Решение по делу № 3а-208/2021 от 29.10.2021

№ 3а-208/2021

10OS0000-01-2021-000330-31

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

23 ноября 2021 г. г. Петрозаводск

Верховный Суд Республики Карелия в составепредседательствующего судьи Кудряшовой Е.П. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Макаршиной А.А., с участием прокурораВолковой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гамзенкова Р.В. о признании недействующим решения ХХIII сессии III созыва Совета Прионежского муниципального района от 22 марта 2016 г. № 3 «Об утверждении проекта изменений Генерального плана Нововилговского сельского поселения»и решения ХХХIV сессииIII созыва Совета Прионежского муниципального районаот 20 июня 2017 г. № 4 «Об утверждении Правил землепользованияи застройки Нововилговского сельского поселения» в части,

у с т а н о в и л:

РешениемХХIII сессии III созыва Совета Прионежского муниципального районаот 22 марта 2016 г. № 3 «Об утверждении проекта изменений Генерального плана Нововилговского сельского поселения» с учетом решения от 05 мая 2016 г. № 18 «О внесении изменений в Решение Совета Прионежского муниципального района от 22 марта 2016 г. № 3» утвержден в новой редакции Генеральный план Нововилговского сельского поселения.

Решением ХХХIV сессии III созыва Совета Прионежскогомуниципального районаот 20 июня 2017 г. № 4 утверждены Правила землепользования и застройки Нововилговского сельского поселения.

Указанными нормативными правовыми актами установлена зона
с особыми условиями использования территории - второй пояс зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевогоназначения.

Гамзенков Р.В. обратился в суд с административным искомо признании недействующими названных решений Совета Прионежскогомуниципального района от 22 марта 2016 г. № 3 и от 20 июня 2017 г. № 4
в части включения в границы второго поясазоны санитарной охраны источникаводоснабжения и водопроводов питьевогоназначенияземельного участка,расположенногов п. Новая ВилгаПрионежского района Республики Карелия, площадью 1500 кв.м, с координатами характерных точек границ земельного участка в системе координат МСК-10: (...).

В обоснование требований административный истец ссылается на противоречие указанных нормативных правовых актов части 5 статьи 18 Федерального закона от 30 марта 1999 г.№ 52-ФЗ«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закона № 52-ФЗ) и пунктам 1.5, 1.6, 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарноговрача Российской Федерации от 14 марта2002 г. № 10(далее -СанПиН
2.1.4.1110-02), части 5 статьи 30, части 8 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее -ГрК РФ), поскольку зона санитарной охраны источника водоснабжения и водопроводов питьевогоназначения,в границах которой находится вышеуказанный земельный участок, установлена Генеральным планом и Правилами землепользования и застройки Нововилговского сельского поселения в отсутствие проекта зоны санитарной охраны и санитарно-эпидемиологического заключенияосоответствии ее границ и ограничений использования земельных участковв границах зоны санитарным правилам.

Административный истец полагает, что оспариваемые нормативные правовые акты нарушают его права, посколькупрепятствуют приобретению земельного участка в собственность.

В судебном заседании представитель административного истцаЕрмолинская Т.В.поддержала административный иск по изложенным в нем основаниям.

Иные лица, участвующие в деле, в суд не явились, извещены
о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, возражений против рассмотрения дела в их отсутствие не представили.

В письменном отзыве на административный иск административный ответчик заявленные требования не признал, указал, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты в целях реализации и соблюдения конституционных прав граждан и защиты источника водоснабжения от загрязнения.

Заинтересованное лицо администрация Прионежского муниципального района в отзыве на административный иск поддержала позицию административного ответчика, в удовлетворении требований просила отказать.

Заинтересованные лица Министерство национальной и региональной политики Республики Карелия, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия в отзывах на административный иск оставили разрешение спора на усмотрение суда.

Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия
в отзыве на административный иск указало, что проекты зоны санитарной охраны источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в п.НоваяВилга Министерствомне утверждались. При соблюдении процедуры принятия нормативных правовых актов и требований СанПиН 2.1.4.1110-02 оснований для удовлетворения требований не имеется.

Администрация Нововилговского сельского поселения в отзыве на административный иск возражала против удовлетворения исковых требований, указала, что часть испрашиваемого истцом земельного участка расположена в границах земельного участка, предварительно согласованного распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 19 октября 2021 г. в предоставлении в постоянное бессрочное пользование администрации Нововилговского сельского поселения. В адрес Министерства направлено заявление о согласовании предоставления земельного участка. Просиларассмотреть дело в отсутствие представителей.

Управление Роспотребнадзорапо Республике Карелия в отзыве на административный иск указало, чтона проект зоны санитарной охраны каких-либо источников водоснабжения и водопроводов питьевогоназначения в п. Новая Вилга не выдавалось санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.

Заслушав объяснения представителя административного истца, заключение прокурора, полагавшегоадминистративный иск подлежащим удовлетворению, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что Гамзенков Р.В. 13 августа 2021 г. обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью 1500 кв.м, по адресу Республика Карелия, Прионежскийрайон, п. Новая Вилга, с целью использования для индивидуального жилищного строительства.Координаты характерных точек границ земельного участка в системе координат МСК-10 указаны в приложенной к заявлению схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Письмом от 06 октября 2021 г. (исх. № (...)) Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия отказало Гамзенкову Р.В. в удовлетворении заявления по мотивам отнесения земельного участка документами территориального планирования Нововилговского сельского поселенияк территории второго пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.

Предполагаемый к образованию земельный участок в обозначенных в иске координатах отражен на картографическом материале Генерального плана и Правил землепользования и застройки Нововилговскогосельского поселения, утвержденных оспариваемыми решениями Совета Прионежского муниципального районаот 22 марта 2016 г. № 3 и от 20 июня 2017 г. № 4,
в границах второго пояса зоны санитарной охраны источника водоснабжения и водопроводов питьевого назначения (артезианская скважина №77615).

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ)
с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Учитывая, что оспариваемыми муниципальными правовыми актами осуществлено градостроительное зонирование земельного участка, испрашиваемого административным истцом в собственность, Гамзенков Р.В.вправе обратиться с настоящим административным иском.

Частью 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 г.
№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления
в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) предусмотрено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Частью 4 статьи 3 ГрК РФустановлено, что по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которыене должны противоречить настоящему Кодексу.

В силу пункта 20 части 1, части 4 статьи 14, часити 1 статьи 20 Федерального закона № 131-ФЗ в редакции, действовавшей
на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов, утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений
на строительство (за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ, иными федеральными законами), разрешенийна ввод объектов в эксплуатацию
при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных ГрК РФ, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений относятся к вопросам местного значения, входят в полномочия органов местного самоуправления района.

В соответствии с Уставом муниципального образования Прионежского муниципального района (далее - Устав) представительным органом муниципального образования, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения является Совет Прионежского муниципального района (статья 20 Устава).

Решением XXIII сессии III созыва Совета Прионежского муниципального района от 22 марта 2016 г. № 3 «Об утверждении проекта изменений Генерального плана Нововилговского сельского поселения»
и решением ХХХIV сессии III созыва Совета Прионежского муниципального района от 20 июня 2017 г. №4 «Об утверждении Правил землепользования
и застройки Нововилговского сельского поселения» внесены изменения
в Генеральный план и приняты Правила землепользования и застройкиНововилговского сельского поселения, в результате которых генеральный план фактически изложен в новой редакции, изменен картографический материал к генеральному плану (в частности вместо карт функциональных зон каждого населенного пункта, входящего в поселение, принята одна карта функциональных зон всего поселения).

В соответствии с пунктами 2 и 9 статьи 2 ГрК РФ законодательство
о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываютсяна принципах обеспечения сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности
и осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности.

К градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 4 ГрК РФ).

Пунктами 1, 2 статьи 12 Федерального закона № 52-ФЗ определено, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.

Процедуры принятия оспариваемых Правил землепользования и застройки ивнесения изменений в Генеральный план Нововилговского сельского поселения неоднократно проверялись судом в порядке главы 21 КАС РФ.

В силу части 2 статьи 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному административному делу, имеют преюдициальное значение для неопределенного круга лиц при рассмотрении других дел.

Так, вступившими в законную силу решениями Верховного Суда Республики Карелия от 06 июня 2017 г. по административному делу
№ 3а-34/2017, от 13 сентября2018 г. по административному делу 3а-105/2018, от 05 декабря 2019 г. № 3а-227/2019 установлено, что Генеральный план Нововилговского сельского поселения принятс нарушением порядка проведения публичных слушаний, предусмотренного статьей 28 ГрК РФ
и статьей 12 Устава муниципального образования. Правила землепользования и застройки Нововилговского сельского поселения приняты уполномоченным органом с соблюдением порядка публичных слушаний.

В силу пункта 14 части 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, расположенные в первом и втором поясах
зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, относятся к ограниченным
в обороте и не могут быть предоставлены в частную собственность
за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Согласно части 2 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

В соответствии с пунктом1 статьи 18 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные
в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

Использование водного объекта в конкретных указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения
о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта (пункт3 статьи 18 Федерального закона № 52-ФЗ).

Зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации (пункт5 статьи 18 Федерального закона № 52-ФЗ).

Как следует из пунктов 1.4 и 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02, зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах в составе трех поясов, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников в целях санитарной охраны от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений,
а также территорий, на которых они расположены. При этом второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой. В каждом
из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы соответственно их назначению устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

Организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются, в том числе, определение границ зоны и составляющих ее поясов. Проект зоны санитарной охраны
с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке (пункты 1.6
и 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02).

Вышеуказанными решениями Верховного Суда Республики Карелия также установлено, что оспариваемые решения Совета Прионежского муниципального района приняты с нарушением определенной законом компетенции органа и процедуры установления санитарно-защитных зон источника водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, поскольку отображение границ второго пояса зоны санитарной охраны источника на картах Генерального плана и Правил землепользования и застройки Нововилговского сельского поселения произведено в отсутствие проекта зоны санитарной охраны и санитарно-эпидемиологического заключенияо соответствии ее границ и ограничений использования земельных участковв границах зоны санитарным правилам, что приводитк нарушению прав правообладателей земельных участков, включенныхв указанную зону.

Спорный земельный участок отражен на картографическом материале Генерального плана и Правил землепользования и застройки Нововилговского сельского поселения в границахдвухсотметровойзоны санитарной охраны источника водоснабжения и водопроводов питьевого назначения-артезианской скважины № 77615 (второй пояс).

В таблице 2.1.50 Генерального плана Нововилговского сельского поселения отражено, что для Артезианских скважин (подземных источников) с обозначениями ВС3-ВС16 установлен первый пояс зоны санитарной охраны
в размере 50 м.; второй пояс в размере 200 м. и третий пояс с указанием того, что он полностью совпадает с границами второго пояса

Следовательно, СоветПрионежского муниципального района при принятии Генерального планаи Правил землепользования и застройки Нововилговского сельского поселения вышел за пределы компетенции в части установления границ второго пояса зоны санитарной охраны источника водоснабжения и водопроводов питьевого назначения и в отношении спорного земельного участка, испрашиваемого административным истцом.

При таких обстоятельствах несоответствие приведенным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, решений Совета Прионежского муниципального района в оспариваемой части является основанием для удовлетворения заявленных требований.

В силу пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу
и не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с пунктом 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Поскольку установлено применение оспариваемых нормативных правовых актов, на основе которых реализованы права граждан и юридических лиц, суд признает их не действующими в оспариваемой части
с момента вступления решения суда в законную силу.

С учетом положений части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии решения судом подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления.

В связи с удовлетворением требований административного истца суд на основании статьи 111 КАС РФ считает необходимым при распределении понесенных сторонами судебных расходов взыскать с административного ответчика в пользу административного истца расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Административное исковое заявление Гамзенкова Р.В. удовлетворить.

Признать не действующими со дня вступления решения суда в законную силу решение ХХIII сессии III созыва Совета Прионежского муниципального района от 22 марта 2016 г. № 3 «Об утверждении проекта изменений Генерального плана Нововилговского сельского поселения» и решение ХХХIV сессии III созыва Совета Прионежского муниципального района от 20 июня 2017 г. № 4 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Нововилговского сельского поселения» в части включения в границы второго пояса зоны санитарной охраны источника водоснабжения и водопроводов питьевого назначенияземельного участка, площадью 1500 кв.м, расположенного по адресу: Республика Карелия, Прионежский район, п. Новая Вилга, с координатами характерных точек границ земельного участка в системе координат МСК-10:(...).

Сообщение о принятии судом настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании Совета Прионежского муниципального района

Взыскать с Совета Прионежского муниципального района в пользу Гамзенкова Р.В. судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня его принятияв окончательной форме.

Судья Е.П. Кудряшова

Мотивированное решение

составлено 25 ноября 2021 г.

3а-208/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Республики Карелия
Гамзенков Роман Владимирович
Ответчики
Совет Прионежского муниципального района Республики Карелия
Другие
Министерство природных ресурсов и экологии по Республике Карелия
Ермолинская Татьяна Владимировна
Управление Роспотребнадзора по РК
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия
Министерство национальной и региональной политики Республики Карелия
Администрация Нововилговского сельского поселения
МУП Прионежского муниципального района "Водоканал Прионежский"
Администрация Прионежского муниципального района Республики Карелия
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Судья
Кудряшова Елена Павловна
Дело на странице суда
vs.kar.sudrf.ru
29.10.2021Регистрация административного искового заявления
29.10.2021Передача материалов судье
29.10.2021Решение вопроса о принятии к производству
29.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.10.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.11.2021Судебное заседание
25.11.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.11.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее