дело № 2-1-79/2023 (№ 33-718/2024)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 февраля 2024 года г. Тверь
Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда
в составе председательствующего судьи Цветкова В.В.,
судей Абрамовой И.В., Беляк А.С.
при секретаре судебного заседания Барменковой Я.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Беляк А.С.
дело по апелляционной жалобе администрации Пеновского муниципального округа Тверской области
на решение Осташковского межрайонного суда Тверской области от 09 ноября 2023 года, которым постановлено:
«Исковые требования прокурора Пеновского района Тверской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Пеновского муниципального округа Тверской области, Отделу жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации Пеновского муниципального округа Тверской области, Управлению по работе с сельскими территориями администрации Пеновского муниципального округа Тверской области удовлетворить частично.
Признать бездействие администрации Пеновского муниципального округа Тверской области и Отдела жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации Пеновского муниципального округа Тверской области по устранению нарушений законодательства, регламентирующего порядок эксплуатации аттракциона «Катальная горка», расположенного на землях населенных пунктов в <адрес> в 15 метрах от дома <адрес> незаконным.
Признать бездействие администрации Пеновского муниципального округа Тверской области и Управления по работе с сельскими территориями администрации Пеновского муниципального округа Тверской области по устранению нарушений законодательства, регламентирующего порядок эксплуатации аттракциона «Катальная горка», расположенного на землях населенных пунктов в п. Соблаго в 7 метрах от дома <адрес> незаконным.
Возложить на Благотворительный фонд «Дело Благое» обязанность по организации проведения работ по демонтажу расположенного на землях населенных пунктов аттракциона «Катальная горка» в п. Пено в 15 метрах от дома <адрес> и п. Соблаго в 7 метрах от дома <адрес> в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении исковых требований прокурора Пеновского района Тверской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Пеновского муниципального округа Тверской области, Отделу жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации Пеновского муниципального округа Тверской области, Управлению по работе с сельскими территориями администрации Пеновского муниципального округа Тверской области, ГКУ Тверской области «Центр управления земельными ресурсами Тверской области» в остальной части отказать».
Судебная коллегия
установила:
прокурор Пеновского района Тверской области, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Пеновского муниципального округа Тверской области, Отделу жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации Пеновского муниципального округа Тверской области, Управлению по работе с сельскими территориями администрации Пеновского муниципального округа Тверской области о признании незаконным бездействия по устранению нарушений законодательства, регламентирующего порядок эксплуатации аттракционов и возложении обязанности по организации проведения работ по демонтажу расположенных на землях населенных пунктов деревянных горок в п. Соблаго и п. Пено.
Требования мотивированы тем, что согласно прокурорской проверке в п. Соблаго и в п. Пено на землях населенных пунктов, находящихся в муниципальной собственности, расположены деревянные горки, которые в нарушение требований федерального законодательства в органе гостехнадзора не зарегистрированы.
29 ноября 2021 года в адрес главы Пеновского муниципального округа внесено представление с требованием устранить выявленные нарушения.
28 февраля 2022 года в прокуратуру района поступил ответ о результатах рассмотрения представления прокурора, согласно которому для регистрации аттракционов (горок) у администрации Пеновского муниципального округа отсутствуют соответствующие документы. В связи с этим запланирован снос катальных горок в срок до 01 июня 2022 года.
В ходе дополнительной проверки исполнения законодательства, регламентирующего вопросы эксплуатации аттракционов (горок), установлено, что в п. Соблаго в 7 метрах от дома <адрес> расположен аттракцион (горка); в п. Пено в 15 метрах от дома <адрес> размещен аттракцион (горка); в 30 метрах от ООО <данные изъяты> <адрес> расположен аттракцион (горка).
Согласно поступившей из администрации округа информации, в бюджете округа на 2023 год не предусмотрено финансирование на выполнение работ по сносу указанных аттракционов (горок).
По сведениям Главного управления Государственной инспекции Гостехнадзора Тверской области администрация Пеновского муниципального округа с вопросом регистрации указанных аттракционов (горок) не обращалась. Таким образом, администрацией округа с 29 ноября 2021 года по настоящее время мер по устранению нарушений законодательства не принято.
