Дело № 2а-2455/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 апреля 2018 года г. Барнаул
Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
судьи Корольковой И.А.,
при секретаре ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по .... к Добровольскому .... о взыскании задолженности по налогу и пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция ФНС России № по .... (далее – МИФНС) обратилась в суд с административным иском к Добровольскому В.Г. о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2014 год (в исковом заявлении описка – 2013 год) в размере 4 800 руб. и пени в связи с неуплатой транспортного налога в размере 2 416,57 руб., указывая, что административный ответчик является собственником автомобиля марки .... года выпуска, в связи с чем обязан платить транспортный налог. Налогоплательщиком обязанность по уплате налога в установленный законодательством срок не исполнена. Требование об уплате недоимки в добровольном порядке административным ответчиком не выполнено, начислена пеня.
На основании изложенного, МИФНС просила взыскать с Добровольского В.Г. указанную сумму недоимки и пени по транспортному налогу, восстановить срок на подачу административного искового заявления в суд.
Административный ответчик в судебном заседании с требованиями не согласился, пояснил, что автомобиль продал в 2005 году по доверенности. От МИФНС не получал требований об оплате, поскольку с 2010 года зарегистрирован и проживает по .... в .....
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом путем направления судебной повестки, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав пояснения административного ответчика, исследовав материалы административного дела, изучив собранные по делу доказательства, дав им оценку в совокупности по своему внутреннему убеждению, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации и п.1 ст.3 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со статьей 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно статьи 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения (абз. 1 ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. При этом налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом (ст. 363 Налогового кодекса Российской Федерации).
Ставки транспортного налога на территории .... в 2014 году установлены .... от 10 октября 2002 года № 66-ЗС «О транспортном налоге на территории ....».
Часть 2 ст. 2 Закона Алтайского края от 10 октября 2002 года № 66-ЗС «О транспортном налоге на территории Алтайского края» определяет, что налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог не позднее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. В случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (статья 57 Налогового кодекса Российской Федерации).
По основаниям п. 4 ст. 57 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
В соответствии со статьей 52 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении. В случае перерасчета налоговым органом ранее исчисленного налога уплата налога осуществляется по налоговому уведомлению в срок, указанный в налоговом уведомлении (пункт 6 статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно п.1, п.2 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма и должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (статьи 69,70 Налогового Кодекса РФ).
Согласно ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Пункт 4 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает, что пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. При этом процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Согласно учетным данным налогоплательщика Добровольскому В.Д. с 2003 года принадлежит транспортное средство ГАЗ53А, р/з М175КМ22 (в административном иске имеется опечатка в указании регистрационного знака).
Уведомление об уплате транспортного налога № от ДД.ММ.ГГГГ за 2014 год направлено налогоплательщику ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с неисполнением обязанности по уплате данного налога ДД.ММ.ГГГГ направлено требование № об уплате недоимки по транспортному налогу, а так же начисленных сумм пени за просрочку уплаты транспортного налога в размере 1 796,84 руб. со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается реестром почтовой корреспонденции.
Требование № об уплате пени за просрочку уплаты транспортного налога в размере 619,73 руб. (за предшествующий период) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ было так же направлено ответчику.
Сумма пени, заявленная в административном иске для взыскания, складывается из сумм по двум вышеуказанным требованиям.
Таким образом, требование об уплате налога направлено было налогоплательщику своевременно - не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты.
ДД.ММ.ГГГГ МИФНС России № обратилась с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Добровольского В.Г. задолженности транспортного налога, пени. Определением мирового судьи судебного участка №.... от ДД.ММ.ГГГГ МИФНС России № отказано в принятии заявления, поскольку отсутствуют сведения о получении копии заявления Добровольским В.Г. Мировой судья в определении ссылается на пропуск срока подачи заявления налоговым органом.
Настоящий административный иск предъявлен в Ленинский районный суд .... ДД.ММ.ГГГГ.
Принят к производству ДД.ММ.ГГГГ, передан по подсудности в Центральный районный суд .... определением от ДД.ММ.ГГГГ.
Проверяя соблюдение налоговым органом, порядка принудительного взыскания по налогам и пени, суд приходит к выводу о пропуске срока на принудительное взыскание по следующим основаниям.
Согласно п.1 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п.2 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации).
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
В связи с неуплатой в установленные сроки административным ответчиком транспортного налога и пени налоговый орган направил налогоплательщику требование № ДД.ММ.ГГГГ, указав срок его исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.
Следовательно, шестимесячный срок обращения налогового органа с заявлением о выдаче судебного приказа истекал ДД.ММ.ГГГГ.
По требованию № о взыскании суммы пени 619,73 руб. шестимесячный срок обращения налогового органа о выдаче судебного приказа истекал ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с ч. 6 ст. 289 КАС РФ, при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет, в том числе, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года N 479-О-О). Пропуск без уважительных причин установленного федеральным законом срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявленных в суде требований.
Согласно ч.1 ст.93 КАС РФ, процессуальный срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца установленного срока. В случае, если окончание процессуального срока, исчисляемого месяцами, приходится на месяц, который не имеет соответствующего числа, процессуальный срок истекает в последний день этого месяца.
С заявлением о выдаче судебного приказа налоговый орган обратился 19 сентября 2017 года, т.е. с пропуском шестимесячного срока.
Доказательств обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа в установленные законом сроки административным истцом не представлено, материалы дела таких данных не содержат.
Оценивая обстоятельства подачи административного искового заявления, пропуска срока на его подачу, суд установил следующее
Определением мирового судьи от 24 сентября 2017 года было отказано в принятии заявления о выдаче судебного приказа, разъяснено право на обращение в суд в исковом порядке.
Административный истец просил восстановить срок на подачу административного искового заявления.
В обоснование указывает на уважительность причин пропуска срока, большое количество заявлений подлежащих оформлению в суд, ограниченность срока для подачи документов, увольнение сотрудников инспекции, долговременность получения доказательств.
Положения ст. 48 Налогового кодекса РФ предусматривают возможность восстановления сроков установленных ч. 2 и ч. 3 при наличии уважительности причин их пропуска.
Предполагается подача суду соответствующего заявления с представлением доказательств уважительности пропуска срока.
Исковое заявление о взыскании налога, пеней, может быть предъявлено налоговым органом не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Определением мирового судьи судебного участка №.... от ДД.ММ.ГГГГ МИФНС России № отказано в принятии заявления.
Таким образом, последним днем для обращения в районный суд с учетом установленного шестимесячного срока является ДД.ММ.ГГГГ.
Административное исковое заявление поступило в суд 11 января 2018 года, в связи с чем оснований для восстановления шестимесячного срока на подачу иска у суда не имеется.
Оценивая заявление о восстановлении срока на обращение в суд, при рассмотрении настоящего дела не усматривается оснований для восстановления срока на подачу заявления о выдаче судебного приказа, предусмотренного ч. 2 ст. 48 НК РФ. Причины, указанные административным истцом не могут быть расценены как уважительные. Доказательств их наличия суду не представлено.
Таким образом, суд оставляет административное исковое заявление о взыскании транспортного налога за 2014 год и пени с Добровольского В.Г. без удовлетворения, в связи с пропуском срока на обращение в суд с заявлением о выдаче судебного приказа.
Суд полагает необходимым при рассмотрении дела отметить следующее.
Как следует из материалов дела, налоговым органом уведомления и требования административному ответчику были направлены по адресу ....44 в ...., что подтверждается списками на отправку.
Согласно данных Краевого адресного бюро Добровольский В.Г. с 2010 года зарегистрирован по адресу .... в ..... Указанное подтверждено отметкой в паспорте административного ответчика.
Таким образом, у Добровольского В.Г. отсутствовала возможность исполнить уведомление и требования по уплате налога и пени в установленные сроки или заявить возражения, в связи с направлением ИФНС корреспонденции по ненадлежащему адресу.
В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации. Согласно ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
С учетом изложенного, исковые требования Межрайонной ИФНС России № по .... удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ № ░░ .... ░ ░░░░░░░░░░░░░░ .... ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ....░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ .... ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░.
....
....