Дело № 2-608/2022
УИД 59RS0042-01-2022-000741-91
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Чернушка 29 июня 2022 года
Чернушинский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Янаевой О.Ю.,
при секретаре судебного заседания Баяндиной Н.Ю.,
с участием истца Горожанинова Н.А.,
представителя третьего лица администрации Чернушинского городского округа Москалевой С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Чернушинского районного суда Пермского края гражданское дело по иску Горожанинова Николая Александровича к акционерному обществу «Пермский региональный оператор ТКО» о возложении обязанности произвести перерасчет платы за коммунальную услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами,
УСТАНОВИЛ:
Горожанинов Н.А. обратился в суд с требованиями к ПКГУП «Теплоэнерго» о возложении обязанности произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В обосновании заявленных требований указано, что истец является собственником недвижимого имущества: <адрес>, расположенной в жилом <адрес>, в <адрес>, а также жилого <адрес>, расположенного по <адрес> <адрес>. В квартире истец с 2001 года проживает постоянно, квитанции по оплате услуг по обращению с ТКО по лицевому счету <№> оплачиваются надлежащим образом в установленные сроки. В доме находящемся в д. Таныпские – Ключи истец не проживает, так как дом находится в состоянии непригодном для его использования по прямому назначению в зимний период времени, истец изредка посещает указанный дом в летнее время года с целью проведения контроля порядка, ТБО за время его присутствия не образуется. С января 2022 года со стороны ответчика в адрес истца выставлены квитанции об оплате услуг по обращению с ТКО по лицевому счету <№> с наличием долга на 01.02.2022 года в сумме 2 877 руб. 95 коп. Согласно реестру мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Чернушинского городского округа на 25.05.2022 года, место накопления ТКО для жителей д. Таныпские-Ключи Чернушинского городского округа не определено, ближайшие месте накопления ТКО находятся по адресам: <адрес>; <адрес>. Истцом в адрес ответчика было направлено заявление о перерасчете образовавшейся задолженности, на что получен ответ, что произвести перерасчет по лицевому счету <№> не предоставляется возможным. На основании вышеизложенного истец просит обязать ПКГУП «ТЕПЛОЭНЕРГО», ИНН <№> произвести перерасчет по лицевому счету <№> за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами начисленные истцу – Горожанинову Николаю Александровичу в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Истец в судебном заседании исковое заявление поддержал, просил удовлетворить, пояснил, что жилой дом по адресу <адрес>, принадлежит ему на праве собственности, в доме никто не проживает, никто не зарегистрирован.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, направил отзыв по исковому заявлению, согласно которому 05.05.2022 года ПКГУП «Теплоэнерго» было реорганизовано в форме преобразования в АО «Пермский региональный оператор ТКО», в связи с чем надлежащим ответчиком по настоящему делу является АО «ПРО ТКО», а также, что Горожанинов Н. А. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. В соответствии с ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Согласно п. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение. Неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. В соответствии с п. 148 (34) Правил <№> размер платы за коммунальные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении. В соответствии с п. 148 (36) Правил <№> при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения. Согласно ч. 11 ст. 155 ЖК РФ неиспользование собственником жилого помещения не является основанием для невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Таким образом факт пользования истцом жилым домом только в летний период, равно как неиспользование вообще, не освобождает истца от обязанности оплачивать услугу по обращению с ТКО. Доводы истца о возможности перерасчета платы за оказанную услугу по обращению с ТКО основаны на неверном толковании нормативно-правовых актов (л.д. 27-28)
Представитель третьего лица администрации Чернушинского городского округа в судебном заседании пояснила, что на основании Постановления Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра" п. 3. Места накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам накопления твердых коммунальных отходов. В соответствии с п. 2.2.2. Правил содержания и благоустройства территории Чернушинского городского округа «Собственники жилых домов на территориях индивидуальной застройки обязаны: осуществить складирование твердых коммунальных отходов в местах накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами. Вывоз крупногабаритных отходов обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации региональным оператором, в том числе по заявкам потребителей, либо самостоятельно потребителями путем доставки крупногабаритных отходов на площадку для их складирования. Региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз, в местах накопления твердых коммунальных отходов. Бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах которых расположены такие площадки, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. В д. Таныпские Ключи кольцевой сбор мусора, то есть в соответствии с графиком в определенные дни осуществляют вывоз мусора, 2 или 3 раза в месяц в соответствии с графиком в определенное время. Данный способ допускается, В соответствии с требованиями абзаца 2 пункта 15 СанПиН 2.1.3684-21 допускается сбор и вывоз ТКО с территорий сельских поселений или с территорий малоэтажной застройки городских поселений бестарным методом. С учетом изложенного неиспользование истцом жилого помещения не тождественно понятию "временное отсутствие потребителя", применяемому в Правилах N 354 для проведения соответствующего перерасчета, и не является основанием для освобождения, как собственника названного жилого помещения от оплаты соответствующей коммунальной услуги, в частности услуги по обращению с ТКО. Позиция истца о том, что в рассматриваемой ситуации он дважды оплачивает коммунальную услугу по обращению с ТКО (по адресу постоянной регистрации и проживания, а также по адресу находящейся в собственности квартиры) во внимании принята быть не может, поскольку, как было указано выше, Правила N 354 (п. 148 (44)) дают право потребителю требовать перерасчета платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО при временном отсутствии в жилом помещении (при предоставлении заявления и подтверждающих факт и период отсутствия документов). Порядок перерасчета платы за услугу, которые потребители должны оплачивать как собственники помещения, в котором не проживает ни один потребитель, ни Правилами N 354, ни иными нормативными правовыми актами не предусмотрен. Доказательств заключения истцом самостоятельного договора на вывоз мусора в материалы дела не представлено. На основании изложенного просила отказать в удовлетворении искового заявления.
В судебном заседании был допрошен свидетель <ФИО>4, которая пояснила, что истец является ее соседом по квартире, в <адрес>. Горожанинов проживает в квартире один, на постоянной основе.
Протокольным определением 29.06.2022 года произведена замена ненадлежащего ответчика ПКГУП «Теплоэнерго» на надлежащего АО «Пермский региональный оператор ТКО».
Суд, выслушав истца, представителя третьего лица, показания свидетеля, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
На основании п. 4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно п. 11 ст. 155 Жилищного кодекса РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г., N 354 утверждены Правила "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354).
В соответствии с п. 148 (34) Правил N 354, размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении.
При отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения (п. 148 (36) Правил N 354).
Согласно пункту 56(2) Правил определено, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Верховный Суд Российской Федерации в решении от 23.05.2018 г. №АКПИ 18-238 признал пункт 56(2) соответствующим положениям части 11 статьи 155 ЖК РФ.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.07.2017 г., N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" временное неиспользование нанимателями, собственниками и иными лицами помещений не является основанием для освобождения их от обязанности по внесению платы за содержание жилого помещения, за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за отопление, а также за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, взносов на капитальный ремонт.
При временном отсутствии нанимателей (собственников) и (или) членов их семей внесение платы за иные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 11 статьи 155 ЖК РФ).
Перерасчет платы в таких случаях производится на основании заявления, поданного гражданином в сроки, предусмотренные правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Судом установлено, что Горожанинов Н.А. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 12.04.2012 г (л.д. 8), выпиской из ЕГРН (л.д. 13-14).
На имя Горожанинова Н. А. предъявляются квитанции об оплате услуг с обращением ТКО, за квартиру, расположенную по адресу: <адрес>; и за дом, расположенный по адресу: <адрес> (л.д. 9-12, 15).
Горожанинов Н. А. имеет регистрацию по месту жительства <адрес> (л.д. 7)
Как установлено в судебном заседании, Горожанинов Н. А. осуществляет оплату за услугу по обращению с ТКО в квартире по адресу: <адрес>
Горожанинов Н. А. обращался к ответчику с заявлением произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО по адресу: <адрес>, Чернушинский городской округ, д. Таныпские Ключи, <адрес>. Заявление оставлено без удовлетворения (л.д. 18)
Как установлено судом, по адресу жилого помещения: <адрес>, постоянно (временно) зарегистрированных граждан (потребителей) не имеется. Истец, являющийся единственным собственником жилого помещения, зарегистрирован и проживает по иному адресу: <адрес>.
На территории Таушинского территориального отдела администрации Чернушинского городского округа разработана и утверждена схема сбора ТКО на 01.03.2022- по 31.12.2022 и утвержден график вывоза ТКО.
С учетом изложенного неиспользование истцом Горожаниновым Н. А. жилого помещения (не проживание в данном помещении) не тождественно понятию «временное отсутствие потребителя», применяемому в Правилах <№> для проведения соответствующего перерасчета, и не является основанием для освобождения Горожанинова Н. А., как собственника названного жилого помещения от оплаты соответствующей коммунальной услуги, в частности услуги по обращению с ТКО.
Позиция истца о том, что в рассматриваемой ситуации он оплачивает коммунальную услугу по обращению с ТКО (по адресу постоянной регистрации и проживания) принята быть не может, как было указано выше. Порядок перерасчета платы за услугу, которые потребители должны оплачивать как собственники помещения, в котором не проживает ни один потребитель, ни Правилами <№>, ни иными нормативными правовыми актами не предусмотрен. Доказательств заключения истцом самостоятельного договора па вывоз мусора в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных истцом требований о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Горожанинова Николая Александровича к акционерному обществу «Пермский региональный оператор ТКО» о возложении обязанности произвести перерасчет платы за коммунальную услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Чернушинский районный суд в течение месяца с момента вынесения решения суда в окончательной форме.
Судья О.Ю.Янаева
Мотивированное решение изготовлено 01.07.2022 года.