Дело № 2-2253/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 августа 2022 года город Орел
Советский районный суд города Орла в составе:
председательствующего судьи Щербиной И.С.,
при секретаре Трусовой К.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по исковому заявлению прокуратуры Железнодорожного района г.Орла в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Орла, Управлению строительства, дорожного хозяйства и благоустройства администрации г.Орла, муниципальному казенному учреждению «Управление коммунальным хозяйством г.Орла» о понуждении к совершению действий,
установил:
прокуратура Железнодорожного района г.Орла в интересах неопределенного круга лиц обратилась в суд с иском к администрации г.Орла, Управлению строительства, дорожного хозяйства и благоустройства администрации г.Орла, муниципальному казенному учреждению «Управление коммунальным хозяйством г.Орла» о понуждении к совершению действий. В обоснование заявленных требований указала, что прокуратурой района проведена проверка состояния дорог. В ходе проведения проверки установлено, что дорога не соответствует нормам ГОСТ Р №*** ГОСТ Р №***. В связи с чем, просит суд обязать администрацию г. Орла и Управление строительства, дорожного хозяйства и благоустройства администрации города Орла в рамках субсидиарной ответственности осуществить финансирование выполнения работ по обустройству улично-дорожной сети по <...> тротуарами и недостающим электроосвещением в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; в течение 3 месяцев со дня заключения муниципального контракта на обустройство улично-дорожной сети по <...> тротуарами и недостающим электроосвещением обязать администрацию г. Орла организовать выполнение указанных работ в соответствии с требованиями ГОСТ Р №*** с целью устранения следующих нарушений: на проезжей части дороги по <...> от пересечения <...> <...> до пересечения с <...> в районе домов №№*** по <...> с учётом жилой застройки улично-дорожной сети по <...> с двух сторон по чётной стороне отсутствует тротуар, на проезжей части дороги по <...> от пересечения с <...> до пересечения с <...> <...> в районе домов №***, №*** с учётом жилой застройки улично-дорожной сети по <...> с двух сторон по чётной стороне отсутствует тротуар, на проезжей части дороги по <...> от пересечения с <...> до пересечения с <...> <...> в районе домов №***, №*** отсутствует стационарное электрическое освещение; обязать администрацию г. Орла и Управление строительства, дорожного хозяйства и благоустройства администрации города Орла в рамках субсидиарной ответственности осуществить финансирование выполнения работ по содержанию улично-дорожной сети по <...> в соответствии с требованиями №*** в размере, необходимом МКУ «УКХ г. Орла» для устранения дефектов покрытия проезжей части, в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; в течение 3 месяцев со дня доведения денежных средств обязать МКУ «УКХ г. Орла» организовать проведение работ по содержанию и приведению в нормативное состояние в соответствии с требованиями ГОСТ Р №*** улично-дорожной сети по <...> в целях устранения нарушений требований ГОСТ Р №***, выразившихся в следующем: на проезжей части дороги по <...> от пересечения <...> <...> до пересечения с <...> в районе домов №№*** по <...> имеются разрушения асфальтового покрытия в виде выбоин размерами <данные изъяты> глубиной <данные изъяты>, в районе <...> обочина занижена на <данные изъяты> на проезжей части дороги по <...> от пересечения <...> до пересечения с улицей <...> <...> в районе домов №№*** имеются разрушения асфальтового покрытия в виде выбоин размером <данные изъяты> глубиной <данные изъяты>, на проезжей части дороги по <...> от пересечения с <...> до пересечения с улицей <...> <...> в районе домов №№*** в местах нахождения канализационных люков имеются отклонения по вертикали крышки люка относительно поверхности проезжей части на <данные изъяты> на проезжей части автомобильной дороги по <...> от пересечения с <...> до пересечения с улицей <...> <...> в районе домов №№***, №*** имеются разрушение асфальтового покрытия в виде выбоин размерами <данные изъяты> на проезжей части автомобильной дороги по <...> от пересечения с <...> до пересечения с улицей <...> <...> в районе домов №№***, №*** в местах нахождения канализационных люков имеются отклонения по вертикали крышки люка относительно поверхности проезжей части на 3 <данные изъяты>, на проезжей части дороги по <...> от пересечения с <...> до пересечения с улицей <...> в районе домов №№***, №*** имеются многочисленные разрушения асфальтового покрытия в виде выбоин размерами <данные изъяты>; <данные изъяты> на проезжей части дороги по <...> от пересечения с <...> до пересечения с <...> <...> в районе домов №№***, №*** имеются разрушения асфальтового покрытия в виде выбоин размерами <данные изъяты>
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены филиал ПАО «Квадра» - «Орловская генерация», УМВД России по Орловской области, МУП «Спецавтобаза по санитарной отчистке г.Орла», МПП ВКХ «Орелводоканал», Управление градостроительства администрации г.Орла, ООО «Нерудстрой».