Поскольку горки являются эксплуатируемым объектом, местом проведения досуга несовершеннолетних детей, несоблюдение требований закона, направленных на обеспечение безопасного организованного отдыха и оздоровления детей, ставит под угрозу их жизнь и здоровье, что на практике не допустимо.
Бездействие со стороны администрации Пеновского муниципального округа влечет нарушение прав неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан и несовершеннолетних.
Определением суда от 09 июня 2023 года осуществлен переход к рассмотрению административного дела по правилам гражданского судопроизводства.
Определением суда от 31 июля 2023 года, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве ответчика привлечено ГКУ Тверской области «Центр управления земельными ресурсами Тверской области».
Определением суда от 28 августа 2023 года, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве ответчика привлечен Благотворительный фонд «Дело Благое» в лице ликвидатора Ленгвинис С.В.
В ходе рассмотрения дела и.о. прокурора Пеновского района Осипов Д.В. уточнил заявленные требования и просил признать бездействие администрации Пеновского муниципального округа Тверской области, Управления по работе с сельскими территориями администрации Пеновского муниципального округа, Отдела жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации Пеновского муниципального округа по устранению нарушений законодательства, регламентирующего порядок эксплуатации аттракционов незаконным и возложить на администрацию Пеновского муниципального округа Тверской области, Управление по работе с сельскими территориями администрации Пеновского муниципального округа обязанность по организации проведения работ по демонтажу расположенной на землях населенных пунктов деревянной горки в п. Соблаго в 7 метрах от дома <адрес>, и возложить обязанность на администрацию Пеновского муниципального округа Тверской области, Отдел жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации Пеновского муниципального округа по проведению работ по демонтажу расположенных на землях населенных пунктов деревянной горки в п. Пено в 15 метрах от дома <адрес> в течении месяца со дня вступления решения суда в силу.
В судебном заседании и.о. прокурора Пеновского района Осипов Д.В. заявленные требования поддержал.
Представитель администрации Пеновского муниципального округа Ерегин С.Ю. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснив что администрация Пеновского муниципального округа Тверской области не является надлежащим ответчиком по данному делу, так как строительством горок не занималась. Администрацией Пеновского муниципального округа Тверской области было проведено согласование строительства горок с фондом «Благое дело», администрация рассчитывала, что на возведенные аттракционы все необходимые документы будут в последующем переданы по акту приема-передачи. Так как документы не переданы, горки не поставлены на контроль, земельные участки, на которых установлены аттракционы, находятся в неразграниченной государственной собственности, в части требований, предъявленных к администрации, просил отказать.
Представители иных участников процесса в судебное заседание не явились, о времени и месте разбирательства дела извещены надлежащим образом.
Из Благотворительного фонда «Дело Благое» и ГУ Гостехнадзора Тверской области поступили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.
Ранее представитель Благотворительного фонда «Дело Благое» - ликвидатор Ленгвинис С.В. в судебном заседании поясняла, что фонд по своей инициативе ничего не возводил. Принятию программы и ее реализации предшествовали обращения глав сельских поселений и муниципалитета. Все горки устанавливались по согласованию с администрацией и отделом архитектуры. Вопросами надлежащего оформления горок администрация не озадачилась, однако, приняла благотворительность. Фонд не может нести обязанность по демонтажу горок. Фонд находится в стадии ликвидации, которая практически завершается.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрации Пеновского муниципального района Тверской области поставлен вопрос об отмене решения суда в части признания незаконным бездействия администрации Пеновского муниципального округа Тверской области, Отдела жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации Пеновского муниципального округа Тверской области и Управления по работе с сельскими территориями администрации Пеновского муниципального округа Тверской области.
В обоснование жалобы указано, что подраздел третий ГПК РФ утратил силу 15 сентября 2015 года. В рамках гражданского судопроизводства нельзя признать бездействие ответчика незаконным. Если суд руководствовался Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, то решение также незаконно.
В судебном решении не указано, каким образом орган местного самоуправления своими действиями может исправить незаконное бездействие. По смыслу ст. 227 КАС РФ и ранее действующей ст. 258 ГПК РФ при оспаривании правомерности бездействия органа местного самоуправления, которым, по мнению прокурора, нарушены права неопределенного круга лиц, суд не может ограничиться только констатацией нарушения законодательства, но и обязан указать, какие действия должен выполнить орган местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями, бездействия которого оспариваются прокурором, как устранить допущенные нарушения прав и свобод неопределенного круга лиц.
Из ГКУ «Центр управления земельными ресурсами» поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указано, что права истца не нарушаются действиями или бездействием учреждения, в связи с чем решение по настоящему делу оставляют на усмотрение суда.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель администрации Пеновского муниципального округа Тверской области Ерегин С.Ю. доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель прокуратуры Тверской области Ильницкая Ю.Ю. полагала решение суда первой инстанции законным и обоснованным, одновременно пояснила, что не согласна с решением в части исполнения, обязанность по устранению нарушений следует возложить на администрацию.
Иные участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в суд апелляционной инстанции не явились, своих представителей не направили.
С учетом положений статей 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия признала возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части, исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.
В то же время суд апелляционной инстанции на основании абзаца второго части 2 статьи 327.1 ГПК РФ вправе в интересах законности проверить обжалуемое судебное постановление в полном объеме вне зависимости от доводов жалобы, представления.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 46 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22 июня 2021 года № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», под интересами законности с учетом положений статьи 2 ГПК РФ следует понимать необходимость проверки правильности применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов участников гражданских, трудовых (служебных) и иных правоотношений, а также в целях защиты семьи, материнства, отцовства, детства; социальной защиты; обеспечения права на жилище; охраны здоровья; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; защиты права на образование и других прав и свобод человека и гражданина; в целях защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц и публичных интересов и в иных случаях необходимости охраны правопорядка.
В рассматриваемом случае, учитывая, что иск подан в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, требования прокурора направлены на устранение угрозы жизни и здоровью граждан, в том числе несовершеннолетних детей, судебная коллегия полагает необходимым выйти за пределы доводов апелляционной жалобы и проверить законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме.
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, в ноябре 2021 года прокуратурой Пеновского района Тверской области проведена проверка исполнения администрацией Пеновского муниципального округа Тверской области требований законодательства, регламентирующего порядок государственной регистрации самоходных машин и других видов техники, аттракционов, в ходе которой установлено, что в <адрес> на землях населенных пунктов, находящихся в муниципальной собственности, расположены деревянные горки, которые в нарушение требований федерального законодательства в органе гостехнадзора не зарегистрированы.
По результатам указанной проверки прокурором Пеновского района 29 ноября 2021 года главе Пеновского муниципального округа Тверской области внесено представление о принятии в течение месяца со дня внесения представления конкретных мер к устранению допущенных нарушений законодательства.
30 декабря 2021 года глава Пеновского муниципального округа направил прокурору сообщение о том, что у администрации для регистрации аттракционов (деревянных горок) отсутствуют соответствующие документы, поэтому отсутствует возможность регистрации данных горок. В связи с этим снос катальных горок запланирован в срок до 01 июня 2022 года.
23 марта 2023 года в целях проверки фактического устранения нарушений законодательства, регламентирующего порядок государственной регистрации самоходных машин и других видов техники, аттракционов, заместителем прокурора осуществлен выезд в п. Соблаго и п. Пено, по результатам которого выявлено наличие деревянных горок на землях населенных пунктов, о чем составлены соответствующие акты.
В тот же день заместителем прокурора в адрес главы Пеновского муниципального округа направлен запрос о предоставлении сведений о фактическом устранении нарушений (сносе горок), а в случае не устранения –сведений о наличии в бюджете округа средств на выполнение данных работ в 2023 году.
29 марта 2023 года глава Пеновского муниципального округа направил в адрес заместителя прокурора сообщение о том, что мероприятия по сносу горок не произведены, денежные средства на снос в бюджете округа не предусмотрены.
Из сообщения ГУ «Государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники» Тверской области от 29 марта 2023 года следует, что администрация Пеновского муниципального округа Тверской области и иные организации по вопросу государственной регистрации деревянных горок, расположенных в п. Соблаго и п. Пено, не обращались.
В пункте 3.2 ГОСТ Р 56987-2016 "Безопасность устройств для развлечений. Горки зимние. Требования безопасности при эксплуатации" указано, что горка зимняя - это конструкция, спроектированная и изготовленная из дерева, льда или их комбинации для развлечений в зимний период, имеющая наклонную поверхность (скат), обустроенную и специально подготовленную поверхность скольжения для движения по ней посетителей под действием сил тяжести, а также выкат и ограничительную систему.
В пункте 4 Правил государственной регистрации аттракционов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2019 года № 1939 (далее - Правила) предусмотрено, что аттракцион - это оборудование, которое предназначено для развлечения пассажиров во время движения, включая биомеханические воздействия.
Данные Правила устанавливают порядок государственной регистрации аттракционов, которая проводится в целях их государственного учета исполнительными органами субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный государственный надзор в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, аттракционов.
Согласно пункту 5 Правил указанный нормативный правовой акт распространяется на аттракционы, виды и типы которых предусмотрены приложением № 1 к техническому регламенту Евразийского экономического союза «О безопасности аттракционов».
Из Приложения № 1 к техническому регламенту Евразийского экономического союза «О безопасности аттракционов» следует, что горки отнесены как к немеханизированным аттракционам, так и к аттракционам для детей.
Таким образом, горки являются самостоятельной конструкцией, имеющей статус аттракциона как оборудования, которое подлежит обязательной государственной регистрации.
Исходя из положений пунктов 4, 6 Правил, обязанность по регистрации аттракциона в органе гостехнадзора возложена на экплуатанта - юридическое лицо или физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющие эксплуатацию аттракциона на законных основаниях и использующие этот аттракцион для предоставления пассажирам развлекательных услуг.
Разрешая заявленные прокурором требования, суд первой инстанции признал незаконным бездействие администрации Пеновского муниципального округа Тверской области и ее территориальных органов, осуществляющих отдельные полномочия администрации в п. Пено (Отдел жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации Пеновского муниципального округа Тверской области) и в иных населенных пунктах (Управление по работе с сельскими территориями администрации Пеновского муниципального округа Тверской области), по устранению нарушений законодательства, регламентирующего порядок эксплуатации аттракционов «Катальная горка», расположенных на землях населенных пунктов в п. Пено и в п. Соблаго.
При этом суд исходил из того, что указанные ответчики до настоящего времени не исполнили требования представления прокурора Пеновского района Тверской области от 29 ноября 2023 года об устранении нарушений законодательства, регламентирующего порядок государственной регистрации самоходных машин и других видов техники, аттракционов.
Тем самым суд признал наличие у администрации Пеновского муниципального округа Тверской области и ее территориальных органов обязанности по соблюдению требований законодательства, регламентирующего порядок эксплуатации аттракционов.
Вместе с тем, обязанность по устранению выявленных прокурором нарушений в виде организации проведения работ по демонтажу горок суд возложил на Благотворительный фонд «Дело Благое», установив, что данная организация занималась возведением горок.
Судебная коллегия не может согласиться с указанной позицией суда.
Поводом для обращения прокурора в суд послужило незаконное бездействие по устранению нарушений законодательства, регламентирующего порядок эксплуатации аттракционов, и необходимость возложения в связи с этим на администрацию и ее структурные подразделения обязанности по устранению данного нарушения. Ввиду отсутствия у администрации документов, необходимых для регистрации аттракционов, прокурором избран способ устранения данного нарушения в виде демонтажа аттракционов.
Требование о сносе самовольных сооружений к лицу, которое их возвело, прокурором не заявлялось. Основания для соответствующей переквалификации заявленных требований у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального округа отнесены создание условий для массового отдыха жителей муниципального округа и организация обустройства мест массового отдыха населения; осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории муниципального с правом выдавать предписание об устранении нарушений обязательных требований, выявленных в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности), организация благоустройства территории муниципального округа в соответствии с указанными правилами (пункты 20, 25 части 1 статьи 14).
Администрация Пеновского муниципального округа является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Пеновского муниципального округа, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Тверской области.
Согласно ст. 39 Устава Пеновского муниципального округа Тверской области, принятого решением Думы Пеновского муниципального округа от 03 декабря 2020 года № 49, в пределах своих полномочий администрация Пеновского муниципального округа осуществляет в пределах своих полномочий мероприятия по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья (п. 24), создает условия для массового отдыха жителей Пеновского муниципального округа и организации обустройства мест массового отдыха населения (п. 32), организует благоустройство территории Пеновского муниципального округа в соответствии с утвержденными правилами благоустройства территории Пеновского муниципального округа, осуществляет контроль за их соблюдением (п. 36), осуществляет муниципальный земельный контроль в границах Пеновского муниципального округа (п. 40), осуществляет в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ, осмотры зданий, сооружений и выдает рекомендация об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений (п. 41).
Пунктом 36 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что благоустройство территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
В силу пункта 38 статьи 1 названного кодекса, элементы благоустройства - декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории.
Правила благоустройства территории муниципального образования утверждаются представительным органом соответствующего муниципального образования (ч. 1 ст. 45.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Решением Думы Пеновского муниципального округа Тверской области от 13 декабря 2021 года № 172 утверждены Правила благоустройства территории Пеновского муниципального округа Тверской области, которыми предусмотрено, что организация благоустройства территории Пеновского муниципального округа осуществляется Отделом жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации Пеновского муниципального округа Тверской области, Управлением по работе с сельскими территориями Пеновского муниципального округа Тверской области в соответствии с их компетенцией, определенной Уставом Пеновского муниципального округа и иными муниципальными правовыми актами Пеновского муниципального округа.
Согласно Положению об Отделе жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пеновского муниципального округа Тверской области, утвержденным решением Думы Пеновского муниципального округа Тверской области от 30 декабря 2020 года № 94, данный Отдел является территориальным органом администрации Пеновского муниципального округа Тверской области, входит в ее структуру и осуществляет отдельные полномочия администрации в п. Пено.
Управление по работе с сельскими территориями администрации Пеновского муниципального округа Тверской области, созданное решением Думы Пеновского муниципального округа Тверской области от 30 декабря 2020 года № 95, является территориальным органом администрации Пеновского муниципального округа Тверской области, входит в ее структуру и осуществляет отдельные полномочия администрации в населенных пунктах на соответствующих сельских территориях, в том числе Охватской сельской территории, в пределах которой расположена д. Соблаго.
К функциям названных структурных подразделений администрации в области благоустройства и дорожного хозяйства относятся, в том числе, контроль за соблюдением Правил благоустройства территории Пеновского муниципального округа, в области социально-культурного обслуживания населения – участие в создании условий для массового отдыха жителей и организации обустройства мест массового отдыха населения на закрепленных территориях (пункты 2.2.19, 2.6.6 Положений № 94, № 95).
Анализ вышеуказанных положений закона и муниципальных правовых актов позволяет прийти к выводу о том, что обязанность по организации благоустройства территории Пеновского муниципального округа, которое предполагает, в том числе, контроль за размещением на землях общего пользования сооружений с соблюдением норм и правил, возложена на администрацию и ее структурные подразделения.
Как следует из материалов дела, решением правления Благотворительного фонда «Дело Благое» от 22 июля 2019 года утверждена программа «Горка - детям», в рамках которой было запланировано в срок до 31 декабря 2019 год изготовить и установить деревянные горки в сельских поселениях района в количестве 8 штук (<данные изъяты>).
30 октября 2019 года директор Благотворительного фонда «Дело Благое» обратился к главе Пеновского района с сообщением об установке фондом в сентябре-октябре 2019 года зимних горок на территории всех сельских поселений Пеновского района и просьбой рассмотреть вопрос о целесообразности установки зимних горок в микрорайонах поселка Пено и согласовать места их расположения (<данные изъяты>).
Глава Пеновского района направил в адрес директора Благотворительного фонда «Дело Благое» сообщение от 28 ноября 2019 года о рассмотрении обращения с предложением установить зимние горки в микрорайоне <адрес> (<данные изъяты>).
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что фонд, установив горки на землях общего пользования, фактически осуществил дарение указанных сооружений органу местного самоуправления в общеполезных целях (ст. 582 ГК РФ), а администрация, согласовав размещение горки в п. Пено и не возражая относительно возведения горок в сельских поселения района, в том числе в п. Соблаго, приняла данное пожертвование.
Направляя 30 декабря 2021 года прокурору сообщение о результатах рассмотрения представления об устранении нарушений законодательства, администрация не только выразила готовность, но и запланировала снос горок, тем самым признав свою обязанность по соблюдению требований законодательства, регламентирующего порядок эксплуатации аттракционов, в отношении данных горок.
Поскольку данную обязанность администрация не выполнила, то допущенные нарушения должны быть устранены ею же. Иное приведет к неправомерному освобождению администрации и ее территориальных органов от ответственности за допущенные нарушения.
При таких обстоятельствах решение в части возложения на Благотворительный фонд «Дело Благое» обязанности по организации проведения работ по демонтажу расположенного на землях населенных пунктов аттракциона «Катальная горка» в п. Пено и в п. Соблаго и отказа в удовлетворении требований прокурора Пеновского района Тверской области о возложении данной обязанности на администрацию Пеновского муниципального округа Тверской области, Управление по работе с сельскими территориями администрации Пеновского муниципального округа Тверской области, Отдел жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации Пеновского муниципального округа Тверской области не может быть признано законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене в названной части с вынесением нового решения о возложении на администрацию Пеновского муниципального округа Тверской области и Управление по работе с сельскими территориями администрации Пеновского муниципального округа Тверской области обязанности по организации проведения работ по демонтажу деревянной горки в п. Соблаго Пеновского муниципального округа Тверской области, а также о возложении такой же обязанности в отношении деревянной горки в п. Пено на администрацию Пеновского муниципального округа Тверской области и Отдел жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации Пеновского муниципального округа Тверской области.
Таким образом, требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
В остальной части решение суда сомнений в законности и обоснованности не вызывает, в связи с чем оно подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Осташковского межрайонного суда Тверской области от 09 ноября 2023 года в части возложения на Благотворительный фонд «Дело Благое» обязанности по организации проведения работ по демонтажу расположенного на землях населенных пунктов аттракциона «Катальная горка» в п. Пено в 15 метрах от дома <адрес> и п. Соблаго в 7 метрах от дома <адрес> и отказа в удовлетворении требований прокурора Пеновского района Тверской области о возложении данной обязанности на администрацию Пеновского муниципального округа Тверской области, Управление по работе с сельскими территориями администрации Пеновского муниципального округа Тверской области, Отдел жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации Пеновского муниципального округа Тверской области отменить.
Принять по делу в указанной части новое решение, которым данные требования к администрации Пеновского муниципального округа Тверской области, Управлению по работе с сельскими территориями администрации Пеновского муниципального округа Тверской области, Отделу жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации Пеновского муниципального округа Тверской области удовлетворить.
Возложить на администрацию Пеновского муниципального округа Тверской области (ИНН №), Управление по работе с сельскими территориями администрации Пеновского муниципального округа Тверской области (ОГРН №) обязанность по организации в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу проведения работ по демонтажу расположенной на землях населенных пунктов деревянной горки в 7 метрах от дома <адрес> в п. Соблаго Пеновского муниципального округа Тверской области.
Возложить на администрацию Пеновского муниципального округа Тверской области (ИНН №), Отдел жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации Пеновского муниципального округа Тверской области (ОГРН №) обязанность по организации в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу проведения работ по демонтажу расположенной на землях населенных пунктов деревянной горки в 15 метрах от дома <адрес> в п. Пено Пеновского муниципального округа Тверской области.
Исключить из абзаца первого резолютивной части решения указание на частичное удовлетворение требований прокурора Пеновского района Тверской области.
Абзац пятый резолютивной части решения изложить в следующей редакции:
«В удовлетворении исковых требований прокурора Пеновского района Тверской области к ГКУ Тверской области «Центр управления земельными ресурсами Тверской области», Благотворительному фонду «Дело Благое» отказать».
В остальной части решение Осташковского межрайонного суда Тверской области от 09 ноября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Пеновского муниципального округа Тверской области - без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение составлено 05 марта 2024 года.
Председательствующий
Судьи