2-207/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Великий Устюг 17 февраля 2017 года
Великоустюгский районный суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Зеленской Т.Г.,
при секретаре Подосеновой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шепелина Н.А. и Шепелиной Е.А. к администрации МО «Город Великий Устюг», администрации Великоустюгского муниципального района и Правительству Вологодской области об установлении факта постоянного проживания и включении в список пострадавших в результате паводка в 2016 году в Великоустюгском муниципальном районе,
у с т а н о в и л :
Шепелин Н.А. и Шепелина Е.А. обратились в суд с исковым заявлением к администрации МО «Город Великий Устюг», администрации Великоустюгского муниципального района и Правительству Вологодской области об установлении факта постоянного проживания и включении в список пострадавших в результате паводка в 2016 году в Великоустюгском муниципальном районе.
В обоснование иска указали, что зарегистрированы по адресу: ..., а с марта 2015 года фактически постоянно проживают по адресу: .... В период с 15 по 29 апреля 2016 года в г. Великом Устюге и Великоустюгском районе произошло наводнение, на указанной территории был введен режим чрезвычайной ситуации. В результате наводнения произошло затопление домовладения по адресу: .... Вследствие наводнения пострадал подвал, баня, гараж, придомовая территория. Согласно акту обследования от 24 апреля 2016 года было частично утрачено имущество первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации. Факт их постоянного проживания по адресу: ... может быть подтвержден свидетельскими показаниями, а также документами, приложенными к исковому заявлению. Просят суд установить факт их постоянного проживания по адресу: ... и обязать ответчиков включить их в Список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и в Список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (имущества первой необходимости) в результате чрезвычайной ситуации.
Исковые требования Шепелин Н.А. и Шепелина Е.А. в судебном заседании поддержали.
Представитель ответчика администрации Великоустюгского муниципального района Лопатникова Е.С. с иском не согласна, пояснила, что представленными в материалах дела доказательствами нельзя установить факт постоянного проживания истцов по адресу: ....
Представители ответчиков - администрации МО «Город Великий Устюг» и Правительства Вологодской области, представитель третьего лица Министерства финансов РФ в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просят рассмотреть дело в их отсутствие.
Третье лицо Шепелин А.Н. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменное заявление, с исковыми требованиями согласен.
Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения участников процесса, показания свидетелей, приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций; в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
Постановлением Правительства РФ от 15 февраля 2014 года № 110 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, которые устанавливают порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера.
Подп. «г», «д» пункта 2 Правил предусмотрено, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций: оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека; оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека).
Согласно абз. 2 п. 5 Правил Правительства РФ органы исполнительной власти субъектов РФ при недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджетах субъектов РФ для ликвидации чрезвычайных ситуаций, не позднее одного месяца со дня возникновения чрезвычайной ситуации обращаются в Правительство РФ с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации.
В апреле 2016 года в г. Великий Устюг Вологодской области и Великоустюгском муниципальном районе произошло чрезвычайное стихийное бедствие - наводнение. В силу ч. 1 ст. 61 ГПК РФ указанное обстоятельство является общеизвестным и не нуждается в доказывании.
Постановлением Губернатора Вологодской области № 180 от 17 апреля 2016 года «О введении режима чрезвычайной ситуации для органов управления и сил Вологодской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» в пределах территориальных границ Великоустюгского муниципального района в связи с резким подъемом уровня воды выше критической отметки в р. Сухона и Малая Северная Двина в результате заторных явлений, введена чрезвычайная ситуация.
В зону затопления попал и жилой дом, расположенный по адресу: ..., собственниками которого являются Шепелин Н.А. и Шепелин А.Н.
Комиссией было проведено обследование данного жилого дома. Актом обследования утраченного имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации от 24 апреля 2016 года зафиксировано, что в результате паводка затоплены подвал дома, водяная станция, замыта скважина. Дано заключение комиссии о частичной утрате имущества первой необходимости и сумме финансовой помощи 50 000 рублей на 1 человека.
Согласно п. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В силу ст. 1 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Исходя из положений ст. 2 указанного Закона, местом жительства является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Из положений статей 2 и 3 Закона РФ 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в их взаимосвязи со статьей 20 ГК РФ следует, что действующее законодательство связывает место жительства гражданина с наличием у него регистрации в жилом помещении, хотя и не исключает возможности признания местом жительства гражданина иного жилого помещения, занимаемого им на законных основаниях.
Согласно паспортам гражданина РФ Шепелин Н.А. и Шепелина Е.А. с 10 января 1990 годазарегистрированы по адресу: ....
Истцы утверждают, что фактически постоянно проживают по адресу: ....
В обоснование своих требований истцами представлены свидетельство о государственной регистрации права от 04 июля 2013 года, квитанции по оплате электроэнергии и газоснабжения, об оплате земельного налога, договоры энергоснабжения, поставки природного газа за 2013-2014 годы, договор на вывоз мусора от 06 февраля 2012 года, договор реализации мебели под заказ в рассрочку от 29 января 2016 года, акт приемки-передачи товара потребителю от 23 января 2016 года, акт № 001917 от 29 сентября 2014 года о приемке выполненных работ об установке окон, копия домовой книги.
Однако, данные документы не являются безусловными доказательствами факта постоянного проживания истцов по адресу: ....
Так, согласно представленных истцами по запросу суда квитанций по оплате электроэнергии по адресу: ... за период с сентября 2015 года по апрель 2016 года производились начисления за электроэнергию от 200 до 800 рублей ежемесячно, поэтому нельзя сделать вывод о том, что в указанной квартире никто не проживал, несмотря на утверждения об этом истцов.
В акте обследования утраченного имущества от 24 апреля 2016 года указано, что в ... постоянно никто не проживает. С данным актом Шепелин Н.А. ознакомлен, стоит его подпись.
В заявлении, написанным истцом Шепелиным Н.А., от 24 апреля 2016 года на включение его и членов его семьи в списки на оказание единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, возникшей вследствие паводка на территории муниципального образования г. Великий Устюг в апреле 2016 года, указано, что Шепелин Н.А. постоянно зарегистрирован по адресу: ..., в доме никто не живет.
По одним показаниям свидетелей В.Н. и М.С., которые показали, что с 2015 года истцы постоянно проживают по адресу: ..., с достоверностью установить факт постоянного проживания истов по спорному адресу не представляется возможным.
Других допустимых и достоверных доказательств суду не представлено.
Причинение в результате чрезвычайной ситуации ущерба собственнику имущества, достаточным основанием для удовлетворения заявленных требований не является.
Право на получение финансовой помощи зависит не от факта причинения материального ущерба собственнику имущества, а от утраты (полной или частичной) имущества первой необходимости, без которого гражданин не может обеспечивать свое здоровье и жизнедеятельность.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении требований Шепелина Н.А. и Шепелиной Е.А. к администрации Великоустюгского муниципального района, администрации МО «Город Великий Устюг» и Правительству Вологодской области об установлении факта постоянного проживания и включении в сводный список граждан, пострадавших в результате паводка в 2016 году в Великоустюгском муниципальном районе, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Великоустюгский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.
Судья: Т.Г. Зеленская