Дело №а-3837 судья Некрасов Р.Ю.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 октября 2018 года город Тверь
Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда в составе: председательствующего судьи Образцовой О.А.,
судей Сергеева А.В. и Сергуненко П.А.,
при секретаре судебного заседания Зайцевой М.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Сергеева А.В. административное дело по апелляционному представлению Вышневолоцкого межрайонного прокурора Шеметкова Р.С. и апелляционной жалобе представителя ООО «<данные изъяты>» ФИО7 на решение Вышневолоцкого городского суда Тверской области от 21 мая 2018 года, которым постановлено:
«В удовлетворении административного искового заявления Вышневолоцкого межрайонного прокурора, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в порядке статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, к администрации города Вышний Волочек Тверской области о признании незаконными п.п. 6, 6.1, 7, 8, 9, 10 Положения об организации похоронного дела в г. Вышний Волочек Тверской области, утвержденного постановлением главы города Вышний Волочек Тверской области № 204 от 4 сентября 2017 г., с изменениями от 19 января 2018 г., 18 апреля 2018 г., п.п. 11.5, 12.16 Порядка создания и содержания мест погребения и деятельности кладбищ в г. Вышний Волочек, утвержденных постановлением главы города Вышний Волочек Тверской области № 204 от 4 сентября 2017 г., с изменениями от 19 января 2018 г., 18 апреля 2018 г., исключении указанных пунктов из нормативных документов, о возложении обязанности на администрацию города Вышний Волочек Тверской области опубликовать сообщение о данном решении в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления, отказать».
Судебная коллегия,
установила:
Вышневолоцкий межрайонный прокурор обратился в суд с административным иском, поданным в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в порядке статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, к администрации города Вышний Волочек Тверской области, с учетом уточненных требований о признании незаконными п.п. 6, 6.1, 7, 8, 9 и 10 Положения об организации похоронного дела в г. Вышний Волочек Тверской области, п.п. 11.5 и 12.16 Порядка создания и содержания мест погребения и деятельности кладбищ в г. Вышний Волочек, утвержденных постановлением Главы города Вышний Волочек Тверской области №204 от 4 сентября 2017 года, исключении названных пунктов из нормативных документов.
В обоснование административного иска указал, что Вышневолоцкой межрайонной прокуратурой по обращению директора ООО «<данные изъяты>» ФИО5 проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства об организации похоронного дела в городе Вышний Волочек.
В ходе проверки установлено, что 04 сентября 2017 года постановлением Главы города Вышний Волочек Тверской области № 204 утверждено Положение об организации похоронного дела в городе Вышний Волочек и Порядок создания и содержания мест погребения и деятельности кладбищ в городе Вышний Волочек.
В ходе изучения данного нормативного правового акта, выявлено несоответствие п.п. 6, 6.1, 7, 8, 9 и 10 Положения и п.п. 11.5, 12.6 Порядка действующему законодательству.
Пунктом 6 Положения предусмотрено, что выполнение работ и услуг по содержанию и эксплуатации кладбищ, оказание ритуальных и иных услуг, связанных с погребением, на территории муниципальных кладбищ осуществляются на основании договора, заключаемого по результатам конкурса, проводимого в порядке, определяемом администрацией города Вышний Волочек.
Пунктом 6.1 Положения предусмотрены права и обязанности лица, заключившего договор.
Согласно статье 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и их должностными лицами принимаются муниципальные правовые акты.
На основании пункта 23 части 1 статьи 16 названного Закона к вопросам местного значения городского округа относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Данные вопросы местного значения являются разными по своей сути и характеру, исключающими их взаимозаменяемость, под организацией ритуальных услуг понимается процесс налаживания оказания ритуальных услуг, под содержанием мест захоронения понимается комплекс мероприятий по уходу за территорией кладбища, включая уборку, очистку территории и расположенных на ней объектов.
В силу пункта 1 статьи 15 Закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Из указанных норм следует, что акты, в том числе органов местного самоуправления, подлежат антимонопольному контролю в том случае, если они ущемляют либо могут привести к ущемлению прав хозяйствующих субъектов в сфере конкуренции на товарных рынках.
Статья 51 Закона № 131-ФЗ предусматривает право органов местного самоуправления на создание муниципальных предприятий и учреждений, участия в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.
Согласно статье 25 Закона № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с данным Федеральным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
Из указанного выше не следует, что субъектный состав участников рынка ритуальных услуг ограничен созданием специализированных служб, и другие хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели) лишены права заниматься деятельностью по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг.
