в„–
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
г. Воронеж 03 ноября 2021 года наб.Авиастроителей, д.18а
Судья Левобережного районного суда г.Воронежа Удоденко Г.В.,
рассмотрев жалобу защитника Бехова Николая Леонидовича РЅР° постановление государственного инспектора труда РІ Государственной инспекции труда РІ Воронежской области в„–-РћР‘/12-11892-Р/304 РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ Рѕ привлечении генерального директора публичного акционерного общества «Автоматика» Сунцова Николая Евгеньевича Рє административной ответственности РїРѕ части 4 статьи 5.27.1 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях,
установил:
постановлением государственного инспектора труда в Государственной инспекции труда в Воронежской области Полковникова Е.В. № от ДД.ММ.ГГГГ генеральный директор публичного акционерного общества «Автоматика» (далее – ПАО «Автоматика») Сунцов Н.Е. привлечен к административной ответственности по части 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного штрафа (л.д.62-65).
РќР° вынесенное постановление в„– РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ защитником Сунцова Рќ.Р•. - Беховым Рќ.Р›. подана жалоба, РІ которой РѕРЅ полагал, что постановление вынесено РІ отсутствие РІ действиях Сунцова Рќ.Р•. состава административного правонарушения Рё РІРёРЅС‹ РІ его совершении, поскольку РІ РџРђРћ «Автоматика» ответственным должностным лицом Р·Р° непосредственное практическое руководство Рё организацию работ РїРѕ обеспечению соблюдения требований нормативно-правовых документов РїРѕ охране труда назначен директор РїРѕ производству РџРђРћ «Автоматика» РљСѓРєСѓРЅСЏ Р’.Р., который ранее был привлечен Рє административной ответственности постановлениями должностного лица Государственной инспекции труда РІ Воронежской области Р·Р° аналогичные правонарушения РїРѕ итогам расследования несчастного случая РІ РџРђРћ «Автоматика», произошедшего СЃ электромонтером Суверовым Рќ.Рќ., РІ период СЃ 13.11.2020 РїРѕ 13.01.2021. РљСЂРѕРјРµ того, должностным лицом Государственной инспекции труда РІ Воронежской области РІ С…РѕРґРµ производства РїРѕ делу РЅРµ доказан факт совершения вмененного Сунцову Рќ.Р•. административного правонарушения, поскольку РІ оспариваемом постановлении РЅРµ определено, Рє какому классу относятся средства индивидуальной защиты, РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· положений Технического регламента Таможенного СЃРѕСЋР·Р° «О безопасности средств индивидуальной защиты», отсутствие которых было установлено РїСЂРё проведении проверки (Р».Рґ.1-5).
Жалоба защитника Бехова Н.Л. подана в установленный частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок и подлежит рассмотрению (л.д.19, 21).
В судебное заседание генеральный директор Сунцов Н.Е., должностное лицо Государственной инспекции труда в Воронежской области не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом; Сунцов Н.Е. письменно ходатайствовал о рассмотрении жалобы в свое отсутствие (л.д. 78, 80, 81). При таких обстоятельствах, исходя из положений части 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считаю возможным рассмотреть жалобу защитника Бехова Н.Л. в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, Сунцова Н.Е., а также должностного лица Государственной инспекции труда в Воронежской области.
Рзучив поступившие материалы дела РѕР± административном правонарушении, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє следующему.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Все обстоятельства, относящиеся к событию административного правонарушения, подлежат выяснению и доказыванию по делу об административном правонарушении.
Согласно части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии с положениями ст.212 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. В том числе, работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
Согласно ст.221 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Р’ соответствии СЃ Рї.4 Приказ Минздравсоцразвития Р РѕСЃСЃРёРё РѕС‚ 01.06.2009 в„–РЅ «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной РѕР±СѓРІСЊСЋ Рё РґСЂСѓРіРёРјРё средствами индивидуальной защиты» работодатель обязан обеспечить приобретение Рё выдачу прошедших РІ установленном РїРѕСЂСЏРґРєРµ сертификацию или декларирование соответствия РЎРР— работникам, занятым РЅР° работах СЃ вредными Рё (или) опасными условиями труда, Р° также РЅР° работах, выполняемых РІ особых температурных условиях или связанных СЃ загрязнением.
