Дело ***а-365/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГ г. Барнаул
Алтайский краевой суд в составе
председательствующего судьи Запаровой Я.Е.
при секретаре Завьялове Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению <данные изъяты> к Правительству Алтайского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии» в лице филиала по Алтайскому краю об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
<данные изъяты>. с ДД.ММ.ГГ является собственником земельного участка, кадастровый ***, адрес: <адрес>.
Кадастровая стоимость на ДД.ММ.ГГ земельного участка определена в размере <данные изъяты>. на основании акта ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии» в лице филиала по Алтайскому краю (далее по тексту также – Учреждение, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Алтайскому краю.
<данные изъяты> обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Алтайскому краю, Правительству Алтайского края об установлении кадастровой стоимости земельного участка в равном его рыночной стоимости размере согласно отчету об оценке.
Административный истец, представители Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Алтайскому краю, Правительства Алтайского края, заинтересованных лиц администрации <адрес>, <данные изъяты> в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте его проведения надлежащим образом, об отложении заседания не ходатайствовали, в связи с чем заседание проведено в отсутствие названных лиц в соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Выслушав административного истца <данные изъяты> поддержавшую административные исковые требования, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что административный иск подлежит удовлетворению в части по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено определение налоговой базы в отношении земельного участка как его кадастровой стоимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 24.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Административный истец, являясь плательщиком земельного налога в связи с принадлежностью на праве собственности земельного участка, вправе оспорить утвержденную кадастровую стоимость объектов недвижимости.
В силу положений пунктов 1, 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Исходя из положений части 11 статьи 24.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В подтверждение рыночной стоимости земельного участкак административному исковому заявлению был приложен отчет об оценке оценщика <данные изъяты>. от ДД.ММ.ГГ ***, согласно которому рыночная стоимость объекта недвижимости на ДД.ММ.ГГ составляет <данные изъяты>
Представленный отчет подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, специальными познаниями и содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости вышеназванных объектов недвижимости.
Из данного отчета следует, что оценщик провел анализ рынка и внешних факторов, влияющих на стоимость объектов оценки. При определении рыночной стоимости земельных участков оценщик использовал сравнительный подход, мотивировав выбор подходя для исследования. При использовании сравнительного метода были применены корректировки к избранным объектам-аналогам по наиболее существенным ценообразующим факторам с приведением соответствующего расчета используемых коэффициентов.
С учетом поступивших возражений администрации <адрес> относительно достоверности отчета об оценке судом в судебном заседании ДД.ММ.ГГ был допрошен в качестве свидетеля оценщик <данные изъяты> которая пояснила, что аналог *** и объект оценки относятся к одному сегменту рынка, вид разрешенного использования аналога *** определен согласно данным Росреестра (по документу). Цена аналога *** взята верно (<данные изъяты>., по которой объект продавался в 3 квартале 2017 года), однако ошибочно к отчету была приложена копия более раннего объявления о продаже данного объекта по цене <данные изъяты>. (2 квартал 2017 года).
С учетом данного недостатка оценщиком был подготовлен уточненный отчет об оценке, в котором представлена копия объявления о продаже того же участка от сентября 2017 года за <данные изъяты>., в таблице 8 при расчете корректировки на дату предложения рассчитан размер корректировки из даты оценки объекта оценки (2 квартал 2018 года) и аналога *** (3 квартал 2017 года) в размере 1,12 вместо рассчитанной первоначально корректировке 1,22 (соотношение цен ДД.ММ.ГГ и ДД.ММ.ГГ). Уточнение корректировки 1,12 повлекло уточнение расчета стоимости 1 кв.м по аналогу *** (при тех же размерах корректировки по иным ценообразующим факторам), а рыночная стоимость объекта недвижимости определена в размере <данные изъяты>
Отчет (с учетом устраненного недостатка) соответствует требованиям названного закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности и может быть принят в качестве допустимого доказательства, подтверждающего достоверность указанной в нем итоговой величины рыночной стоимости земельных участков.
Документы, подтверждающие образование оценщика, страхование его ответственности и членство в некоммерческой организации оценщиков и экспертов, сдачу квалификационного экзамена по направлению оценочной деятельности «Оценка недвижимости» приложены к заключению.
Довод возражений администрации <адрес> об отсутствии обоснования отказа от иных подходов (затратного и доходного) к оценке земельного участка также не может быть принят во внимание. Выбор подхода обоснован на страницах 35-40 отчета с кратким описанием всех подходов и обоснованием применения сравнительного метода. Пункт 11 ФСО *** «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки», как следует из буквального толкования, предусматривает обязательность обоснования выбора подхода, а не обоснование отказа от использования какого – либо подхода. Данные требования оценщиком соблюдены в полном объеме.
В силу статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
На основании приведенных норм и установленных обстоятельств административные исковые требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости подлежат удовлетворению.
Согласно разъяснениям пункта 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" суд указывает в резолютивной части решения дату подачи административным истцом заявления об изменении кадастровой стоимости, которой в данном случае является дата обращения в суд с настоящим иском, - ДД.ММ.ГГ.
Доводы возражений ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Алтайскому краю о том, что Учреждение не является надлежащим административным ответчиком, подлежат отклонению со ссылкой на пункт 7 того же Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и представленный Учреждением акт определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Руководствуясь статьями 175 - 180 и 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
административные исковые требования удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка, кадастровый ***, адрес: <адрес>, по состоянию на ДД.ММ.ГГ в равном его рыночной стоимости размере <данные изъяты>.
Датой обращения <данные изъяты> с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости считать ДД.ММ.ГГ.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Алтайского краевого суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Я.Е. Запарова
Дело ***а-365/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(резолютивная часть)
ДД.ММ.ГГ г. Барнаул
Алтайский краевой суд в составе
председательствующего судьи Запаровой Я.Е.
при секретаре Завьялове Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению <данные изъяты> к Правительству Алтайского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Алтайскому краю об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
руководствуясь статьями 175 - 180 и 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
административные исковые требования удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка, кадастровый ***, адрес: <адрес>, по состоянию на ДД.ММ.ГГ в равном его рыночной стоимости размере <данные изъяты>.
Датой обращения <данные изъяты> с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости считать ДД.ММ.ГГ.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Алтайского краевого суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Я.Е. Запарова