УИД 52RS0009-01-2021-003947-44
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 апреля 2022 года г.Арзамас
Арзамасский городской суд Нижегородской области в составе:
председательствующего судьи Попова С.Б.,
при секретаре Меркурьевой О.П.,
с участием представителя истца Глазова А.О. по доверенности от <дата>,
представителя ответчика ОПФР по Нижегородской области - Храмовой Ю.И. по доверенности от <дата>,
представителя ответчика ГБУ «РЦДПОВ г.Арзамаса» - Рубцовой О.В. по доверенности от <дата>,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вьюновой Т.В. к ОПФР по Нижегородской области, ГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями г.Арзамаса»о признании сведений недостоверными, понуждении, признании отказа незаконным,
установил:
Вьюнова Т.В. обратилась в суд с иском к УПФР по Арзамасскому району Нижегородской области, ГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями г.Арзамаса»о признании сведений недостоверными, понуждении, признании отказа незаконным, в соответствии с которым с учетом дополнения исковых требований просит суд: признать сведения индивидуального лицевого счета на Вьюнову Т.В. за периоды работы с <дата> по <дата> (07 лет 05 месяцев 19 дней) в МУ «Центр реабилитации для детей-инвалидов» на дату обращения за назначением пенсии недостоверными; обязать ответчика включить в ее специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей периоды работы с <дата> по <дата> (07 лет 05 месяцев 19 дней) в МУ «Центр реабилитации для детей-инвалидов»; обязать ответчика ГУ УПФР по Арзамасскому району принять корректировку индивидуальных сведений и внести изменения в индивидуальный лицевой счет на Вьюнову Т.В. за периоды работы с <дата> по <дата> (07 лет 05 месяцев 19 дней) в МУ «Центр реабилитации для детей-инвалидов» в части сведений об особых условиях труда, дающих право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей; обязать ответчика ГУ УПФР по Арзамасскому району назначить ей досрочную страховую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей с <дата>; признать отказ УПФР по Арзамасскому району от <дата> № незаконным в части не включения в специальный стаж периода работы с <дата> по <дата> (07 лет 05 месяцев 19 дней) в МУ «Центр реабилитации для детей-инвалидов», указывая, что <дата> обратилась с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей, ей было отказано по причине отсутствия требуемого специального стажа. Согласно отказа в ее специальный стаж не включен спорный период работы. По мнению Управления ее специальный стаж на <дата> составляет 23 года 07 месяцев 14 дней. Полагает отказ незаконным. Несмотря на переименование учреждения, ее обязанности и характер работы не изменились. Согласно должностной инструкции она выполняла обязанности воспитателя несовершеннолетних воспитанников, что заключается в содействии социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, нуждающихся в социальной поддержке государства, проведение общеобразовательных уроков, в Государственном Учреждении дает право на получение трудовой пенсии досрочно. Данное учреждение являлось образовательным, она, имея высшее педагогическое образование, осуществляла в нем педагогическую деятельность.
Определением суда произведена замена ответчика УПФР по Арзамасскому району Нижегородской области (межрайонное) на ОПФР по Нижегородской области.
В судебное заседание истец Вьюнова Т.В. не явилась, извещалась повесткой заказным письмом по адресу места жительства, которое возвращено по истечении срока хранения.
С учетом мнения участвующих лиц, в соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
Представитель истца Глазов А.О. исковые требования поддержал.
Представитель ответчика Храмова Ю.И. иск не признала и пояснила, что учреждение не предусмотрено списками. Согласно акта льготное исчисление введено с <дата>.
Представитель ответчика ГБУ «РЦДПОВ г.Арзамаса» Рубцова О.В. иск не признала и пояснила, что оснований для простановки кода для льготной пенсии истца у них не имелось.
Выслушав участвующих лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п.1, 2 ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Согласно пп.19 п.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Согласно п.2-4 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»:
2. Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
3. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
4. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В соответствии с п.16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
В судебном заседании установлено, что Вьюнова Т.В. с <дата> по <дата> (07 лет 05 месяцев 19 дней) работала в должности воспитателя в МУ «Центр реабилитации для детей-инвалидов».
Указанные обстоятельства не оспариваются и подтверждаются: трудовой книжкой Вьюновой Т.В. (т.1 л.д.9-10); трудовым договором № от <дата> (т.2 л.д.5-6); приказом № от <дата> о принятии на работу (т.2 л.д.7); справками, уточняющими работу в должностях, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью от <дата>, <дата> (т.1 л.д.45); выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица (т.1 л.д.48-53, 86-90).