При рассмотрении дела истец неоднократно уточнял исковые требования, и, окончательно сформулировав их, просит суд обязать администрацию г. Орла обеспечить выделение денежных средств из бюджета г.Орла и в лице Управления строительства, дорожного хозяйства и благоустройства администрации г.Орла осуществить финансирование деятельности МКУ «УКХ г.Орла» по выполнению работ по обустройству улично-дорожной сети по <...> тротуарами, недостающим электроосвещением и замене бортового камня, устранению дефектов покрытия проезжей части в целях устранения нарушений требований ГОСТ Р №***, ГОСТ Р №***, в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, обязать МКУ «УКХ г. Орла» в течение 4 месяцев со дня доведения денежных средств организовать выполнение работ по обустройству улично-дорожной сети по <...> тротуарами, недостающим электроосвещением и замене бортового камня, устранению дефектов покрытия проезжей части в целях устранения нарушений требований ГОСТ Р №***, ГОСТ Р №***, выразившихся в следующем:
- на проезжей части дороги по <...> от пересечения с <...> <...> до пересечения с <...> в нарушение п.4.5.1.3 ГОСТ Р №*** с учётом жилой застройки отсутствует тротуар;
- на проезжей части дороги по <...> от пересечения с <...> до пересечения с <...> в районе домов №№*** в нарушение п. №*** ГОСТ Р №*** с учётом жилой застройки отсутствует тротуар;
- на проезжей части дороги по <...> от пересечения с <...> до пересечения с <...> <...> с учётом жилой застройки улицы с двух сторон отсутствует тротуар по нечётной стороне;
- на проезжей части дороги по <...> от пересечения с <...> до пересечения с <...> <...> отсутствует стационарное электрическое освещение;
- в районе <...> в нарушение п. 6.5.2 ГОСТ Р №*** повреждён бортовой камень;
- на проезжей части дороги по <...> от пересечения с <...> до пересечения с <...> в районе домов №*** и №*** в нарушение п.5.2.4 ГОСТ Р №*** имеются разрушение асфальтового покрытия в виде выбоин размерами <данные изъяты>
- на проезжей части дороги по <...> от пересечения с <...> до пересечения с <...> <...> в районе домов №№*** и №*** в нарушение п. 5.2.4 ГОСТ Р №*** имеются разрушения асфальтового покрытия в виде выбоин размерами <данные изъяты>
В судебном заседании представитель истца прокуратуры Железнодорожного района г.Орла Быковская Е.Ю. требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, с учетом уточненных требований.
Представители ответчиков администрации г.Орла, Управления строительства, дорожного хозяйства и благоустройства администрации г.Орла, по доверенности Быковская С.С., МКУ «УКХ г.Орла» по доверенности Дмитриев М.В., просили отказать в удовлетворении исковых требований по доводам, указанным в возражениях на иск.
Представители третьих лиц ПАО «Квадра» - «Орловская генерация», УМВД России по Орловской области, МУП «Спецавтобаза по санитарной отчистке г.Орла», МПП ВКХ «Орелводоканал», Управление градостроительства администрации г.Орла, ООО «Нерудстрой», УМВД России по г.Орлу в лице ОГИБДД УМВД России по г.Орлу, надлежаще извещенные о рассмотрении дела, в суд не явились, о причинах неявки суду не сообщили.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Участники дорожного движения имеют право свободно и беспрепятственно передвигаться по дорогам в соответствии и на основании установленных правил, получать от органов исполнительной власти и лиц, указанных в законе, достоверную информацию о безопасных условиях дорожного движения.
Состояние дорог, недостаточное развитие дорожной инфраструктуры и несоответствие между количеством эксплуатируемого автомобильного транспорта и качеством дорог являются одними из основных причин, приводящих к дорожно-транспортным происшествиям.
В соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относится организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц).
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относит дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.
Частью 1 ст. 34 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», установлено, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов.
В силу ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах городского округа в целях обеспечения безопасности дорожного движения, ежегодное утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработку первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий, участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории городского округа.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Согласно ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам, возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
В соответствии с п. 1 «Методические рекомендации по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования» (утв. письмом Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГ № ОС-28/1270-ис) для обеспечения безопасности и удобства движения автомобильные дороги общего пользования должны иметь геометрические параметры, инженерное оборудование, а также транспортно-эксплуатационное состояние и уровень загрузки, позволяющие автомобилям двигаться без изменения скорости, траектории движения и необходимости резкого торможения.
Согласно п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений, длиной 15 см и более, глубиной 5 см и более, площадью равной или более 0,06 кв. м, устранение которых осуществляется в сроки не более 12 суток.
Согласно п. 4.5.1.2 - 4.5.1.9 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» в населенных пунктах тротуары устраивают в соответствии с требованиями нормативных документов на планировку и застройку городских и сельских поселений.
Тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке с одной стороны.
Минимальная ширина тротуара должна быть не менее 1,0 м.
На дорогах и улицах в населенных пунктах вдоль тротуара устраивают пешеходные ограждения по ГОСТ Р 52289 и ГОСТ 33128 или сплошную посадку кустарника, отделяющего пешеходов от проезжей части. Высота кустарника должна быть не более 0,8 м.
Пунктом 6.9.4 ГОСТ Р 50597-2017 предусмотрено, что средняя освещенность на дорожном покрытии, равномерность освещенности и коэффициент периферийного освещения дорог должны быть не ниже значений, указанных в ГОСТ 33176. Горизонтальная освещенность покрытия проезжей части улиц и равномерность должны быть не ниже значений, указанных в ГОСТ Р 52766.
Пунктом 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 предусмотрено, что стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают, в частности на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м, по СП 52.13390.2011 Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95, на дорогах 1 категории с расчетной интенсивностью движения 20 тыс. авт/сут и более и др.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой района совместно с инспектором ОГИБДД УМВД России по г.Орлу проведена проверка по обращению ФИО8 по вопросу исполнения законодательства о безопасности дорожного движения при содержании улично-дорожной сети по <...>.
В ходе осмотра установлено, что на проезжей части дороги по <...> от пересечения с <...> <...> до пересечения с <...> в нарушение п.4.5.1.3 ГОСТ Р №*** с учётом жилой застройки отсутствует тротуар; на проезжей части дороги по <...> от пересечения с <...> до пересечения с <...> в районе домов №№*** в нарушение п. 4.5.1.3 ГОСТ Р №*** с учётом жилой застройки отсутствует тротуар; на проезжей части дороги по <...> от пересечения с <...> до пересечения с <...> <...> с учётом жилой застройки улицы с двух сторон отсутствует тротуар по нечётной стороне; на проезжей части дороги по <...> от пересечения с <...> до пересечения с <...> <...> отсутствует стационарное электрическое освещение; в районе <...> в нарушение п. 6.5.2 ГОСТ Р №*** повреждён бортовой камень; на проезжей части дороги по <...> от пересечения с <...> до пересечения с <...> в районе домов №*** и №*** в нарушение п.5.2.4 ГОСТ Р №*** имеются разрушение асфальтового покрытия в виде выбоин размерами <данные изъяты> на проезжей части дороги по <...> от пересечения с <...> до пересечения с <...> <...> в районе домов №№*** и №*** в нарушение п. 5.2.4 ГОСТ Р №*** имеются разрушения асфальтового покрытия в виде выбоин размерами <данные изъяты>
Прокуратурой Железнодорожного района г.Орла в адрес ответчиков вынесено представление об устранении имеющихся нарушений.
Между тем, доказательств устранения выявленных нарушений в адрес прокурора района не представлено, как и не представлено таковых в материалы настоящего гражданского дела.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 31 мая 2016 года № 14-П, обеспечению экономического развития и благополучия страны призвана служить транспортная инфраструктура общего пользования, строительство и модернизация которой, доступность и содержание в надлежащем состоянии создают необходимые предпосылки для реализации гражданами закрепленных Конституцией Российской Федерации прав и свобод, включая право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (статья 34, часть 1).
Частью 5 ст. 8 Устава г. Орла, предусмотрено, что в соответствии с законодательством к ведению города Орла относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 9, ст. 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) к бюджетным полномочиям муниципальных образований относится установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.
В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.
Статьей 161 БК РФ предусмотрено, что финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.
При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от муниципального образования отвечает орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.
Согласно ст. 24 Устава г. Орла администрация г. Орла создает муниципальные предприятия и учреждения, осуществляет финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.
Учредителем МКУ «УКХ г. Орла» является администрация г. Орла, деятельность учреждения финансируется из бюджета г. Орла.
Положением об Управлении строительства, дорожного хозяйства и благоустройства администрации г. Орла, утвержденным решением Орловского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГ №*** предусмотрено, что учредителем Управления является муниципальное образование «Город Орел», функции и полномочия учредителя осуществляет администрация г. Орла. Указанное управление от имени администрации г. Орла осуществляет функции и полномочия учредителя казенных учреждений.
Таким образом, в настоящее время не обеспечено надлежащее состояние улично-дорожной сети по <...>, что влечет нарушение прав граждан, участников дорожного движения, может создать угрозу причинения вреда их жизни, здоровью и имуществу.
В связи с чем, доводы ответчиков являются не обоснованными, а исковые требования прокуратуры Железнодорожного района г.Орла в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Орла, Управлению строительства, дорожного хозяйства и благоустройства администрации г.Орла, МКУ «УКХ г.Орла» о понуждении к совершению действий подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
исковые требования прокуратуры Железнодорожного района г.Орла в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Орла, Управлению строительства, дорожного хозяйства и благоустройства администрации г.Орла, муниципальному казенному учреждению «Управление коммунальным хозяйством г.Орла» о понуждении к совершению действий - удовлетворить.
Обязать администрацию г. Орла обеспечить выделение денежных средств из бюджета г.Орла и в лице Управления строительства, дорожного хозяйства и благоустройства администрации г.Орла осуществить финансирование деятельности МКУ «УКХ г.Орла» по выполнению работ по обустройству улично-дорожной сети по <...> тротуарами, недостающим электроосвещением и замене бортового камня, устранению дефектов покрытия проезжей части в целях устранения нарушений требований ГОСТ Р №***, ГОСТ Р №***, в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать МКУ «УКХ г. Орла» в течение 4 месяцев со дня доведения денежных средств организовать выполнение работ по обустройству улично-дорожной сети по <...> тротуарами, недостающим электроосвещением и замене бортового камня, устранению дефектов покрытия проезжей части в целях устранения нарушений требований ГОСТ Р №***, ГОСТ №***, выразившихся в следующем:
- на проезжей части дороги по <...> от пересечения с <...> <...> до пересечения с <...> в нарушение п.4.5.1.3 ГОСТ Р №*** с учётом жилой застройки отсутствует тротуар;
- на проезжей части дороги по <...> от пересечения с <...> до пересечения с <...> в районе домов №№*** в нарушение п. 4.5.1.3 ГОСТ Р №*** с учётом жилой застройки отсутствует тротуар;
- на проезжей части дороги по <...> от пересечения с <...> до пересечения с <...>ёва <...> с учётом жилой застройки улицы с двух сторон отсутствует тротуар по нечётной стороне;
- на проезжей части дороги по <...> от пересечения с <...> до пересечения с <...>ёва <...> отсутствует стационарное электрическое освещение;
- в районе <...> в нарушение п. 6.5.2 ГОСТ Р №*** повреждён бортовой камень;
- на проезжей части дороги по <...> от пересечения с <...> до пересечения с <...> в районе домов №*** и №*** в нарушение п.5.2.4 ГОСТ Р №*** имеются разрушение асфальтового покрытия в виде выбоин размерами <данные изъяты>
- на проезжей части дороги по <...> от пересечения с <...> до пересечения с <...> <...> в районе домов №№*** и №*** в нарушение п. 5.2.4 ГОСТ Р №*** имеются разрушения асфальтового покрытия в виде выбоин размерами <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Советский районный суд г.Орла в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения, с которым стороны могут ознакомиться 22 августа 2022 года.
Председательствующий: И.С. Щербина