Решение по делу № 2а-588/2020 от 21.01.2020

Дело № 2а-588/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Севастополь 17 февраля 2020 года

Ленинский районный суд г. Севастополя в составе:

председательствующего судьи – Степановой Ю.С.,

при секретаре – Цукановой Д.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Негрибецкой Т.А. к Управлению государственной регистрации права и кадастра города Севастополя об оспаривании решения органа государственной власти, понуждении к совершению определенных действий,

УСТАНОВИЛ:

Негрибецкая Т.А. обратилась в суд с административным иском, в котором просит признать незаконным и отменить решение Управления государственной регистрации права и кадастра города Севастополя от 30.10.2019 года об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества –квартиры в доме по <адрес> обязать Управление государственной регистрации права и кадастра города Севастополя зарегистрировать право собственности на вышеуказанный объект.

В обоснование иска указано, что 11.08.2011 года между ней и Органом В.В. был заключен договор простого общества, предметом которого является создание простого общества и совместная деятельность участников без создания юридического лица на основе объединения вкладов для строительства объекта – жилого дома по <адрес>, ввода его в эксплуатацию и получения каждым из участников в собственность индивидуально определенной части.

10 февраля 2014 года Негрибецкая Т.А. по акту приема-передачи получила в собственность выделенную в натуре часть объекта – квартиру в доме по <адрес>, общей площадью <данные изъяты>., жилой площадью <данные изъяты>

15.02.2013 года Инспекцией ГАСК Украины в г. Севастополе выдана декларация о готовности объекта к эксплуатации – «Строительство жилого дома по ул. <адрес> предоставленной административному ответчику, в соответствии с которой объект – жилой дом, с указанными в декларации выходными данными, считается законченным строительством объектом готовым к эксплуатации.

Отказ административного ответчика мотивирован тем, что представленные разрешения на выполнение строительных работ от 28.01.2011 года и декларация о готовности объекта к эксплуатации от 15.02.2013 года № свидетельствуют о строительстве жилого дома, а не многоквартирного; в Управлении государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя отсутствует информация о вводе в эксплуатацию многоквартирного дома, в связи с чем декларация не является подлинной; договор простого товарищества является ничтожной сделкой.

Определением Ленинского районного суда г. Севастополя от 22.01.2020 года к участию в деле в качестве соответчика привлечен государственный регистратор Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя Лящук Т.Ю.

В судебное заседание административный истец и его представитель Радченко А.Е. не явились, извещены надлежащим образом.

Представитель административного ответчика Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом. До его начала представила копию реестрового дела.

Административный ответчик Лящук Т.Ю. в судебное заседание не явилась, до его начала представила письменное ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Заинтересованное лицо Орган В.В. в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.

Суд, с учетом надлежащего извещения сторон полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствии сторон.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются с 01.01.2017 года Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ).

В соответствии с ч. 3, 4 ст. 1 Федерального закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

Частью 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ установлено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Перечень оснований для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приведен в части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ.

К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственной регистрации прав (пункт 2 части 4 статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ).

В силу части 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.

В пункте 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав.

Из статьи 27 Закона N 218-ФЗ следует, что в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

Как следует из материалов дела, 22.07.2019 г. административный истец обратилась в Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя с заявлением о регистрации за ним права собственности на квартиру в доме по ул<адрес>

На государственную регистрацию был представлен договор простого общества (о совместной деятельности) от 11.08.2011г., заключенный между физическими лицами Органом В.В. и Негрибецкой Т.А.., предметом которого является создание простого общества на основе объединения вкладов для достижения общих целей – строительство жилого дома по <адрес>, ввода его в эксплуатацию и получения каждым из участников в собственность индивидуально определенной части указанного объекта. Строительство объекта осуществлено на основании государственного акта на право собственности на земельный участок от 24.02.2016 года, с целевым назначением – для строительства и обслуживания жилого дома и сооружений (приусадебный участок); акт приема-передачи от 10.02.2014 года; справка о внесении вклада от 11.08.2011 года; протокол согласования индивидуально определенной части объекта, подлежащей передаче в собственность ФИО1 – квартиры в доме по <адрес>; дополнительное соглашение от 30.03.2013 года; дополнительное соглашение к договору простого общества от 11.09.2012 года; дополнительное соглашение к акту приема-передачи от 20.03.2015 года; декларация о готовности объекта к эксплуатации – 9-ти этажного многоквартирного жилого дома с мезонином № , зарегистрированная Инспекцией ГАСК Украины в г. Севастополе 15.02.2013 года.

Кроме того, в распоряжении административного ответчика имелись распоряжение от 25.09.2007 года ; распоряжение от 26.09.2008 года №; разрешение Инспекции государственного архитектурно-строительного контроля в г. Севастополе на выполнение строительных работ от 28.01.2011 по строительству жилого дома по указанному адресу.

Вышеперечисленные распоряжения и декларация представлены в нотариально заверенных копиях.

30.10.2019 года государственным регистратором отказано в государственной регистрации права собственности на вышеуказанный объект недвижимости, о чем указано в сообщении об отказе в государственной регистрации за . Государственный регистратор пришел к выводу, что представленные разрешения на выполнение строительных работ от 28.01.2011 года и декларация о готовности объекта к эксплуатации от 15.02.2013 года свидетельствуют о строительстве жилого дома, а не многоквартирного; в Управлении государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя отсутствует информация о вводе в эксплуатацию многоквартирного дома, в связи с чем декларация не является подлинной; договор простого товарищества является ничтожной сделкой.

Вместе с тем, суд не соглашается с данными выводами в силу следующего.

Земельный участок по <адрес> с ранее присвоенным кадастровым номером , с целевым назначением для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных строений и сооружений (приусадебный участок), приобретен Орган В.В. 21 февраля 2006 года по договору купли-продажи, зарегистрированному в реестре под , регистрационный номер от 21.02.2006 г., на основании чего 24 февраля 2006 года Орган В.В. Севастопольским городским Главным управлением земельных ресурсов был выдан Государственный акт на право собственности на земельный участок серия , зарегистрированный в Книге записей регистрации государственных актов о праве собственности на землю и на право постоянного пользования землей, договоров аренды земли за

В соответствии с частью 1 статьи 19 ЗК Украины, земли Украины по основному целевому назначению делятся на категории: земли сельскохозяйственного назначения; жилой и общественной застройки; природно-заповедного и другого природоохранного назначения; оздоровительного назначения; рекреационного назначения; историко-культурного назначения; лесохозяйственного назначения; водного фонда; промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и другого назначения.

Отнесение земель к той или другой категории осуществляется на основании решений органов государственной власти, Верховной Рады Автономной Республики Крым, Совета министров Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления согласно их полномочий (ч. 1 ст. 20 ЗК Украины).

Согласно части 5 статьи 20 ЗК Украины, виды использования земельного участка в пределах определенной категории земель (кроме земель сельскохозяйственного назначения и земель обороны) определяются ее владельцем или пользователем самостоятельно в пределах требований, установленных законом к использованию земель этой категории, с учетом градостроительной документации и документации по землеустройству.

Согласно статьи 38 ЗК Украины, к землям жилой и общественной застройки относятся земельные участки в пределах населенных пунктов, которые используются для размещения жилой застройки, общественных зданий и сооружений, других объектов общего пользования.

Использование земель жилой и общественной застройки осуществляется согласно генеральному плану населенного пункта, другой градостроительной документации, плана земельно-хозяйственного устройства с соблюдением строительных норм, государственных стандартов и норм (ст. 39 ЗК Украины).

Согласно положений статьи 1 Закона Украины от 20 апреля 2000 г. № 1699-III «О планировании и застройке территорий» (далее - Закон Украины №1699), генеральный план населенного пункта - градостроительная документация, которая определяет принципиальные решения развития, планирование, застройки и другого использования территории населенного пункта.

Генеральным планом населенного пункта в частности определяются границы функциональных зон, приоритетные и допустимые виды использования и застройки территорий.

Решением Севастопольского городского Совета от 13 декабря 2005 года № 4114 «Об утверждении Генерального плана развития города Севастополя до 2025 г.», был утвержден генеральный план развития города Севастополя, определяющий целевое назначение использования земель.

Согласно выкопировки из Генерального плана от 21.11.2016 г. №04- 01/16082-Д, выданной Департаментом архитектуры и градостроительства города Севастополя, земельный участок, расположенный по адресу: г. <адрес>, по функциональному назначению расположен в зоне много - и среднеэтажной многоквартирной жилой застройки.

Как следует из материалов дела, по результатам обращения Орган В.В. с заявлением об изменении функционального использования земельного участка Управлением городского строительства и архитектуры СГГА 28.04.2006 г. за было выдано Комплексное градостроительное заключение, согласно которого Управление считает возможным изменение функционального использования приусадебного земельного участка, находящегося на праве собственности и договора купли-продажи под строительство многоквартирного дома.

Распоряжением СГГА от 25.09.2007 Орган В.В. разрешено строительство жилого дома по <адрес> при выполнении следующих условий: разработать рабочий проект, согласовать и утвердить его в установленном законом порядке; до начала строительства объект зарегистрировать в инспекции государственного архитектурно-строительного контроля и получить разрешение на производство строительных работ; после окончания строительства объект предъявить государственной приемочной комиссии для ввода в эксплуатацию.

Распоряжением СГГА от 26.08.2008 года на основании обращения Органа В.В. от 17.07.2008 года в заголовок, констатирующую и распорядительную части распоряжения СГГА от 25.09.2007 года после слова «строительство» внесены дополнения словами «многоквартирного многоэтажного».

Во исполнение распоряжения СГГА № ответчиком Орган В.В. был разработан и утвержден проект строительства, до начала строительства получены все необходимые разрешения на выполнение строительных работ, объект возведен и введен в эксплуатацию.

Частью 1 ст. 55 ГрК РФ предусмотрено, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела следует и установлено судом, что распоряжением Севастопольской городской государственной администрацией от 25.09.2007 ЧП Органу В.В. разрешено строительство жилого дома по ул. <адрес>

Распоряжением Севастопольской городской государственной администрацией от 26.08.2008 № на основании обращения Органа В.В. от 17.07.2008 года внесены изменения в заголовок, констатирующую и распорядительную части распоряжения от 25.09.2007 после слова «строительство» внесены дополнения словами «многоквартирного многоэтажного».

Государственной инспекцией архитектурно-строительного контроля Украины 15.02.2013 зарегистрирована за декларация о готовности к эксплуатации объекта: "Строительство жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> III категория сложности.

В распоряжении административного ответчика имелись сведения о том, что спорный многоквартирный дом был сдан в эксплуатацию на основании декларации о готовности объекта к эксплуатации № зарегистрированная Инспекцией ГАСК Украины в г. Севастополе 15.02.2013 года.

Инструкцией о порядке проведения технической инвентаризации объектов недвижимости, утвержденной Приказом Госстроя Украины от 24.05.2001 г. (далее - «Инструкция»), многоквартирные жилые дома (п.2.1 Инструкции), одноквартирные (усадебные) жилые дома (п.2.2 Инструкции) и садовые и дачные дома (п.2.4 Инструкции) отнесены к категории «жилые дома», а согласно пункта 1122 таблицы раздела 2 «Классификация зданий и сооружений» Государственного классификатора зданий и сооружений ДК 018-2000, утвержденного и введенного в действие с 01.01.2001 г. приказом Государственного комитета Украины по стандартизации, метрологии и сертификации от 17 августа 2000 г. № 507 (далее - «ГК ЗС»), жилые дома с тремя и более квартирами классифицируются по классу 1122.1 «Дома многоквартирные массовой застройки».

Декларация о готовности объекта к эксплуатации от 15.02.2013 г. № содержит указание на наименование объекта - «Строительство жилого дома по <адрес>», «Код объекта - 1122.1», соответствующий классу 1122.1 «Дома многоквартирные массовой застройки» ГК ЗС ДК 018-2000, «Категория сложности - III».

Таким образом, объект капитального строительства - многоквартирный многоэтажный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> соответствует выданной на него разрешительной и проектной документации.

Более того, как следует из материалов дела и установлено судом 02 марта 2015 г. Орган В.В., обратился к ответчику с заявлением о постановке объекта недвижимости жилого дома по ул. <адрес> на кадастровый учет, представив декларацию о готовности объекта к эксплуатации от 15.02.2013 г. серии СТ и технический паспорт от 07.12.2012 г. на объект недвижимости.

На основании указанных документов многоквартирный жилой дом был поставлен административным ответчиком на кадастровый учет, присвоен кадастровый номер.

В силу части 1 статьи 39 Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности» принятие в эксплуатацию законченных строительством объектов, по классу последствий (ответственности) относятся к объектам с незначительными последствиями (СС1) и объектов, строительство которых осуществлялось на основании строительного паспорта, осуществляется путем регистрации соответствующим органом государственного архитектурно-строительного контроля на безвозмездной основе представленной заказчиком декларации о готовности объекта к эксплуатации в течение десяти рабочих дней со дня регистрации заявления.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено ст. 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.

Учитывая вышеприведенные нормы, суд приходит к выводу, что декларация была зарегистрирована уполномоченным органом Украины, на основании полномочий, предусмотренных Положением о Государственной архитектурно-строительной инспекции Украины, утвержденным Указом Президента Украины от 08.04.2011 N 439/2011, и в соответствии с действующим на тот момент законодательством, в силу статьи 12 Закона N 6-ФКЗ являлась действующей и подтверждала право на эксплуатацию объекта, строительство которого окончено до 18.03.2014.

Поскольку действие указанной декларации не прекращено, в силу приведенной выше части 1 ст. 55 ГрК РФ она является достаточным документом, удостоверяющим соответствие построенного объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка.

Кроме того, согласно общему правилу о действии актов гражданского законодательства во времени, такие акты не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом (ст. 4 ГК РФ).

Статьей 23 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ также определено, что законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территории города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов.

Соответственно, представленные на регистрацию документы при проведении правовой экспертизы могли проверяться регистрирующим органом только на предмет соответствия их законодательству, действующему в г. Севастополе на дату их выдачи.

В соответствии с правовой позицией Верховного Суда РФ, изложенной в кассационном определении №117-КГ17-4 от 04.10.2017 года суд не вправе давать оценку законности и обоснованности документов, выданных государственными органами иного государства.

Как указано в пункте 3.2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10 марта 2016 г. № 7-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 21, части 2 статьи 22 и части 4 статьи 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве», осуществляя правосудие как свою исключительную функцию (статья 118, часть 1 Конституции Российской Федерации), суд обязан обеспечивать справедливое и беспристрастное разрешение спора, предоставляя сторонам равные возможности для отстаивания своих позиций, и потому не может принимать на себя выполнение их процессуальных функций.

Как следует из системного анализа положений частей 1, 2 статьи 3, части 1 статьи 4, статей 6, 8, 9, частей 1, 2 статьи 14, статьи 17 КАС РФ, в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, спор о праве на недвижимое имущество разрешаться не может.

Аналогичная правовая позиция, изложена в пункте 56 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Таким образом, указание административного ответчика на ничтожность сделки не может быть принята судом во внимание, поскольку разрешение возможного спора о праве, признании сделки недействительной и применении последствий недействительности, в том числе ничтожной сделки, не входит в компетенцию административного ответчика и осуществляется исключительно судами в соответствии с установленной подведомственностью спора исключительно в порядке искового производства.

С учетом изложенного, решение Управления государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя об отказе в государственной регистрации права от 30.10.2019 года является незаконным.

С целью соблюдения и восстановления прав административного истца, суд приходит к выводу об удовлетворении требований административного истца в части признания незаконным решения от 30.10.2019 года №, с возложением обязанности на Управление повторно рассмотреть заявление ФИО1

При этом суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований по возложению на Управление обязанностей по регистрации права собственности на объект недвижимого имущества – в доме <адрес>, поскольку решение указанных вопросов относится к распорядительным полномочиям соответствующего органа и не может осуществляться судом.

Руководствуясь ст.ст. 175-189 Кодекса Административного Судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Негрибецкой Т.А. удовлетворить частично.

Признать незаконным сообщение государственного регистратора Управления государственной регистрации права и кадастра города Севастополя Лящук Т.Ю. от 30.10.2019 года об отказе в государственной регистрации права собственности на квартиру в доме <адрес>

Обязать Управление государственной регистрации права и кадастра города Севастополя повторно рассмотреть заявление НРегрибецкой Т.А. о государственной регистрации права собственности на квартиру в доме по <адрес>, с кадастровым номером и сообщить об исполнении в суд и административному истцу в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.

В остальной части административного иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд г. Севастополя в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Мотивированный текст решения изготовлен 21.02.2020 г.

Судья Ю.С. Степанова

2а-588/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Негрибецкая Татьяна Александровна
Ответчики
Управление государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя
Государственный регистратор Управления государственной регистрации права и кадастра г.Севастополя (Севреестр) Лящук Т.Ю.
Другие
Орган Валерий Васильевич
Суд
Ленинский районный суд Севастополя
Судья
Степанова Юлия Сергеевна
Дело на странице суда
leninskiy.sev.sudrf.ru
21.01.2020Регистрация административного искового заявления
21.01.2020Передача материалов судье
22.01.2020Решение вопроса о принятии к производству
22.01.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.01.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.01.2020Судебное заседание
21.02.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.02.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее