УИД 31RS0011-01-2024-000831-62 Дело № 2-765/2024
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
6 ноября 2024 г. г. Короча
Корочанский районный суд Белгородской области в составе:
председательствующего судьи Дорошенко Л.Э.,
при секретаре К.,
с участием представителя истца – помощника прокурора Корочанского района Ходова И.Д., представителя ответчика – адвоката Белоусова А.Д. (по ордеру и по доверенности), представителя третьего лица министерства природопользования Белгородской области Безугленко М.П. (по доверенности),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Корочанского района Белгородской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ИП ГКФХ Пилюгину А.В. о принятии мер по наполнению пруда,
у с т а н о в и л:
Прокурор Корочанского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к ИП ГКФХ Пилюгину А.В., в котором просит обязать ответчика принять меры по наполнению пруда на реке Холок у села Анновка Корочанского района Белгородской области.
В обосновании своих требований указал, что прокуратурой Корочанского района на основании поручения прокуратуры Белгородской области от 24.07.2024 в связи с поступившим коллективным обращением жителей с. Анновка Корочанского района о нарушениях природоохранного законодательства ИП ГКФХ Пилюгиным А.В., прокуратурой Корочанского района Белгородской области в ходе проверки установлено, что на 01.07.2024 пруд на реке Холок у села Анновка Корочанского района Белгородской области не наполнен, никаких ремонтных и иных видов работ не ведется. В целях устранения вышеуказанных нарушений 03.07.2024 в адрес ИП ГКФХ Пилюгина А.В. вносилось представление № 2-24-2024, которое не исполнено ответчиком. Ранее по постановлению прокуратуры Корочанского района территориальным отделом государственного экологического надзора 27.03.2024 ИП ГКФХ Пилюгин А.В. привлечен к административной ответственности по ст. 2.9 Закона Белгородской области от 04.07.2002 № 35 «Об административных правонарушениях на территории Белгородской области» (несанкционированное опорожнение прудов на территории Белгородской области).
Представитель истца – помощник прокурора Ходов И.Д. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, настаивал на их удовлетворении.
Ответчик ИП ГКФХ Пилюгин А.В., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела под роспись через представителя (л.д.149), в судебное заседание не явился, обеспечил явку своего представителя Белоусова А.Д., который возражал против удовлетворения исковых требований прокурора, пояснил, что 16.07.2024 решением министерства природопользования Белгородской области ИП ГКФХ Пилюгину А.В. был предоставлен пруд на реке Холок у села Анновка Корочанского района Белгородской области с площадью акватории 0,25 кв.м с целью осуществления прудовой аквакультуры (рыбоводства) сроком на 20 лет. Указанный пруд является неотъемлемой частью реки Холок, включен в государственный водный реестр и образован водоподпорным гидротехническим сооружением – гидроузел пруда, которое принадлежит на праве собственности ИП ГКФХ Пилюгину А.В. Для оценки технического состояния гидротехнического состояния данного гидротехнического сооружения был произведен спуск (понижение уровня) воды. В настоящее время проводятся ремонтные работы гидротехнического сооружения в соответствии с планом работ, которые планируются завершить к концу ноября 2024 г. В возражениях ссылается на то, что прокурор в иске не привел ни одной нормы закона, предусматривающей ежегодное наполнение пруда водопользователем, а также возложение такой обязанности на собственника гидротехнического сооружения, напротив, действия ответчика по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения полностью соответствуют требованиям Федерального закона о 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений». Вопреки утверждениям прокурора никакого вреда нахождение пруда на реке Холок у села Анновка Корочанского района Белгородской области в опорожненном состоянии (в режиме «река») не причинило и не причинит. Правила эксплуатации гидротехнического сооружения - гидроузел пруда на реке Холок у села Анновка Корочанского района Белгородской области предусматривают сезонное наполнение данного пруда в период с 31 декабря по 1 июля. При этом прокурор требует возложить на ответчика обязанность принять меры по наполнению пруда вне этого срока.
Представитель третьего лица министерства природопользования Белгородской области Безугленко М.П. в судебном заседании при принятии решения полагается на усмотрение суда.
