К делу №2- 717/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
7 июля 2020 года г. Майкоп
Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе председательствующего - судьи Зубкова Г.А.,
при секретаре судебного заседания Бешуковой С.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Милованова Григория Владимировича к государственному казенному учреждению Республики Адыгея «Центр труда и социальной защиты населения» о взыскании суммы инфляционных убытков,
УСТАНОВИЛ:
Милованов Г.В. обратился в суд с иском к ГКУ Республики Адыгея «Центр труда и социальной защиты населения» о взыскании суммы инфляционных убытков. В обоснование иска указал, что решением Майкопского городского суда от 22.12.2017г. был удовлетворен его иск к КТСЗН по г.Майкопу о взыскании сумм возмещения вреда здоровью, которым было постановлено восстановить его право на возмещение вреда здоровью, исчисленное впервые уполномоченным органом в 1997г., обязать КТСЗН по г.Майкопу произвести перерасчет ежемесячного возмещения вреда здоровью с учетом увеличения заработка, определенного в 1997 году уполномоченным органом на коэффициент «6» по увечью, полученному до 1 января 1991г. и взыскать с КТСЗН по г. Майкопу единовременно за счет средств федерального бюджета задолженность за период с 01.01.1998г. по 30.09.2017г. в размере 4 224 832 руб.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.12.2000г. №35 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС" (с изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями Пленума Верховного Суда РФ от 05.04.2005г. №7 и от 11.05.2007г. №23), задержка выплаты назначенных сумм возмещения вреда, нанесенного здоровью вследствие катастрофы на ЧАЭС, в связи с инфляцией причиняет имущественный вред истцу, поэтому суд вправе удовлетворить его требования об индексации названных сумм с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики Российской Федерации. По этим же основаниям суд вправе удовлетворить требование об индексации сумм задолженности по ежемесячным и другим предусмотренным базовым Законом платежам, образовавшейся в результате выплаты таких сумм в меньшем размере, чем это предусмотрено законом, в том числе в связи с отказом в их индексации.
В соответствии с приведенной нормой истец полагает, что произведенные выплаты задолженности по возмещению вреда здоровью подлежат индексации в связи с ростом потребительских цен в РА.
Информация об индексах потребительских цен и средних потребительских ценах на наблюдаемые товары и услуги по Республике Адыгея размещена на официальном Интернет-сайте Краснодарстата (krsdstat.gks.ru).
Управлением Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и Республике Адыгея установлены Индексы потребительских цен на товары и услуги по Республике Адыгея в 1998-2018гг.
Исходя из установленной судом задолженности между подлежащей выплате и фактически выплаченной суммы возмещения вреда здоровью, истцом произведён расчет, согласно которому:
- доплата за 1998 год составила 44144,92 рублей;
- доплата за 1999 год составила 45093,56 рублей;
- доплата за 2000 год составила 61946,45 рублей;
- доплата за 2001 год составила 76791,39 рублей;
- доплата за 2002 год составила 117833,98 рублей;
- доплата за 2003 год составила 88703,75 рублей;
- доплата за 2004 год составила 154824,38 рублей;
- доплата за 2005 год составила 184162,19 рублей;
-доплата за 2006 год составила 214499,28 рублей;
- доплата за 2007 год составила 220009,13 рублей;
- доплата за 2008 год составила 243110 рублей;
- доплата за 2009 год составила 274714,26 рублей;
- доплата за 2010 год составила 302185,60 рублей;
- доплата за 2011 год составила 321827,56 рублей;
- доплата за 2012 год составила 341137,19 рублей;
- доплата за 2013 год составила 359899,56 рублей;
- доплата за 2014 год составила 377894.50 рублей;
- доплата за 2015 год составила 255730,61 рублей;
- доплата за 2016 год составила 318232,98 рублей;
- доплата за 2017 год составила 249090,75 рублей.
Итого, размер индексации составил 2 855 063, 16 рубля.
Считает, что названная индексация не является мерой гражданско - правовой ответственности должника за ненадлежащее исполнение денежного обязательства, а действующим в рамках конституционно-правовых отношений, возникших между государством и гражданами, пострадавшими от воздействия радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, механизмом приведения в соответствие суммы возмещения вреда здоровью уровню цен и стоимости жизни, сложившимся на день фактического получения взыскателем причитающихся ему денежных средств.
Просил взыскать с ответчика сумму инфляционных убытков за период с 1998 года по 2017 год в размере 2 855 063, 16 рубля.
В судебное заседание стороны (их представители) не явились, были извещены надлежащим образом.
Исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу о не обоснованности заявленных Миловановым Г.В. исковых требований и отсутствии оснований для их удовлетворения по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании, истец в 1986 году участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Заключением медико-социальной экспертизы № 678 от 23.04.1997 года ему была установлена группа инвалидности с утратой трудоспособности в размере 100%. Данная группа и утрата профессиональной трудоспособности установлена бессрочно с 2007 года.
В связи с неправильным исчислением уполномоченным органом подлежащей выплате суммы, истец обратился в Майкопский городской суд с иском о взыскании образовавшейся задолженности по недоплате за период с 1998 по 2017г. и установлении к выплате надлежащей суммы.
Решением Майкопского городского суда от 22.12.2017г. исковые требования Милованова Г.В. были удовлетворены и было постановлено обязать Комитет труда и социальной защиты населения по городу Майкопу произвести перерасчет ежемесячного возмещения вреда здоровью с учетом увеличения заработка Милованова Г.В., определенного в 1997 году уполномоченным органом, на коэффициент « 6» по увечью, полученному до 1 января 1991 года, а также взыскать с Комитета труда и социальной защиты населения по городу Майкопу единовременно за счет средств федерального бюджета в его пользу задолженность за период с 01.01.1998 года по 30.09.2017 г. в размере 4 224 832 рублей.
Таким образом, в связи с тем, что спор о размере ежемесячной денежной компенсации уже разрешен судебным решением, которым и установлена обязанность ответчика выплачивать истцу ежемесячную компенсацию в большем размере, а причитающиеся истцу за период с 1998 года по 2017 года включительно денежные выплаты взысканы в полном объеме, то оснований полагать, что истцу причинены убытки в большем размере с учетом положений ст. 15 ГК РФ (как в виде реального ущерба (понесенных расходов или расходов, которые должны быть понесены), так и упущенной выгоды (неполученного дохода), у суда не имеется. Учитывая, что положения Закона РФ от 15.05.1991г. N1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», которым регулируются спорные правоотношения, не предусматривают возмещение убытков в ином размере, в том числе с применением индекса роста потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики Российской Федерации, а оснований для применения п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 35 с учетом установленных по делу обстоятельств, не имеется, поскольку задолженность по выплатам ежемесячной денежной компенсации возникла не в результате отказа ответчика в выплате такой компенсации или отказа в ее индексации, а в результате применения ответчиком иного порядка индексации.
Помимо того, истец как лицо, требующее возмещения убытков, в нарушение положений части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, предусматривающих, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, не представил доказательств возникновения у него убытков по вине ГКУ РА «Центр труда и социальной защиты населения», наличия причинной связи между действиями ГКУ РА «Центр труда и социальной защиты населения» и возникшими, как он утверждает, у него убытками.
Поскольку судом не установлена задержка выплаты ответчиком назначенных истцу сумм возмещения вреда здоровью, как и выплата таких сумм в меньшем размере, чем предусмотрено законом, принимая во внимание, что истцу установлена инвалидность и выплаты назначены первоначально, с учётом предусмотренной специальным законом индексации, то учитывая приведенные выше разъяснения, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Милованова Г.В. об индексации несвоевременно выплаченных сумм в возмещение вреда здоровью с учётом индекса роста потребительских цен.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении иска Милованова Григория Владимировича к государственному казенному учреждению Республики Адыгея «Центр труда и социальной защиты населения» о взыскании суммы инфляционных убытков в размере 2 855 063, 16 - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 14.07.2020г.
Председательствующий: -подпись- Г.А.Зубков
Уникальный идентификатор дела 01RS0004-01-2020-000124-39
Подлинник находится в материалах дела № 2-717/2020 в Майкопском городском суде Республики Адыгея.