Решением УПФР в Арзамасском районе Нижегородской области (межрайонное) № от <дата> истцу по ее обращению от <дата> было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пп.19 п.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» из-за отсутствия требуемого специального стажа, поскольку, в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, не включен вышеуказанный период работы, т.к. учреждение не предусмотрено Списками, в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица сведения об особых условиях работы истца в данный период отсутствуют, на <дата> специальный стаж определен 23 года 07 месяцев 14 дней (т.1 л.д.11, 27).
Согласно пп.«м» п.1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с <дата> по <дата> включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что право на досрочную страховую пенсию по старости имеют воспитатели учреждений социального обслуживания, в частности, реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями, социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних.
Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей" предусмотрено, что право на досрочную страховую пенсию по старости имеют воспитатели учреждений социального обслуживания, в частности, реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями, социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет" право на досрочную страховую пенсию по старости в отношении воспитателей учреждений социального обслуживания, в частности, реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями, социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, не предусмотрено.
Согласно Устава Муниципального учреждения «Центр реабилитации для детей-инвалидов» от <дата> учреждение является специализированным учреждением системы социальной защиты населения, осуществляющим медико-психологическую, социально-педагогическую и трудовую реабилитацию детей-инвалидов в возрасте от 3 до 18 лет, создано в соответствии с Указом Президента РФ № 543 от 01.06.1992 года «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы», Федеральным законом от 03.07.1998 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Постановлением мэра г.Арзамаса № 71 от 06.07.1998 «О закрытии дошкольного учреждения № 12 и создания на его базе Центра реабилитации для детей-инвалидов», деятельность учреждения направлена на оказание детям-инвалидам от 3 до 18 лет квалифицированной медико-социальной и социально-педагогической помощи, обеспечение их максимально полной и своевременной социальной адаптацией к жизни в обществе, семье, к обучению к труду (т.1 л.д.100-112).
Распоряжением Правительства Нижегородской области от <дата> № Муниципальное учреждение «Центр реабилитации для детей инвалидов» передано в государственную собственность Нижегородской области (т.2 л.д.17-18).
Приказом № от <дата> воспитатель Вьюнова Т.В. переведена с <дата> в Государственное учреждение «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями г.Арзамаса» на должность воспитателя отделения дневного пребывания (т.2 л.д.19).
Согласно Устава Государственного учреждения «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями г.Арзамаса» от <дата> и в новой редакции от <дата> учреждение является государственным учреждением социального обслуживания семьи и детей системы социальной защиты Нижегородской области, создано на основании Постановления мэра г.Арзамаса Нижегородской области от <дата> № «О закрытии дошкольного учреждения № и создании на его базе Центра реабилитации для детей-инвалидов», основными целями являются оказание семьям, воспитывающим детей с отклонениями в физическом или умственном развитии, квалифицированной медико-социальной, социально-психологической и социально-педагогической поддержки, обеспечение комплексной реабилитации детей-инвалидов, их социальной адаптации к жизни в обществе, семье, к обучению и труду (т.1 л.д.108-115, 116-125).
<дата> УПФР по Арзамасскому району Нижегородской области была проведена документарная проверка «Перечня рабочих мест, профессий и должностей, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.1 пп.19 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ», в частности по рабочему месту воспитателя, в ходе которой подтверждена обоснованность включения рабочего места воспитателя в «Перечень рабочих мест, профессий и должностей, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность» на <дата>, рекомендовано откорректировать индивидуальные сведения с кодом льготной позиции с <дата>, что подтверждается актом № от <дата> (т.1 л.д.47, 85).
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что в период с <дата> по <дата> истец осуществляла работу в учреждении социального обслуживания, образованном на основании Постановления мэра г.Арзамаса Нижегородской области от <дата> № «О закрытии дошкольного учреждения № и создании на его базе Центра реабилитации для детей-инвалидов», в последующем переданного из муниципальной в государственную собственность, при этом основные цели и задачи учреждения не изменились.
Согласно Положения о работе отделения дневного пребывания от <дата> целями отделения является предоставление социального обслуживания в полустационарной форме с обеспечением питания и без обеспечения питания с целью создания оптимальных условий жизнедеятельности получателя социальных услуг (т.1 л.д.143-146).
Согласно должностной обязанности воспитателя ЦРДИ от <дата> воспитатель планирует и организует жизнедеятельность детей и подростков, их воспитание, проводит повседневную работу, обеспечивающую создание условий для их социально-психологической реабилитации, совместно с медицинскими работниками обеспечивает сохранение и укрепление здоровья детей, проводит занятия (т.1 л.д.156).
Проанализировав исследованные доказательства, суд приходит к выводу о том, что факт работы истца в должности воспитателя в учреждении социального обслуживания в период с <дата> по <дата> нашел свое подтверждение, действующими в указанный период Списками работа в данных должности и учреждении в период с <дата> по <дата> подлежала включению в специальный стаж для назначения страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей.
В соответствии с п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.10.2002 г. № 781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
В соответствии с п.2.5 Приложения к Приказу Минобрнауки от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовой договоре», норма часов педагогической работы 25 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается воспитателям, непосредственно осуществляющим обучение, воспитание, присмотр и уход за обучающимися (воспитанниками) с ограниченными возможностями здоровья.
Как следует из трудового договора № от <дата>, истцу был установлен 5-ти часовой рабочий день, нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 25 часов в неделю (т.2 л.д.5-6).
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что норма рабочего времени с <дата> истцом выполнялась.
Принимая во внимание установленные обстоятельства дела, суд полагает, что сведения индивидуального лицевого счета Вьюновой Т.В. за период работы с <дата> по <дата> в МУ «Центр реабилитации для детей-инвалидов» на дату обращения за назначением пенсии не соответствуют действительности, в связи с чем, исковые требования о признании сведений за данный период недостоверными подлежат удовлетворению, оснований для признания недостоверными сведений индивидуального лицевого счета за период с <дата> по <дата> не имеется.
Согласно п.1-3 ст.14 Федерального закона «О страховых пенсиях»:
1. При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
2. При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
3. При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Согласно положениям пункта 10 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 N 1015 (далее - Правила N 1015), периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 Правил N 1015.
Согласно выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица истец зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования с <дата> (т.1 л.д.48-53), в связи с чем, страховой стаж в спорный период работы должен подтверждаться на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Сведения об особых условиях труда в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждения для детей в спорный период работы в вышеуказанной выписке отсутствуют.
Согласно ст.5 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно пп.10.2 п.2 ст.6 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в общей части индивидуального лицевого счета указываются периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 статьи 30, со статьей 31 и с пунктами 2, 6 и 7 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» сведения о застрахованных лицах представляются страхователями.
Согласно ст.8.1 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о зарегистрированных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п.1 п.11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 и 2.4 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, - в налоговые органы по месту их учета.
Согласно п.3 ст.12 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» сведения о трудовой деятельности за периоды работы до 1 января 2020 года вносятся в раздел "Сведения о трудовой деятельности" согласно записям, содержащимся в трудовой книжке. В случае выявления несоответствия сведений о трудовой деятельности за периоды работы с 1 января 2002 года сведениям индивидуального (персонифицированного) учета, ранее учтенным на индивидуальном лицевом счете зарегистрированного лица, сведения за эти периоды работы включаются в раздел "Сведения о трудовой деятельности" с учетом результатов проверки их полноты и достоверности в порядке, предусмотренном статьей 16 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.16 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право: требовать от страхователей, в том числе физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, своевременного и правильного представления сведений, определенных настоящим Федеральным законом; в необходимых случаях по результатам проверки полноты и достоверности сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете, в том числе представленных страхователями, физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, при изменении пенсионного законодательства Российской Федерации, при поступлении в орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений, не подлежащих представлению (корректировке) страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, а также по заявлению зарегистрированного лица осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения (дополнения) в индивидуальный лицевой счет в порядке, утверждаемом Пенсионным фондом Российской Федерации, сообщив об этом зарегистрированному лицу.
В соответствии с п.16 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны: обеспечивать своевременное включение в соответствующие индивидуальные лицевые счета сведений, представленных налоговыми органами и страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, органами, предоставляющими государственные или муниципальные услуги, зарегистрированными лицами, а также надежное хранение этих сведений; осуществлять контроль за правильностью представления страхователями, органами, предоставляющими государственные или муниципальные услуги, сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Принимая во внимание установленные обстоятельства дела, учитывая, что сведения о периодах работы, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью для детей за период с <дата> по <дата> в лицевом счете истца признаны недостоверными, суд полагает исковые требования о понуждении ОПФР по Нижегородской области принять корректировку индивидуальных сведений и внести изменения в индивидуальный лицевой счет Вьюновой Т.В. за период работы с <дата> по <дата> в МУ «Центр реабилитации для детей-инвалидов» в части сведений об особых условиях труда, дающих право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей подлежащими удовлетворению, исковые требования о принятии корректировки данных сведений за период с <дата> по <дата> удовлетворению не подлежат.
В связи с этим, также подлежат удовлетворению исковые требования о признании отказа УПФР по Арзамасскому району от <дата> № незаконным в части не включения в специальный стаж периода работы с <дата> по <дата> в МУ «Центр реабилитации для детей-инвалидов», о включении в специальный стаж Вьюновой Т.В. для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей периоды работы с <дата> по <дата> в МУ «Центр реабилитации для детей-инвалидов», оснований для признания незаконным отказа в части не включения в специальный стаж периода работы с <дата> по <дата>, включения в специальный стаж периода работы период с <дата> по <дата> суд не усматривает.
Согласно ч.1, 2 ст.22 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»:
1. Страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
2. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона. Если указанное заявление пересылается по почте либо представляется в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации, либо подается через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем, днем обращения за страховой пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, либо дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, либо дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
В соответствии с п.32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» необходимо иметь в виду, что, если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом N 173-ФЗ (статьи 18 и 19 Федерального закона N 173-ФЗ).
В соответствии с ч.1.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
В соответствии с Приложением № 7 к вышеуказанному Федеральному закону сроки назначения страховой пенсии по старости в случае возникновения права на страховую пенсию по старости в 2020 году составляют не ранее чем через 24 месяца со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
С учетом включения в специальный стаж истца для назначения страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности периодов работы с <дата> по <дата>, на дату обращения истца в пенсионный орган <дата> ее специальный стаж составлял более 28 лет, в связи с чем, на момент обращения в пенсионный орган у истца имелось право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
При обращении в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии истец также обратился с письменным заявлением о включении в специальный стаж и периодов работы с <дата> (т.1 л.д.43).
Вместе с тем, при наличии несоответствия сведений в индивидуальном лицевом счете сведениям о трудовой деятельности истца за спорный период, при наличии ранее проведенной проверки по рабочему месту воспитателя согласно акта № от <дата>, пенсионным органом проверка с учетом требования п.3 ст.12, ст.16 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ проведена не была, что привело к тому, что период с <дата> по <дата> не был включен в специальный стаж истца, и страховая пенсия назначена истцу не была.
С учетом изложенного, суд полагает исковые требования о понуждении ОПФР по Нижегородской области назначить истцу с досрочную страховую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей с <дата> подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования Вьюновой Т.В. удовлетворить частично.
Признать сведения индивидуального лицевого счета на Вьюнову Т.В. за периоды работы с <дата> по <дата> в МУ «Центр реабилитации для детей-инвалидов» на дату обращения за назначением пенсии недостоверными.
Включить в специальный стаж Вьюновой Т.В. для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей периоды работы с <дата> по <дата> в МУ «Центр реабилитации для детей-инвалидов».
Обязать ОПФР по Нижегородской области принять корректировку индивидуальных сведений и внести изменения в индивидуальный лицевой счет Вьюновой Т.В. за период работы с <дата> по <дата> в МУ «Центр реабилитации для детей-инвалидов» в части сведений об особых условиях труда, дающих право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей.
Признать решение УПФР в Арзамасском районе Нижегородской области (межрайонное) от <дата> № в части отказа Вьюновой Т.В. в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей незаконным.
Обязать ОПФР по Нижегородской области назначить Вьюновой Т.В. досрочную страховую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей с <дата>.
В удовлетворении исковых требований Вьюновой Т.В. к ОПФР по Нижегородской области, ГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями г.Арзамаса»: о признании сведений индивидуального лицевого счета на Вьюнову Т.В. за периоды работы с <дата> по <дата> в МУ «Центр реабилитации для детей-инвалидов» на дату обращения за назначением пенсии недостоверными; о включении в специальный стаж Вьюновой Т.В. для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей периода работы с <дата> по <дата> в МУ «Центр реабилитации для детей-инвалидов»; о понуждении ОПФР по Нижегородской области принять корректировку индивидуальных сведений и внести изменения в индивидуальный лицевой счет Вьюновой Т.В. за период работы с <дата> по <дата> в МУ «Центр реабилитации для детей-инвалидов» в части сведений об особых условиях труда, дающих право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Арзамасский городской суд Нижегородской области в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья подпись Попов С.Б.
Решение изготовлено в окончательной форме 13.05.2022 года.