Дело № 2а-103/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Шумихинский районный суд Курганской области в составе
председательствующего судьи Зуевой Т.В.,
при секретаре Кадыровой А.Т.,
с участием административного ответчика Ковылкиной В.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Шумиха 02 марта 2018 года административное дело по иску Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 6 по Курганской области к Ковылкиной В. Г. о взыскании недоимки, пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 6 по Курганской области (далее Межрайонная ИФНС России № 6 по Курганской области) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Ковылкиной В.Г. о взыскании задолженности по налогу и пени.
В обоснование иска указала, что Ковылкина В.Г. в 2012, 2013 и 2014 годах являлась собственником земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, в связи с чем на основании статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации является налогоплательщиком земельного налога. Статьей 397 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельный налог и авансовые платежи по земельному налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности, исходя из кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (статьи 391, 392 Налогового кодекса Российской Федерации). Налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать размеры ставок установленных статьей 394 Налогового кодекса Российской Федерации. Для уплаты обязательных платежей за 2012, 2013 и 2014 годы налоговым органом в адрес налогоплательщика были направлены налоговые уведомления. Налогоплательщиком обязанность по уплате налога за указанные периоды в надлежащий срок исполнена не была, в связи с чем и на основании пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации за каждый день просрочки ответчику были начислены пени. После чего, в соответствии со статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщику были направлены требования № 6898 по состоянию на 18 ноября 2013 года, № 9490 по состоянию на 14 ноября 2014 года, № 11584 по состоянию на 11 ноября 2015 года, которые административным ответчиком до настоящего времени не исполнены, в связи с чем просит взыскать с Ковылкиной В.Г. задолженность по земельному налогу в размере 1 644 руб. 48 коп., в том числе налог – 1 487 руб. 04 коп., пени – 157 руб. 44 коп.
В судебное заседание представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 6 по Курганской области не явился, о времени и месте рассмотрения административного дела извещен надлежащим образом.
Административный ответчик Ковылкина В.Г. в судебном заседании с предъявленными требованиями не согласилась, пояснив, что указанный земельный участок продала ООО «Гор» в 2011 году, путем передачи последнему свидетельства на право собственности на землю и получения от покупателя денежных средств.
Заслушав административного ответчика, изучив обстоятельства дела и исследовав письменные материалы, суд приходит к следующему.
Статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги, вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
Указанной норме корреспондирует статья 57 Конституции Российской Федерации.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (пункт 1) за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи.
Пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налоговым периодом признается календарный год (пункт 1 статьи 393 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (пункт 1 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации).
Срок уплаты налога для налогоплательщиков - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом (абзац 3 пункта 1 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федеральных законов от 24 июля 2007 года № 216-ФЗ, от 27 июля 2010 года № 229-ФЗ), а в редакции Федеральных законов от 02 декабря 2013 года № 334-ФЗ, от 23 ноября 2015 года № 320-ФЗ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Обязанность налогоплательщика самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога предусмотрена пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (пункт 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 6 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Из пункта 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» также следует, что государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 29 ноября 2004 года № 141-ФЗ «О внесении в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившим силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» установлено, что в случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о существующих правах на земельные участки налогоплательщики по земельному налогу определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», которые в соответствии с законодательством имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, либо на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» земля, закрепленная в пользование за реорганизуемыми колхозами и совхозами, подлежала бесплатной передаче в коллективную собственность с определением земельных долей (паев) членов колхоза и работников совхоза. Право собственности на земельную долю возникало с момента принятия уполномоченным органом решения о передаче земли в общую собственность участников (членов) сельскохозяйственной коммерческой организации и подлежало удостоверению свидетельствами о праве собственности на земельные доли.
Как следует из пункта 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Статьей 72 вышеназванного кодекса установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.
В силу пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Из материалов дела следует, что объектом налогообложения в спорные налоговые периоды 2012, 2013, 2014 годы у административного ответчика Ковылкиной В.Г. являлся зарегистрированный на ее имя земельный участок с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: ***, что подтверждается свидетельством на право собственности на землю серии РФ-XIX-45-22 № 0100690, выданное на основании постановления Администрации Шумихинского района Курганской области от 14 апреля 1998 года № 123 «О передаче земельной доли Ковылкиной В.Г. в индивидуальную собственность».
16 июня 2013 года Межрайонной ИФНС России № 6 по Курганской области в адрес Ковылкиной В.Г. было направлено налоговое уведомление № 289046 на уплату земельного налога за 2012 год в сумме 495 руб. 52 коп. со сроком уплаты до 01 ноября 2013 года.
29 июля 2014 года Межрайонной ИФНС России № 6 по Курганской области в адрес налогоплательщика было направлено налоговое уведомление № 231157 на уплату земельного налога за 2013 год в сумме 495 руб. 52 коп. со сроком уплаты до 05 ноября 2014 года.
02 мая 2015 года Межрайонной ИФНС России № 6 по Курганской области в адрес Ковылкиной В.Г. было направлено налоговое уведомление № 319421 на уплату земельного налога за 2014 год в сумме 496 руб. со сроком уплаты до 01 октября 2015 года.
Поскольку земельный налог за 2012, 2013 и 2014 годы административным ответчиком в добровольном порядке уплачен не был, налоговым органом налогоплательщику направлены требование № 6898 по состоянию на 18 ноября 2013 года об уплате недоимки в размере 495 руб. 52 коп., а также пени в размере 3 руб. 75 коп. в срок до 06 декабря 2013 года, требование № 9490 по состоянию на 14 ноября 2014 года об уплате недоимки в размере 495 руб. 52 коп., а также пени в размере 50 руб. 47 коп. в срок до 26 декабря 2014 года, требование № 11584 по состоянию на 11 ноября 2015 года об уплате недоимки в размере 496 руб. и пени в размере 103 руб. 51 коп. в срок до 31 декабря 2015 года, которые в добровольном порядке не исполнены.
В мае 2017 года налоговый орган обратился в судебном порядке за взысканием задолженности по земельному налогу в приказном производстве, выданный мировым судьей судебный приказ был отменен определением мирового судьи, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 29 Шумихинского судебного района Курганской области от 28 июля 2017 года, в связи с чем 12 января 2018 года Межрайонная ИФНС России № 6 по Курганской области обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании с налогоплательщика указанной задолженности.
Таким образом, налогоплательщиком не исполнена установленная законодательством о налогах и сборах обязанность по уплате земельного налога за 2012, 2013 и 2014 годы в предусмотренный срок, налоговым органом соблюден порядок применения принудительной меры исполнения обязанности по уплате налога, сроки для обращения в суд с требованием о взыскании недоимки по налогам не нарушены, в связи с чем задолженность по уплате налога и пени подлежит взысканию с административного ответчика в судебном порядке.
Довод ответчика о продаже земельного участка в 2011 году ООО «Гор» не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.
На основании части 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с Ковылкиной В.Г. подлежит взысканию государственная пошлина в доход муниципального образования «Шумихинский район» в сумме 400 руб., на основании подпункта 1 пункта 1 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 6 по Курганской области к Ковылкиной В. Г. о взыскании недоимки, пени удовлетворить.
Взыскать с Ковылкиной В. Г., зарегистрированной по адресу: *** в пользу Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 6 по Курганской области задолженность по земельному налогу за 2012, 2013 и 2014 годы в сумме 1 644 (одна тысяча шестьсот сорок четыре) руб. 48 коп., из которых налог – 1 487 (одна тысяча четыреста восемьдесят семь) руб. 04 коп., пени – 157 (сто пятьдесят семь) руб. 44 коп.
Взыскать с Ковылкиной В. Г. в доход муниципального образования «Шумихинский район» государственную пошлину в размере 400 (четыреста) руб.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Шумихинский районный суд Курганской области.
Судья Т.В. Зуева
Мотивированное решение изготовлено 07 марта 2018 года.
Судья Т.В. Зуева