Работникам, занятым РЅР° работах СЃ вредными Рё (или) опасными условиями труда, Р° также РЅР° работах, выполняемых РІ особых температурных условиях или связанных СЃ загрязнением, соответствующие РЎРР— выдаются бесплатно.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· положений части 4 СЃС‚. 5.27.1 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях необеспечение работников средствами индивидуальной защиты влечет наложение административного штрафа РЅР° должностных лиц РІ размере РѕС‚ двадцати тысяч РґРѕ тридцати тысяч рублей
Как усматривается РёР· материалов дела, РЅР° основании распоряжения РІСЂРёРѕ заместителя руководителя государственной инспекции труда – заместителя главного государственного инспектора труда РІ Воронежской области (РїРѕ охране труда) Бородихина Рђ.Р. в„– РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ РІ период СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ РїРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ РІ отношении РџРђРћ «Автоматика» проведена внеплановая документарная проверка соблюдения трудового законодательства Рё иных нормативных правовых актов, содержащих РЅРѕСЂРјС‹ трудового права (Р».Рґ.25-27).
Согласно акту проверки в„– РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ были выявлены нарушения трудового законодательства, допущенные РџРђРћ «Автоматика», РІ том числе: РІ нарушение Рї.171 Приказа Минздравсоцразвития Р РѕСЃСЃРёРё РѕС‚ 14.12.2010 в„–1104РЅ «Об утверждении Типовых РЅРѕСЂРј бесплатной выдачи специальной одежды, специальной РѕР±СѓРІРё Рё РґСЂСѓРіРёС… средств индивидуальной защиты работникам машиностроительных Рё металлообрабатывающих производств, занятым РЅР° работах СЃ вредными Рё (или) опасными условиями труда, Р° также РЅР° работах, выполняемых РІ особых температурных условиях или связанных СЃ загрязнением» слесарь механосборочных работ 3 разряда Р¤РРћ8 (дата приема -ДД.РњРњ.ГГГГ) Рё РґСЂСѓРіРёРµ работники данной должности РЅРµ обеспечены средствами индивидуальной защиты, Р° именно РЅРµ выданы: ботинки кожаные СЃ защитным РїРѕРґРЅРѕСЃРєРѕРј, каска защитная, подшлемник РїРѕРґ каску; РІ нарушение Рї.173 Приказа Минздравсоцразвития Р РѕСЃСЃРёРё РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„–РЅ токарь 6 разряда Р¤РРћ9 (дата приема ДД.РњРњ.ГГГГ) Рё РґСЂСѓРіРёРµ работники данной должности РЅРµ обеспечены средствами индивидуальной защиты, Р° именно РЅРµ выданы: ботинки кожаные СЃ защитным РїРѕРґРЅРѕСЃРєРѕРј, очки защитные, каска защитная, подшлемник РїРѕРґ каску; РІ нарушение Рї.17 Приказа Минтруда Р РѕСЃСЃРёРё РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„–РЅ «Об утверждении Типовых РЅРѕСЂРј бесплатной выдачи специальной одежды, специальной РѕР±СѓРІРё Рё РґСЂСѓРіРёС… средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий Рё должностей всех РІРёРґРѕРІ экономической деятельности, занятым РЅР° работах СЃ вредными Рё (или) опасными условиями труда, Р° также РЅР° работах, выполняемых РІ особых температурных условиях или связанных СЃ загрязнением» электрогазосварщик, занятый РЅР° резке Рё ручной сварке, 6 разряда Р¤РРћ10 (дата приема ДД.РњРњ.ГГГГ) РЅРµ обеспечен средствами индивидуальной защиты, Р° именно РЅРµ выданы: костюм для защиты РѕС‚ РёСЃРєСЂ Рё брызг расплавленного металла, ботинки кожаные СЃ защитным РїРѕРґРЅРѕСЃРєРѕРј для защиты РѕС‚ повышенных температур, РёСЃРєСЂ Рё брызг расплавленного металла, перчатки для защиты РѕС‚ повышенных температур, РёСЃРєСЂ Рё брызг расплавленного металла, боты или галоши диэлектрические, перчатки диэлектрические, щиток защитный термостойкий СЃРѕ светофильтром, очки защитные, средство индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующее или изолирующее (Р».Рґ.25-29).
Указанные нарушения, зафиксированные РІ акте проверки, послужили основанием для составления РІ отношении генерального директора РџРђРћ «Автоматика» Р¤РРћ2 протокола РѕР± административном правонарушении в„– РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ, предусмотренном частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях (Р».Рґ.53-55), Рё привлечения Р¤РРћ2 постановлением в„– РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ Рє административной ответственности, установленной указанной РЅРѕСЂРјРѕР№, СЃ назначением административного штрафа (Р».Рґ.62-65).
Проверяя законность и обоснованность вынесенного постановления, суд находит его подлежащим отмене, в виде следующего.
Принимая решение Рѕ доказанности РІРёРЅС‹ генерального директора РџРђРћ «Автоматика» Р¤РРћ2 РІ совершении указанного правонарушения должностное лицо инспекции РЅРµ приняло РІРѕ внимание Примечание Рє статье 5.27.1 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях, согласно которому РїРѕРґ средствами индивидуальной защиты РІ части 4 настоящей статьи следует понимать средства индивидуальной защиты, отнесенные Техническим регламентом Таможенного СЃРѕСЋР·Р° «О безопасности средств индивидуальной защиты» РєРѕ 2 классу РІ зависимости РѕС‚ степени СЂРёСЃРєР° причинения вреда работнику.
Технический регламент Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» вместе с «ТР№. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности средств индивидуальной защиты» принят решением Комиссии Таможенного союза №878 от 09.12.2011 г.
Согласно пункту 1.4 средства индивидуальной защиты, на которые распространяется действие настоящего технического регламента Таможенного союза, приведены в приложении №1 к настоящему техническому регламенту Таможенного союза.
В силу пункта 5.5 раздела 5 при выборе форм подтверждения соответствия средства индивидуальной защиты классифицируются по степени риска причинения вреда пользователю:
1) первый класс - средства индивидуальной защиты простой конструкции, применяемые в условиях с минимальными рисками причинения вреда пользователю, которые подлежат декларированию соответствия;
2) второй класс - средства индивидуальной защиты сложной конструкции, защищающие от гибели или от опасностей, которые могут причинить необратимый вред здоровью пользователя, которые подлежат обязательной сертификации.
Таким образом, основанием для привлечения к административной ответственности по ч. 4 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является необеспечение работников такими средствами индивидуальной защиты, которые относятся ко второму классу.
Между тем, должностное лицо инспекции при вынесении оспариваемого постановления не классифицировало средства индивидуальной защиты, не определило, к какому классу относятся либо должны относиться средства индивидуальной защиты, не выданных работникам предприятия, не приняло во внимание Технический регламент Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» и им не руководствовалось.
Фактически вывод должностного лица о виновности Сунцова Н.Е. в совершении указанного правонарушения сводился лишь к установлению факта необеспечения рабочих предприятии положенными по нормам спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты.
Таким образом, обстоятельства, подлежащие в силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выяснению по делу об административном правонарушении должностным лицом не установлены.
Кроме того, исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии со статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и такое лицо должно быть надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения дела (часть 2) и вправе пользоваться юридической помощью защитника (часть 1).
Часть 1 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает, что лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
В соответствии с абзацем 2 пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения.
Как усматривается из оспариваемого постановления от 05.07.2021, оно вынесено в отсутствие лица привлекаемого к административной ответственности - генерального директора ПАО «Автоматика» Сунцова Н.Е.
Вместе с тем, надлежащих сведений об извещении Сунцова Н.Е. о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении в материалах дела не имеется.
Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором, направленное в адрес Сунцова Н.Е. определение от 11.06.2021 о продлении срока рассмотрения дела об административном правонарушении и назначении времени и места рассмотрения дела возвращено должностному лицу 25.06.2021 без вручения адресату «по иным обстоятельствам» (л.д.61).
Таким образом, принимая во внимание, что направленная в адрес лица, привлекаемого к административной ответственности, корреспонденция возвращена в Государственную инспекцию труда без указания конкретных причин ее невручения, то у государственного инспектора при решении вопроса о возможности рассмотрения дела в отсутствие лица, привлекаемого к ответственности, отсутствовали основании полагать, что Сунцов Н.Е. уклонился от получения корреспонденции в отделении связи или, что корреспонденция не была получена им по зависящим от него обстоятельствам, а, следовательно, об его надлежащем извещении.
При таких обстоятельствах, оспариваемое № от ДД.ММ.ГГГГ нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, как постановленное с существенными нарушениями норм процессуального права.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
Поскольку годичный срок давности, предусмотренный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по части 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на момент принятия решения не истек (дата выявления правонарушения 11.02.2021), допущены были существенные нарушения процессуальных требований, то дело подлежит возвращению на новое рассмотрение.
В связи с указанным, иные доводы жалобы могут быть предметом оценки при новом рассмотрении дела.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Воронежской № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении генерального директора публичного акционерного общества «Автоматика» Сунцова Николая Евгеньевича к административной ответственности по части 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - отменить.
Дело об административном правонарушении о привлечении генерального директора публичного акционерного общества «Автоматика» Сунцова Николая Евгеньевича к административной ответственности по части 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - возвратить в Государственную инспекцию труда в Воронежской области на новое рассмотрение.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение 10 суток со дня получения копии настоящего решения.
Судья Г. В. Удоденко
в„–
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
г. Воронеж 03 ноября 2021 года наб.Авиастроителей, д.18а
Судья Левобережного районного суда г.Воронежа Удоденко Г.В.,
рассмотрев жалобу защитника Бехова Николая Леонидовича РЅР° постановление государственного инспектора труда РІ Государственной инспекции труда РІ Воронежской области в„–-РћР‘/12-11892-Р/304 РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ Рѕ привлечении генерального директора публичного акционерного общества «Автоматика» Сунцова Николая Евгеньевича Рє административной ответственности РїРѕ части 4 статьи 5.27.1 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях,
установил:
постановлением государственного инспектора труда в Государственной инспекции труда в Воронежской области Полковникова Е.В. № от ДД.ММ.ГГГГ генеральный директор публичного акционерного общества «Автоматика» (далее – ПАО «Автоматика») Сунцов Н.Е. привлечен к административной ответственности по части 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного штрафа (л.д.62-65).
РќР° вынесенное постановление в„– РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ защитником Сунцова Рќ.Р•. - Беховым Рќ.Р›. подана жалоба, РІ которой РѕРЅ полагал, что постановление вынесено РІ отсутствие РІ действиях Сунцова Рќ.Р•. состава административного правонарушения Рё РІРёРЅС‹ РІ его совершении, поскольку РІ РџРђРћ «Автоматика» ответственным должностным лицом Р·Р° непосредственное практическое руководство Рё организацию работ РїРѕ обеспечению соблюдения требований нормативно-правовых документов РїРѕ охране труда назначен директор РїРѕ производству РџРђРћ «Автоматика» РљСѓРєСѓРЅСЏ Р’.Р., который ранее был привлечен Рє административной ответственности постановлениями должностного лица Государственной инспекции труда РІ Воронежской области Р·Р° аналогичные правонарушения РїРѕ итогам расследования несчастного случая РІ РџРђРћ «Автоматика», произошедшего СЃ электромонтером Суверовым Рќ.Рќ., РІ период СЃ 13.11.2020 РїРѕ 13.01.2021. РљСЂРѕРјРµ того, должностным лицом Государственной инспекции труда РІ Воронежской области РІ С…РѕРґРµ производства РїРѕ делу РЅРµ доказан факт совершения вмененного Сунцову Рќ.Р•. административного правонарушения, поскольку РІ оспариваемом постановлении РЅРµ определено, Рє какому классу относятся средства индивидуальной защиты, РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· положений Технического регламента Таможенного СЃРѕСЋР·Р° «О безопасности средств индивидуальной защиты», отсутствие которых было установлено РїСЂРё проведении проверки (Р».Рґ.1-5).
Жалоба защитника Бехова Н.Л. подана в установленный частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок и подлежит рассмотрению (л.д.19, 21).
В судебное заседание генеральный директор Сунцов Н.Е., должностное лицо Государственной инспекции труда в Воронежской области не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом; Сунцов Н.Е. письменно ходатайствовал о рассмотрении жалобы в свое отсутствие (л.д. 78, 80, 81). При таких обстоятельствах, исходя из положений части 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считаю возможным рассмотреть жалобу защитника Бехова Н.Л. в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, Сунцова Н.Е., а также должностного лица Государственной инспекции труда в Воронежской области.
Рзучив поступившие материалы дела РѕР± административном правонарушении, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє следующему.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Все обстоятельства, относящиеся к событию административного правонарушения, подлежат выяснению и доказыванию по делу об административном правонарушении.
Согласно части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии с положениями ст.212 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. В том числе, работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
Согласно ст.221 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Р’ соответствии СЃ Рї.4 Приказ Минздравсоцразвития Р РѕСЃСЃРёРё РѕС‚ 01.06.2009 в„–РЅ «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной РѕР±СѓРІСЊСЋ Рё РґСЂСѓРіРёРјРё средствами индивидуальной защиты» работодатель обязан обеспечить приобретение Рё выдачу прошедших РІ установленном РїРѕСЂСЏРґРєРµ сертификацию или декларирование соответствия РЎРР— работникам, занятым РЅР° работах СЃ вредными Рё (или) опасными условиями труда, Р° также РЅР° работах, выполняемых РІ особых температурных условиях или связанных СЃ загрязнением.
Работникам, занятым РЅР° работах СЃ вредными Рё (или) опасными условиями труда, Р° также РЅР° работах, выполняемых РІ особых температурных условиях или связанных СЃ загрязнением, соответствующие РЎРР— выдаются бесплатно.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· положений части 4 СЃС‚. 5.27.1 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях необеспечение работников средствами индивидуальной защиты влечет наложение административного штрафа РЅР° должностных лиц РІ размере РѕС‚ двадцати тысяч РґРѕ тридцати тысяч рублей
Как усматривается РёР· материалов дела, РЅР° основании распоряжения РІСЂРёРѕ заместителя руководителя государственной инспекции труда – заместителя главного государственного инспектора труда РІ Воронежской области (РїРѕ охране труда) Бородихина Рђ.Р. в„– РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ РІ период СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ РїРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ РІ отношении РџРђРћ «Автоматика» проведена внеплановая документарная проверка соблюдения трудового законодательства Рё иных нормативных правовых актов, содержащих РЅРѕСЂРјС‹ трудового права (Р».Рґ.25-27).
Согласно акту проверки в„– РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ были выявлены нарушения трудового законодательства, допущенные РџРђРћ «Автоматика», РІ том числе: РІ нарушение Рї.171 Приказа Минздравсоцразвития Р РѕСЃСЃРёРё РѕС‚ 14.12.2010 в„–1104РЅ «Об утверждении Типовых РЅРѕСЂРј бесплатной выдачи специальной одежды, специальной РѕР±СѓРІРё Рё РґСЂСѓРіРёС… средств индивидуальной защиты работникам машиностроительных Рё металлообрабатывающих производств, занятым РЅР° работах СЃ вредными Рё (или) опасными условиями труда, Р° также РЅР° работах, выполняемых РІ особых температурных условиях или связанных СЃ загрязнением» слесарь механосборочных работ 3 разряда Р¤РРћ8 (дата приема -ДД.РњРњ.ГГГГ) Рё РґСЂСѓРіРёРµ работники данной должности РЅРµ обеспечены средствами индивидуальной защиты, Р° именно РЅРµ выданы: ботинки кожаные СЃ защитным РїРѕРґРЅРѕСЃРєРѕРј, каска защитная, подшлемник РїРѕРґ каску; РІ нарушение Рї.173 Приказа Минздравсоцразвития Р РѕСЃСЃРёРё РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„–РЅ токарь 6 разряда Р¤РРћ9 (дата приема ДД.РњРњ.ГГГГ) Рё РґСЂСѓРіРёРµ работники данной должности РЅРµ обеспечены средствами индивидуальной защиты, Р° именно РЅРµ выданы: ботинки кожаные СЃ защитным РїРѕРґРЅРѕСЃРєРѕРј, очки защитные, каска защитная, подшлемник РїРѕРґ каску; РІ нарушение Рї.17 Приказа Минтруда Р РѕСЃСЃРёРё РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„–РЅ «Об утверждении Типовых РЅРѕСЂРј бесплатной выдачи специальной одежды, специальной РѕР±СѓРІРё Рё РґСЂСѓРіРёС… средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий Рё должностей всех РІРёРґРѕРІ экономической деятельности, занятым РЅР° работах СЃ вредными Рё (или) опасными условиями труда, Р° также РЅР° работах, выполняемых РІ особых температурных условиях или связанных СЃ загрязнением» электрогазосварщик, занятый РЅР° резке Рё ручной сварке, 6 разряда Р¤РРћ10 (дата приема ДД.РњРњ.ГГГГ) РЅРµ обеспечен средствами индивидуальной защиты, Р° именно РЅРµ выданы: костюм для защиты РѕС‚ РёСЃРєСЂ Рё брызг расплавленного металла, ботинки кожаные СЃ защитным РїРѕРґРЅРѕСЃРєРѕРј для защиты РѕС‚ повышенных температур, РёСЃРєСЂ Рё брызг расплавленного металла, перчатки для защиты РѕС‚ повышенных температур, РёСЃРєСЂ Рё брызг расплавленного металла, боты или галоши диэлектрические, перчатки диэлектрические, щиток защитный термостойкий СЃРѕ светофильтром, очки защитные, средство индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующее или изолирующее (Р».Рґ.25-29).
Указанные нарушения, зафиксированные РІ акте проверки, послужили основанием для составления РІ отношении генерального директора РџРђРћ «Автоматика» Р¤РРћ2 протокола РѕР± административном правонарушении в„– РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ, предусмотренном частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях (Р».Рґ.53-55), Рё привлечения Р¤РРћ2 постановлением в„– РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ Рє административной ответственности, установленной указанной РЅРѕСЂРјРѕР№, СЃ назначением административного штрафа (Р».Рґ.62-65).
Проверяя законность и обоснованность вынесенного постановления, суд находит его подлежащим отмене, в виде следующего.
Принимая решение Рѕ доказанности РІРёРЅС‹ генерального директора РџРђРћ «Автоматика» Р¤РРћ2 РІ совершении указанного правонарушения должностное лицо инспекции РЅРµ приняло РІРѕ внимание Примечание Рє статье 5.27.1 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях, согласно которому РїРѕРґ средствами индивидуальной защиты РІ части 4 настоящей статьи следует понимать средства индивидуальной защиты, отнесенные Техническим регламентом Таможенного СЃРѕСЋР·Р° «О безопасности средств индивидуальной защиты» РєРѕ 2 классу РІ зависимости РѕС‚ степени СЂРёСЃРєР° причинения вреда работнику.
Технический регламент Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» вместе с «ТР№. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности средств индивидуальной защиты» принят решением Комиссии Таможенного союза №878 от 09.12.2011 г.
Согласно пункту 1.4 средства индивидуальной защиты, на которые распространяется действие настоящего технического регламента Таможенного союза, приведены в приложении №1 к настоящему техническому регламенту Таможенного союза.
В силу пункта 5.5 раздела 5 при выборе форм подтверждения соответствия средства индивидуальной защиты классифицируются по степени риска причинения вреда пользователю:
1) первый класс - средства индивидуальной защиты простой конструкции, применяемые в условиях с минимальными рисками причинения вреда пользователю, которые подлежат декларированию соответствия;
2) второй класс - средства индивидуальной защиты сложной конструкции, защищающие от гибели или от опасностей, которые могут причинить необратимый вред здоровью пользователя, которые подлежат обязательной сертификации.
Таким образом, основанием для привлечения к административной ответственности по ч. 4 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является необеспечение работников такими средствами индивидуальной защиты, которые относятся ко второму классу.
Между тем, должностное лицо инспекции при вынесении оспариваемого постановления не классифицировало средства индивидуальной защиты, не определило, к какому классу относятся либо должны относиться средства индивидуальной защиты, не выданных работникам предприятия, не приняло во внимание Технический регламент Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» и им не руководствовалось.
Фактически вывод должностного лица о виновности Сунцова Н.Е. в совершении указанного правонарушения сводился лишь к установлению факта необеспечения рабочих предприятии положенными по нормам спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты.
Таким образом, обстоятельства, подлежащие в силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выяснению по делу об административном правонарушении должностным лицом не установлены.
Кроме того, исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии со статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и такое лицо должно быть надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения дела (часть 2) и вправе пользоваться юридической помощью защитника (часть 1).
Часть 1 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает, что лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
В соответствии с абзацем 2 пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения.
Как усматривается из оспариваемого постановления от 05.07.2021, оно вынесено в отсутствие лица привлекаемого к административной ответственности - генерального директора ПАО «Автоматика» Сунцова Н.Е.
Вместе с тем, надлежащих сведений об извещении Сунцова Н.Е. о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении в материалах дела не имеется.
Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором, направленное в адрес Сунцова Н.Е. определение от 11.06.2021 о продлении срока рассмотрения дела об административном правонарушении и назначении времени и места рассмотрения дела возвращено должностному лицу 25.06.2021 без вручения адресату «по иным обстоятельствам» (л.д.61).
Таким образом, принимая во внимание, что направленная в адрес лица, привлекаемого к административной ответственности, корреспонденция возвращена в Государственную инспекцию труда без указания конкретных причин ее невручения, то у государственного инспектора при решении вопроса о возможности рассмотрения дела в отсутствие лица, привлекаемого к ответственности, отсутствовали основании полагать, что Сунцов Н.Е. уклонился от получения корреспонденции в отделении связи или, что корреспонденция не была получена им по зависящим от него обстоятельствам, а, следовательно, об его надлежащем извещении.
При таких обстоятельствах, оспариваемое № от ДД.ММ.ГГГГ нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, как постановленное с существенными нарушениями норм процессуального права.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
Поскольку годичный срок давности, предусмотренный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по части 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на момент принятия решения не истек (дата выявления правонарушения 11.02.2021), допущены были существенные нарушения процессуальных требований, то дело подлежит возвращению на новое рассмотрение.
В связи с указанным, иные доводы жалобы могут быть предметом оценки при новом рассмотрении дела.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Воронежской № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении генерального директора публичного акционерного общества «Автоматика» Сунцова Николая Евгеньевича к административной ответственности по части 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - отменить.
Дело об административном правонарушении о привлечении генерального директора публичного акционерного общества «Автоматика» Сунцова Николая Евгеньевича к административной ответственности по части 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - возвратить в Государственную инспекцию труда в Воронежской области на новое рассмотрение.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение 10 суток со дня получения копии настоящего решения.
Судья Г. В. Удоденко