Дело № 2а-1103/2023
УИД: 77RS0034-02-2023-015131-26
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 октября 2023 года адрес
Щербинский районный суд адрес в составе председательствующего судьи Панферовой М.В., при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Купча фио к Управлению Росреестра по адрес о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права на недвижимое имущество,
УСТАНОВИЛ:
Купч Е.Г. обратился в суд с административным иском к Управлению Росреестра по адрес о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права на недвижимое имущество.
В обосновании заявленных требований указано, что на основании договора о долевом участии в инвестировании и строительстве от 12.03.2003 Купч Е.Г. является собственником квартиры, расположенной по адресу: адрес, адрес. Административный истец обратился в Управление Росреестра по адрес с заявлением о регистрации права собственности на объект, однако, в регистрации права собственности истцу было отказано. Указанный отказ истец полагает необоснованным.
Административный истец Купч Е.Г. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель Управления Росреестра по адрес в суд явился, возражал против удовлетворения требований, заявил о пропуске обращения в суд.
Заинтересованное лицо в суд не явилось, извещалось своевременно и надлежащим образом, в связи с чем, суд полагал возможным рассмотреть дело при данной явке.
Суд, выслушав представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, полагает, что требования истца не обоснованы и не подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Федеральный закон от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на адрес государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
В соответствии с ч. 3, 4 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Согласно ч. 1 ст. 14 Закона государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Именно заявление инициирует процесс проведения государственной регистрации и выражает волеизъявление сторон сделки на ее осуществление.
В соответствии с ч. 4 ст. 18 Закона на государственную регистрацию к заявлению о государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственной регистрации прав.
Согласно ч. 1 ст. 21 Закона, документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН).
Статья 26 Федерального закона 13.07.2015 №218-ФЗ предусматривает перечень оснований, являющихся основанием приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора.
В соответствии со ст.27 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Если отказ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав признан судом незаконным (не соответствующим основаниям, указанным в настоящем Федеральном законе) и в решении суда указано на необходимость осуществить государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав, указанные действия осуществляются без подачи заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав на основании соответствующего решения суда, вступившего в законную силу или подлежащего немедленному исполнению в соответствии с законом и поступившего в орган регистрации прав, и документов, ранее помещенных в реестровое дело (в том числе межевого плана, технического плана, акта обследования). В течение трех рабочих дней со дня поступления такого решения суда государственный регистратор прав обязан уведомить заявителя по указанному в данном заявлении адресу о поступлении такого решения суда и сроке окончания осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Таким образом, исходя из указанных выше норм действующего законодательства, правоустанавливающие документы должны подтверждать возникновение прав конкретного субъекта на заявленные объекты недвижимости, то есть в них должна содержаться информация, позволяющая идентифицировать субъект права, вид права и объект права и соответствовать требованиям законодательства.
Судом установлено, что 03.06.2020 Купч Е.Г. обратился в Управление Росреестра по адрес с заявлением об осуществлении государственной регистрации прав в отношении объекта недвижимости – помещения с кадастровым номером 50:61:0020216:294 общей площадью 63,2 кв.м, расположенного по адресу: адрес, адрес.
15.06.2020 в адрес Купч Е.Г. направлено уведомление о приостановлении государственной регистрации прав №77/003/242/2020-543 на срок до 15.09.2020.
16.11.2020 вынесено уведомление об отказе в государственной регистрации прав №77/003/242/2020/543/1 в связи с истечением срока приостановления и не устранением причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации прав.
Как следует из содержания административного искового заявления, административный истец считает решение от 15.06.2020 об отказе в государственной регистрации незаконным ввиду того, что единственная причина для отказа в государственной регистрации связана с отсутствием, передаточного акта или иного документа о передаче, предусмотренного ст. 556 ГК РФ.
Вопреки доводам административного истца, уведомление от 15.06.2020 не является отказам в осуществлении государственной регистрации права, а приостановлением, в котором перечислен исчерпывающий перечь оснований, препятствующих государственной регистрации прав.
Согласно нормам Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, относятся: 1) прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; 2) проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; 3) проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; 4) государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав; 5) выдача документов, подтверждающих осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 6) ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в нем; 7) принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей.
Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления. Перечень лиц, по заявлению которых осуществляются государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав, закреплен ст. 15 Закона о регистрации.
Пунктом 3 части 1 статьи 29 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав.
Под правовой экспертизой понимается изучение представленных на государственную регистрацию документов с целью установления юридического факта, являющегося бесспорным основанием для возникновения, наличия, перехода, прекращения или обременения (ограничения) прав на недвижимость. Представленные документы изучаются как на предмет их подлинности и достоверности, так и на соответствие их формы и содержания требованиям законодательства, действовавшего на момент их издания и в месте издания. Цель подобной экспертизы состоит в том, чтобы убедиться в отсутствии оснований для отказа в государственной регистрации либо ее приостановлении.
В материалы дела предоставлен договор о долевом участии в инвестировании и строительстве от 12.03.2003 №0312-2003/188-И, договор долевого участия в инвестиционной программе от 01.12.2009, акт о приеме передачи квартиры №212 от 01.12.2009, дополнительное соглашение к договору от 29.12.2003.
Вышеуказанные документы в Управление Росреестра по адрес в необходимом количестве экземпляров не представлены, также не представлено 2 подлинных экземпляра дополнительного соглашения к договору от 29.12.2003
Как следует из договора о долевом участии в инвестировании и строительстве от 12.03.2003 №0312-2003/188-И, предметом договора является передача адрес «Ремкапсантех» фио прав долевого участия в строительстве жилого дома по строительному адресу: адрес (дом №10) с правом получения в нем в собственность двухкомнатной квартиры на 2 этаже №188, общей площадью 65,78 кв.м.
Как следует из содержания заявления от 03.06.2020 Купч Е.Г. обратился в Управление Росреестра по адрес за осуществлением государственной регистрации права с кадастровым номером 50:61:0020216:294, по адресу: адрес, адрес.
Согласно акту прием передачи квартиры от 01.12.2009 стороны подписали настоящий акт о том, что на недвижимое имущество: двухкомнатная квартира в жилом доме, расположенная по адресу: адрес общей площадью 64,7 кв.м присвоен по БТИ почтовый адресу: адрес, адрес.
Претензий по площади 64,7 кв.м и качеству стороны не имеют, при этом исходя из анализа представленных для государственной регистрации документов, не представляется возможным установить, что объект недвижимости, указанный в договоре о долевом участии в инвестировании и строительстве от 12.03.2003 №0312-2003/188-И и объект недвижимости, указанный в акте о приеме передачи квартиры№212, являются одним и тем же объектом, который передается по договору от 12.03.2003 на основании акта приема передачи.
Как указывает государственный регистратор в приостановлении осуществления государственной регистрации прав от 16.05.2020, договор долевого участия в инвестиционной программе от 01.12.2009 не представляет собой единый документ, подписанный сторонами, свидетельствующий о достижении соглашения сторонами по всем существенным его условиям, поскольку не скреплен надлежащим образом, подписи сторон (печати) не присутствуют на всех страницах, т.е. договор не может быть рассмотрен как подлинный правоустанавливающий документы.
Согласно ч.1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Оспариваемое административным истцом уведомление вынесено 15.06.2020. Административное исковое заявление зарегистрировано в суде 12.07.2023.
Доказательств уважительности причин пропуска срока обращения в суд административный истец не представил.
Таким образом, административным истцом пропущен срок на обращение в суд с требованием о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права на недвижимое имущество.
При указанных обстоятельствах, требования административного истца удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 16.10.2023 ░░░░.