Решение по делу № 2-3467/2023 от 26.04.2023

УИД 16RS0043-01-2023-002598-20

дело №2-3467/2023

Решение

именем Российской Федерации

14 августа 2023 года город Нижнекамск Республики Татарстан

Нижнекамский городской суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Ю.В. Шуйской,

при секретаре судебного заседания Р.Р. Мухамадиевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к государственному казенному учреждению «Центр занятости населения ...» Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о признании неправильным определения периода получения и размера сумм пособий по безработице, незаконности действий по невыплате его части, принудительному их взысканию и компенсации морального вреда и материального ущерба,

установил:

Н.В. ФИО1 (далее по тексту истец) обратилась в суд с иском к государственному казенному учреждению «Центр занятости населения ...» Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан (далее по тексту ответчик) о признании неправильным определения периода получения и размера сумм пособий по безработице, незаконности действий по невыплате его части, принудительному их взысканию и компенсации морального вреда и материального ущерба. В обоснование исковых требований указано, что ... истец, посредством портала «Работа России», подала заявление о постановке на учёт в качестве безработного в электронной форме. «По итогам работы издан приказ «О признании безработным гражданина с ...» и назначена выплата пособия по безработице в период с ... по ..., в связи с тем, что истец уже обращалась в центр занятости населения и получала пособие по безработице в августе 2019 года. Для граждан, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, период выплаты пособия по безработице не может превышать три месяца (абз.2 п.4 ст.31 закона «О занятости населения в РФ»)», что следует из ответа ... от ... ГБУ «Центр занятости населения ...» Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.

Однако, согласно действовавшим на тот момент Временным правилам регистрации
граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанных в установленном порядке безработными, утверждённых постановлением Правительства РФ ... от ..., пункту 12: пособие по безработице начисляется гражданам с 1-го дня признания их безработными.

А согласно, пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации ... от ... «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации ... от ... и приостановлении действия отдельных положений Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными: приостановить до ... действие пунктов 13-16 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанных в установленном порядке безработными,.. .», то есть указанное выше требование трёхмесячного срока не действует.

С претензиями того, что в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации ... от ... пособие истца с апреля по июнь 2020 года должно составлять 12 130 рублей, истец обратилась к ГБУ «Центр занятости населения ...» Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан и получила вышеупомянутый ответ, который отверг доводы истца по причине того, что в период менее года, между биржами истец сначала работала, около месяца, а затем была самозанятой, но закончила свою трудовую деятельность после ..., что при необходимости могут подтвердить справкой с личного кабинета плательщика налога на профессиональный доход.

Однако, опять-таки, в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации ... ..., пункты 13-16 «Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных...» не действуют до ..., поэтому период самозанятости не влияет на размер пособия по безработице, так как он определяется в соответствии с пунктом 1 данного постановления и должен составлять 12 130 рублей для категорий граждан, признанных безработными с ..., кроме уволенных с «виновной составляющей».

Также в своём ответе ЦЗН ... обвинил истца в получении пособия обманным путём в октябре 2019 года. Истец считает необходимым пояснить, что работодатель не сразу смог истца отпустить для посещения Центра занятости и оформления окончания её там пребывания. Истец и сама точно не знала, в какие сроки необходимо оформить уход. В любом случае интерес к этому моменту у ЦЗН возник только в мае 2020 года при написании истцу ответа на претензию, в которой истец претендовала на получение пособия в апреле-июне 2020 года. И как только истец узнала об этой ситуации: через портал «Госуслуги РФ» ей прислали перерасчёт, сразу его оплатила.

Кроме того, данный факт не может являться законным аргументом для невыплаты истцу пособия в апреле-июне 2020 года.

Таким образом, истец должна была получить пособие за апрель-июнь 2020 года в размере: 12 130 рублей х 3 месяца = 36 390 рублей, а получила с ... по ...; 1 500 рублей х 3 месяца = 4 500 рублей, то есть невыплаченная часть пособий составила: 36 390 рублей – 4 500 рублей = 31 890 рублей.

Вместе с пользованием чужими денежными средствами:

31 890 рублей х 20% + 31 890 рублей = 38 268 рублей, на первый год,

38 268 рублей х 20% + 38 268 рублей = 45 922 рубля, на второй год,

45 922 рубля х 20% + 45 922 рубля = 55 106 рублей, на третий год.

Поскольку пособие на тот момент было единственным источником дохода истца,
объявленный период «жёсткой» самоизоляции сильно ограничил возможный поиск работы, это вызвало сильное чувство страха, а постоянный поиск денежных средств в долг – колоссальную психологическую усталость, что вылилось в длительную депрессию, которую пришлось лечить медикаментозно: терапевт назначил антидепрессанты. Последствиями данной ситуации является гипертония 2 степени и обострение имеющихся хронических заболеваний, лечение которых истец продолжаю по сегодняшний день. Поэтому считает, что ей был нанесён значительный моральный вред и оценивает она его в 50 000 рублей.

Истец просила суд: признать решения и действия Центра занятости населения ... по невыплате предъявляемых сумм пособий по безработице незаконными; выплатить незаконно удержанные суммы, с учётом инфляции и процентов за пользование,
а также морального вреда в размере 105 106 рублей на свой счет; установить сроки возврата предъявляемой суммы.

Протокольным определением от ... к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан (л.д.61).

Н.В. ФИО1 в суд не явилась, о времени и месте судебного заседания извещалась надлежащим образом, направила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие, на удовлетворении заявленных требований настаивала в полном объёме.

Представитель ответчика государственного казенного учреждения «Центр занятости населения ...» Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики ФИО4 Морозова, действующая на основании доверенности ... от ..., в суд не явилась, о времени и месте судебного заседания извещалась надлежащим образом, направила отзыв, из содержания которого следует, что ответчик просит отказать истцу в удовлетворении заявленных требований в полном объёме (л.д.39 - 41).

Представитель ответчика Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом, причина неявки суду неизвестна.

Кроме того, ответчики извещались публично путем заблаговременного размещения в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от ... №262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информации о времени и месте проведения судебного заседания.

В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.

Согласно статье 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.

Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся, но надлежащим образом извещенных сторон.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», как следует из его преамбулы, определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения и устанавливает гарантии государства по реализации гражданами Российской Федерации права на защиту от безработицы, закрепленного в статье 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

Федеральный законодатель, реализуя предоставленные ему полномочия, определил в названном Законе порядок признания гражданина безработным, условия получения им пособия по безработице, а также основания приостановления или прекращения его выплаты, учитывая при этом, что целевое назначение данной меры социальной поддержки безработных граждан состоит в предоставлении им временного источника средств к существованию на разумный период, необходимый для поиска подходящей работы, в сокращении периода безработицы, в стимулировании безработного к активному поиску работы и предотвращении необоснованных отказов от нее (определение Конституционного Суда Российской Федерации от ... ...-О). При этом пособие по безработице выплачивается при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные органами службы занятости сроки (пункт 6 статьи 31 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»).

Приостановление выплаты пособия по безработице в случае нарушения гражданином без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного, свидетельствующего, как правило, о незаинтересованности данного лица в поиске работы, направлено на обеспечение баланса между публичными и частными интересами.

Решение органа службы занятости о признании конкретной причины нарушения гражданином сроков его перерегистрации в качестве безработного неуважительной и, как следствие, приостановлении выплаты пособия по безработице может быть проверено в судебном порядке. При этом отсутствие в оспариваемой норме перечня «уважительных причин» само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан, поскольку, осуществляя судебную проверку и разрешая конкретное дело, суд действует не произвольно, а оценивает всю совокупность конкретных обстоятельств дела, в том числе причины неявки гражданина для прохождения перерегистрации в качестве безработного, предшествующее исполнение им данной обязанности, его действия по поиску работы и др.

В силу пункта 6 статьи 31 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные органами службы занятости сроки, но не более двух раз в месяц.

В соответствии с пунктом 3 статьи 35 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» выплата пособия по безработице приостанавливается на срок до одного месяца в случаях: нарушения безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного. Приостановка выплаты пособия по безработице производится со дня, следующего за днем последней явки безработного на перерегистрацию.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Н.В. ФИО1 ... подала заявление о предоставлении государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы на портале государственных услуг Республики Татарстан. В
ответ на заявление от ... был осуществлен подбор подходящей
работы, согласно выписке из регистра, варианты подходящей работы для
гражданина отсутствовали. Государственное казенное учреждение «Центр занятости населения ...» и дальше осуществлял бы подбор и оказывал бы государственную услугу по содействию в поиске работы, но ... на портале «Работа в России» истец подала заявление о постановке на учет в качестве
безработной, с соблюдением требований Временных правил регистрации граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ... .... В результате рассмотрения вышеуказанного заявления истец была признана безработной
согласно приказу «О признании безработным гражданина с ...» и ей была назначена выплата пособия по безработице в период с ... по ..., в связи с тем, что истец уже обращалась в центр занятости населения и получала пособие по безработице в августе 2019 года. На основании заявления от .... Истец снята с учета в качестве безработной в связи с отказом от услуг.

Согласно закону Российской Федерации от ... ... «О занятости населения в Российской Федерации» статьи 31 пункт 5.1. гражданину, который снят с учета в качестве безработного в связи с длительной (более месяца) неявкой в органы службы занятости без уважительных причин или попыткой получения либо получением пособия по безработице обманным путем, или отказом от посредничества органов службы занятости и который после снятия с учета в органах службы занятости не состоял в трудовых (служебных) отношениях либо не был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, главы или члена крестьянского (фермерского) хозяйства, налогоплательщика налога на профессиональный доход, в случае повторного признания его безработным в течение 12 месяцев со дня предыдущей регистрации в этом качестве пособие по безработице начисляется, начиная с первого дня по истечении указанного периода.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации ... от ... «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2020 год» минимальная величина пособия по безработице в мае-августе 2020 года устанавливается в размере 4 500 рублей, в остальной период – 1 500 рублей. Для граждан, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, период выплаты пособия по безработице не может превышать три месяца (абз.2 п.4 ст.31 закона «О занятости населения в РФ»).

На получение максимального пособия могут претендовать граждане, уволенные из организаций по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, состоявшие в этот период в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 календарных недель. Срок выплаты – 6 месяцев. Первые три месяца - 75%, следующие три месяца - 60% от средней заработной платы по прежнему месту работы. Но во всех случаях не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия. Пособие будет на весь период неизменным, только если заработная плата превышала 20 216 рублей. Истец, согласно сведениям Пенсионного фонда России о трудовой деятельности, уволена ....

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ... ... «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от ... ... и приостановлении действия отдельных положений Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными» гражданам, уволенным и признанным в установленном порядке безработными, начиная с ..., установлено пособие по безработице в апреле-июне 2020 года в размере 12 130 рублей. Истец к данной категории не относился, так как в соответствии со статьями 30, 31, 33, 34, 34.1, 34.2 Закона Российской Федерации от ... ... «О занятости населения в Российской Федерации» истец ... стояла на учете за год (12 месяцев) до обращения в Центр занятости населения .... Следовательно,
следующее пособие по безработице назначено с ....

Приказом от ... истец признана безработной, ей назначено пособие по безработице с .... Был установлен период выплат пособия по безработице 3 месяца с ... по .... Пособие установлено в размере 1 500 рублей (л.д.42, 52, 53).

Согласно Федеральному закону Российской Федерации «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в ... (Татарстан)» от ... №422-ФЗ профессиональный доход - это доход физических лиц от деятельности, при ведении которой они не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам, а также доход от использования имущества. В соответствии со статьей 2 занятыми считаются граждане: работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную
оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы. Исходя из
вышеизложенного, следует, что закон дал возможность физическим лицам заниматься предпринимательской деятельностью без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя с уплатой налога на профессиональный доход по ставке 4% при реализации товаров, работ, услуг физическим лицам и по ставке 6% при реализации товаров, работ, услуг юридическим лицам. Истец данным правом воспользовалась, зарегистрировавшись ... как самозанятая.

С учетом изложенного, требования истца о признании решения истца незаконным и взыскании денежных средств удовлетворению не подлежат.

Истцом заявлены требования о компенсации морального вреда в размере 50 000 рублей.

В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).

В связи с этим законом охраняются как имущественные права человека и гражданина, так и его неимущественные права и принадлежащие ему нематериальные блага.

Предусматривая ответственность в виде компенсации морального вреда за нарушение неимущественного права гражданина или принадлежащего ему нематериального блага, статья 151 ГК РФ не устанавливает какой-либо исчерпывающий перечень таких нематериальных благ и способы, какими они могут быть нарушены.

Закрепляя в части первой статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации общий принцип компенсации морального вреда, причиненного действиями, нарушающими личные неимущественные права гражданина либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага, законодатель не установил каких-либо ограничений в отношении действий, которые могут рассматриваться как основание для такой компенсации.

Исходя из этого, Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что компенсация морального вреда как самостоятельный способ защиты гражданских прав, будучи одновременно и мерой гражданско-правовой ответственности, правовая природа которой является единой независимо от того, в какой сфере отношений – публично- или частноправовой- причиняется такой вред, не исключает возможности возложения судом на правонарушителя обязанности денежной компенсации морального вреда, причиненного действиями (бездействием), ущемляющими в том числе имущественные права гражданина, в тех случаях и в тех пределах, в каких использование такого способа защиты гражданских прав вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения.

Обязанность компенсации морального вреда может быть возложена судом на причинителя вреда при наличии предусмотренных законом оснований и условий применения данной меры гражданско-правовой ответственности, а именно: физических или нравственных страданий потерпевшего; неправомерных действий (бездействия) причинителя вреда; причинной связи между неправомерными действиями (бездействием) и моральным вредом; вины причинителя вреда (статьи 151, 1064, 1099 и 1100 ГК РФ).

В силу пунктов 12, 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ... ... «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» потерпевший - истец по делу о компенсации морального вреда должен доказать факт нарушения его личных неимущественных прав либо посягательства на принадлежащие ему нематериальные блага, а также то, что ответчик является лицом, действия (бездействие) которого повлекли эти нарушения, или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.

Вина в причинении морального вреда предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в причинении вреда доказывается лицом, причинившим вред (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ).

В случаях, предусмотренных законом, компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда (пункт 1 статьи 1070, статья 1079, статьи 1095 и 1100 ГК РФ).

Судам следует учитывать, что моральный вред, причиненный правомерными действиями, компенсации не подлежит.

В данном случае вина ответчика в невыплате истцу пособия не установлена, какие-либо действия ответчика, направленные на нарушение личных неимущественных прав истца либо посягающие на принадлежащие ей нематериальные блага, истцом в обоснование иска не указаны и судом не установлено.

При таких обстоятельствах, исковые требования Н.В. ФИО1 удовлетворению не подлежат.

Выводы суда подтверждаются материалами дела.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковое заявление ФИО1 к государственному казенному учреждению «Центр занятости населения ...» Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о признании неправильным определения периода получения и размера сумм пособий по безработице, незаконности действий по невыплате его части, принудительному их взысканию и компенсации морального вреда и материального ущерба - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Нижнекамский городской суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Ю.В. Шуйская

2-3467/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Потапова Наталья Валентиновна
Ответчики
Центр занятости населения
Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан
Суд
Нижнекамский городской суд Республики Татарстан
Судья
Шуйская Юлия Васильевна
Дело на странице суда
nizhnekamsky.tat.sudrf.ru
26.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.04.2023Передача материалов судье
26.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.05.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
24.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.05.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
13.06.2023Предварительное судебное заседание
26.06.2023Судебное заседание
14.08.2023Судебное заседание
18.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.08.2023Дело оформлено
14.08.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее