78RS0023-01-2022-009738-16
Мотивированное решение суда составлено 06 апреля 2023 года.
Дело № 2-1208/2023 23 марта 2023 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга в составе председательствующего судьи Васильевой И.Ю.,
при секретаре Проничевой Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ООО СК «Сбербанк страхование жизни» к Соколовой Светлане Васильевне о признании договора страхования недействительным,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с настоящим иском, указав, что между ним и ответчиком ДД.ММ.ГГГГ заключен договор страхования жизни № ЗМДКР№. Между сторонами были согласованы условия договора, в котором указан размер страховой премии, страховой суммы, а также согласованы иные обязательные условия, предусмотренные действующим законодательством. Однако истцу стало известно, что при заключении договора страхования страхователь не сообщил все необходимые данные о состоянии здоровья, что являлось его обязательством. Страховщику стало известно, что у застрахованного лица на момент заключения договора страхования имелись ограничения, которые не позволяют его брать на страхование на условиях по вышеуказанному договору страхования. Из поступивших в адрес истца медицинских документов, следует, что ответчик признан инвалидом, страхователю была установлена вторая группа инвалидности бессрочно. Таким образом, на момент заключения договора страхования у застрахованного лица имелись заболевания, о которых истцу не было известно. С учетом изложенного, истец просит суд признать договор страхования недействительным.
Представитель истца в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Ответчик Соколова С.В. в судебное заседание явилась, требования не признала.
Суд, выслушав ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст. 927 ГК РФ страхование осуществляется на основании договоров имущественного или личного страхования, заключаемых гражданином или юридическим лицом (страхователем) со страховой организацией (страховщиком).
В соответствии со ст. 944 ГК РФ при заключении договора страхования страхователь обязан сообщить страховщику известные страхователю обстоятельства, имеющие существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая и размера возможных убытков от его наступления (страхового риска), если эти обстоятельства не известны и не должны быть известны страховщику.
Существенными признаются во всяком случае обстоятельства, определенно оговоренные страховщиком в стандартной форме договора страхования (страхового полиса) или в его письменном запросе.
Если после заключения договора страхования будет установлено, что страхователь сообщил страховщику заведомо ложные сведения об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, страховщик вправе потребовать признания договора недействительным и применения последствий, предусмотренных пунктом 2 статьи 179 настоящего Кодекса.
В силу положений п. 2 ст. 179 ГК РФ сделка, совершенная под влиянием обмана, может быть признана судом недействительной по иску потерпевшего.
Обманом считается также намеренное умолчание об обстоятельствах, о которых лицо должно было сообщить при той добросовестности, какая от него требовалась по условиям оборота.
Сделка, совершенная под влиянием обмана потерпевшего третьим лицом, может быть признана недействительной по иску потерпевшего при условии, что другая сторона либо лицо, к которому обращена односторонняя сделка, знали или должны были знать об обмане. Считается, в частности, что сторона знала об обмане, если виновное в обмане третье лицо являлось ее представителем или работником либо содействовало ей в совершении сделки.
Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ между истцом и ответчиком заключен договор страхования жизни № № в соответствии с которым застрахованы следующие риски: смерть застрахованного лица, наступившего в течение действия договора страхования, несчастные случаи, диагностирование в течение действия договора заболевания, повлекшие смерть застрахованного лица, установление застрахованному лицу в течение действия договора страхования инвалидности 1 или 2 группы, несчастный случай, диагностирование в течение действия договора страхования впервые в жизни у застрахованного лица заболевания, повлекшего установление инвалидности 1 или 2 группы после окончания действия договора страхования и срок не более 1 года (л.д.8-14).
Выгодоприобретателем по договору страхования является до момента выдачи кредита по кредитному договору - страхователь (а в случае смерти-наследники страхователя), с момента выдачи кредита – банк в размере задолженности застрахованного лица по кредиту на дату страхового случая, в остальной части является страхователь.
В соответствии с п. 5.2 договора страхования страхователь подтверждает, что не является инвали<адрес>-ой, 2-ой, 3-ей группы, не имеет действующего направления на медико-социальную экспертизу, а также не имеет и не имел в прошлом следующих заболеваний: онкологического заболевания, ишемической болезни сердца (инфаркт миокарда, стенокардии), инсульта, цирроза печени. Страхователь подтверждает свое ознакомление с тем, что сообщение заведомо ложных сведений являются основанием для признания договора страхования недействительным.
Таким образом, Соколова С.В., подписывая заявление на страхование от ДД.ММ.ГГГГ указала, у неё не имеется заболеваний из установленного декларацией перечня.
Согласно представленной справке серия МСЭ-2019 № от ДД.ММ.ГГГГ Соколовой С.В. установлена вторая группа инвалидности, инвалидность установлена до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.18).
Таким образом, при заключении договора страхования, ответчик предоставил истцу недостоверную информацию об отсутствии у неё инвалидности.
Не сообщив страхователю о наличии инвалидности, ответчик нарушила положения ст. 944 ГК РФ, обязывающей страхователя сообщить страховщику известные страхователю обстоятельства, имеющие существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая и размера возможных убытков от его наступления (страхового риска), если эти обстоятельства не известны и не должны быть известны страховщику.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что страхователь Соколова С.В. сообщила страховщику заведомо недостоверные сведения о состоянии своего здоровья посредством намеренного умолчания об обстоятельствах, о которых она должна была сообщить при той добросовестности, какая от него требовалась, что является существенным обстоятельством, имеющим значение для определения вероятности наступления страхового случая и размера возможных убытков, а равно основанием для определения страховщиком возможности заключения договора страхования, степени принимаемого на страхование риска, установления страхового тарифа страховой премии, включения в договор иных условий, что свидетельствует о заключении договора страхования без получения сведений, имеющих существенное значение, и влечет, в силу п. 2 ст. 179 ГК РФ, его недействительность.
Таким образом, суд считает, что требования истца подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 12, 56, 67, 98, 167, 193-199, Гражданского процессуального кодекса РФ,
Р Е Ш И Л:
Признать недействительным договор страхования № № №, заключенный между ООО СК «Сбербанк страхование жизни» и Соколовой Светланой Васильевной ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд через Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Копия верна
Судья И.Ю. Васильева