Судья – Костяева А.А. Дело № 2-3676-33-1433/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 июля 2015 года Великий Новгород
Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда в составе:
председательствующего Бобряшовой Л.П.
судей Ребровой И.В. и Котовой М.А.
при секретаре Наумовой А.А.
с участием прокурора Сидоровой С.А.,
а также истца Сергеева А.В. и представителя ответчика Администрации <...> Матюшкиной М.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Котовой М.А. гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации <...> на решение Новгородского районного суда Новгородской области от 13 мая 2015 года,
установила:
Прокурор Великого Новгорода, действуя в интересах Сергеева А.В., обратился в суд с иском к Администрации <...> об обязании предоставить Сергееву А.В. благоустроенное жилое помещение, указав в обоснование, что в результате проведенной проверки по обращению Сергеева А.В. о защите его жилищных прав установлено, что Сергеев А.В. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лицо, относящееся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако до настоящего времени жилое помещение Сергееву А.В. не предоставлено.
Решением Новгородского районного суда Новгородской области от 13 мая 2015 года исковые требования прокурора Великого Новгорода, действующего в интересах Сергеева А.В., к Администрации <...> об обязании предоставления жилого благоустроенного помещения удовлетворены и постановлено:
Обязать Администрацию <...> предоставить Сергееву А.В. по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и требованиям по норме предоставления, установленной для региона.
В апелляционной жалобе Администрация Великого Новгорода просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку судом при вынесении решения неправильно применены нормы материального права, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана неверная оценка. Указывает, что постановлением <...> от <...> <...> утверждено Положение об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяющее порядок обеспечения указанных категорий граждан жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. Согласно данному Положению функции по строительству или приобретению жилых помещений на территории <...> для детей- сирот и лиц из их числа, осуществлял Департамент строительства и дорожного хозяйства <...>. В течение одного месяца после регистрации права государственной собственности на построенные (приобретенные) жилые помещения, они должны были передаваться в муниципальную собственность городского округа, муниципальных районов области с целью последующего предоставления их указанным выше категориям граждан. Однако, жилые помещения для детей сирот в 2013 году в муниципальную собственность не передавались. <...> был введен в действие Областной закон <...> от <...> №431-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городского округа отдельными государственными полномочиями по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Согласно части 1 статьи 1 данного закона органы местного самоуправления муниципальных районов и городского округа <...> наделяются отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. Администрацией Великого Новгорода осуществлены все необходимые действия в рамках действующего областного законодательства. Считает, что заявленные к Администрации исковые требования удовлетворению не подлежат.
В возражениях прокуратуры Великого Новгорода и Департамента финансов <...> на апелляционную жалобу указано на законность и обоснованность решения суда.
Проверив материалы дела, заслушав представителя Администрации Великого Новгорода, поддержавшего апелляционную жалобу по доводам в ней изложенным, Сергеева А.В., возражавшего против жалобы, обсудив возражения на жалобу, выслушав прокурора Сидорову С.А., полагавшую необходимым решение суда оставить без изменения, судебная коллегия оснований для отмены или изменения решения суда не находит.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Сергеев А.В., <...> года рождения, зарегистрированный по месту жительства по адресу: Великий Новгород, <...>, комн. 813, фактически проживающий по адресу: <...>, <...>, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать – ФИО8 решением Новгородского городского суда <...> от <...> лишена родительских прав, а отец - ФИО9 - умер <...> года. На основании распоряжения Администрации <...> от <...> № <...> попечителем несовершеннолетнего Сергеева А.В. назначен Мыльников В.В.
Согласно справке ФКУ ИК-<...> УФСИН России по <...> <...> от <...> Сергеев А.В. отбывал наказание в местах лишения свободы по приговору суда с <...> года по <...> года.
Из справки <...> от <...> года, выданной <...> с <...> по <...> следует, что Сергеев А.В. обучался на очном отделении <...>.
Сергеев А.В. какого-либо жилья в собственности, либо на условиях социального найма не имеет, что подтверждается, уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений.
Согласно справки о регистрации РКЦ № <...> от <...> Сергеев А.В. зарегистрирован по месту жительства по адресу: <...>, <...>, <...> Указанное жилое помещение является изолированной жилой комнатой общей площадью <...> кв.м. Кроме него в указанной комнате зарегистрирована ФИО8 - наниматель (мать истца), Сергеев А.В., ФИО11
Приказом Департамента образования, науки и молодежной политики <...> от <...> <...> Сергеев А.В. включен в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, по основанию невозможности проживания в жилом помещении (общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения).
Соответственно, по достижению возраста 18 лет, окончании отбывания наказания в исправительном учреждении и по завершении обучения в образовательном учреждении профессионального образования у Сергеева А.В. возникло право на обеспечение жилым помещением в соответствии с положениями Федерального закона № 159-ФЗ, однако до настоящего времени он жилым помещением не обеспечен.
Данные обстоятельства достоверно подтверждены материалами дела и участвующими в деле лицами не оспаривались.
На основании ч.1 ст.109.1 ЖК РФ, вступившей в силу с 1 января 2013 года, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу п.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ (в ред. ФЗ от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Частью 2 ст. 4 Федерального закона № 15-ФЗ установлено, что действие положений ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ и Жилищного кодекса РФ, в редакции Федерального закона № 15-ФЗ, распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона № 15-ФЗ, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу Федерального закона № 15-ФЗ.
В настоящее время реализация на территории Новгородской области прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в соответствии с Областным законом Новгородской области от 05.09.2014 N 618-03 "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также усыновителей", вступившим в законную силу 20.09.2014 года.
Категории лиц, имеющие право на однократное обеспечение по месту жительства на территории <...> благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не менее нормы предоставления площади жилого помещения, которая составляет 28 квадратных метров, в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", указаны в ч. 1 ст. 11 вышеуказанного Областного закона.
С 01.01.2014 года введен в действие Областной закон Новгородской области от 24.12.2013 года N 431-03 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городского округа отдельными государственными полномочиями по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции от 23.10.2014 N 632-03).
Согласно ч. 1 ст. 1 вышеуказанного Областного закона органы местного самоуправления муниципальных районов и городского округа Новгородской области наделяются отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан, указанных в части 1 статьи 11 областного закона «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также усыновителей», в том числе по приобретению и (или) строительству, в том числе путем участия в долевом строительстве, жилых помещений в целях включения их в муниципальный специализированный жилищный фонд для последующего предоставления по договору найма специализированного жилого помещения; предоставлению лицам, указанным в части 1 статьи 11 областного закона "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также усыновителей" благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения и заключение таких договоров на срок не более пяти лет.
Следовательно, в силу приведенных норм, для предоставления лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения по договору специализированного найма необходимы следующие условия: нуждаемость в жилом помещении, достижение возраста 18 лет и наличие не реализованного, до вступления в законную силу Федерального закона Федерального закона № 15-ФЗ, права на предоставление жилого помещения.
Правильно установив юридически значимые обстоятельства по делу, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что обеспечение жилыми помещениями лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны осуществлять органы местного самоуправления по месту их жительства.
Доводы, изложенные Администрацией Великого Новгорода в жалобе, не могут быть приняты во внимание, поскольку реализация жилищных прав Сергеева А.В. не может и не должна быть поставлена в зависимость от сроков и объемов денежных средств, выделяемых на эти цели из областного и федерального бюджетов.
Ссылка в жалобе на вмешательство суда в деятельность органов местного самоуправления по исполнению установленных полномочий, несостоятельна, поскольку возложенная судом на Администрацию Великого Новгорода обязанность предоставления жилых помещений лицам указанной выше категории, прямо предусмотрена законом.
Таким образом, решение суда постановлено при правильном применении норм материального права, обстоятельства, подлежащие установлению, определены судом полно и верно. Решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 13 ░░░ 2015 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░ ░.░.░░░░░░░
░.░. ░░░░░░