Решение по делу № 3а-1289/2018 от 06.07.2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

8 августа 2018 года г. Самара

Самарский областной суд в составе:

Председательствующего судьи Родиной Т.А.

при секретаре Усенко А.О.

рассмотрев в открытом судебном заседании

административное дело № 3а-1289/2018 по административному исковому заявлению Шаймарданова Р.М. об оспаривании нормативного правового акта в части,

с участием прокурора Сапруновой А.С.,

Шаймарданова Р.М. и его представителя адвоката Буевича С.А.,

У с т а н о в и л :

Шаймарданов Р.М. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2015 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 28 ноября 2014 года № 3258, в части включения в него под пунктом нежилого помещения с кадастровым номером , под пунктом - нежилого помещения с кадастровым номером , со дня принятия.

Требования обоснованы тем, что в названные пункты Перечня включены принадлежащие административному истцу на праве собственности нежилые помещения, расположенные по адресу: <адрес>, не подпадающие под критерии, установленные статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку вышеуказанные объекты недвижимости предназначены и фактически используются для медицинской деятельности. Включение указанных объектов в Перечень влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество физических лиц и нарушает права и законные интересы административного истца.

В судебном заседании Шаймарданов Р.М. и его представитель адвокат Буевич С.А. поддержали заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.

Министерство имущественных отношений Самарской области не направило в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.

Заслушав административного истца и его представителя, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования следует удовлетворить.

В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

В соответствии с частью 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года № 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

В рамках переданных полномочий приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 28 ноября 2014 года № 3258 утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2015 год, в пункт которого включено нежилое помещение с кадастровым номером , в пункт - нежилое помещение с кадастровым номером .

Оспариваемый нормативный правовой акт издан в установленном порядке уполномоченным органом и опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 28 ноября 2014 года, в издании "Волжская коммуна", N 316 (29168), 2 декабря 2014 года.

В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, действовавшими на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

Согласно пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; 2) здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание( строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания ( пункт 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).

Из материалов дела следует, что Шаймарданову Р.М. на праве собственности принадлежат нежилые помещения с кадастровыми номерами ( пом.н2) и ( пом.н1), расположенные по адресу: <адрес>.

Указанные помещения располагаются в здании многоквартирного жилого дома с кадастровым номером .

Сведения о правах на земельный участок по вышеуказанному адресу в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.

По сведениям технического паспорта нежилое помещение н1 с кадастровым номером площадью 130,5 кв.м. имеет наименование лор центр, в котором располагаются палаты ( площадью 4,7 кв. м, 9,2 кв. м), предоперационная площадью 6,7 кв. м, операционная площадью 20,2 кв. м, процедурная площадью 8,2 кв. м, стерилизационная площадью 6,0 кв. м, кабинеты ( площадью 12, 2 кв. м, 9,9 кв. м, 4,9 кв. м), холл площадью 15,5 кв. м, балкон площадью 0,8 кв. м, санузлы площадью 3,3 кв. м, 1,8 кв. м, коридор площадью 21,4 кв. м, кладовая площадью 1,3 кв. м, склад площадью 4,4 кв. м.

Из технического паспорта нежилого помещения н2 с кадастровым номером с кадастровым номером следует, что это помещение имеет наименование лор центр, в нём располагаются помещения площадью 12,1 кв. м, 18,3 кв. м, 11,6 кв. м, 8,4 кв. м, коридор площадью 0,6 кв. м, санузел площадью 4,7 кв. м, общая площадь этого помещения составляет 55,7 кв. м.

Таким образом, сведения технического учета не позволяли министерству с достоверностью прийти к выводу о том, что указанные объекты предназначены в качестве объектов торговли, общественного питания или бытового обслуживания, либо в качестве объектов делового, офисного назначения.

Нежилые помещения, включенные в Перечень, административный истец сдает в аренду обществу с ограниченной ответственностью Медицинская компания «МЕДИНКОМ», имеющему лицензию на медицинскую деятельность. Основным видом деятельности медицинской компании является деятельность больничных организаций

На момент утверждения оспариваемого нормативного правового акты мероприятия по определению фактического использования нежилых помещений административным ответчиком не производились.

Осмотр указанных объектов был произведён 1 марта 2018 года государственным казенным учреждением Самарской области «Региональный центр недвижимости», по результатам которого министерство установило, что объекты с кадастровыми номерами и используются преимущественно под медицинские кабинеты, и в связи с этим приняло решение об исключении указанных объектов из Перечней на 2016 - 2018 годы.

То обстоятельство, что указанные нежилые помещения фактически использовались для осуществления медицинской деятельности и в 2015 году, подтверждается договорами аренды нежилого помещения, заключенными Шаймардановым Р.М. с обществом с ограниченной ответственностью Медицинская компания «МЕДИНКОМ» 20 октября 2008 года, 9 апреля 2013 года, 1 ноября 2014 года.

Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что назначение нежилых помещений и их фактическое использование не предполагают размещение в них объектов офисного назначения, объектов торговли, общественного питания или бытового обслуживания и в силу этого включение объектов недвижимости в Перечень на 2015 год не соответствует критериям, предусмотренным статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

В связи с этим требования административного истца о признании недействующим Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2015 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 28 ноября 2014 года № 3258, в части включения в него под пунктом нежилого помещения с кадастровым номером и под пунктом нежилого помещения с кадастровым номером подлежат удовлетворению.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

С учетом ограниченного срока применения оспариваемой нормы /2015 год/, суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемой нормы недействующей со дня принятия.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р е ш и л :

Требования Шаймарданова Р.М. удовлетворить.

Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2015 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 28 ноября 2014 года № 3258, в части включения в него под пунктом нежилого помещения с кадастровым номером , под пунктом нежилого помещения с кадастровым номером , расположенных по адресу: <адрес>, со дня принятия.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья: Т.А.Родина

3а-1289/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Шаймарданов Р.М.
Прокуратура Самарской области
Ответчики
Министерство имущественных отношений Самарской области
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.sam.sudrf.ru
06.07.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
06.07.2018[Адм.] Передача материалов судье
09.07.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
09.07.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.07.2018[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
24.07.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.08.2018[Адм.] Судебное заседание
09.08.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее