УИД 91RS0023-01-2019-000918-10 №2-680/2019 № 33-11652/2019
Председательствующий судья суда первой инстанции Ильчева Н.П.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 декабря 2019 года г. Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
Председательствующего судьи Белоусовой В.В.,
судей Кирюхиной М.А., Корсаковой Ю.М.,
при секретаре Вааповой С.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску Сикорской Галины Александровны к Сикорскому Александру Анатольевичу, Сикорскому Алексею Анатольевичу, третьи лица: нотариус Черноморского районного нотариального округа Степанова Наталья Александровна, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании совместно нажитым имуществом, определении супружеской доли, признании права собственности в порядке наследования,
по апелляционной жалобе Сикорской Галины Александровны на решение Черноморского районного суда Республики Крым от 23 сентября 2019 года,
Заслушав доклад судьи Белоусовой В.В.,
у с т а н о в и л а:
Сикорская Г.А. обратилась в суд с иском к Сикорскому Александру Анатольевичу, Сикорскому Алексею Анатольевичу о признании 1/2 доли жилого дома и 1/2 доли земельного участка общей площадью 1160 кв.м, расположенных по адресу: <адрес>, совместным имуществом супругов Сикорской Г.А. и ФИО5, умершего ДД.ММ.ГГГГ; определении супружеской доли Сикорской Г.А., в указанном совместном имуществе супругов в размере 1/2 доли, и включении ее в наследственную массу умершего ФИО5; признании за Сикорской Г.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в порядке наследования право общей долевой собственности на жилой дом и земельный участок, расположенных по вышеуказанному адресу в размере 1/4 доли; указании в решении суда, что оно является основанием для государственной регистрации прав на недвижимое имущество; взыскании судебных расходов с ответчика.
Требования мотивированы тем, что с 2000 года Сикорская Г.А. проживала в гражданском браке с ФИО5, с ДД.ММ.ГГГГ в зарегистрированном браке.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 умер.
С 24 апреля 2001 года по 7 февраля 2008 года ФИО5 был зарегистрирован и постоянно проживал в принадлежащей истцу на праве собственности квартире, расположенной по адресу: <адрес>
После смерти ФИО5 открылось наследство, состоящее из следующего имущества: 1/2 доли земельного участка и 1/2 доли жилого дома по адресу: <адрес>; а также другое имущество, не являющееся предметом спора в рамках рассматриваемого дела.
Сикорский Александр Анатольевич, Сикорский Алексей Анатольевич, а также истец обратились с заявлениями к нотариусу Черноморского районного нотариального округа Республики Крым Степановой Н.А.,
Истец имела намерение подать нотариусу заявление о выдаче свидетельства о праве собственности на супружескую долю в наследственном имуществе, оставшегося после смерти супруга, однако нотариусом ей было устно отказано, так как из представленных документов на 1/2 долю жилого дома и 1/2 доли земельного участка нотариус не может установить принадлежность супружеской доли, поскольку при наличие договора дарения 1/2 части земельного участка и 1/2 части жилого дома не соблюдается факт безусловности и она не может выделить супружескую долю и рекомендовала обратиться в суд; брачного договора между супругами не заключалось, в связи с чем доли супругов признаются равными.
Решением Черноморского районного суда Республики Крым от 23 сентября 2019 года в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе Сикорская Г.А. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым иск удовлетворен, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение по делу, недоказанность установленных судом обстоятельств, имеющих значение по делу, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам по делу, неправильное применение норм материального и процессуального права.
В судебном заседании истца и ее представитель поддержали апелляционную жалобу по мотивам необоснованности.
Ответчик Сикорский А.А. и его представитель возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам необоснованности
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, причины неявки суду неизвестны.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Исследовав материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Рассмотрением дела установлено, что ФИО5 умер ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> (том 1 л.д. 12,92).
После смерти ФИО5 открылось наследство, которое состоит в том числе из ? доли дома и ? доли земельного участка, расположенных по адресу: <адрес> а, а также иного имущества, которое не является предметом исковых требований в рамках рассматриваемого спора.
Согласно предоставленной нотариусом Черноморского нотариального округа Степановой Н.А. информации от 29.11.2017 года исх. № 886, по гражданскому делу №, наследниками имущества умершего ФИО5 являются, в равных долях каждый, по 1/3 (одной третьей) доле: супруга - Сикорская Галина Александровна, сын - Сикорский Александр Анатольевич, сын - Сикорский Алексей Анатольевич (т.1 л.д. 199).
Из материалов дела следует, что решением исполкома Черноморского поселкового совета от 21 августа 2001 года № отведен и передан в частную собственность ФИО5 земельный участок площадью 1160 кв.м. по <адрес> для строительства и обслуживания жилого дома (т.1 л.д. 14).
12 ноября 2001 года ФИО5 на основании вышеуказанного решения органа местного самоуправления выдан государственный акт на право собственности на земельный участок площадью 0,1160 га., расположенный по адресу: <адрес>.
21 июня 2012 года ФИО5 получен государственный акт на земельный участок площадью 0,1160 га, расположенный по адресу: <адрес> (т.1 л.д.15).
ФИО5 и Сикорская Г.А. состояли в зарегистрированном браке с 19 апреля 2005 г. (т.1 л.д.11).
Судом первой инстанции установлено, что с 2000 года ФИО5 и Сикорская Г.А. проживали в гражданском браке.
В период брака ФИО5 и Сикорской Г.А. на территории земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> осуществлено строительство жилого дома, который сдан в эксплуатацию в 2007 году и получено свидетельство о праве собственности ФИО5 на недвижимое имущество от 5 декабря 2012 года (т.1 л.д.49).
8 апреля 2013 года на основании договоров дарения ФИО5 подарил Сикорской Г.А. ? доли жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>. Договора дарения удостоверены в порядке, предусмотренном действующим на тот период времени законодательством Украины, нотариально.
Из материалов наследственного дела, открытого после смерти ФИО5 следует, что 23 июня 2017 года Сикорская Г.А. обратилась с заявлением к нотариусу Степановой Н.А. о том, что имущество супруга ФИО5, умершего 8 мая 2017 года, является его собственностью. Доля Сикорской Г.А. в имуществе, приобретенном ФИО5 во время брака отсутствует.
Судебная коллегия принимает во внимание указанное заявление в качестве письменного доказательства по делу. Доводы истца о подложности заявления были предметом исследования в рамках заявления в органы полиции о возбуждении уголовного дела, своего подтверждения не нашли. Постановлением оперуполномоченного ОУР ОМВД России по Черноморскому району от 17 мая 2019 года в возбуждении уголовного дела по заявлению Сикорской Г.А. по факту подложного документа в материалах наследственного дела, а именно заявления от 23.06.2017 года под № 167, отказано, ввиду отсутствия признаков события преступления, предусмотренного ч.1 ст. 159, ч.1,3 ст. 327, ч.1 ст. 330 УК РФ.
В силу ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону.
В состав наследства, в соответствии со ст. 1112 ГК РФ, входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии со статями 1113, 1114 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина. Днём открытия наследства является день смерти гражданина.
Согласно ч.1 ст.1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Круг наследников по закону установлен статьями 1142 - 1145, 1147, 1148 и 1151 ГК РФ.
На основании ст. 37 СК РФ и п.2 ст. 256 ГК РФ, имущество каждого из супругов может быть признано их совместной собственностью, если будет установлено, что в период брака за счёт общего имущества супругов или имущества каждого из супругов либо труда одного из супругов были произведены вложения, значительно увеличивающие стоимость этого имущества (капитальный ремонт, реконструкция переоборудование и другие).
Согласно разъяснениям, данным в пункте 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», в состав наследства, открывшегося со смертью наследодателя, состоявшего в браке, включается его имущество, а также его доля в имуществе супругов, нажитом ими во время брака, независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства, если брачным договором не установлено иное, при этом переживший супруг вправе подать заявление об отсутствии его доли в имуществе, приобретённом во время брака. В этом случае всё это имущество входит в состав наследства.
Кроме того, статья 1150 ГК РФ указывает, что принадлежащее пережившему супругу наследодателя в силу завещания или закона право наследования не умаляет его права на часть имущества, нажитого во время брака с наследодателем и являющегося их совместной собственностью. Доля умершего супруга в этом имуществе, определяемая в соответствии со статьей 256 настоящего Кодекса, входит в состав наследства и переходит к наследникам в соответствии с правилами, установленными настоящим Кодексом.
В случае смерти одного из супругов переживший супруг имеет право обратиться к нотариусу по месту открытия наследства с заявлением о выдаче ему свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов, а нотариус обязан совершить это нотариальное действие, руководствуясь ст. 75 Основ законодательства РФ о нотариате и известив об этом принявших наследство наследников. Свидетельство о праве собственности на долю в общем имуществе супругов может быть выдано пережившему супругу на половину общего имущества, нажитого во время брака.
По письменному заявлению наследников, принявших наследство, и с согласия пережившего супруга в свидетельстве о праве собственности может быть определена и доля умершего супруга в общем имуществе.
Получение супружеской доли является добровольным актом, поэтому переживший супруг вправе отказаться от получения свидетельства. В этом случае в наследственном деле нотариус делает отметку о том, что пережившему супругу разъяснена статьи 34 Семейного кодекса Российской Федерации.
По смыслу указанных норм закона получение пережившим супругом свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов является правом, но не обязанностью пережившего супруга, неполучение названного свидетельства пережившим супругом может являться следствием его отказа от права на долю в совместно нажитом имуществе.
В соответствии с п. 33 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» в состав наследства, открывшегося со смертью наследодателя, состоявшего в браке, включается его имущество (п. 2 ст. 256 ГК РФ, ст. 36 СК РФ), а также его доля в имуществе супругов, нажитом ими во время брака, независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства, если брачным договором не установлено иное (п. 1 ст. 256 ГК РФ, статьи 33, 34 СК РФ). При этом переживший супруг вправе подать заявление об отсутствии его доли в имуществе, приобретенном во время брака. В этом случае все это имущество входит в состав наследства.
Согласно ч.1 ст.236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
В силу ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, каждая сторона должна самостоятельно доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или не совершения процессуальных действий.
Согласно ч.1 ст. 254 ГК РФ раздел общего имущества между участниками совместной собственности, а также выдел доли одного из них могут быть осуществлены после предварительного определения доли каждого из участников в праве на общее имущество.
В силу пункта 4 статьи 256 Гражданского кодекса Российской Федерации правила определения долей супругов в общем имуществе при его разделе и порядок такого раздела устанавливаются законодательством о браке и семье.
В соответствии со статьей 38 Семейного кодекса Российской Федерации раздел общего имущества супругов может быть произведен по их соглашению. В случае раздела общего имущества супругов в период брака та часть имущества, которая не была разделена, а также имущество, нажитое супругами в период брака в дальнейшем, составляют их совместную собственность.
В суде первой инстанции свидетель ФИО10 пояснил, что он с 1991 года был знаком с ФИО5, хорошо знает семью Сикорских. Ему достоверно известно от ФИО5 о том, что дарение ? доли дома и земельного участка подразумевало собой раздел совместного имущества супругов, что было оформлено соответствующим договором.
В силу ст. 33, 34 СК РФ и ст. 256 ГК РФ совместная собственность супругов возникает в силу прямого указания закона. Законный режим имущества супругов действует, если брачным договором не установлено иное.
Из материалов дела следует, что в установленном законом порядке раздел общего имущества ответчиков не производился. Однако, в период брака были заключены договора дарения ? доли совместно нажитого имущества супругов; исходя из фактических обстоятельств дела и предоставленных суду доказательств, суд первой инстанции оценил данные договора дарения как соглашения об установлении режима имущества, находящегося в совместной собственности супругов. В договорах указано о том, что ? доля имущества остается собственностью ФИО5, о чем достоверно было известно истцу по делу.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что заключением договора дарения доли дома и земельного участка супруги Сикорская Г.А. и ФИО5 прекратили режим совместной собственности на указанное имущество в целом.
Ввиду изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что доля истицы в оставшейся ? доле земельного участка и жилого дома, как пережившего супруга отсутствует. Указанное наследственное имущество подлежит разделу между тремя наследниками в равных долях, то есть 1/3 от ? доли, что составляет каждому по 1/6 доле.
Таким образом, исковые требования Сикорской Г.А. подлежат частичному удовлетворению и за ней следует признать в порядке наследования по закону после смерти ФИО5 право собственности на 1/6 долю земельного участка и 1/6 долю жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
В остальной части иска следует отказать.
На основании ч.1 п.1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда первой инстанции подлежит отмене с постановлением нового решения о частичном удовлетворении иска и признании за истицей права собственности на 1/6 долю наследственного имущества в порядке наследования по закону после смерти ФИО5, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Доводы об оформлении договора дарения доли в спорном имуществе в связи с вложением истицей собственных денежных средств не нашли своего подтверждения допустимыми по делу доказательствами, подлежат отклонению.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и такими что не могут служить основанием для отмены постановленного судебного решения.
Суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела и постановил законное и обоснованное решение, нарушений норм материального права и процессуального закона не допущено, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебного решения по доводам жалобы судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Черноморского районного суда Республики Крым от 23 сентября 2019 года отменить.
Иск Сикорской Галины Александровны удовлетворить частично.
Признать за Сикорской Галиной Александровной право собственности в порядке наследования по закону после смерти ФИО5, умершего ДД.ММ.ГГГГ на 1/6 долю земельного участка кадастровый № и 1/6 долю жилого дома кадастровый №, расположенных по адресу: <адрес>
В остальной части иска отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления.
Председательствующий
Судьи