Делу №2-548/2024 (2-4713/2023)
УИД 33RS0002-01-2023-002721-41
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Владимир 22 января 2024 года
Октябрьский районный суд г. Владимира в составе:
председательствующего судьи Мысягиной И.Н.
при секретаре Ивановой Я.М.
при участии прокурора Зезиной Д.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Владимире гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Владимира, действующего в интересах Бегунова Максима Александровича, к Министерству здравоохранения Владимирской области о взыскании денежных средств, в счет возмещения расходов на приобретение лекарственного препарата, взыскании компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
ФИО8 обратился в суд с иском, в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах ФИО1, к ФИО10 о взыскании денежных средств в счет возмещения расходов на приобретение лекарственного препарата в размере 17 000 руб., компенсации морального вреда в размере 10 000 руб.
Протокольным определением Октябрьского районного суда <...> от ДД.ММ.ГГГГ. из числа третьих лиц, не заявляющих самостоятельные исковые требования относительно предмета спора, исключено ФИО9, и привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные исковые требования относительно предмета спора, ФИО11».
В обоснование заявленных исковых требований указано, что ФИО12 проведена проверка по заявлению ФИО1, исполнения требований законодательства в сфере здравоохранения.
По результатам проведенной проверки установлено, что материальный истец ФИО1 имеет диагноз: «<данные изъяты>», наблюдался в <данные изъяты>, в настоящее время наблюдается в <данные изъяты>», является инвалидом ### группы.
Согласно выписки <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ., ФИО1 назначен лекарственный препарат «<данные изъяты>» по 5 мг. 2 раза в день длительно.
Вместе с тем, указанный препарат в соответствии с рекомендуемой потребностью ФИО1 не выдавался, в связи с чем, он был вынужден приобретать его за счет собственных средств.
ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 был приобретен лекарственный препарат «<данные изъяты>» 5 мг ### (<данные изъяты>») на сумму 17 000 руб.
Таким образом, объем предоставленной истцу социальной помощи не обеспечил в полном объеме потребности пациента и ограничил право последнего на качественную медицинскую помощь в соответствии с основными принципами охраны здоровья.
Отсутствие лечения ФИО1, при помощи жизненно необходимых препаратов, может привести к жизнеугрожающим последствиям, что является нарушением конституционных принципов приоритета и высшей ценности прав и свобод человека, не допускающих ставить жизнь пациента под непосредственную угрозу и зависимость только лишь от управленческих решений, уполномоченных на лекарственное обеспечение органов публичной власти, даже в случае формального соответствия действий последних установленных для них регламентов и иных руководящих документов, поскольку иное противоречит социальной природе и гуманитарной основе государства в целом.
В связи с несвоевременным обеспечением ФИО1 лекарственными средствами, затратой собственных средств на покупку необходимого лекарственного препарата, материальный истец претерпевал физические и нравственные страдания, осознавая тяжесть имеющегося заболевания, испытывал страх за свою жизнь и здоровье.
Бездействием ответчика нарушены гарантированные Конституцией РФ и федеральным законодательством права материального истца на охрану здоровья и медицинскую помощь.
С учетом степени нравственных страданий гражданина, их продолжительности, требований разумности и справедливости, причиненный моральный вред ФИО1 оценивает в размере 10 000 руб.
На основании изложенного, прокурор <...>, действующий в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах ФИО1, просит суд взыскать с ФИО13 денежные средства в счет возмещения расходов на приобретение лекарственного препарата в размере 17 000 руб., компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.
В судебном заседании представитель прокурора <...> – ФИО4., действующая на основании доверенности, заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить по вышеизложенным основаниям.
Материальный истец ФИО1 в судебном заседании поддержал исковые требования прокурора <...>, просил их удовлетворить по вышеизложенным основаниям.
