дело № 2-1-778/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Козьмодемьянск 05 декабря 2018 года
Горномарийский районный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Шаховой К.Г., при секретаре судебных заседаний Зайковской И.А.,
с участием истца Ларченковой А.В., ее представителя адвоката Мингалевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ларченковой А.В. к администрации муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения,
установил:
Ларченкова А.В. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск», в котором просит обязать ответчика предоставить ей благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск». В обоснование иска указано, что Ларченкова А.В. относится к лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Ее мать ФИО3 лишена родительских прав, отцовство не установлено. Решением Министерства образования и науки РМЭ Ларченкова А.В. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Закрепленное за истицей постановлением администрации <адрес> жилое помещение признано не соответствующим требованиям, предъявляемым жилым помещениям, и не пригодно для дальнейшего проживания. До настоящего времени другое жилье истцу не предоставлено. Ответчик, на которого законом возложена обязанность по обеспечению истца жилым помещением, эту обязанность добровольно не исполняет.
В суде истец Ларченкова А.В. и ее представитель адвокат Мингалева О.В. исковые требования по изложенным выше основаниям поддержали, дополнительно пояснили, что в закрепленном за несовершеннолетней Ларченковой А.В. жилом помещении по адресу: <адрес> она никогда не проживала, в нем зарегистрирована мать истицы, лишенная родительских прав. До достижения 18 лет ФИО5 проживал в семье опекуна ФИО6 в д. <адрес> РМЭ, в настоящее время арендует жилье по месту учебы в <адрес>.
Ответчик администрация муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» и третье лицо, на заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Министерство образования и науки Республики Марий Эл представителя в суд не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали, возражений по существу иска не выразили.
На основании положений статьи 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие ответчика, третьего лица.
Выслушав участников судебного заседания, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
На основании пунктов «к» и «ж» части 1 статьи 72 и частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты и жилищного законодательства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Исходя из положений части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые в частности являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Судом установлено, что истец Ларченкова А.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать ФИО3 решением Козьмодемьянского городского суда Республики Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав, сведения об отце занесены в запись о рождении истца по заявлению матери.
Закрепленное за истицей постановлением Главы администрации муниципального образования «Город Козьмодемьянск» № от ДД.ММ.ГГГГ в целях защиты жилищных прав несовершеннолетней жилое помещение по адресу: <адрес> заключением Межведомственной комиссии по оценке жилищного фонда городского округа «Город Козьмодемьянск» от ДД.ММ.ГГГГ № признано не соответствующим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, а потому не пригодным для проживания (акт № от ДД.ММ.ГГГГ).
Решением Министерства образования и науки Республики Марий Эл № от ДД.ММ.ГГГГ истица включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями.
Включив Ларченкову А.В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений городского округа «Город Козьмодемьянск», утвержденный Мэром <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, ответчик признал право истицы на обеспечение жилым помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
Другого жилого помещения, принадлежащего Ларченковой А.В. на праве собственности, и жилого помещения, находящегося в пользовании на основании договора социального найма, не имеется. Доказательств, свидетельствующих об обратном, суду не представлено, в ходе судебного разбирательства не добыто.
По объяснениям истицы, в настоящее время она фактически проживает в квартире, арендуемой на период обучения в <адрес>.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии у Ларченковой А.В. права на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, которое до настоящего времени не реализовано, названное жилое помещение не предоставлено.
В силу статьи 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ, предусмотренные данным нормативным актом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Однако в силу части 4 статьи 3 Закона Республики Марий Эл от 10 декабря 2012 г. № 79-З специализированные жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом местного самоуправления на основании договора найма специализированного жилого помещения, заключаемого сроком на пять лет.
Согласно части 1 статьи 2 Закона Республики Марий Эл от 10 декабря 2012 г. № 79-З «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» специализированные жилые помещения однократно предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия по месту их жительства в границе соответствующего населенного пункта Республики Марий Эл общей площадью не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Специализированные жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, общей площадью не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (часть 7 статьи 3 Закона Республики Марий Эл от 10 декабря 2012 г. № 79-З).
Исходя из содержания приведенных выше законоположений, предоставление истцу жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения относится к полномочиям администрации городского округа «Город Козьмодемьянск» ввиду нахождения места жительства Ларченковой А.В. на территории города Козьмодемьянска и включения ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещения специализированного жилого фонда МО «Городской округ «Город Козьмодемьянск».
При таких обстоятельствах ввиду наличия у истицы до настоящего времени нереализованного права на обеспечение жильем суд полагает обоснованным возложить на ответчика обязанность предоставить Ларченковой А.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, находящего в ведении ответчика, по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Однако, учитывая, что ни федеральным, ни региональным законодательством не предусматривается распространение льготы по предоставлению жилого помещения по договору социального найма на членов семей указанных категорий граждан, оснований для предоставления Ларченковой А.В. жилого помещения по норме предоставления с учетом членов ее семьи (двоих несовершеннолетних детей) не имеется. В силу выше приведенных положений закона предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений является льготой, которая носит адресный характер и направлена на обеспечение органом местного самоуправления жилым помещением по договору социального найма именно указанной категории лиц.
При изложенных обстоятельствах исковые требования о возложении на администрацию муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» обязанности предоставить истице жилое помещение по договору социального найма с учетом членов ее семьи удовлетворению не подлежат.
На основании части 1 статьи 98 ГПК РФ в связи с частичным удовлетворением иска, учитывая его неимущественный характер, расходы истицы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей подлежат возмещению ответчиком.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Ларченковой А.В. удовлетворить частично.
Возложить на администрацию муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» обязанность предоставить Ларченковой А.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В удовлетворении иска в остальной части отказать.
Взыскать с администрации муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» в пользу Ларченковой А.В. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл через Горномарийский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья К.Г.Шахова
решение принято в окончательной форме 06 декабря 2018 г.