Исходя из положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие ответчика, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, представителя третьего лица, изучив представленные доказательства, оценив относимость, допустимость и достоверность каждого из представленных доказательств в отдельности, а также их взаимную связь и достаточность в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) установлено, что защита гражданских прав осуществляется в том числе и путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно статье 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов (часть 1).
Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством (часть 2).
В соответствии с п. 4 ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ) водным объектом признается природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
Статья 3 ВК РФ предусматривает, что использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.
В силу ч. 1 ст. 5 ВК РФ к водным объектам в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей относятся водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища).
Пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами (ч. 2 ст. 8 Кодекса).
Согласно ст. 6 ВК РФ поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
На водных объектах общего пользования могут быть запрещены забор (изъятие) водных ресурсов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, использование маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств, предназначенных для отдыха на водных объектах, водопой, а также установлены иные запреты в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Как следует из пункта 2 части 4 статьи 11 ВК РФ водопользование осуществляется по основаниям, предусмотренным иными федеральными законами, без предоставления водных объектов в случае использование водных объектов для целей рыболовства и аквакультуры (рыбоводства), за исключением случая, предусмотренного пунктом 11 части 3 настоящей статьи, предусматривающего, что на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и сброса сточных вод для осуществления аквакультуры (рыбоводства).
Согласно пунктам 1, 2, 5, 6 части 2 статьи 39 ВК РФ собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны: не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) (п. 1); содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения (п. 2); вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти (п. 5); выполнять иные предусмотренные настоящим Кодексом, другими федеральными законами обязанности (п. 6).
В соответствии с частями 1 и 7 статьи 12 вышеуказанного Федерального закона товарная аквакультура (товарное рыбоводство), в том числе марикультура, является видом предпринимательской деятельности, относящейся к сельскохозяйственному производству. Прудовая аквакультура предусматривает разведение и (или) содержание, выращивание объектов аквакультуры в обводненных карьерах и прудах, в том числе образованных водоподпорными сооружениями на водотоках, а также на водных объектах, используемых в процессе функционирования мелиоративных систем, включая ирригационные системы.
В силу части 1 статьи 6 Федерального закона от 25.12.2018 № 475-ФЗ «О любительском рыболовстве и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» любительское рыболовство осуществляется гражданами Российской Федерации свободно и бесплатно на водных объектах общего пользования, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Частью 4 указанной статьи установлен запрет на осуществление любительского рыболовства, в том числе на используемых для прудовой аквакультуры не находящихся в собственности граждан или юридических лиц обводненных карьерах, прудах (в том числе образованных водоподпорными сооружениями на водотоках) и на используемых в процессе функционирования мелиоративных систем (включая ирригационные системы) водных объектах; на иных водных объектах, предоставленных для осуществления товарной аквакультуры (товарного рыбоводства), за исключением случаев, если в соответствии с федеральными законами на указанных водных объектах допускается осуществлять добычу (вылов) водных животных и растений, не являющихся объектами аквакультуры.
В силу статьи 51.1 ВК РФ использование водных объектов рыбохозяйственного значения для целей рыболовства и аквакультуры (рыбоводства) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов и законодательством Российской Федерации, регулирующим отношения в области аквакультуры (рыбоводства).
Согласно Федеральному Закону от 02.07.2013 № 148-ФЗ «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» аквакультурой (рыбоводством) является деятельность, связанная с разведением и (или) содержанием, выращиванием объектов аквакультуры. Такой деятельностью могут заниматься юридические лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, а также приравненные к ним в целях настоящего Федерального закона осуществляющие аквакультуру (рыбоводство) индивидуальные предприниматели, которые образуют рыбоводные хозяйства (п. п. 1 и 9 ст. 2 Федерального закона от 02.07.2013 № 148-ФЗ).
Аквакультура (рыбоводство) - деятельность, связанная с разведением и (или) содержанием, выращиванием объектов аквакультуры (пункт 1 статьи 2 Закона об аквакультуре).
Рыбоводный участок - водный объект и (или) его часть, участок континентального шельфа Российской Федерации, участок исключительной экономической зоны Российской Федерации, используемые для осуществления аквакультуры (рыбоводства) (пункт 5 статьи 2 Закона об аквакультуре).
Частью 1 статьи 8 Закона об аквакультуре установлено, что рыбоводные хозяйства являются собственника объектов аквакультуры, если иное не предусмотрено федеральными законами. Возмещение вреда, причиненного рыбоводным хозяйствами, осуществляются в соответствии с гражданским законодательством.
Часть 3 статьи 47 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» устанавливает требования к водному режиму водных объектов рыбохозяйственного значения (ограничение объема безвозвратного изъятия поверхностных вод, обеспечение оптимального уровня воды и сбросов вод в рыбохозяйственных целях) должно обеспечивать сохранение водных биоресурсов.
В соответствии со ст. 1 ВК РФ водный режим - изменение во времени уровней, расходов и объемов воды в водных объектах. Во многом водный режим водных объектов зависит от установленных лимитов водопользования, которые представляют собой предельно допустимые объемы изъятия водных ресурсов или сброса сточных вод нормативного качества, которые устанавливаются водопользователю на определенный срок (ст. 90 ВК РФ). Соответственно, лимиты водопотребления и водоотведения, ограничение объема безвозвратного изъятия поверхностных вод, обеспечение оптимального уровня воды и сбросов вод в рыбохозяйственных целях должно обеспечивать сохранение водных биоресурсов.
Согласно выписке из ЕГРИП, Пилюгин А.В., глава крестьянского (фермерского_ хозяйства поставлен на учет в Управлении Федеральной налоговой службы по Белгородской области 24.06.1999 в качестве индивидуального предпринимателя, основным видом деятельности является воспроизводство морских биоресурсов искусственное, одним из дополнительных видов деятельности является рыбоводство прудовое, воспроизводство пресноводных биоресурсов искусственное (л.д. 59-66).
Как следует из материалов дела и установлено судом ИП ГКФХ Пилюгин А.В. является собственником гидротехнического сооружения на реке Холок у села Анновка Корочанского района Белгородской области (л.д.154).
29.05.2023 министерством природопользования Белгородской области было принято решение № 31-05.01.04.003-П-р ПВ-С-2023-26796/00 о предоставлении ИП ГКФХ Пилюгину А.В. водного объекта: пруд на реке Холок у села Анновка Корочанского района Белгородской области в пользование, площадью используемой акватории 0,132 кв. км, на срок с 29.05.2023 по 01.12.2023 для осуществления прудовой аквакультуры (рыбоводства) (л.д.45-47), зарегистрировано в государственном водном реестре 29.05.2023.
16.07.2024 министерством природопользования Белгородской области было принято решение № Р032-01037-31/01298346 о предоставлении ИП ГКФХ Пилюгину А.В. водного объекта: пруд на реке Холок у села Анновка Корочанского района Белгородской области в пользование, площадью используемой акватории 0,25 кв. км, на срок с 16.07.2024 по 09.07.2044 для осуществления прудовой аквакультуры (рыбоводства) (л.д.119-121), зарегистрировано в государственном водном реестре 16.07.2024.
Из изученных в судебном заседании материалов следует, что со стороны председателя ТОС «Штиль» Буряченко А.Г. 04.06.224 имело место обращение в прокуратуру Корочанского района с заявлением о принятии мер воздействия к ИП ГКФХ Пилюгину А.В. по восстановлению водоема, имеющего федеральный статус и являющегося местом отдыха, досуга, любительской рыбной ловли для жителей села (л.д.12-13).
По результатам проведенной проверки по обращению Буряченко А.Н. прокурором Корочанского района 03.07.2024 ИП ГКФХ Пилюгину А.В. было внесено представление об устранения нарушений федерального законодательства (л.д.15-18), в котором указано, что на 01.01.2024 пруд на реке Холок у села Анновка Корочанского района Белгородской области не наполнен, никаких ремонтных работ и иных видов работ не ведется.
Как следует из информации отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Белгородской области от 09.08.2024, 07.08.2024 в ходе проверки по коллективному обращению жителей с. Анновка Корочанского района Белгородской области о нарушениях природоохранного законодательства ИП ГКФХ Пилюгиным А.В., организованной прокуратурой Белгородской области установлено, что на момент проверки водных объект образованный водоподпорным сооружением на р.Холок в с. Анновка Корочанского района Белгородской области, полностью опорожнен. Оптимальный уровень воды, с учетом требований по обеспечению сохранения водных биоресурсов, не установлен. Тем самым нарушено законодательство в области рыболовства и сохранении водных биологических ресурсов. ИП ГКФХ Пилюгин А.В., не выполнив установленные законодательством Российской Федерации требования к водному режиму водного объекта, причинил ущерб водным биологическим ресурсам и среде их обитания (л.д.41-43).
Постановлением № 11/46/46 по делу об административном правонарушении от 27.03.2024 ИП ГКФХ Пилюгин А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения соответствии со ст. 2.9 «несанкционированное опорожнение прудов и водохранилищ» Закона Белгородской области «Об административных правонарушениях на территории Белгородской области», назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб. (л.д.48-51).
В соответствии с правилами эксплуатации ГТС пруда на реке Холок у села Анновка Корочанского района Белгородской области (л.д.82-112), утвержден график наполнения и опорожнения пруда, согласно которого наполнение пруда в период с 31 декабря по 1 июля, опорожнение пруда в период с 1 апреля по 1 декабря (л.д.113).
В обоснование иска прокурор ссылается на те обстоятельства, что пруд на реке Холок у села Анновка Корочанского района Белгородской области не наполнен, никаких ремонтных и иных видов работ не ведется.
В судебном заседании представитель ответчика пояснил, что ввиду того, что гидротехническое сооружение на реке Холок у села Анновка Корочанского района Белгородской области, принадлежащее на праве собственности ИП ГКФХ Пилюгину А.В. требует проведения ремонта, пруд был опорожнен в соответствии с графиком, в настоящее время ведутся ремонтные работы, которые планируются завершить в конце ноября 2024 года.
В подтверждение своих доводов представлен журнал наблюдения за состоянием всех сооружений пруда на реке Холок у села Анновка Корочанского района Белгородской области (л.д.151-153), где отражены обнаруженные нарушения на гидротехническом сооружении (шандоры паводкового водосброса в неудовлетворительном состоянии, требуют ремонта; при спуске пруда было обнаружено разрушение направляющих лотков донного водоспуска; разрушение ж/бетонных конструкций верхнего бьефа) (л.д. 151-152), план текущего ремонта на 2024 год: замена направляющих лотков донного водоспуска 2 шт. – июнь-ноябрь (если позволяет состояние грунта), частичная замена шандор паводкового водосброса – 15 шт. – июнь-ноябрь (если позволяет состояние грунта), укрепление верхнего бьефа ж/бетонными конструкциями – 6 шт. – июнь – ноябрь (л.д.153).
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» гидротехническими сооружениями являются, в том числе, и плотины, как сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.
Гидротехнические сооружения являются объектами повышенных требований по охране окружающей среды, поскольку их деятельность непосредственно создает повышенную опасность причинения вреда окружающей среде, имуществу, жизни и здоровью человека.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований: обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений; представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений; осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений; непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях; ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация, среди прочего, обязаны:
обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт;
обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения;
обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией;
развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения;
систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения;
обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения;
создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников эксплуатирующей организации;
совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений;
финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения;
заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;
осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию, консервацию и ликвидацию гидротехнического сооружения в случае его несоответствия обязательным требованиям;
обеспечивать внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении;
обеспечивать проведение аттестации работников по вопросам безопасности гидротехнических сооружений в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.
Как установлено материалами дела предъявление прокурором настоящего иска интересах неопределенного круга лиц выражается в сохранении и восстановлении водного объекта путем наполнения, использования водного объекта в рекреационных целях, осуществлении рыболовства и другой деятельности на водном объекте, безопасном использовании водного объекта и благоприятной окружающей среде.
Судом установлено и не оспорено истцом, в настоящее время ИП ГКФХ Пилюгиным А.В., ответственным за безопасность гидротехнического сооружения, в силу действующего законодательства проводятся ремонтные работы с целью недопущения разрушения плотины и возникновения чрезвычайной ситуации по время весеннего паводка.
Принимая во внимание, что на основании решения министерства природопользования Белгородской области № Р032-01037-31/01298346 от 16.07.2024 о предоставлении ИП ГКФХ Пилюгину А.В. водного объекта: пруда на реке Холок у села Анновка Корочанского района Белгородской области в пользование, площадью используемой акватории 0,25 кв. км, на срок с 16.07.2024 по 09.07.2044 для осуществления прудовой аквакультуры (рыбоводства), то на данном пруде запрещается любительское рыболовство.
В силу п. 1 ст. 50 ВК РФ использование водных объектов для рекреационных целей (оказание услуг в сфере туризма, физической культуры, спорта, организации отдыха и укрепления здоровья граждан, в том числе организации отдыха детей и их оздоровления) осуществляется в соответствии с Водным кодексом и другими федеральными законами с учетом правил использования водных объектов, устанавливаемых органами местного самоуправления в соответствии со ст. 6 настоящего Кодекса.
Прокурором не представлено доказательств возможность использования пруда на реке Холок у села Анновка Корочанского района Белгородской области в рекреационных целях при наличии действующего решения министерства природопользования Белгородской области № Р032-01037-31/01298346 от 16.07.2024.
Истцом в материалы дела не представлено допустимых доказательств причинения ущерба водным биологическим ресурсам и среде их обитания действиями, либо бездействиями ИП ГКФХ Пилюгиным А.В.
В соответствии с положениями статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Сторонами гражданского разбирательства являются истец и ответчик, имеющие равные права, включая право на юридическую помощь. Поддержка прокуратурой одной из сторон является оправданной при определенных обстоятельствах, например, для защиты прав уязвимых групп - детей, инвалидов и других, - которые считаются неспособными защитить свои интересы самостоятельно, или когда данным нарушением затронуты многие граждане, или если требуют защиты государственные интересы.
Защита прав и интересов уязвимых общественных групп, не способных защитить свои права, может быть исключительной причиной вмешательства прокурора.
Согласно ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора органов прокуратуры являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами публичной власти федеральных территорий, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (п. 1).
При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки (п.2).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, неоднократно изложенной в его решениях, положения части 1 статьи 45 и части 3 статьи 131 ГПК РФ не предполагают возможности произвольного разрешения прокурором вопроса об обращении в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, - такое решение принимается им в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства (пункт 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»).
При этом форма и содержание поданного им заявления, помимо общих требований, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 131 ГПК РФ, должны соответствовать положениям части 3 данной статьи, содержащей требование о том, что в исковом заявлении, предъявленном прокурором в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, указывается, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающие способы защиты этих интересов (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 28.05.2020 № 1209-О и от 28.05.2020 № 1228-О).
Согласно статье 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Обращаясь в суд с иском, прокурор в исковом заявлении ссылался на то, что оно подается в защиту неопределенного круга лиц, права которых нарушаются ответчиком.
В соответствии с нормами статьи 206 ГПК РФ суд может принять решение, обязывающего ответчика совершить определенные действия.
В силу требований статьи 13 ГПК РФ об обязательности судебных постановлений, статьи 210 ГК РФ об исполнении решения суда в совокупности с положениями пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении», решение должно быть исполнимым.
Согласно ст. 196 ч. 3 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
В силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом (часть 1).
Каких либо объективных доказательств нарушения прав неопределенного круга лиц, как водопользователей, опорожнением пруда на реке Холок у села Анновка Корочанского района Белгородской области, судом не установлено.
Допустимых и достаточных доказательств, подтверждающих довод прокурора о том, что ИП ГКФХ Пилюгиным А.В. в отношении пруда не обеспечено исполнение требований водного законодательства РФ, не представлено.
Суд приходит к выводу, что исковое заявление не соответствует положениям ст. 131 ГПК РФ, а именно в исковом заявлении отсутствуют сведения, в чем конкретно заключаются интересы заявителя, какое право нарушено, а также отсутствует ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающие способы защиты нарушенного права.
При таких обстоятельствах требования искового заявления являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Иск прокурора Корочанского района Белгородской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ИП ГКФХ Пилюгину А.В. о принятии мер по наполнению пруда, оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Белгородского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Корочанский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 22 ноября 2024 г.
Судья