В силу требований статьи 29 Закона № 8-ФЗ, органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов в целях реализации своих полномочий в данной сфере создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления районов, поселений и городских округов.
Статьей 6 Закона № 8-ФЗ установлено, что в случае отсутствия в волеизъявлении умершего указания на исполнителей волеизъявления либо в случае их отказа от исполнения волеизъявления умершего оно осуществляется супругом, близкими родственниками, иными родственниками либо законным представителем умершего. В случае мотивированного отказа кого-либо из указанных лиц от исполнения волеизъявления умершего оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, либо осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела.
На основании статьи 9 Закона №8-ФЗ специализированные службы на безвозмездной основе оказывают супругам, близким родственникам и другим лицам гарантированный перечень услуг по погребению. При этом расходы специализированной службе возмещаются за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, средств Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации.
В силу статьи 10 Закона № 8-ФЗ родственники умершего, осуществившие погребение за счет собственных средств, вправе получить социальное пособие па погребение. Гражданам, пользовавшимся услугами на безвозмездной основе, социальное пособие на погребение не выплачивается.
Следовательно, Закон № 8-ФЗ предусматривает как безвозмездное оказание ритуальных услуг специализированной службой органа местного самоуправления, так и осуществление погребения родственниками умершего за свой счет, с последующим получением социального пособия. В последнем случае родственники могут получить ритуальные услуги (в том числе и погребение) у любого лица, осуществляющего оказание таких услуг.
Лицам, взявшим на себя обязанности по погребению, законом предоставлено право выбора организации, осуществляющей услуги по погребению. Кроме того, статья 25 Закона № 8-ФЗ не предусматривает, что субъектный состав участников товарных рынков ритуальных услуг ограничивается специализированными службами по вопросам похоронного дела.
Таким образом, устанавливая гарантии, связанные с погребением умерших, в частности, возлагая обязанность по осуществлению погребения умерших на специализированные службы, Закон № 8-ФЗ не исключает возможности выполнения данной деятельности другими коммерческими организациями.
Федеральным законом предусматривается возможность органа местного самоуправления создать специализированную службу, вместе с тем, закон прямо возлагает на такую службу только обязанность по погребению умерших, но не обязанность организации осуществления похоронного дела.
В соответствии со статьей 4 Закона № 135-Ф3, под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, относятся к признакам ограничения конкуренции (пункт 17 статьи 4 Закона № 135-Ф3).
Целями Закона о конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона № 135-Ф3).
Закон о конкуренции распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица, организации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели (часть 1 статьи 3 Закона № 135-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона № 135-ФЗ органам местного самоуправления запрещается осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, а также установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.
В соответствии со статьей 16 Закона № 135-ФЗ запрещается осуществление органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами согласованных действий, если такое осуществление согласованных действий приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Таким образом, обусловливание возможности оказания ритуальныхиных услуг, связанных с погребением на территории муниципальных кладбищ наличием договора,- свидетельствует о том, что со стороны администрации города Вышний Волочек созданы для МБУ «<данные изъяты>» льготные условия.
В связи с чем, приведенные выше пункты Положения и Порядка являются незаконными и подлежат исключению.
Отмечает, что настоящее административное исковое заявление подано в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, поскольку наличие Положения и Порядка об организации похоронного дела, содержащих императивные требования о лицах, оказывающих ритуальные услуги, нарушает и ограничивает право выбора гражданином организации по оказанию таких услуг за счет собственных средств, а также права третьих лиц на доступ к рынку по оказанию ритуальных услуг.
В судебном заседании помощник Вышневолоцкого межрайонного прокурора Игнатьева М.Р. поддержала административные исковые требования.
Представитель административного ответчика Веселов B.C. возражал против удовлетворения административных исковых требований по доводам изложенным в представленном суду письменном отзыве на заявленные исковые требования.
Представитель заинтересованного лица ООО «<данные изъяты>» ФИО7 в судебном заседании поддержал административные исковые требования.
Представитель заинтересованного лица МБУ «<данные изъяты>» ФИО8 возражал против удовлетворения административного иска.
