Судья суда 1-ой инстанции |
Дело № 33-7330/2023 |
Злотников В.Я. |
УИД 91RS0003-01-2023-000469-56 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17.08.2023 года г. Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
Председательствующего судьи |
Крапко В.В., |
Судей |
Балема Т.Г., Корбут А.О., |
при секретаре |
Елькиной А.С., |
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Крапко В.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым на решение Центрального районного суда г.Симферополь Республики Крым от 10.05.2023 года по иску Мацько Т.А. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым об установлении факта принадлежности документа, признании незаконным решения и понуждении совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛА:
Мацько Т.А. обратилась в суд с иском к органу пенсионного обеспечения, в котором просила: установить факт принадлежности ей справки № 56 от 29.09.2008 года, содержащей сведения о её работе и заработной плате с октября 1983 года по июль 1993 года в Ленском строительно-монтажном тресте, выданной Ленским отделением капитального строительства АК «Алроса»; признать незаконным решение об отказе в перерасчете страховой пенсии и возложить обязанность принять к расчету сведения о заработке, изложенные в справке № 56 от 29.09.2008 года при перерасчете её страховой пенсии за период трудоустройства с октября 1983 года по июль 1993 года, мотивировав его тем, что Управлением, при рассмотрении вопроса о перерасчете страховой пенсии, не были учтены вышеназванные сведения о заработке в виду некорректного написания в указанной справке фамилии заявителя.
Решением Центрального районного суда г.Симферополь Республики Крым от 10.05.2023 года исковые требования удовлетворены.
Установлен факт принадлежности Мацько Т.А. справки № 56 от 29.09.2008 года, содержащей сведения о её работе и заработной плате с октября 1983 года по июль 1993 года в Ленском строительно-монтажном тресте, выданной Ленским отделением капитального строительства АК «Алроса».
Признано незаконным решение государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации в Бахчисарайском районе от 09.10.2017 года № 634160/17 об отказе в перерасчете размера пенсии из заработной платы за период работы с октября 1983 года по июль 1993 года.
На Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым возложена обязанность произвести перерасчет размера страховой пенсии Мацько Т.А. с учетом справки о заработной плате № 56 от 29.09.2008 года, содержащей сведения о её работе и заработной плате с октября 1983 года по июль 1993 года в Ленском строительно-монтажном тресте, выданной Ленским отделением капитального строительства АК «Алроса».
Не согласившись с вышеуказанным решением суда, орган пенсионного обеспечения подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять новое, которым заявленные требования оставить без удовлетворения, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права и несоответствие выводов изложенных в решении фактическим обстоятельствам дела. Доводы апелляционной жалобы сводятся к мотивам, изложенным в отказном решении органа пенсионного обеспечения.
Участники процесса, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, в связи с чем, руководствуясь ст.ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Заслушав судью-докладчика, исследовав материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы в пределах требований ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В силу положений ст.ст. 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основания своих доводов или возражений, если иное не установлено федеральным законом.
Согласно ч.1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Из существа разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума ВС РФ № 23 от 19 декабря 2003 года «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или права. (часть 2 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Как установлено судом, Мацько Т.А. родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, является гражданкой РФ и является получателем пенсии.
Согласно свидетельству о браке II-КА № Мацько А.А. и Белоусова Т.А., <данные изъяты> года рождения, уроженка <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ вступили в брак. После регистрации брака супруге присвоена фамилия Мацько.
Истец 09.10.2017 года обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете пенсии приложив справку № 56 от 29.09.2008 года, содержащую сведения о её работе и заработной плате с октября 1983 года по июль 1993 года в Ленском строительно-монтажном тресте, выданной Ленским отделением капитального строительства АК «Алроса».
Решением органа пенсионного обеспечения от 09.10.2017 года № 634160/17 истцу было отказано в перерасчете пенсии по тем причинам, что не были учтены вышеназванные сведения о заработке в виду некорректного написания в указанной справке фамилии заявителя – указано «Мацко» вместо «Мацько».
Трудовая книжка содержит все достаточные данные для идентификации её владельца, орган пенсионного обеспечения не опровергал факта принадлежности таковой истцу.
Справка о заработной плате всецело согласуется с содержанием трудовой книжки.
Из трудовой книжки следует, что Мацко Т.А., 1945 года рождения, ДД.ММ.ГГГГ была принята на работу в Ленский строительно-монтажный трест ПСМО «Якуталмазстрой» штукатуром-маляром по 4 разряду, 30.06.1993 года - уволена по собственному желанию.
Сведения о фамилии владельца трудовой книжки были внесены согласно свидетельства о браке <данные изъяты> №.
Согласно справке, выданной Управлением капитального строительства Ленского отделения Акционерной компании «АЛРОСА», Мацько Т.А. действительно работала в Ленском строительно-монтажном тресте ПСМО «Якуталмазстрой» с 10.10.1988 по 30.06.1993 года в должности штукатура-маляра 4 разряда.
В справке № 56 от 29.09.2008 года, выданной Управлением капитального строительства Ленского отделения Акционерной компании «АЛРОСА», в числовых значениях отражены сведения о заработной плате Мацко Т.А. за период с октября 1988 по июль 1993 года.
При этом, органом пенсионного обеспечения учтен в страховой стаж названный период трудоустройства с октября 1988 по июль 1993 года.
Представленная трудовая книжка последовательна в своем содержании, в ней отсутствует наложение периодов трудоустройства.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что в материалах дела имеются надлежащие и допустимые доказательства полноты представленных органу пенсионного обеспечения сведений о трудовом стаже и заработке для целей реализации социальных прав.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, считает их обоснованными, сделанными с учетом фактических обстоятельств дела и при правильном применении норм процессуального и материального права.
В соответствии с ч.1 ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций. Перечень юридических фактов, установленный ч.2 ст. 264 ГПК РФ не является исчерпывающим.
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 264 ГПК РФ суд рассматривает дела об установлении факта принадлежности правоустанавливающих документов (за исключением воинских документов, паспорта и выдаваемых органами записи актов гражданского состояния свидетельств) лицу, имя, отчество или фамилия которого, указанные в документе, не совпадают с именем, отчеством или фамилией этого лица, указанными в паспорте или свидетельстве о рождении.
Кроме того, в соответствии с п. 10 ст. 264 ГПК РФ, суд имеет право устанавливать и другие факты, имеющие юридическое значение.
В силу ст. 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
В справку о заработке внесены сведения, которые всецело согласуются с трудовой книжкой, к тому же, паспортные данные согласуются со свидетельством о браке заявителя.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно указал, что в данном случае достаточным способом восстановления прав истца будет являться разрешение вопроса о допустимости указанного в справке размера заработка в учет страхового стажа с установлением факта принадлежности соответствующей справки о заработке истцу, который кем-либо не опровергается и явно усматривается из материалов дела.
К тому же суд учитывает факт нахождения указанной справки во владении истца.
Разночтения в фамилии заявителя, указанные в справке о заработке были устранены в полном объеме в порядке проведения судебного заседания.
Право на страховую пенсию по старости указано в соответствии со ст. ст. 8, 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
Согласно положениям статьи 23 указанного Федерального закона, перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится: 1) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону уменьшения; 2) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
Порядок установления страховых пенсий определен статьей 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Согласно части 1 названной статьи установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 5 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышении фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителем или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - Перечень).
Согласно пункту 2 Перечня для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные этим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Пунктом 6 Перечня определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" (подпункт "а" пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт "б" пункта 6 Перечня).
Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения (пункт 51 Перечня).
Аналогичные положения установлены и Приказом Минтруда России от 04.08.2021 N 538н (ред. от 15.12.2022) "Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению" (Зарегистрировано в Минюсте России 19.10.2021 N 65471).
Документы, необходимые для установления пенсии, могут быть представлены в форме электронного документа в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 г. N 553 "О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов" (пункт 52 Перечня).
Согласно пункту 22 Правил N 884н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Порядок проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, регламентирован разделом VI Правил N 884н.
Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (пункт 65 Правил N 884н).
Аналогичные положения содержатся и в Приказе Минтруда России от 05.08.2021 N 546н (ред. от 15.12.2022) "Об утверждении Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.10.2021 N 65405).
При этом, документом, подтверждающим, что гражданин состоит в трудовых отношениях с работодателем, является трудовая книжка гражданина, документ, выданный работодателем.
Трудовой книжкой работодателя и справкой о заработке указано на подтверждение факта трудоустройства истца в спорный периоды.
Таким образом, периоды работы, а равно и размер заработка учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию.
При наличии не оспоренных сведений из трудовой книжки и справок о трудоустройстве и заработке у органа пенсионного обеспечения отсутствовали основания к непринятию указанного в ней страхового стажа и размера заработка до 1993 года, как это отражено в документах о трудовой деятельности.
С учетом приведенного, судебная коллегия считает необходимым указать, что истец предоставил органу пенсионного обеспечения, имеющиеся у неё сведения о заработке, которые обоснованно сочла достаточными.
Относимых и допустимых доказательств порочности предоставленной справки, органом пенсионного обеспечения не представлено.
Доводы ответчика безосновательны, в частности ответчик не представил в обоснование своих возражений доказательств, которые бы опровергали доказательства, представленные истцом, или позволяли бы суду прийти к иному выводу при разрешении спора.
Судом было учтено, что органом пенсионного обеспечения принята к расчету трудовая книжка в целом, а также страховой период, указанный в представленной трудовой книжке, в связи с чем, не принятие, сведений о размере заработка, свидетельствует о нарушении принципа правовой определенности, при наличии в представленных документах достаточных и последовательных данных о трудоустройстве.
Данных о наличии иного лица, трудоустроенного у работодателя, указанного в трудовой книжке и справке о заработке ответчиком также не предоставлено.
Судебная коллегия, учитывая последовательное внесение записей о трудоустройстве, приходит к выводу об обоснованности требований истца в части необходимости включения в расчет страховых прав сведений о заработке с 1988 по 1993 год.
Согласно п. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
С учетом изложенного, учитывая приведенные нормы закона и оценив имеющиеся в деле доказательства, представленные истцом, в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что орган пенсионного обеспечения фактически неправомерно отказал в зачете истцу в расчет пенсионных прав сведения о заработке на территории РСФСР и Российской Федерации.
Без отмены состоявшегося решения, сводящегося к отказу в реализации пенсионных прав, суд правильно посчитал невозможным восстановить права заявителя.
Суд также обоснованно счел необходимым возложить на ответчика обязанность принять во внимание при разрешении заявления о перерасчете социальных прав сведения о заработке на территории РСФСР и Российской Федерации, изложенные в справке и согласующиеся с трудовой книжкой, поскольку указанные органом пенсионного обеспечения доводы, при наличии подтверждающих допустимость и относимость таковых сведений, не могут ставиться в вину заявителю.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о возложении на орган пенсионного обеспечения обязанности принять для расчета страховой пенсии по старости истцу вышеуказанные сведения о заработке, а также обязать произвести повторно перерасчет страховой пенсии по старости истцу с учетом таковых с момента возникновения соответствующего права – 01.11.2017 года. Требования были удовлетворены с момента возникновения соответствующего права.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают и не дают оснований для вывода о неполном исследовании обстоятельств дела, и их неправильной оценки.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного решения судом первой инстанции не допущено, обжалуемое решение суда отвечает требованиям ст. 195 ГПК РФ о законности и обоснованности, в силу чего оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г.Симферополь Республики Крым от 10.05.2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в срок, не превышающий трех месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий судья:
Судьи:
апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 18.08.2023 года