Указал, что в связи с тем, что в аптеке отсутствовал лекарственный препарат «<данные изъяты>», который был ему назначен лечащим врачом, на который ему был выписан льготный рецепт, он был вынужден приобрести данный лекарственный препарат на свои личные денежные средства. Данный препарат он был вынужден приобрести, поскольку он ему жизненно необходим. Он принимает данный лекарственный препарат ежедневно и при прерывании курса лечения указанный лекарственный препарат не будет ему помогать. Полагает, что на тот момент его жизнь и здоровье были поставлены под угрозу. Просил суд, взыскать денежные средства, потраченные на приобретение лекарственного препарата «<данные изъяты>» в размере 17 000 руб. и компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб., поскольку испытывал нравственные страдания и переживания не только за свое здоровье, но и ха свою жизнь.
Представитель ответчика ФИО14 ФИО5 с заявленными исковыми требованиями не согласна, просит отказать в их удовлетворении по следующим основаниям.
ФИО16 осуществляет организацию обеспечения лекарственными препаратами льготных категорий граждан.
Согласно сведениям о заключенных контрактах и остатках по льготам ФИО15 были выделены денежные средства, препарат был закуплен и находился на остатках в аптеках, в связи с чем, полагает, что ответчик выполнил свои обязательства.
При этом, право на обеспечение льготными лекарственными препаратами за счет средств федерального бюджета у истца ФИО1 возникло лишь с ДД.ММ.ГГГГ., в связи с чем, правовых оснований для выписки рецепта от ДД.ММ.ГГГГ. истцу у лечащего врача не имелось.
С учетом изложенного, просит отказать в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные исковые требования относительно предмета спора, ФИО17 в судебном заседании указал, что <данные изъяты>» выполнила все обязательства по оказанию медицинской помощи и обеспечению льготными лекарственными препаратами пациента ФИО1
На момент выписки рецепта сведений об отсутствии пациента ФИО1 в регистре не имелось.
Разрешение данного спора оставил на усмотрение суда.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные исковые требования относительно предмета спора, ФИО18» в судебное заседание не явился, о времени и месте которого извещен судом надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, разрешение спора оставил на усмотрение суда.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, ФИО19» в судебное заседание не явился, о времени и месте которого извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Из отзыва на исковое заявление следует, что в адрес учреждения поступило распоряжение ФИО20 на закупку лекарственных препаратов по решению врачебной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ. № ### Согласно данному распоряжению и протоколу врачебной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ. ВК ### ФИО1 на ДД.ММ.ГГГГ. необходим лекарственный препарат <данные изъяты>», таблетки, 5 мг., ###. В протоколе врачебной комиссии указана Федеральная льгота, закупка по региональной льготе невозможна. По данным ФИО21» в 2023 году ФИО1 выдан лекарственный препарат <данные изъяты>», ТН «<данные изъяты>», таблетки п.п.о., 5 мг., ### в количестве 23 упаковок.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, ФИО24, ФИО23», ФИО22» в судебное заседание не явились, о времени и месте которого извещены судом надлежащим образом.
Основываясь на нормах п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, согласно которой каждый имеет право на судебное разбирательство в разумные сроки, суд определил рассмотреть данное гражданское дело на основании положений ст.167 ГПК РФ при данной явке, о чем вынесено протокольное определение.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, суд приходит к следующему.
Статьей 41 Конституции РФ установлено право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В соответствии с ч.2 ст.19 Федерального закона от 21.11.2011г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 21.11.2011г. №323-ФЗ) каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации (ст.37 Федерального закона №323-ФЗ).
Согласно п.5 ч.1 ст.29 названного Федерального закона, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 6.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. N 178-ФЗ определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 названного Федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.
Статьей 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
В соответствии с ч. 3 ст.80 Федерального закона №323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан: оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе, специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Пунктами 10, 14 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесены: организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 названного закона; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
В соответствии со ст. 26.3.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации» органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Согласно части 1 статьи 4.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. N178-ФЗ «О государственной социальной помощи» к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся следующие полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов: осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов; организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи формируется с учетом порядков оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи, а также с учетом особенностей половозрастного состава населения, уровня и структуры заболеваемости населения Российской Федерации, основанных на данных медицинской статистики (ч. 7 ст. 80 Закона № 323-ФЗ).
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на ДД.ММ.ГГГГ год и на плановый период ДД.ММ.ГГГГ годов утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ###.
Согласно разделу II Программы первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, и др.
Первичная медико-санитарная помощь оказывается бесплатно в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара в плановой и неотложной формах.
В соответствии с разделом III Программы гражданин имеет право на бесплатное получение медицинской помощи по видам, формам и условиям ее оказания в соответствии с разделом II Программы при болезни органов пищеварения.
Программа государственных гарантий бесплатного оказания населению <...> медицинской помощи на ДД.ММ.ГГГГ год и на плановый период ДД.ММ.ГГГГ годов утверждена постановлением администрации <...> от ДД.ММ.ГГГГ. ###, которая содержит аналогичные нормы.
Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. ###-р утвержден перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в который включен лекарственный препарат «<данные изъяты>».
В соответствии с Положением, утвержденным Указом Губернатора <...> от 05.12.2022г. N242, Министерство здравоохранения <...> является органом исполнительной власти области, осуществляющим функции по выработке и реализации единой государственной политики на территории <...>, государственному управлению и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения в соответствии с федеральным законодательством и законодательством <...>, правопреемником Департамента здравоохранения <...>, <...>, к полномочиям которого относится в т.ч. организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.
Указом Губернатора <...> от ДД.ММ.ГГГГ. N 165 «Об органах исполнительной власти <...>» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО26 переименован в ФИО25.
Как следует из материалов дела, ФИО1 является инвали<...> группы по общему заболеванию, что подтверждается справкой ### от ДД.ММ.ГГГГ страдает язвенным колитом, левостороннее поражение, хроническое рецидивирующее течение, гормональная зависимость, наблюдался в <данные изъяты>», в настоящее время наблюдается ФИО27».
От набора социальных услуг в части лекарственного обеспечения ФИО1 не отказывался.
Согласно информации, представленной из истории болезни <данные изъяты>» по жизненным показаниям ФИО1 назначен лекарственный препарат «<данные изъяты>», в течение года по 5мг (1 таб.) * 2 раза в день, длительно с 2019г.
Установлено, что лекарственным препаратом ФИО1 не был обеспечен.
В целях обеспечения пациента лекарственными средствами <данные изъяты>» была направлена в ФИО29 заявка на данный препарат с приложением протокола врачебной комиссии, документов на льготное лекарственное обеспечение.
Из письма ФИО28» от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что ФИО1 является федеральным льготополучателем. Лекарственный препарат <данные изъяты>» закупался централизованно на основании общей сведенной потребности из ФИО33 по контракту ### от ДД.ММ.ГГГГ. в количестве 60 упаковок отпущены в ФИО31». По данным ФИО32 «ФИО30» лекарственный препарат «<данные изъяты>» таблетки 5 мг. ### отпущен пациенту ФИО1 в количестве 1 упаковки ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно реестру рецептов ФИО34» по льготнику ФИО1 за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. было предоставлено на основании 10 рецептов 15 упаковок.
Актом передачи рецептов заведующий аптекой ###, ФИО35» уведомила об истечении срока действия рецепта серия ### от ДД.ММ.ГГГГ принятого на отсроченное обеспечение в рамках государственных контрактов на ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно акту о снятии с очереди от ДД.ММ.ГГГГ ФИО36» переданы рецепты с истекшим сроком действия, принятые на отсроченное обеспечение в рамках государственных контрактов по программе ОНЛП на ДД.ММ.ГГГГ год, <данные изъяты>» серия ### от ДД.ММ.ГГГГ., серия ### №с ### от ДД.ММ.ГГГГ выписанные ФИО1
Из представленных в материалы дела кассовых чеков следует, что в период не обеспечения ДД.ММ.ГГГГ. истец ФИО1 вынужден был самостоятельно приобрести за счет собственных денежных средств необходимый ему лекарственный препарат «<данные изъяты>» 5 мг ### (<данные изъяты>») на сумму 17 000 руб., что подтверждается товарным и кассовым чеком (л.д. ###).
Доказательств того, что ФИО1 был обеспечен назначенным препаратом в необходимом объеме бесплатно, ответчиком не представлено.
Таким образом, объем предоставленной ФИО1 социальной помощи не обеспечил в полном объеме потребности истца и ограничил право последнего на качественную медицинскую помощь в соответствии с основными принципами охраны здоровья, что недопустимо.
Положения ст. 45 Конституции Российской Федерации закрепляют государственные гарантии защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации (часть 1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (часть 2).
Среди таких способов защиты гражданских прав ст. 12 ГК РФ называет возмещение убытков.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
Частью 1 ст.1064 ГК РФ предусмотрены общие основания ответственности за причинение вреда, согласно которым вред, причиненный личности или имуществу гражданина подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Таким образом, если гражданин, имеющий право на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом, не был им обеспечен и данное обстоятельство привело к необходимости оплаты гражданином стоимости этого лекарственного препарата за счет собственных средств, то потраченные средства, подтвержденные документально, должны быть возмещены за счет государственного органа, не исполнившего должным образом возложенные на него задачи по организации лекарственного обеспечения населения, на основании ст. 15 ГК РФ как убытки, причиненные лицу, право которого было нарушено.
При таких обстоятельствах, денежные средства в размере 17 000 руб. потрачены материальным истцом ФИО1 на приобретение лекарственного средства «<данные изъяты>» 5 мг ### (<данные изъяты>») вынужденно, поскольку данный лекарственный препарат был ему необходим в силу его заболеваний. В связи с этим, убытки на основании ст. 15 ГК РФ, подлежат взысканию с ответчика в пользу материального истца ФИО1
В силу п. 1 ст. 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (ст. 1064 - 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации) и ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (п. 2 ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Разрешая заявленные исковые требования о взыскании компенсации морального вреда, принимая во внимание, что ответчик ненадлежащим образом исполнил возложенные на него обязанности по обеспечению материального истца, являющегося инвалидом, лекарственным препаратом, необходимым ему по жизненным показаниям, учитывая характер имеющегося у него заболевания, необходимость в постоянном контроле состояния здоровья и возможные отрицательные последствия для здоровья из-за несоблюдения данной обязанности, суд приходит к выводу о причинении материальному истцу ФИО1 морального вреда действиями ответчика.
Бездействием ответчика нарушены гарантированные Конституцией РФ и федеральным законодательством права истца на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Принимая во внимание, что компенсация морального вреда, о взыскании которой заявлено в иске в связи с неправомерными действиями ответчика по необеспечению материального истца необходимым лекарственным препаратов является одним из видов гражданско-правовой ответственности, приведенные выше нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающие общие основания ответственности за причинение вреда, применимы как к возмещению имущественного, так и морального вреда.
Определяя размер компенсации морального вреда, учитывая характер и степень причиненных физических и нравственных страданий материального истца, а также степень вины ответчика, не принявшего должных мер по своевременному обеспечению материального истца, страдающего заболеванием, мерами социальной поддержки, длительность допущенного нарушения, суд с учетом требований разумности и справедливости полагает возможным взыскать с ответчика в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования ФИО37, действующего в интересах ФИО1, о взыскании денежных средств в счет возмещения расходов на приобретение лекарственных препаратов, взыскании компенсации морального вреда удовлетворить в части.
Взыскать с ФИО38 (ИНН: ###; ОГРН: ###) в пользу ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, (СНИЛС ###) денежные средства в счет возмещения расходов на приобретение лекарственных препаратов в размере 17 000 руб., компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во <...> суд через Октябрьский районный суд <...> в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья И.Н. Мысягина
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Стороны вправе ознакомиться с решением суда ДД.ММ.ГГГГ
Судья И.Н. Мысягина