Представитель заинтересованного лица МБУ «<данные изъяты>» ФИО9 возражала против удовлетворения административного иска.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционном представлении Вышневолоцкий межрайонный прокурор Шеметков Р.С., оспаривая законность и обоснованность судебного акта, приводит доводы, аналогичные доводам административного искового заявления, а также указывает, что ссылка суда в решении на конкурсную процедуру отбора МБУ «<данные изъяты>» правового значения не имеет, поскольку федеральное законодательство о похоронном деле наделяет орган местного самоуправления полномочиями по созданию специализированной службы в области похоронного дела и содержанию мест захоронения, тогда как погребение (копка могил) не относится к вопросам создания специализированной службы и не является мероприятием по содержанию мест захоронения, правовое регулирование данных общественных отношений является незаконным.
Факт несоответствия оспариваемых положений законодательству о защите конкуренции был установлен Управлением ФАС РФ по Тверской области (решение от 24 апреля 2018 года № 04-6/1-3-2017). Однако суд первой инстанции указанному обстоятельству какой-либо оценки не дал.
Полагает, что судом, при вынесении решения не была дана надлежащая оценка всем доводам, изложенным в административном исковом заявлении, а выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
Просит решение отменить, принять по делу новое решение, которым заявленные требования удовлетворить.
В апелляционной жалобе представитель ООО «<данные изъяты>» ФИО7 приводя доводы, аналогичные доводам апелляционного представления прокурора, с решением суда не согласен, просит его отменить и принять по делу новое решение, которым административный иск удовлетворить.
В возражениях на апелляционное представление прокурора и апелляционную жалобу представителя ООО «<данные изъяты>» представитель МБУ «<данные изъяты>» ФИО11 и директор МБУ «<данные изъяты> указали о законности решения суда, просили поданные по делу представление и апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы поданных по делу апелляционного представления и апелляционной жалобы, возражений на них, выслушав прокурора Юртаева М.Д., поддержавшего апелляционное представление прокурора, а также представителя административного ответчика- Веселова B.C. и представителя заинтересованного лица МБУ «<данные изъяты>»- ФИО11, полагавших решение суда законным и обоснованным, а поданные апелляционные представление и жалобу подлежащими оставлению без удовлетворения, обозрев ходатайство представителя ООО «<данные изъяты>»- ФИО7 о рассмотрении дела в его отсутствие и о том, что ООО «<данные изъяты>» поддерживает апелляционную жалобу, сочтя возможным в соответствии с положениями ч. 6 ст. 226 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствии иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания, не явившихся в заседание суда апелляционной инстанции, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене в части по следующим основаниям.
В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно, является необходимой формой осуществления власти народа, составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения (статья 12, часть 2 статьи 3, часть 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации).
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления устанавливает Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), который к вопросам местного значения муниципального района относит организацию ритуальных услуг (пункт 17 части 1 статьи 15).
Межгосударственный стандарт ГОСТ 32609-2014, введенный в действие с 1 января 2016 года приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 июня 2014 года N 551-ст и устанавливающий обязательные для применения в документах термины и определения в области похоронного дела (далее - ГОСТ 32609-2014), определяет ритуальные услуги как результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также деятельность исполнителя по погребению останков, праха умерших или погибших, проведению похорон, содержанию мест захоронений, указывая в примечании, что под ритуальными услугами следует подразумевать похоронные и мемориальные услуги (пункт 2.1.4).
Статья 17 Федерального закона N 131-ФЗ содержит перечень полномочий, которыми обладают органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения, не являющийся исчерпывающим, поскольку по вопросам, отнесенным в соответствии со статьями 14, 15 и 16 названного закона к вопросам местного значения, федеральными законами, уставами муниципальных образований также могут устанавливаться полномочия органов местного самоуправления по решению указанных вопросов местного значения (подпункт 9 части 1, часть 1.1).
Отношения, связанные с погребением умерших, регулирует Федеральный закон от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", который устанавливает гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников; гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего; санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения; основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности (статья 1).
Как установлено судом и следует из материалов дела, постановлением Главы города Вышний Волочек Тверской области № 204 от 04 сентября 2017 года в редакции от 19 января 2018 года № 6 и 18 апреля 2018 года № 53, были утверждены Положение об организации похоронного дела в городе Вышний Волочек и Порядок создания и содержания мест погребения и деятельности кладбищ в городе Вышний Волочек.
В соответствии с указанным Положением, в систему похоронного дела в городе Вышний Волочек входят: администрация города; уполномоченный орган и лица, оказывающие ритуальные услуги. Уполномоченный орган осуществляет разработку документации и подготовку проведения конкурсов на право заключения договора на выполнение работ и услуг по содержанию и эксплуатации кладбищ, оказание ритуальных и иных услуг, связанных с погребением, на территории муниципальных кладбищ.
Уполномоченным органом (специализированная служба) в г. Вышний Волочек является муниципальное бюджетное учреждение «<данные изъяты>».
16 ноября 2017 года между МБУ «<данные изъяты>» и Исполнителем МБУ «<данные изъяты>» был заключен договор на выполнение работ и услуг по содержанию и эксплуатации кладбищ города Вышний Волочек, оказание ритуальных и иных услуг, связанных с погребением, на территории муниципальных кладбищ.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд сославшись в решении на положения Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона № 8-ФЗ от 12 января 1996 года «О погребении и похоронном деле», касающихся законодательного закрепления права погребения умершего и оказания услуг по погребению за специализированной службой, создаваемой органами местного самоуправления, пришел к выводу о том, что оспариваемые прокурором пункты «Положением об организации похоронного дела в городе Вышний Волочек» и «Порядка создания и содержания мест погребения и деятельности кладбищ в городе Вышний Волочек» не нарушают части 1 и 3 ст. 15 Федерального закона № 135 от 26 июля 2006 года «О защите конкуренции», поскольку определенный Положением принцип конкурсного отбора хозяйствующих субъектов на предмет заключения договора на выполнение работ и услуг по содержанию и эксплуатации кладбища, оказанию ритуальных услуг, связанных с погребением, на территории кладбищ, обеспечивает равный доступ хозяйствующих субъектов на муниципальные кладбища г. Вышнего Волочка, круг которых не ограничен, обеспечивает конкуренцию между хозяйствующими субъектами, а также направлен на выявление лучших условий предоставления услуг в сфере похоронного дела. В следствие чего, оспариваемые пункты Порядка не входят в противоречие с действующим законодательством, поскольку прием заказов на погребение производится лицом, заключившим с уполномоченным органом по результатам конкурса договор на выполнение работ и услуг по содержанию и эксплуатации кладбищ, что указывает на отсутствие нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление.
С такими выводами суда первой инстанции согласиться нельзя, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Так, гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с поименованным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности, которая осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются создаваемыми органами местного самоуправления специализированными службами по вопросам похоронного дела, порядок деятельности которых определяется названными органами (пункты 1 и 2 статьи 25, статья 29 Федерального закона N 8- ФЗ).
Положения пункта 6.1 «Положения об организации похоронного дела в городе Вышний Волочек» («определение места погребения» и «погребение умерших (погибших) и оказание услуг по погребению»), а также пункт 11.5 «Порядка создания и содержания мест погребения и деятельности кладбищ в городе Вышний Волочек» («прием заказов на погребение производится лицом, заключившим с уполномоченным органом по результатам конкурса договор на выполнение работ и услуг по содержанию и эксплуатации кладбищ города Вышний Волочек, оказание, ритуальных и иных услуг, связанных с погребением, на территории муниципальных кладбищ»), утвержденных в действующей редакции постановления Главы города Вышний Волочек № 204 от 04 сентября 2017 года касаются закрепления права погребения умершего и оказания услуг по погребению исключительно за лицом, заключившим с уполномоченным органом, созданным органами местного самоуправления (по настоящему делу специализированной службой МБУ «<данные изъяты>») по результатам конкурса договор на выполнение работ и услуг в указанной сфере.
Федеральный закон N 8-ФЗ не содержит понятие специализированной службы по вопросам похоронного дела, такое понятие содержится в пункте 2.1.3 ГОСТа 32609-2014: «специализированная служба по вопросам похоронного дела - это хозяйствующий субъект, на который возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших или погибших».
Из положений статей 9 и 10 вышеупомянутого закона в их системном единстве следует, что, устанавливая гарантии, связанные с погребением умерших, в частности возлагая обязанность по осуществлению погребения умерших на специализированные службы, федеральный законодатель не конкретизирует способ и порядок их реализации и не исключает возможности выполнения данной деятельности другими хозяйствующими субъектами, определяя лишь, что качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления.
Исходя из оценки полномочий по содержанию на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения и организации ритуальных услуг, отнесенных Федеральным законом N 131-ФЗ к ведению муниципальных районов вопросов в сфере похоронного дела, во взаимосвязи с положениями Федерального закона N 8-ФЗ органы местного самоуправления должны осуществлять меры организационно-властного воздействия, направленные на создание условий для обеспечения безусловного исполнения закона, гарантирующего каждому человеку после его смерти погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с названным законом (пункт 1 статьи 7 Федерального закона N 8-ФЗ).
Анализ приведенных законоположений приводит к заключению о том, что федеральный законодатель предусмотрел создание в муниципальном районе специализированной службы именно органом местного самоуправления как гарантию безусловного исполнения требований Федерального закона N 8-ФЗ и одновременно предоставил лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, право выбора организации, осуществляющей услуги по погребению, независимо от наличия на территории муниципального образования иных субъектов предпринимательской деятельности, оказывающих услуги в сфере похоронного дела.
Кроме того, в силу положений пункта 1 статьи 1 и пункта 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора, в том числе по оказанию услуги по погребению умершего.
В связи с этим заслуживают внимания доводы апелляционного представления и апелляционной жалобы о том, что положения пункта 6.1 «Положения об организации похоронного дела в городе Вышний Волочек» и пункт 11.5 «Порядка создания и содержания мест погребения и деятельности кладбищ в городе Вышний Волочек» приведенные выше, ограничивают права граждан на выбор организации, оказывающей ритуальные услуги, поскольку закрепление за лицом, заключившим с уполномоченным органом договор, исключительного права погребения умершего и оказания услуг по погребению безусловно ограничивает конкуренцию на рынке и нарушает запреты, установленные ст. 15 Закона «О защите конкуренции».
Согласно ч.1 ст. 308 КАС РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Пунктами 1 и 4 статьи 18 Федерального закона N 8-ФЗ установлено, что общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, данные органы определяют порядок деятельности общественных кладбищ, а пунктом 16 статьи 15 Федерального закона N 131-ФЗ предусмотрено, что к вопросам местного значения относится формирование и содержание муниципального архива, включая хранение архивных фондов поселений.
Часть 3 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещает совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов.
Из изложенного следует, что хранение книги регистрации захоронений является полномочием органов местного самоуправления, и передача полномочий по хранению такой книги, как то предусмотрено пунктом 12.16 Порядка, уполномоченному органу (специализированной службе), являющемуся хозяйствующим субъектом, недопустимо.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает возможным удовлетворить заявленные административными истцами требования в части, признав не действующими со дня вступления решения суда в законную силу положения пункта 6.1 в части слов «определение места погребения» и «погребение умерших (погибших) и оказание услуг по погребению» «Положения об организации похоронного дела в городе Вышний Волочек», утвержденного постановлением главы города Вышний Волочек Тверской области № 204 от 04 сентября 2017 года в редакции постановлений от 19 января 2018 года № 6 и 18 апреля 2018 года № 53, и пункты 11.5, 12.16 «Порядка создания и содержания мест погребения и деятельности кладбищ в городе Вышний Волочек», утвержденного постановлением главы города Вышний Волочек Тверской области № 204 от 04 сентября 2017 года в редакции постановлений от 19 января 2018 года № 6 и 18 апреля 2018 года № 53.
В связи с чем, решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении заявленных требований в указанной части.
В остальной части решение суда является законным, обоснованным и мотивированным, в нем приведен конкретный перечень нормативно- правовых актов, регулирующих спорные правоотношения.
Суд правильно пришел к выводу о том, что оспариваемые п.п. 6,7,8,9 и 10 Положения не входят в противоречие с действующим законодательством, доводов в пользу незаконности данных пунктов административным истцом не приведено. Следовательно, оснований говорить о нарушении прав административного истца и лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного решения, по делу не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия,
определила:
решение Вышневолоцкого городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменить в части и принять по делу в этой части новое решение, которым признать не действующими со дня вступления решения суда в законную силу положения пункта 6.1 в части слов «определение места погребения» и «погребение умерших (погибших) и оказание услуг по погребению» «Положения об организации похоронного дела в городе Вышний Волочек», утвержденного постановлением главы <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ в редакции постановлений от ДД.ММ.ГГГГ № и ДД.ММ.ГГГГ №, и пункты 11.5, 12.16 «Порядка создания и содержания мест погребения и деятельности кладбищ в городе Вышний Волочек», утвержденного постановлением главы <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ в редакции постановлений от ДД.ММ.ГГГГ № и ДД.ММ.ГГГГ №.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционное представление Вышневолоцкого межрайонного прокурора и апелляционную жалобу ООО «Некрополь»- без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: