Решение по делу № 2-660/2024 от 10.09.2024

2-660/2024

УИД: 04RS0014-01-2024-001194-71

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 ноября 2024 года                                                                                                 г. Кяхта

Кяхтинский районный суд Республики Бурятия в составе

председательствующего судьи Жарниковой О.В.,

при секретаре Санжаловой Т.С., рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении суда, гражданское дело № 2-660/2024 по исковому заявлению ООО «ЭкоАльянс» к Т.Н.Г. о взыскании задолженности за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами,

УСТАНОВИЛ:

Представитель ООО «ЭкоАльянс» М.А.П.., действующий на основании доверенности, обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением, в обосновании которого указал, что с 01.04.2019 года ООО «ЭкоАльянс» приступил в организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Бурятия. Собственником нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> является гр. Т.Н.Г. Представитель истца отмечает, что истец в соответствии с договором оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определение в договоре, и обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а ответчик обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. Предложения о заключении договора с ООО «ЭкоАльянс» размещены на сайте юридического лица с момента начала осуществления деятельности истца в качестве регионального оператора 01.04.2019 года, также на сайте размещены формы заявлений на заключение договора и проект типового договора. Ответчик Т.Н.Г.. не направляла заявку в адрес истца, следовательно договор считается заключенным в соответствии с Правила обращения с твердыми коммунальными отходами. Ответчику Т.Н.Г. оказывалась предусмотренная договором услуга, однако ответчик не исполнила обязанности по ее оплате. На основании вышеизложенного, истец просит взыскать с ответчика Т.Н.Г. в пользу ООО «ЭкоАльянс» сумму задолженности за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период апреля 2019 года – июль 2024 года в размере 93 936 рублей 88 копеек, неустойку за просрочку платежа за период 14.05.2019 – 31.07.2024 в размере 48 473, 98 рубля с последующим начислением до даты фактической оплаты, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 4 048 рублей.

В судебное заседание представитель истца ООО «ЭкоАльянс» М.А.П.., действующий на основании доверенности, не явился, о рассмотрении дела извещался надлежащим образом.

    Ответчик Т.Н.Г.. в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, представила возражение на исковое заявление, просила в иске отказать. В обоснование своей позиции ответчик указала, что в период 2019-2020 годы действовали ограничительные меры в связи с коронавирусом, деятельность организаций, заведений не осуществлялась. Свою деятельность, как индивидуальный предприниматель не осуществляет с 01.10.2019 года, соответственно, никаких ТКО с момента прекращения предпринимательской деятельности не было, поскольку деятельность кафе не осуществлялась. Просила учесть, что 01.10.2022 года помещение по договору аренды арендует Ц.Д.С.., который осуществляет предпринимательскую деятельность, использует помещение под общепит, у которого заключен договор с ООО «Эко Альянс». Договор аренды заключен на срок до 01.10.2025 года. Указанным договором аренды на арендатора возложены обязанности по содержанию и обслуживанию здания. Просила применить сроки исковой давности по периоду взыскания задолженности с апреля 2019 года по сентябрь 2021 года.

    Определением суда к участию в деле привлечен Ц.Д.С.

    Третье лицо Ц.Д.С. в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие, представив договор аренды помещения и договор на оказание услуг ООО «ЭкоАльянс», акт сверки.

Исследовав материалы дела, представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с пунктом 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Согласно статье 1 Закона № 89-ФЗ к твердым коммунальным отходам (далее - ТКО) относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

В силу части 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.

В соответствии со статьей 24.6 Закона № 89-ФЗ обращение с ТКО обеспечивается региональными операторами.

Из пункта 1 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ следует, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.

По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).

Пунктом 4 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ установлено, что собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с Типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ).

В соответствии с п. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

В соответствии с Соглашениями об организации деятельности по обращению с твердыми бытовыми коммунальными отходами на территории Республики Бурятия от 14.05.2018 г. и от 20.06.2018 г., заключенными между Министерством природных ресурсов Республики Бурятия и ООО "ЭкоАльянс", последнему присвоен статус регионального оператора сроком на 10 лет.

ООО "ЭкоАльянс" приступил к организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Бурятия с 01.04.2019 г.

В соответствии с пунктом 8(4) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности.

В случае не поступления заявки потребителя и в соответствии с пунктом 8(17) Правил, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день со дня размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационной телекоммуникационной сети "Интернет".

Согласно п. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Системный анализ нормативных правовых актов позволяет прийти к выводу, что правоотношение по возмездному оказанию региональным оператором собственнику ТКО по обращению с этими отходами построено законодателем по модели абонентского договора (ст. 429.4 ГК РФ). Согласно п. 2 ст. 429.4 ГК РФ абонент обязан вносить платежи или предоставлять иное исполнение по абонентскому договору независимо от того, было ли затребовано им соответствующее исполнение от исполнителя, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с п. 1 ст. 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.

В соответствии п. 4 Правил обращения с ТКО в деятельность по обращению с ТКО входит: сбор, транспортирование, обработка, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе принятие ТКО в местах сбора и накопления Ответчика.

В соответствии с ч. 1 ст. 24.10 Федерального закона № 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 24.10 Закона № 89-ФЗ в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа.

Согласно п. 5 Постановления Правительства РФ от 03.06.2016 № 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) твердых коммунальных отходов» коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется: расчетным путем исходя из: норматива накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.

Исходя из положений ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с иными обычно предъявляемыми требованиями.

Нежилое помещение - это обособленная часть здания или сооружения, пригодная для использования в целях, не связанных с проживанием граждан (п. 1 ст. 141.4 ГК РФ).

Как следует из материалов дела и установлено судом, ответчик Т.Н.Г. с 22.08.2017 года является собственником нежилого помещения, расположенного по адресу <адрес>, что следует из выписки ЕГРН.

Согласно выписки из ЕГРЮЛ, Т.Н.Г.. прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя с 01.10.2019 года.

В справке АО «Читаэнергосбыт» указано, что в период с 01.04.2019 года по 01.02.2023 года договорные отношения с Т.Н.Г. не были заключены.

Из справки ООО «Сеть» следует, что Т.Н.Г.. в период с 01.10.2021 года по 01.10.2022 года услугами водоснабжения и водоотведения в нежилом помещении по адресу <адрес> не пользовалась, в связи с тем, что помещение не использовалось.

Согласно акту обследования, произведенного ООО «ЭкоАльянс» от 24.04.2024 года, помещение по адресу <адрес> под кафе «Сушимания» использует ИП Ц.Д.С.. на основании договора аренды от 01.10.2022 года, заключенного с Т.Н.Г. сроком действия до 01.10.2025 года.

Обращаясь с иском в суд, истец просит взыскать с собственника нежилого помещения Т.Н.Г.. задолженность за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с апреля 2019 года по июль 2024 года.

В силу пункта 1 статьи 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права, включая право заявить в суде об истечении срока исковой давности.

При этом, как следует из позиции ответчика Т.Н.Г.., последней заявлено о пропуске срока исковой давности за период с апреля 2019 года по сентябрь 2021 года, учитывая дату обращения с иском в суд истца в сентябре 2024 года.

Так, в соответствии со статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.

В соответствии с п.2 ст.199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

В силу статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 1). По обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения (пункт 2).

В пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», разъяснено, что, по смыслу пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, течение срока давности по иску, вытекающему из нарушения одной стороной договора условия об оплате товара (работ, услуг) по частям, начинается в отношении каждой отдельной части. Срок давности по искам о просроченных повременных платежах (проценты за пользование заемными средствами, арендная плата и т.п.) исчисляется отдельно по каждому просроченному платежу.

Аналогичные разъяснения даны в пункте 41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» о том, что к спорам, связанным с оплатой гражданами жилого помещения и коммунальных услуг, применяется общий трехлетний срок исковой давности, исчисляемый со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (статьи 196, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации). Срок исковой давности по требованиям о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг исчисляется отдельно по каждому ежемесячному платежу (часть 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункт 2 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с ч.1 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).

Следовательно, применительно к возникшим между сторонами правоотношениям течение срока исковой давности для истца по требованиям оплаты оказанной коммунальной услуги за каждый календарный месяц начиналось не позднее 10-го числа каждого месяца, следующего за месяцем оказания такой услуги.

Как установлено судом, истец обратился в суд за защитой своего нарушенного права в сентябре 2024 года. Исковые требованы заявлены за период с апреля 2019 года по июль 2024 года.

При таких обстоятельствах, с учетом изложенных норм закона, учитывая, что ответчиком заявлено о применении срока исковой давности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований о взыскании с ответчика задолженности за оказанные услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с апреля 2019 года по сентябрь 2021 года включительно в связи с пропуском срока исковой давности.

Суд считает, что истец пропустил общий трехлетний срок исковой давности в части взыскания всех платежей за трехлетний период, предшествовавший обращению с иском в суд, поэтому требования истца в этой части удовлетворению не подлежат.

В силу положений ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

    По периоду взыскания задолженности за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами с октября 2021 года по июль 2024 года суд учитывает, что истец по существу надлежащим образом не доказал факт оказания услуг ответчику в заявленном в иске объеме, учитывая, что нежилое помещение, не связанное с проживанием граждан, по назначению в коммерческих и иных целях не использовалось до октября 2022 года. Доказательств обратного суду не представлено.

    Суду не представлены акты выполненных работ, счета-фактуры маршрутных журналов о движении мусоровозов и данные отчетов о координатно-временных параметрах транспортных средств, выкопировка из электронного маршрутного журнала, учитывая при этом сведения ресурсоснабжающих организаций о не предоставлении услуг по водоотведению и электроснабжению в нежилое помещение, принадлежащее ответчику, в период с 01.04.2019 года по 01.10.2022 года.

    Судом установлено, что у истца (региональный оператор) не возникло прав требовать от ответчика оплаты за услуги по обращению с ТКО, поскольку не доказано, что Т.Н.Г.., которая согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц с 01.10.2019 года прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя и не вела хозяйственную деятельность по указанному истцом адресу в нежилом помещении в оспариваемый период. Доказательств обратного суду не представлено.

При этом, судом учитывается, что с 01.10.2022 года нежилое помещение, принадлежащее на праве собственности ответчику, по договору аренды передано ИП Ц.Д.С.., который осуществляет предпринимательскую деятельность, использует помещение под общепит, у которого заключен договор с ООО «Эко Альянс». Согласно акту сверки за период с 01.10.2022 года по 01.11.2024 года задолженности по договору за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не имеется. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключен с Ц.Д.С.. 31.08.2020 года. Таким образом, арендатором заключен самостоятельный договор с региональным оператором, являющийся действующим и в период с 01.10.2022 года по настоящее время.

Судом учитывается, что региональный оператор не имеет возможности осуществлять контроль за тем, какое лицо фактически пользуется помещениями, в том числе на основании договора аренды, если такое лицо само не обратится к нему с заявкой о заключении договора. Следовательно, по общему правилу, региональный оператор вправе при направлении имущественных притязаний об оплате оказанных услуг ориентироваться на данные публично достоверного ЕГРН о собственнике имущества (статья 210 ГК РФ).

Вместе тем указанная презумпция может быть опровергнута при заключении договора оказания услуг по обращению с ТКО между арендатором помещения и региональным оператором. В таком случае обязанность по оплате услуг по обращению с ТКО лежит на арендаторе помещения.

В данном случае, региональный оператор обладал необходимой информацией, позволяющей идентифицировать как самого арендатора, так и вид осуществляемой им деятельности в нежилом помещении, принадлежащем ответчику, а также не имеется сомнений в реальности арендных отношений, не нацеленных на недобросовестное уклонение от оплаты услуг по обращению с ТКО, и действительном осуществлении арендатором как самостоятельным субъектом экономического оборота хозяйственной деятельности, в ходе которой образуются отходы при использовании нежилого помещения.

При этом учитывая, что размер платы зависит от категории потребителей услуги по обращению с ТКО (пункт 3 статьи 24.10 Закона № 89-ФЗ, подпункт «б» пункта 4 Правил № 1390), способных оказывать различное негативное воздействие на окружающую среду, а также исходя из принципа платности природопользования (абзац седьмой статьи 3 Закона об охране окружающей среды), региональный оператор вправе взимать плату по нормативу накопления отходов, соответствующему фактическому виду деятельности, осуществляемой в спорном объекте недвижимости.

Учитывая вышеизложенное, суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований.

Судебные издержки истца, связанные с расходами по уплате госпошлины взысканию с ответчика также не подлежат, поскольку суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия через Кяхтинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение суда в окончательной форме изготовлено 14.11.2024 года.

Судья                                                                                                            Жарникова О.В.

2-660/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
ООО "Экоальянс"
Ответчики
Томитова Надежда Гончиковна
Другие
ИП Цыренов Дмитрий Санжажапович
Суд
Кяхтинский районный суд Республики Бурятия
Судья
Жарникова Ольга Владимировна
Дело на сайте суда
kyahtinsky.bur.sudrf.ru
10.09.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.09.2024Передача материалов судье
16.09.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.09.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.09.2024Подготовка дела (собеседование)
25.09.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.10.2024Судебное заседание
17.10.2024Судебное заседание
31.10.2024Судебное заседание
06.11.2024Судебное заседание
14.11.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.12.2024Дело оформлено
06.11.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее