Гражд. дело №2-529/15
Р Е Ш Е Н И Е
Именем российской Федерации
08 сентября 2015 года с. Новокакент
Каякентский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Алибулатова З.И., с участием представителя истца ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г. Избербаш по доверенности Гаджиомарова М., с участием ответчика главы МО «село Дружба» Гаджимагомедова С.К., при секретаре Ахмедовой С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Новокаякенте гражданское дело по иску ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г. Избербаш в защиту интересов неопределенного круга потребителей к администрации МР «Каякентский район», администрации МО «с.Дружба» Каякентского района о признании бездействие ответчика незаконным, обязании администрации МР «Каякентский район» получить санитарно-эпидемиологическое заключение на проект зоны санитарной охраны подземных источников водоснабжения в МО «с.Дружба» Каякентского района в соответствии со ст.18 Федерального закона «о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», об обязании разработать в МО «с.Дружба» Каякентского района схему водоснабжения и водоотведения и согласовать с ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г. Избербаш в соответствии со ст.38 ФЗ №416 «О водоснабжении и водоотведении»,
У С Т А Н О В И Л:
ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г. Избербаш в защиту интересов неопределенного круга потребителей обратилось в суд с иском к администрации МР «Каякентский район», администрации МО «с.Дружба» Каякентского района о признании бездействие ответчика незаконным, обязании администрации МР «Каякентский район» получить санитарно-эпидемиологическое заключение на проект зоны санитарной охраны подземных источников водоснабжения в МО «с.Дружба» Каякентского района в соответствии со ст.18 Федерального закона «о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», об обязании разработать в МО «с.Дружба» Каякентского района схему водоснабжения и водоотведения и согласовать с ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г. Избербаш в соответствии со ст.38 ФЗ №416 «О водоснабжении и водоотведении», по тем основаниям, что в соответствии со ст.14 ФЗ №131 от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1-3,9,10,12,14,17,19(за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поседения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.
Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
В 27.03.2014 году ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г. Избербаш была проведена плановая проверка в отношении администрации МО «с.Дружба» Каякентского района. В результате проверки было обнаружено отсутствие разработанной и утвержденной схемы водоснабжения и водоотведения, а также санитарно-эпидемиологического заключения на проект зоны санитарной охраны объекта хозяйственного питьевого водоснабжения.
Для решения указанных вопросов органам местного самоуправления поселения подпунктами 1,2, и 3 ч.1 ст.14. п.3, пч.1 и п.2 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Республике Дагестан» представлены соответствующие полномочия: формирование, утверждение и исполнение бюджета; владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом; размещение муниципального заказа; установление местных налогов и сборов; принятие решения о привлечении граждан к выполнению социально значимых для поселения вопросов.
В соответствии с ч.2 ст.40 Закона «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. №2300-1, государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей предусматривает обращение в суд в защиту законных интересов неопределенного круга потребителей.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Гаджиомаров М.М. исковые требования поддержал частично и пояснил суду, что в 27.03.2015 году ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г. Избербаш проводила плановую проверку в администрации МО «с.Дружба» Каякентского района. В ходе указанной проверки было выявлено, что администрацией села не была разработана и утверждена схема водоснабжения и водоотведения в МО «с.Дружба» и не была согласовано с ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г. Избербаш. Кроме этого было обнаружено, что администрация МО «с.Дружба» не получила санитарно-эпидемиологическое заключение на проект зоны санитарной охраны подземных источников водоснабжения в МО «с.Дружба». После выявления указанных нарушений закона ТО Управлением Роспотребнадзора по РД в г. Избербаш не было предъявлено исковое требование к администрации МО «с.Дружба».
Федеральным законом от 27.05.2014 №136-ФЗ в статью 14 федерального закона от 06.10.2003 №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» были внесены изменения. В соответствии с указанными изменениями с 1 января 2015 года вопросы местного значения сельского поселения по организации в границах поселения водоснабжения населения и водоотведения переданы администрациям соответствующих муниципальных районов.
В период с 1 января 2015 года по настоящее время администрацией МР «Каякентский район» не разработана в МО «с.Дружба» схема водоснабжения и водоотведения не согласована с ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г. Избербаш. Кроме этого администрацией МР «Каякентский район не получено до настоящего времени санитарно-эпидемиологическое заключение на проект зоны санитарной охраны подземных источников водоснабжения в МО «с.Дружба». Какого-либо соглашения заключенного между администрацией МР «Каякентский район» и администрацией МО «с.Дружба» о передаче администрации сельского поселения отдельных полномочий по водоотведению и водоснабжению не имеется.
Считает, что администрация МР «Каякентский район» не выполнила возложенные на нее законом обязанности.
От части исковых требований к администрации МО «с.Дружба», а также в части признания бездействие ответчиков незаконным он отказывается.
При этом им подано в суд письменное заявление об отказе от части исковых требований адресованное суду.
Определением от 08.09.2015 года производство по делу в части исковых требований о признании бездействия ответчиков незаконными и исковых требований к администрации МО «с.Дружба» прекращено.
Представитель администрации МР «Каякентский район» по доверенности Алиева Н. при рассмотрении дела в судебном заседании участия не принимала, хотя была надлежащим образом уведомлена о месте и времени рассмотрения дела. Из ее заявления адресованного суду, она просит отложить рассмотрение дела на другой срок, в связи с занятостью при рассмотрении другого гражданского дела в Арбитражном суде РД.
Представитель администрации МО «с.Дружба» Гаджимагомедов С.К. исковые требования не признал и пояснил суду, что с 1 января 2015 года полномочия по организации в границах сельских поселений водоснабжения, водоотведения переданы органам местного самоуправления муниципальных районов. Поэтому сельское поселение «с.Дружба» не имела право получить санитарно-эпидемиологическое заключение на проект зоны санитарной охраны подземных источников водоснабжения в МО «с.Дружба», а также разработать в МО «с.Дружба» схему водоснабжения и водоотведения и согласовать с ТО Управление Роспотребнадзора по РД в г. Избербаш.
Какого-либо соглашения заключенного между администрацией МР «Каякентский район» и администрацией МО «с.Дружба» о передаче администрации сельского поселения отдельных полномочий по водоотведению и водоснабжению не имеется. Более десяти лет все водопроводные линии расположенные в с.Дружба находятся на балансе администрации МР «Каякентский район». Просит отказать в удовлетворении исковых требований к администрации МО «с.Дружба».
Суд, выслушав объяснение участника процесса, исследовав материалы дела, приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Согласно ст.43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определятся на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Согласно части 1 статьи 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной деятельности и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощение их вод, а также сохранение среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В соответствии с подпунктом 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ земельные участки, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, являются ограниченными в обороте и не подлежат передаче в частную собственность.
Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, порядок определения границ поясов санитарной охраны установлены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 №10 «О введении в действие Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.41110-02».
Согласно пункту 1.4 СанПиН 2.1.41110-02 зоны санитарной охраны водоснабжения и водопроводов питьевого назначения организуются на всех водопроводах вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как поверхностных, так и из подземных источников.
Пункт 1.6 Правил предусматривает, что организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в которой включается: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зоны санитарной охраны.
Пунктом 1.13 Правил установлено, что проект зон санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение органа государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном законом порядке.
Как установлено судом водопроводная линия, расположенная на территории МО «с.Дружба» находится на балансе администрации МР «Каякентский район».
Согласно ч.3 ст.19 ФЗ т 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарном эпидемиологическом благополучии населения» население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Согласно ч.1 ст.55 Водного кодекса РФ собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статями 24-27 настоящего Кодекса.
В силу статьи 27 Водного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся: 1) владение, пользование, распоряжение такими водными объектами; 2) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий; 3) осуществление мер по охране таких водных объектов; 4) установление ставок платы за пользование таким водными объектами, порядка расчета и взимания этой платы.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов в области водных отношений, кроме полномочий собственника, предусмотренных частью 1 статьи 27 Кодекса, относиться установление правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований, для личных и бытовых нужд.
Согласно п.2 и 4 ст.38 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» схемы водоснабжения и водоотведения разрабатываются в соответствии с документами территориального планирования, а также с учетом схем энергоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения. Схемы водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов утверждаются органами местного самоуправления.
В силу пунктов 4 и 5 Правил разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 5 сентября 2013 г. №782 схемы водоснабжения и водоотведения утверждаются органами местного самоуправления.
Проекты схем водоснабжения и водоотведения разрабатываются уполномоченным органом местного самоуправления поселения, городского округа.
В соответствии с ч.3 ст.14 ФЗ от 06.10.2003 №131-ФЗ(в ред. ФЗ от 27.05.2014 №136-ФЗ) к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1-3,9,10,12,14,17,19(за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поседения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.
Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
Следовательно, указанным федеральным законом с 1 января 2015 года полномочия по организации в границах поселения водоснабжения населения и водоотведения переданы органам местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
Исходя из указанных норм, обязанность по разработке проектов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, разработки схемы водоснабжения и водоотведения, получению в ТО Управлении Роспотребнадзора по РД в г. Избербаш санитарно-эпидемиологического заключения на разработанный проект зон санитарной охраны источников водоснабжения, расположенных в сельском поселении с.Дружба лежит на администрации МР «Каякентский район».
Как установлено судом, в период с 1 января 2015 года и по день вынесения судом решения администрацией МР «Каякентский район» не разработана схема водоснабжения и водоотведения в сельском поселении с.Дружба, не согласована с ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г. Избербаш, не получено санитарно-эпидемиологическое заключение на проект зоны санитарной охраны источников водоснабжения в сельском поселении с.Дружба.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить частично.
Обязать администрацию МР «Каякентский район» разработать схему водоснабжения и водоотведения в сельском поселении с.Дружба Каякентского района, согласовать с ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г. Избербаш, а также получить санитарно-эпидемиологическое заключение на проект зоны санитарной охраны источников водоснабжения сельского поселения с.Дружба Каякенсткого района, а в остальной части в удовлетворении требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан в течение месяца со дня вынесения судом решения в окончательной форме через районный суд.
Судья: З.И. Алибулатов