21 и ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно которым содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам; отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу пункта 2 ст. 78 ФЗ «Об охране окружающей среды» вред окружающей среде может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800 утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель (далее - Правила).

В соответствии с п. 2 Правил рекультивация земель - мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений.

Разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (п. 3 Правил).

Рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в отношении земель сельскохозяйственного назначения также нормам и правилам в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, но не ниже показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения, порядок государственного учета которых устанавливается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации применительно к земельным участкам, однородным по типу почв и занятым однородной растительностью в разрезе сельскохозяйственных угодий, а в отношении земель, указанных в части 2 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации, также в соответствии с целевым назначением лесов и выполняемыми ими полезными функциями (п. 3 Правил).

Рекультивация земель, консервация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель, проектом консервации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий (п. 8 Правил).

Следовательно, указанный земельный участок подлежит рекультивации с выполнением всего комплекса мероприятий по восстановлению нарушенного состояния земель, в порядке и сроки, установленные законодательством Российской Федерации.

Более того, изготовление угля сопровождается обильным выбросом продуктов горения в атмосферный воздух.

Так, в соответствии со справкой департамента от ДД.ММ.ГГГГ дымовые трубы пиролизных установок, участки фасовки и выгрузки древесного угля являются источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Основными выбросами в атмосферный воздух от пиролизных установок являются: азота диоксид, азота оксид, углерод (сажа), углерода оксид, метан, бензапирен, гидроксибензол, формальдегид, ацентон, этановая кислота, взвешенные вещества.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах» вышеуказанные вещества являются загрязняющими.

Таким образом, деятельность ответчика сопряжена с негативным воздействием на окружающую среду.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей природной среды», хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:

презумпция экологической опасности, планируемой хозяйственной и иной деятельности;

допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;

-    запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия
воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также
реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных
экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда
растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и
иным негативным изменениям окружающей среды.

Согласно ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:

-    выполнять требования санитарного законодательства, а также
постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный
санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;

- разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;

-    осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

В силу ч. 7 ст. 16 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» запрещаются размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» установка очистки газа - сооружение, оборудование, аппаратура, используемые для очистки и (или) обезвреживания выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

В соответствии с ч. ч. 1 и 2 ст. 16.1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» эксплуатация установок очистки газа осуществляется в соответствии с правилами эксплуатации установок очистки газа, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; в случае, если установки очистки газа отключены или не обеспечивают проектную очистку и (или) обезвреживание выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, эксплуатация соответствующего технологического оборудования запрещена.

Вместе с тем, указанные требования законодательства ответчиком не соблюдаются. Так, пиролизные установки, эксплуатируемые ответчиком, не оборудованы установками очистки газов (отсутствует пылегазоочистное оборудование), что влечет выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух без обезвреживания.

Более того, в непосредственной близости от указанной промплощадки расположена особо охраняемая территория регионального значения - государственный природных заказник «Сумароковский», созданная в соответствии с постановлением губернатора Костромской области от 25.11.2014 № 469-а. Осуществление ответчиком указанной производственной деятельности, сопряженной со сжиганием отходов древесины, создает угрозу возникновения пожароопасной обстановки на территории заказника.

В соответствии с п. 13 Положения о заказнике, утвержденного данным постановлением, на территории заказника запрещается работ, в том числе противопожарных мероприятий, не согласованных с департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области.

Осуществление ответчиком указанной деятельности свидетельствует о нарушении им права каждого на благоприятную окружающую среду, гарантированного статьей 42 Конституции Российской Федерации.

Отмечает, что в связи с закрепленной в законодательстве об охране окружающей среды (ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды») презумпцией экологической опасности, осуществляемой хозяйственной и иной деятельности, обязанность доказывания ее безопасности лежит на ответчике. Аналогичная позиция изложена в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации от 19.04.2011 № 16-В 11-1.

Интересы неопределенного круга лиц - граждан, которые проживают, находятся и могут находиться в будущем в зоне влияния производственной деятельности ответчика (в связи с чем невозможно определенно установить данный круг лиц, поскольку каждому гарантировано право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства на территории Российской Федерации) от неисполнения требований экологической безопасности нарушены тем, что атмосферный воздух является неотъемлемым компонентом окружающей среды, который в совокупности с другими компонентами обеспечивает благоприятные условия жизни на Земле, является неотъемлемой частью среды обитания человека, поэтому является объектом охраны окружающей среды от загрязнения, а гражданам гарантированно право на благоприятную окружающую среду, (ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 1 и 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

В связи с вышеизложенным истец и обратился с исковым заявлением в суд.

В судебном заседании заместитель Костромского межрайонного природоохранного прокурора Михин А.А. исковые требования уточнил, просит суд обязать Урухова Ш.А. прекратить использование земельного участка с кадастровым номером , расположенного <адрес>, с нарушением условий его разрешенного использования, а именно в целях производства древесного угля, привести земельный участок в состояние, пригодное для целевого использования, а именно очистить его от отходов производства и потребления, освободить от пиролизных установок (углетомильных печей). Поскольку земельный участок не является пашней, не предназначен для производства сельскохозяйственной продукции, вид его разрешенного использования для обслуживания здания склада минеральных удобрений и ядохимикатов, поэтому от требований его рекультивации он отказывается.

Ответчик Урухов Ш.А., надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения спора, в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие.

Третьи лица по делу, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца – Управление Россельхознадзора по Владимирской, Костромской и Ивановской областям, Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области, надлежаще извещенные о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направили, об уважительности причин неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли.

Выслушав заместителя Костромского межрайонного природоохранного прокурора Михина А.А., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Из материалов дела следует, что Костромской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного законодательства при осуществлении деятельности по производству древесного угля в районе <адрес> на земельном участке с кадастровым номером площадью <данные изъяты> м2. В ходе проверки установлено, что указанный земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения имеет вид разрешенного использования: для обслуживания здания минеральных удобрений и ядохимикатов; для иных видов сельскохозяйственного использования.

Собственником указанного земельного участка является Урухов Ш.А., ДД.ММ.ГГГГ, уроженец <данные изъяты>, что подтверждается Выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. )

На данном земельном участке расположено 13 металлических бочек (пиролизных установок) для производства древесного угля, 11 из которых - внутри каркаса демонтированного здания, 2 - снаружи здания, у его торца.

Процесс изготовления древесного угля в пиролизных установках заключается в термическом воздействии высоких температур на отходы древесины до состояния угля. Сырьем для производства угля является березовый «карандаш», топливом - отходы деревообработки (горбыль, рейка, кусковые отходы).

Готовая продукция (древесный уголь) фасуется в бумажные мешки различного объема, которые хранятся в расположенном на данном участке складском помещении.

Факт осуществления указанной тпроизводственной деятельности на данном земельном участке зафиксирован в ходе обследований, проведенных ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками Костромской межрайонной природоохранной прокуратуры, Управления Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям, Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области), что подтверждается справками от ДД.ММ.ГГГГ с приложенными фотоматериалами (л.д. ), а также справкой от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.), и справкой от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.).

Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности.

Подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 ЗК РФ в целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.

Согласно ч. 1 ст. 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).

Вместе с тем, производство древесного угля не может служить целям осуществления сельскохозяйственной деятельности, в связи с чем, указанный земельный участок эксплуатируется с нарушением условий его разрешенного использования. Сам факт нахождения на данном участке пиролизных установок (углетомильных печей), использующихся для осуществления данного вида деятельности, свидетельствует о нарушении условий целевого использования земельного участка.

Из материалов дела также следует, что земельный участок захламлен отходами производства и потребления (древесные отходы, отходы бытового происхождения), а также загрязнен золой и жидкими отходами пиролиза древесины.

Изложенное противоречит вышеуказанным требованиям Земельного кодекса Российской Федерации, а также ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», согласно которой отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации, ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», в соответствии с которой территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями, а также ч. 2 ст. 21 и ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно которым содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам; отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу пункта 2 ст. 78 ФЗ «Об охране окружающей среды» вред окружающей среде может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

Из справки департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что дымовые трубы пиролизных установок, участки фасовки и выгрузки древесного угля являются источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Основными выбросами в атмосферный воздух от пиролизных установок являются: азота диоксид, азота оксид, углерод (сажа), углерода оксид, метан, бензапирен, гидроксибензол, формальдегид, ацентон, этановая кислота, взвешенные вещества (л.д.).

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 №913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах» вышеуказанные вещества являются загрязняющими.

Таким образом, деятельность ответчика сопряжена с негативным воздействием на окружающую среду.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей природной среды», хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:

презумпция экологической опасности, планируемой хозяйственной и иной деятельности;

допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;

-запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия
воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также
реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных
экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда
растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и
иным негативным изменениям окружающей среды.

Согласно ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:

-выполнять требования санитарного законодательства, а также
постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный
санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;

- разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;

-осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

В силу ч. 7 ст. 16 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» запрещаются размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» установка очистки газа - сооружение, оборудование, аппаратура, используемые для очистки и (или) обезвреживания выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

В соответствии с ч. ч. 1 и 2 ст. 16.1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» эксплуатация установок очистки газа осуществляется в соответствии с правилами эксплуатации установок очистки газа, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; в случае, если установки очистки газа отключены или не обеспечивают проектную очистку и (или) обезвреживание выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, эксплуатация соответствующего технологического оборудования запрещена.

Вместе с тем, указанные требования законодательства ответчиком не соблюдаются. Так, пиролизные установки, эксплуатируемые ответчиком, не оборудованы установками очистки газов (отсутствует пылегазоочистное оборудование), что влечет выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух без обезвреживания, что подтверждается материалами проверки и не оспаривается ответчиком.

Кроме того, в непосредственной близости от указанной промплощадки расположена особо охраняемая территория регионального значения - государственный природных заказник «Сумароковский», созданная в соответствии с постановлением губернатора Костромской области от 25.11.2014 № 469-а.

Осуществление ответчиком указанной производственной деятельности, сопряженной со сжиганием отходов древесины, создает угрозу возникновения пожароопасной обстановки на территории заказника.

В соответствии с п. 13 Положения о заказнике, утвержденного данным постановлением, на территории заказника запрещается проведение работ, в том числе противопожарных мероприятий, не согласованных с департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области.

Осуществление ответчиком указанной деятельности свидетельствует о нарушении им права каждого на благоприятную окружающую среду, гарантированного статьей 42 Конституции Российской Федерации.

При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

В данном случае истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с этим с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета Красносельского муниципального района Костромской области в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Требования Костромского межрайонного природоохранного прокурора к Урухову Ш.А. удовлетворить.

Возложить на Урухова Ш.А. обязанность прекратить использование земельного участка с кадастровым номером , расположенного <адрес>, с нарушением условий разрешенного использования земельного участка, а именно в целях производства древесного угля.

Возложить на Урухова Ш.А. обязанность привести земельный участок с кадастровым номером в состояние, пригодное для целевого использования, а именно очистить его от отходов производства и потребления, освободить от пиролизных установок (углетомильных печей).

Взыскать с Урухова Ш.А. в доход бюджета Красносельского муниципального района Костромской области государственную пошлину в сумме 300 рублей.

Решение в течение месяца со дня вынесения может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд с подачей апелляционной жалобы через Красносельский районный суд Костромской области.

Судья

2-78/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Костромская межрайонная природоохранная прокуратура
прокурор Красносельского района КО
Ответчики
Урухов Шабан Ахмедулаевич
Другие
Управление Россельхознадзора по КО, Иво, ВлО
Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды КО
Суд
Красносельский районный суд Костромской области
Судья
Сидоров Николай Федорович
Дело на сайте суда
krasnoselsky.kst.sudrf.ru
20.01.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
26.01.2022Передача материалов судье
26.01.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.02.2022Судебное заседание
24.02.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.02.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее